Ботиночки

Виктор Суконников
Встречи с Путешественником во времени оставили неизгладимый след в моей памяти: невероятные приключения, описание минувших эпох и встреч с   историческими личностями! Его увлекательные рассказы завораживали, а ворох привезенных артефактов отвлекал внимание от технических деталей, связанных с путешествиями во времени. Пораженный его историями (настолько невероятными они казались!)  я упустил возможность задать много вопросов, на которые только он мог бы ответить. В свое оправдание могу лишь сказать, что, в отличие от моего друга, я не мог так свободно располагать своим временем.  Мой необычный собеседник, как истинный гуманитарий,  зачастую приводил много интересных подробностей о своих ощущениях или личных переживаниях. Жаль, что тогда  это воспринималось мной как несущественная информация.  Однако записи наших бесед сохранили несколько интересных заметок, когда мне удавалось разговорить Путешественника во времени.

- На что похоже перемещение во времени? – спросил как-то я.

- Чем-то сродни управлению автомобилем, - незамедлительно ответил он, но, посмотрев на меня, рассмеялся. –  Простите, я забыл, что вам это незнакомо. 
Я развел руками.

- Да, в наше время трудно найти людей, не умеющих управлять автомобилем, в этом вы даже больше человек будущего, - он улыбнулся и на секунду задумался. – Если говорить о самом перемещении, то это лишь технический процесс: нажать на кнопки, повернуть рычаги. Немного шума, если что-то пошло не так -  белый туман. Очень похоже на поездку в машине, ничего особенного... Куда интереснее ощущения в новом времени.

- Вы имеете в виду время, куда вы переместились? – уточнил я. – Оно чем-то отличается?

- И да, и нет. –  сказал он медленно, подбирая слова.  –  Попытаюсь это объяснить. Вот мы сидим с вами на кухне, пьем чай с пряниками, и каждый из нас  по-своему ощущает эти протекающие секунды. В этот конкретный момент времени мы заняты разговором. Как только он закончится, я со своими рассказами будут жить только в вашей памяти, а вы со своими вопросами – в моей. Миг пройдет, и это ощущение – здесь и сейчас – будет с нами уже в другом месте, с другими людьми. Один мой друг-иностранец как-то сказал, что у нас, русских, есть склонность ценить эти дорогие нам моменты, пытаться их растягивать. Он же, придя в гости, не сможет просидеть за разговором всю ночь. Всегда назавтра найдутся какие-то дела , да и это просто неприлично. Раньше, конечно, было попроще: с Ньютоном, например, мы засиделись до утра.  Но я отвлекся: эти ощущения не возобновить, их можно только сымитировать с помощью памяти в приступе ностальгии.  Когда вы оказываетесь в другом времени, очень трудно привести в соответствие ваше ощущение текущего момента с новым местом. Сколько бы раз я ни путешествовал, первые минуты после перемещения кажутся очень необычными.  При переходе из будущего в прошлое мое будущее становится  прошлым, а прошлое, в котором я оказался, - настоящим. Представьте себе, я выхожу из машины на одной из улиц  Ленинграда. Неспешно прогуливаюсь, чувствую ветерок, ощущаю всей кожей тепло – градусов 20, не меньше. На дворе 6 июня 1988 года, вечер понедельника, погожий солнечный день. Мне попадаются навстречу редкие прохожие, отличающиеся от наших современников отсутствием цифровых девайсов и старомодной одеждой. Они – живые люди, куда-то спешат, торопятся в магазин по пути с работы, боятся опоздать и пропустить очередь. Мне интересно их разглядывать как экспонаты ушедшей эпохи, оживших героев выцветшей хроники. Для меня они все в каком-то отношении – тени прошлого, скорее всего, исчезнувшие в мое время. Я начинаю сливаться с окружающим миром, спрашиваю у случайного прохожего, который час, и ускоряю шаг после его торопливого ответа. Здесь принято спешить и иметь озабоченное лицо. Я – пришелец из другого времени, но уже начинаю ощущать мое текущее настоящее: солнце, ветер, тепло. Вот эта тонкая грань между временными отрезками – ее очень интересно ощутить.

- Зачем вас занесло в Ленинград в июне 1988-го года? – полюбопытствовал я. – Не могу припомнить никаких особенных событий в это время.

