Советским воинам и памяти погибших в ДРА ч. 21

Николай Мринский
Реактивный пехотный огнемет «Рысь».

Боевых потерь при выводе войск удалось избежать. Однако ликвидация советских гарнизонов в восточных и юго-восточных афганских провинциях, особенно на первом этапе проходила в сложных условиях. Лидеры оппозиции игнорировали условия афгано-пакистанского соглашения и наращивали усилия по захвату власти в стране. Продолжались переброски боевиков и вооружения из Пакистана, в результате чего, к июню 1988 г. активное ядро оппозиции увеличилась на 6 тыс. чел. и достигло по советским оценкам более 160 тыс. чел. Под контроль оппозиции перешли новые территории, что вызвало новый всплеск дезертирства в афганской армии. Участились случаи перехода на сторону оппозиции целых частей и подразделений с вооружением и боевой техникой. Опасаясь, что военно-политическая обстановка в Афганистане после вывода советских войск может резко ухудшиться, Наджибулла просил руководство СССР оставить в стране 10 - 15 тыс. военнослужащих под видом специалистов. Однако в этом ему было отказано. В тоже время афганским вооружённым силам была усилена помощь по подготовке национальных военных кадров. Теперь подготовка младших командиров и офицеров велась в учебных центрах ТуркВО. Второй этап вывода советских войск планировалось провести с середины ноября 1988 г. по 15 февраля 1989 г. Однако из-за непростой военно-политической обстановки в ДРА он реально проходил с начала января до 15 февраля 1989 г. Выход войск осуществлялся по трём маршрутам через пограничные пункты Кушка, Термез, Шерхан.

Погранвойска в этот период продолжали обеспечивать безопасность госграницы с территории Афганистана и выводились по кратчайшим маршрутам на завершающем этапе. В ходе заключительного этапа, начиная с 3 января 1989 г. на территории СССР оказались управление 40-й армии, части боевого обеспечения, 3 мотострелковые и 1 воздушно-десантная дивизия, отдельный парашютно-десантный полк, 4 авиаполка и 4 авиаэскадрильи, несколько батальонов спецназначения, 3 отдельные бригады материального обеспечения и дорожно-комендантская. Из ДРА в 1989 г. было выведено 66 тыс. чел. и более 6 тыс. единиц боевой техники. На родину вернулись 185 сотрудников девяти Особых отделов КГБ СССР. 15 февраля 1989 г. в 9 час. 30 мин. московского времени ген. Громов доложил, что части ОКСВА, завершив выполнение задачи по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан, выведены на территорию Советского Союза в полном составе. Военкору, командующий 40-й Отдельной армии заявил: За мной ни одного советского солдата, офицера и прапорщика нет. На этом девятилетнее пребывание завершилась. Хочу сказать ещё о том, что нашим солдатам, которые прошли эти девять лет, надо ставить памятники. Группа пограничников, среди которых находился майор Николай Михасенко, пересекла гос. границу в 15 час. 30 мин... На нашей стороне их уже никто не встречал. Не было ни цветов, ни оркестра, ни представителей прессы... Афганский конфликт продолжался долгие 3340 дней. Выход советских воинов, достойно выполнивших свой долг, активно участвовавших совместно с афганскими частями в боевых действиях, стал для нашей страны большим праздником.

За все годы войны на территории ДРА, через ряды ОКСВА прошло воинскую службу порядка 620 тыс. солдат, прапорщиков и офицеров. 40-й общевойсковой Армией командовали генерал-лейтенанты: Тухаринов Ю.В., с сентября 1979 г. по сентябрь 1980; Б.И. Ткач – с сентября 1980 г. по май 1982; В.Ф. Ермаков - май 1982 г. – ноябрь 1983; Л.Е. Генералов – ноябрь 83 г. – апрель 85; И.Н. Родионов – апрель 85 г. – апрель 86; В.П. Дубынин – апрель 86 г. – июнь 87 г. Максимальная численность ОКСВА в 120 тыс. чел. и несколько выше, приходилась на сентябрь 1986 г. Из них 108 тыс. 800 чел. значились в штате 40-й Армии и более 11 тыс. - относились к группировке Погранвойск КГБ СССР. Б.В. Громов за время войны в Афганистане трижды проходил службу в частях ОКСВ: с февраля 1980 по август 1982 г. – командир 5-й гв. мсд; с марта 1985 по апрель 1986 г. - руководитель группы представителей ГШ ВС СССР. С июня 1987 по февраль 1989 г. Борис Всеволодович - командующий 40-й Отдельной Армией, одновременно уполномоченный правительства СССР по делам временного пребывания советских войск в ДРА. В 1988 г. за разработку и успешное проведение крупномасштабной операции «Магистраль» удостоен звания Героя Советского Союза. 15 февраля 1989 г. ген. Громов последним пересёк советско-афганскую границу через 960-метровый мост на р. Аму-Дарья в районе узбекского г. Термез, где его встречал сын Максим. Плановая общевойсковая операция «Магистраль» проводилась в зоне афгано-пакистанской границы с 23 ноября 1987 г. по 10 января 1988 г. и считается одной из самых успешных за время боевых действий ОКСВА.

