Интонационные процессы в области стиха

Любовь Красивая
ИНТОНАЦИОННЫЕ   ПРОЦЕССЫ   В   ОБЛАСТИ   СТИХА.

( Теория  литературы.  Вопросы  стиховедения.)

Интонационность – это  новое  учение  о  природе  и  дисциплине  интонаций. Обоснованием  такого  учения  является  то  обстоятельство,  то  положение,  согласно  которому  два  похожих  слова,  имеющие  общие  инициалы – буквы,  сведенные  в  одно  созвучие,  в  одну  рифму, и  поставленные  рядом – усиливают  друг  друга.  Между  ними  образуется  особая  энергетическая  связь,  явление  магнетизма,  согласно  этому  явлению,  такие  слова  взаимно  притягивают  одно  другое. Чем  усиливают  не  только  звучание,  но  и  значение  друг  друга. 
Эти  теоретические  открытия необыкновенно  важны  в  новейшей  теории  стиха,  являясь  его  животворящей  кровью,  питающей  все  ткани  стиха,  проникающей  во  все  клетки  новейших  поэтических  творений.
Эти  новые  положения  теории  стиха  позволяет  нам  по – новому взглянуть  на  некоторые  привычные  заключения  стиховедения,  пересмотреть роль  и  значение устоявшихся  принципов  и  приемов.
Являясь краеугольным  камнем  стихостроения,  они  перестраивают  структурность  стиха,  его  текстуальность,  исходя  из  звукоакустических,  музыкальных,  ритмо –  мелодических  возможностей  и  средств  инновационно –  поэтической  речи. 
Из  этого  следует,  что  стихотворение  складывается  из  интонационных  ячеек,  интонационных  ходов,  точных  (полные  рифмы),
и  менее  точных  (полурифмы),  неточных (анаграммическое письмо), как  и  содержащее в  себе  чужеродные,  неинтонируемые  слова,
(декларативные  элементы). Интонируя  слова,  мы  не  только  вскрываем  их  звуковой  потенциал,  но  и  усиливаем  его.  В  этом  случае  поэзия  становится  более  изящной,  более  грациозной  и  игривой.  Что,  в  принципе,  соответствует  её  природному  назначению.
Поэтому, установка  на  тональное  единство, превосходство  интонаций,  образующих  единую  узнаваемую  тональность,  системность  интонаций (множественность однородных фонем),  и  отличает  тот  новый  тип  мышления,  который  в  корне  отличается  от  старого  мышления, которое  признавало  только  так  называемую  фразовую  интонацию,  содержащую  психологически –  управляемый  аспект.    
   
Интонация – это  соотношения,  в  которых  находятся  минимальные  части человеческой  речи.  Минимальными  частями  речи,  напомню,  являются  слоги.  К  ним  относятся  также  служебные  части  речи:  союзы,  междуметия,  предлоги,  частицы.
Интонации  характеризуются  подобиями  между  собой  этих  частей  речи.

Множественность  таких  подобий  образует  интонационный  процесс.
Взгляните  сами:

Привлекательной
                каплей
                капелькой,
Привлекательной
                такой
Тут
       участницей,

Привлекающей:
                примешь
                каплю
                лишь —

                будешь
Счастливым!

Привлекающей
                лака
                шалостью,
                лака
                алостью,

Привлечённому —

                она
Видится,
Она
Значится,
                она
Светится
В  современности,
                словно
Свечечка,
                словно
                часточка
Человечности

Я  приведу  несколько  опоэтизированную  ассоциацию,  чтоб  вы  живее  представили  себе  всю  эту  механику. 
Вспомните,  как  водная  рябь  играет  на  поверхности.  Солнце  приводит  в  движение  всю  эту  массу  трепещуще – плещущих  бликов.  Они  переливаются  и  перекликаются  бесконечной,
бессчисленной  чередой.
Своей  сетью  словно  опутывая  тело  реки,  речной  организм.

Эти  интонации – соотношения  располагаются  на  перекрестке  двух  направлений: 
1)  В  виде  горизонтального  хода,  то  есть  в  плане  последовательности  синтагм.
Зрячий – горячий.
Актив – компаратив
Первое  слово  в  таких  последовательностях  иногда  поглощается  вторым.
Такова  динамика  этого  явления.