Путешественник во времени улыбнулся.
- О, это личная история. Фамильная тайна, так сказать. Я расскажу вам, это вас позабавит и заставит забыть на время об исторических личностях...

Забегая вперед, скажу, что история показалась мне довольно банальной, но я решил сохранить рассказ Путешественника во времени: мне показалось, что это раскрывает его характер с неожиданной стороны. Дальше привожу слова моего друга, от первого лица.
 
Я всегда считал, что мне повезло в жизни. Моя семья была очень дружной, хотя нам пришлось многое пережить вместе. Времена были непростые, девяностые годы двадцатого века. Родителям приходилось усиленно работать, и я до сих пор не представляю, как они при этом ухитрялись найти время для детей. Уже став отцом, понимаю, сколько они сделали, как много сил вложили. Иногда невольно задумаешься, был ли я также внимателен к своим отпрыскам? Почему-то сравнение не в мою пользу. Я всегда ощущал, что родители любят друг друга. Сильные личности, они всегда умели найти общий язык. Был только один принципиальный момент в их отношениях, который считался запретной темой для обсуждения в нашей семье. Как ни странно, этот вопрос касался меня. Когда-то давно, когда я был еще маленьким ребенком, я ухитрился потерять на прогулке с отцом один из своих ботинков. Ничего страшного со мной не произошло, да и ботинок в итоге нашелся, но за несколько десятилетий после этого события история обросла домыслами и небылицами до такой степени, что понять, как это произошло, было уже почти невозможно. С годами разночтения в оценке событий стали настоящим камнем преткновения для моих родителей. Версия мамы предполагала, что она встретила нас с отцом у дома как-то осенью, возвращаясь из института. Она тут же обнаружила пропажу ботинка, отправила моего папу искать его на улице, а сама побежала со мной домой спасать меня от неминуемой простуды. Отец же считал, что он гулял со мной по улице летом, когда вдруг обнаружил пропажу ботинка у сына. По его мнению, я не успел пройти и трех шагов босиком, после чего ботинок был обнаружен и немедленно водружен обратно на ногу. В дальнейшем история была рассказана маме в виде шутки, но привела к неожиданным последствиям. Каждый из моих родителей был убежден в своей правоте, излагая эту историю. Родители могли спорить до хрипоты, пока не начинали злиться друг на друга. Никто из них не мог положиться на память другого, а невозможность подтвердить свои воспоминания никак не могла завершить их спор. В какой-то момент они зареклись даже вспоминать эту историю, так как почувствовали, что дело грозит разводом. Я никак не мог понять, почему этот вопрос приобрел такое принципиальное значение. К сожалению, я был слишком мал на момент самого события и не мог внести ясности, а тем более, служить достоверным источником. В общем, история оставалась туманной, но горе тому, кто хоть раз упомянет в нашей семье волшебное слово «ботиночки»! Сама ситуация выглядела забавной со стороны, но возможности внести хоть какую-то ясность не было, пока у меня не появилась машина времени.

В один прекрасный день я озадачился этим семейным вопросом: что же произошло на прогулке? Собрав скудные факты из своей памяти и обрывочные воспоминания родителей, я установил, что дело могло произойти только ранним летом или осенью 1988 года, когда мне было не более трех лет. Прийти к этому выводу было нелегко, но мне помог личный опыт с детьми: более или менее понятно, когда они уже могут завязывать шнурки, а когда – потерять ботинки. Как ни странно, я четко помнил, что мы шли с отцом домой, а день был очень солнечный. К счастью, в Питере не так много солнца даже летом, поэтому, порывшись в метеосводках, я смог обнаружить только 30 дней, когда искомое событие могло произойти. Оставалось только проверить их.

