Детство и дедство

Владимир Буров 2
                Сколько Иванов и разновидности прицелов

  - Зая, ты на соревнования по эстонскому многоборью собираешься? –поинтересовался папа.
  - Это ты о чём?
  - Чего так медленно обуваешься?
  - Я сегодня руку потянул. В плече. Правую. Болит.
  - Когда ты всё успеваешь? Во сне, что ли?
  - Нет, в туалете.
  - Так… Вот что: перед туалетом нужно будет разминку делать – мышцы разогревать. Иначе никак! – продолжал острить папа.
  - Эээ… Ладно, промолчу… - влез и я, и тут же прервался, поскольку все и без того поняли, что я хотел сумничать.
   Открывая входную дверь, ребёнок сказал родителям: «Пока!» Закрывая, сказал: «Пока! Ой, я же только что уже говорил…»
   По пути к остановке мы обсуждали потянутую руку и методы борьбы с растяжениями. На остановке он отвёл меня в сторонку и неожиданно выдал:
  - Слушай, деда, сколько в России Иванов было! Иван Калита…
  - Он же Иван-Кошелёк… Он же – Иван I…
  - Да. Иван Грозный… - тут ребёнок запнулся и погрузился в раздумья.
  - Это уже IV. До него – Иван II (Красный) и Иван – III. После Грозного ещё были V (Алексеевич) и VI (Антонович). Всё. Но I, II, III – это князья. Цари начались с Ивана Грозного.
  - Всё?
  - Ну, Иван-Царевич, Иванушка-Дурачок, Иванушки-Интернэшнл – не в счёт.
  - Я серьёзно.
  - Если серьёзно - всё. Три Петра, три Александра, по два Николая и Фёдора, две Екатерины, остальных, кажется, по одному.
  - Мы вообще-то про Иванов разговаривали…
  - А, ну да. Смотри: весна, голуби разбились по парам, кавалеры бегают за дамами, дамы делают вид, что убегают от кавалеров…
  - Мне это не интересно.
  - Гм.
   Я растерялся и пока нащупывал тему для содержательной беседы, мы успели миновать сквер, перешли площадь, поднялись по тротуару и свернули на узкую дорожку.
   Тут нам удачно подвернулся военный-постовой. Мы приняли вправо до бордюрчика, он вообще на противоположный бордюрчик встал, чтобы мы прошли без помех. Ну, это понятно: он молод, а мы – старый да малый.
  - Не обратил внимания, у него АКМ или АКМС? –между делом спросил я.
  - АКМС, он с откидным прикладом.
  - Точно? – удивился я познаниям ребёнка.
  - Точно.
  - С коллиматорным прицелом?
  - Нет, с лазерным. Точнее, с лазерным не прицелом, а целеуказателем. Зачем ему в городской застройке, при вероятности встречи с террористами на близком расстоянии, коллиматор? А быстрое наведение нужно.
  - Да? Ну, я, вообще-то… когда стрелял из АКМ в мохнатом 1978 году последний раз, по ростовым, грудным мишеням и пулемётному гнезду…
  - Это две такие кучки, как будто мешки с песком?
  - Нет, скорее, это были не мески с пешком… тьфу ты, не мешки с песком, а первый и второй номера пулемётного расчёта. Да, так вот, когда стрелял, на АКМ только прицельная планка была. Это такая планка с насечками с указанным напротив них расстоянием и передвигающийся по ней бочонок. Нажал с двух сторон пальцами на подпружиненные цилиндрики – передвинул, куда надо.
  - А, знаю! Такие на ручных винтовках бывают.
  - А винтовки бывают не ручные?
  - Не смейся, бывают на сошках.
   Потом мы обсудили сравнительные достоинства и недостатки АКМ и М-16, плавно перешли на обсуждение дробовика ИЖ, двуствольного, с вертикальным расположением стволов, приняли к сведению, что в армии у нас такого добра не было, ибо оружие не армейское, а я ещё и не охотник, посему в глаза ни разу его не видел, но подозреваю, что штуковина гладкоствольная (ребёнок то же самое заподозрил, а что там на самом деле – не знаю). А, ещё прошлись вскользь по бронежилетам, выяснили, что и их я вживую не видел, и наконец добрались до магазинов, в коих скупились, не скупясь, после чего направились домой.
   Оставшуюся дорогу ребёнок был задумчив, на его лице читалась печать тревоги, поскольку он внезапно вспомнил, что в 14:00 ему предстоит экзекуция в виде манту и противостолбнячной прививки. Я заверил его в том, что всё это не смертельно, ни один ещё от них не умер, боль вполне терпима и настоял на том, что он мужчина, а мужчинам нечего бояться таких мелочей. Узнал в конце концов, что заяц получил сегодня три пятёрки и мы расстались, довольные друг другом.