Дело в том, что к заключительному периоду войны (к ноябрю 1987 г.) верный ДРА г. Хост в провинции Пактия оказался заблокирован силами моджахедов. Исламская оппозиция на юго-востоке ДРА была особенно сильна по ряду причин. Одной из них была близость Пакистана, который не только поставлял оружие боевикам, но и всегда был готов предоставить им укрытие. Кроме того, Пактия считалась труднодоступной даже по меркам Афганистана. Цель операции «Магистраль» - занять господствующие высоты вдоль магистрали Гардез - Хост, чтобы обеспечить безопасное движение колонн с продовольствием и боеприпасами в осаждённый город. Уникальный случай произошёл в ходе самой операции, когда были задействованы необычные «парашютисты». на самом деле под куполами спускались не люди, а мешки с песком. Тогда афганская армия безуспешно пыталась взять штурмом перевал Сатукандав и ей на помощь подошли наши войска, в основном 103-я ВДД (её командиру ген. П. Грачеву было также присвоено звание Героя Советского Союза). Ген. Громов - командующий 40-й армией принял решение выбросить ложный десант, чтобы засечь огневые точки противника. По словам самого Бориса Всеволодовича, эта идея принадлежала кому-то из офицеров-оперативников, он её лишь одобрил. В результате «духи» открыли огонь из всех видов оружия, и их засекли авиационные и артиллерийские наводчики. После массированного бомбо-штурмового удара подразделения десантников пошли в атаку и захватили считавшийся неприступным перевал. Охрану южной стороны дороги доверили двум ротам (8-й и 9-й) 3-го ПДб.

9-й роте 345-го ОГПДП было поручено занять безымянные высоты, помеченные на карте, как 3234 и 3228. Это обеспечивало обзор дороги Гардез - Хост на несколько десятков км. «Девятка» была первым подразделением Ферганского полка, переброшенная из Союза в Баграм в самом начале декабря 1979 г. Этой элитной ротой полка тогда командовал дерзкий и решительный ст. л-нт В.А. Востротин, который сам (с благословения комполка С.И. Сердюкова) и подбирал людей. В интервью газете «КП» в 2005 г. ген. Востротин признавался: «Самое главное – они должны были быть самыми подготовленными. 9-я рота  была очень подготовленной до самого вывода войск из Афгана, она принимала участие в самых сложных, порой почти невыполнимых операциях. Её отправляли на самые опасные точки». Тогда, в начале января 1988 г., командир роты Алим Махотлов находился в отпуске, «девяткой» командовал ст. лейтенант Сергей Ткачёв. 27 декабря высота 3228 была занята. Штурм высоты 3234 удался только со второй попытки. Её оборонять оставили 39 чел., которые приступили к созданию инженерных сооружений и минированию необходимых участков. 30 декабря афганская «дорога жизни» заработала: пошли первые колонны снабжения. Успех операции «Магистраль» никак не входил в планы моджахедов. Взятие Хоста стало бы первым шагом в создании сепаратистского государства, основанного на принципах ислама (за десятилетия до печально известного проекта на Ближнем Востоке, даже упоминание которого карается законом). Поэтому вытеснение наших армейских сил с занятых высот стало для исламской оппозиции приоритетной задачей.

Битва за высоту 3234 началась 7 января 1988 г. в 15.30, когда на позиции взвода ст. лейтенанта В. Гагарина неприятель обрушил шквал реактивных снарядов. В тот же миг с нескольких направлений по десантникам стали бить гранатомётчики. Под прикрытием огня не менее 300 моджахедов перешли в атаку на позиции гвардейцев-десантников. Это были отборные воины из Пакистана. Их именовали «Чёрные аисты», в их рядах были отчаянные уголовники, приговорённые шариатским судом к смерти. Этих до зубов вооружённых головорезов поддерживали саудовцы под командой тогда никому не известного Бен Ладана. Это была первая атака, начавшаяся в 16.10. Облачённые в чёрную униформу, головорезы-смертники с криками «Аллах Акбар» дерзко атаковали позиции «шурави». Благодаря особенностям рельефа, врагам удалось подойти на расстояние до 60 м. В этой атаке был убит Вячеслав Александров, командир пулемётного расчёта, позже посмертно представленный к званию Героя Советского Союза. Крупнокалиберный пулемёт «Утёс» был выведен из строя, что значительно осложнило положение 9-й роты. Боестолкновение продолжалось около часа. Потеряв до 15 чел. убитыми, неприятель отступил. В 17.35 последовала вторая атака на высоту 3234 с иного направления. Атака была отбита взводом ст. лейтенанта Сергея Рожкова. Пришлось запрашивать огонь нашей артиллерии. Через полтора часа бой возобновился с новой силой. В 19.10 неприятель в третий раз атаковал позиции воинов из «девятки», предварительно обрушив на обороняющихся, пулемётный и гранатомётный огонь.

Продолжение следует в части  22                http://proza.ru/2021/04/05/881