2)  В  виде  звуковысотного  соотношения:    
Например,  в  словах:   
кипеть
копать 
Отмечаем,  в  таком  виде  эти  части  речи  словно  поставлены  одно  на  другое:
КиПеть
КоПать   
Даже  если  мы  запишем  их  привычно,  в  один  ряд,  это  звуковысотное  соотношение  сохранится:
1)  Кипеть – копать.  Выглядит  вот  так:  1) ки – 2) петь  1) ко – 2) пать 

Вот  как  эти  интонационные  процессы  будут  выглядеть  в  стихотворной  ткани:

                Лицо
Глициний,
                в  линий,
Этом  вот
Цикле,

Гламуром
                ценимом,
                в  этом
Наливе,
                наплыве:

Лицо  такое
                и
                цоколь
Стана —
              становят
              и
Составляют
                все
                её
Совершенство:

                всего
По
      капле, —
В  компанию
                к  платью —
Приятному
                такому,
Словно
Истома,
              это
              знакомо…

              и
              это
Приятно!

(привлекательности
                эта
                капелла
                (эта
                копилка)
притягательности
                эта
                эгида,
                эта
                поэмка,
тут
       перед
       поэтом!)


Рассмотрим  интонацию  в  положении  звуковысотной  категории.
Звуковысотное  соотношение  определяется  прежде  всего  акустическим  положением  гласной,  как  опорного  тона  интонации.
Все  гласные  фонемы,  согласно  их  звуко – акустической  природе  произношения,  располагаются  в  следующем  порядке:

    И
    Ы
    Э
    Е
    А
    Я
    Ё
    О
    У               
    Ю               
            
Схема  представлена  от  самого  высокого  частотного  тона  к  самому  низкому. 
Как  видим,  всего  десять  опорных  тонов  речи – гласных  фонем  русского  языка,  вступающих  в  звуковысотные  соотношения.
Частота  этих  звуков  не  является  фиксированной  величиной,  и  может  колебаться  в  определенных  границах.  Главное – дистанция  между  тонами,  а  не  их  природная,  натуральная  частота  звучания.
В  музыке  такая  дистанция,  как  известно,  именуется  интервалом.
Она  имеет  фиксированную  величину  и  постоянные  наименования: 

    Прима,
    Секунда,
    Терция,
    Кварта
    Квинта
    Секста
    Септима
    Октава
    Нона
    Децима

И  так  далее,  в  промежутке  двух  октав.
В  нашей  теории  стихосложения,  пока  еще  новаторской,  эти  наименования  интервалов – дистанций  пока  не  получили  признания  и  не  носят  постоянных  названий.  На  раннем  этапе  возможно,  по  взаимной  договоренности,  пользоваться  теми  же  названиями,  которые  существуют  в  музыке,  в  пределах  ее  десятибальной  системы.
Те  же  примы,  секунды,  терции,  кварты,  квинты  и  другие.
Музыкальные  интервалы,  однако  же  заключают  в  себе  такие  понятия  как  консонантность  и  диссонантность,  противопоставления  благозвучия. 
В  стихотворной  теории   акустической  речи  эти   градации  благозвучия  определяются  только  особенностями  согласной  фонемы  или  сочетаний  фонем.
Это  относится  прежде  всего  к  так  называемым  рифмам. Что  такое  рифма?
Это такое  созвучие,  такое  сочетание  слов, где  эти  особенности  благозвучия  проявляются предельно, особенно  ярко  и  сильно. То  есть  рифма – это  хорошо  проинтонированное  сочетание  слогов,  затрагивающее  контуры  слов,  то  есть  действующие  в  пределах  слова:  как  одного  так  и  второго.  Или  цепочки  слов,  если  рифм  набирается  несколько.
Рифмы - это  пожалуй,  идеальное  положение  для  составляющих  их  интонаций. В таком  виде  интонации  хорошо  видятся  и  хорошо слышатся. Воспринимаются,  одним  словом.         

Интервально – дистанционная  категория  интонаций  сочетается  с  горизонтальными  последовательностями – ходами   синтагматической  породы.

В  купели!
                В  капелле
В  компактном
                комплексе
                капель
В  компании   
                платьев,
В  комплекте:
В  кантате
                анкете
                тел

В  последовательности  первых  2  слов  присутствуют  3  интонации:

ку – ка,  пе – пе,  ли – ле   

Их  дальнейшую  цепочку  возможно  отобразить  следующим  образом,  начиная  с  самого  начала.
Смотрим  слова:

в  купели! 
                в  капелле!