Меня беспокоили два вопроса. Если папа отпустил маму в институт, то она могла вернуться в любое время в течение дня. Когда искать нас с отцом на улице? Второй проблемой было найти конкретное место, где все произошло. Улицу-то я знал прекрасно, но если сам эпизод занял 5-10 секунд, то можно было все пропустить, находясь не в той точке. Я долго размышлял и не нашел ничего лучше, как установить видеокамеру в подъезде моего тогдашнего дома для отслеживания перемещений родителей. Я выбрал самую раннюю из возможных точек отсчета – середину мая - для реализации моего плана. Перемещение прошло удачно, но вот с установкой камеры пришлось повозиться. Да, домофонов тогда у домов не было, но вот бдительных пенсионеров хватало. К счастью, я подготовился и смог сделать себе поддельное удостоверение сотрудника ЖЭКа. Проблема в том, что настоящий сотрудник ЖЭКа знал бы, как завести питание на камеру, а мне пришлось импровизировать. В конце концов, удалось подключить электричество от кабеля для лампочки в подъезде. Это позволило функционировать камере, но для записи нескольких месяцев не хватило бы места на карте памяти, поэтому мне пришлось установить в подъезде датчик движения. Он включал камеру, как только кто-то появлялся в поле зрения, после чего начиналась запись. В процессе установки я был неоднократно допрошен деятельными жильцами, выслушал массу жалоб на ЖЭК и вник в советские реалии управления многоквартирным домом. Для маскировки камеры и датчика движения мне пришлось выдать их за оборудование для сигнализации систем гражданской обороны. Этот трюк удался с жильцами, но для настоящих сотрудников ЖЭКа пришлось подготовить соответствующее письмо из контрольных органов, которое я им же и доставил под видом курьера. Обезопасив оборудование, я приступил к наблюдению.

Раз в неделю я прилетал в прошлое для выемки карты памяти и ее замены. Дома я анализировал движение жильцов дома, засекал время выхода моих родителей из парадной и последующего возвращения. По итогам моих изысканий удалось выявить 8 подозрительных дней, когда мама отлучалась надолго, а папа выходил гулять со мной. Только в трех случаях из восьми родители возвращались домой вместе. Все три дня приходились на начало июня 1988 года. Я решил проверить эти дни, так как версия мамы предполагала, что родители должны были встретиться и вернуться домой вместе. Сказано – сделано!

Сначала стоило проследить, что происходило у отца в ходе прогулок. Я решил замаскироваться для перемещения и захватил с собой старый велосипед советской сборки. По легенде, я мог бы незаметно сопровождать папу и ребенка на прогулке, время от времени делая вид, что чиню велосипед. Моей задачей было не выпустить их из поля зрения, чтобы вовремя заметить пропажу ботинка. Для этих целей пришлось поработать над велосипедом, чтобы он иногда действительно ломался. Я также вооружил его фронтальной и задней камерой высокого разрешения, чтобы вести запись всех событий. Мне было крайне важно услышать диалог моих родителей по поводу ботинка, но для этого камеры не годились: он мог состояться только у самого дома. Я не придумал ничего лучше, как припарковать рядом с домом замаскированную машину времени и разместить в ней высокочувствительный микрофон, нацеленный на придомовую территорию. Он включался от пульта.

Знаете, в этом есть что-то невероятное: увидеть своих молодых родителей! Не на фотографиях, а вживую. Очень трудно сделать бесстрастное лицо и пройти мимо на улице. Очень трудно удержаться от разговора с ними. Невольно начинаешь их разглядывать, узнавая и не узнавая одновременно. Столько хочется сказать, о стольком предупредить... Да что тут говорить, родители есть родители. Лучшая тактика – постараться держаться на расстоянии...

Я засек время выхода папы из дома и постарался оказаться поблизости со своим велосипедом в первый же день, который наметил для себя. Как и ожидалось, мы с отцом пошли в парк, находящийся у дома. Прогулка заняла около двух часов и прошла в полном соответствии с моими планами. Незаметно я смог оказаться поблизости и регулярно проводить съемку. Ботинок был на месте. Последующая встреча с мамой произошла на остановке троллейбуса вдали от дома и также закончилась без происшествий. Первый день не прошел зря, я сделал отличные фотографии молодых родителей, но понял, что перестарался с велосипедом: механизм действительно сломался так, что большую часть времени я его просто таскал на себе. 

Второй день из намеченных мной также прошел довольно однообразно: папа гулял с ребенком в парке, но в этот раз он встретился с мамой почти у самого дома. С ботинком ничего не произошло, и я уже начал отчаиваться, что из моей затеи что-то выйдет. В довесок ко всему я был атакован разъяренными жильцами дома, которые, как оказалось, давно уже ждали вызванного сотрудника ЖЭКа. К счастью, аргумент, что ты в отпуске, работал даже в советские времена.