1) ку – 2) пе – 3)  ли
4) ка – 5) пе – 6)  лле

Затем  эти  интонации  взаимодействуют  таким  образом:

… 1)  ка
            2 – 3)  пель

В  этом  случае,  как  видим,  интонации  сливаются  воедино.
Первая  часть  этого  предложения,  составленная  из  5  слов,  имеет  довольно  однородную  структуру.  К  перечисленным  интонациям  присоединяется 
4)  ном  в  слове  « компактном »
В  дальнейшем  оно  создает  свою  цепочку: 
1) Ком  2) пакт  3) ном    4) ком  5) плек  6) се    7) ка  8) пель
9) В  ком  10) па  11) нии    12) пла  13) тьев 

Здесь  интонируется  следующий  ряд:  1) ком …  3)  ном – 4) ком
Интонации  консонирующие,  благодаря  однотипному  о   
Также  еще:  2)  пакт  7)  ка   9)  па  11)  пла   Это  все  интонации  благозвучные,
консонирующие.
Затем:  5)  плек …  8)  пель …  10) па  12)  пла.  Интонации  консонирующие.   

Следует  отметить  диссонанс  3) ном …  11) нии

Зачем  я  привожу  эти  последние  примеры?  Таким  образом  мы  можем  воочию  убедиться,  проследить,  как  интонационность  развивается  в  несколько  аллитерационных  линий,  когда  аллитерируются  сразу  несколько  согласных.  Они  как  бы  растекаются  струйками,  ручейками,  то  растекаясь,  то  в  некоторые  моменты  снова  сливаясь.  Это  означает,  что  интонационное  процессы  обладают  определенной  полосой  пропускания:  в  процессе  интонирования  сразу  взаимодействуют  несколько  согласных,  они  передвигаются  в  одном  направлении:  из  слова  в  слово.         

Исходя  из  диалектической  природы  русского  языка, постигаем  диалектическую  природу  самих  интонаций. Итак,  интонации  являются  сложной  категорией,  сочетанием  2  разнонаправленных  векторов:  в  плане  горизонтальных – интонационых  тяготений  между  собой,  и  в  плане – интервально – дистанционных   сочетаний.  Слияние  этих  векторов - факторов  образует  интонацию,  согласно  общей  диалектичности  русского  языка.

Множественность,  богатство  интонаций  дает  ощущение  интонационности  –  пространства,
насыщенного    интонациями.  Преобладание  некоторых  интонаций  над  остальными  создает  ощущение  тональности, с  преобладанием  в  стихотворной  ткани  либо  глухих,  либо  звонких,  либо  аффрикатов  и  т. д.
Интонационность – процессуальна,  то  есть   это   процесс,  который   разворачивается   
в   определенном   времени   и  пространстве.
Например,  в  таком  тексте:         

Прелестница,
                с  лицом
                известным,
                с  лицом –
                призывом:
Очаровательным
                и
                красивым,
Негой
             игривой:

В  разливе
Так
Ручья
           очарование
Вьется,
              льется
С  упоительной
                гривой, –
Умопомрачительной
                и
Красивой, –
                во
                всю
Свою
          силу,
Льется,
              смеется
В  стремлении
Милом, –
                мелькает
В  игривом –
 
                таким  вот
                мотивом!

                (очень
                красивым!)

В  собственной
                силе –
                это
Лицо,
            винцо
Коллекционное
                целиком,
                и  оно            
Никогда
                никому
                из
Мужчин
Не  бывает
                постылым, –
Кстати,
            как
            и
Не  бывает
                оно
                стыдливым …

Ряд  литературных  приемов  имеют  все  основания  связывать  свою  природу  с  явлением  интонационности. Это и рифмовка,
и повторы, и параллелизмы, и опевания слов и звуков, смежные им виды  звуковой  комбинаторики,  также  эхо – эффекты. 
Все  эти  мелодически – структурные  элементы – и  графически,  и  фонологически утверждают  гармоничность  творения  и  дисциплину  стихотворной  ткани.
Интонационность – это  система  интонационных  притяжений,  формирующая  литературные  приемы  (уже  перечисленные  мною)  и  поэтому  заглядывающая  в  синтаксис  стиха. Эту  систему  предстоит  ещё  кропотливо  исследовать. 
Помните:  произведение  искусства – это  всегда  сбалансированный,  гармонизированный, 
дисциплинированный  продукт. Чем  больше  изощрённого  искусства  будет  в  вашем  искусстве,  тем  лучше  для  всего  состояния  поэтического искусства.  Ведь  поэзия – это  психолингвистическая  среда,  имеющая  гармоническую,  дисциплинированную  природу,  преобразующая  первичные,  начальные  впечатления  до  приподнятого  состоянии  психики, взволнованного  состояния  эффекта.  Поэзия - это  нечто  среднее  между  полумузыкой  и  полуречью.         

О  природе  интонационных  процессов  и  состоянии  интонаций  я  написала  несколько  статей.  Другие  вам  могут  быть
также  полезны.