Третий день приходился на 6 июня, и именно он принес мне сюрпризы. Мама уехала утром, а папа вышел из дома вскоре после нее. Он удивил меня, отправившись со мной, ребенком, не в парк, а в направлении железнодорожной станции. Заинтригованный, я следовал за ним. Папа купил билеты, дождался поезда и уехал в направлении Петродворца. Я некоторое время думал последовать за ним, но потом отказался от этой идеи. Папа, очевидно, поехал на один из своих строительных объектов, где он работал тогда инженером и взял меня с собой. Оставалось только вернуться к дому и сократить время ожидания привычным для меня способом. Я переместился в будущее на три с половиной часа, вышел из машины и прошел три дома в сторону станции. Готовясь перехватить отца, я устроился на скамейке с газетой, держа в руках портативную камеру. Газета отлично скрывала мои приборы наблюдения. Скоро я увидел две знакомые фигуры впереди. Папа держал ребенка за руку. Я дождался пока они поравняются со мной, после чего сложил свои вещи, и стал двигаться за ними, держась на небольшом расстоянии.  Папа широко шагал, что заставляло меня-ребенка торопиться, чтобы поспеть за отцом. Вдруг я четко увидел, как с левой ноги мальчика, ускорившего темп движения, резко слетел ботинок, оставшись позади. Ребенок автоматически сделал шаг, другой, после чего позвал отца: «Папа, неудобно идти!»

- Что случилось? – спросил мой отец. Он быстро оглядел ребенка и вдруг ахнул:
- Елки-палки, а ботинок-то твой где?
- Не знаю.
- Да где же ты его потерял? Ты давно так идешь?

Папа легко подхватил ребенка на руки и обернулся, ища пропажу на земле.
В этот момент я поравнялся с ботинком, быстро нагнулся и поднял его:
- Кажется, вы потеряли?
- Спасибо большое! - обрадовался папа, взяв у меня ботинок.  – Точно, наш! Ну как же ты его потерял...

Он наклонился, помог ребенку одеть ботинок и стал завязывать шнурки.
Я в этот момент приблизился к нашему дому и дистанционно включил микрофон. Рядом находилась еще одна скамейка, на которой я примостился. Оказалось, что мама уже ждет у дома. Папа с ребенком появился из-за поворота, издалека увидел жену, помахал ей рукой и пошел навстречу, улыбаясь. Я не слышал их разговора со своего места, но он занял меньше минуты. Потом они все вместе втроем вошли в дом.
Я медленно встал со скамейки, подождал пару минут, затем зашел в подъезд и занялся демонтажом оборудования. Через полчаса я вернулся к машине времени и решил прослушать запись.

- Опаздываете! – говорит мама, когда папа подошел ближе. – Что же ты, совсем не ждешь любимую жену?
- Да вот загуляли с сыном, кормили в парке белок. Немного не рассчитал, - отвечает папа. – Тут еще этот ботинок...
- Что с ботинком? – насторожилась мама.
- Да сын ухитрился его потерять, пришлось искать...
- Что значит искать? Ты не заметил, что сын без ботинка ходит??  И как долго вы так ходите?
- Да он и двух метров без него не прошел, я тут же увидел, что сын хромает, обернулся и нашел его. Это все шнурки какие-то неудачные, развязываются постоянно, помнишь, как у тебя было?
- Да, но я сразу увидела, что ботинок слетел, искать не пришлось! – начинает кипятиться мама.
- У меня было то же самое, тут же его нашел, - парирует папа.
- Ладно, неудачные просто какие-то ботинки, - примирительно говорит мама. -  Хорошо, что он скоро уже из них вырастет, да и на сандалии пора переходить.  Мясо-то ты поставил размораживаться, чтобы ужин приготовить?
 - Ээээ... – после этого запись становится неразборчивой, так как все трое вошли в подъезд.

Я улыбаюсь. Семейной тайны больше нет, теперь я знаю точно, что произошло, даже немного больше, чем планировалось. Но как об этом теперь рассказать родителям?


Иллюстрация - Р. Келехсашвили