Березянка

Надя Вебер
     На дворе стояло лето, только-только начался июнь. С каждым днём становилось всё жарче и солнечней. В городе царила суета, и беспрерывно гудели машины. За городом же было тихо, только деревья шелестели, качаясь из стороны в сторону от лёгкого ветра.
     На последнем пункте маршрута у дачных кооперативов остановился автобус. Из него вышла пожилая женщина в светлых брюках, рубашке без рукавов и панамке. За руку она держала свою внучку Алю. Родители девочки остались работать в городе всё лето, а бабушка взяла внучку на дачу. Девочке вот-вот исполнилось семь лет, и в сентябре она уже должна была пойти в школу.
     Автобус возвратился в город, а бабушка с внучкой свернули в свой кооператив и зашагали по длинной песчаной дороге. Аля отпустила руку бабушки и помчалась вперёд, держа в руке яркую красную сумочку. Она подпрыгивала, а её платье в горошек струилось на ветру.
     Бабушка с внучкой проходили дачи, одну за другой, их участок был в самом конце кооператива. Солнце палило, и бабушка предлагала Але тоже надеть панамку, но та отказывалась.
     Вскоре бабушка заметила, что внучка топчет что-то на земле своими белыми туфельками.
     – Алечка, что же ты там делаешь? – спросила бабушка удивлённо, видя, что внучка старалась изо всех сил и не останавливалась.
     – Паука давлю, – прямо ответила девочка.
     – Зачем же ты его давишь?
     – Я не люблю пауков, они злые и страшные! – сказала Аля и поскакала дальше по дороге.
     – Но ведь паук живой, ему больно, когда его давят! – попыталась объяснить бабушка.
     – Ну… – задумалась девочка, – я же его уже раздавила, ему уже не больно! – заявила она и даже не обернулась в сторону раздавленного паука.
     Бабушка расстроенно помолчала, но ничего не сказала.
     Уже ближе к бабушкиной даче, Аля сорвала яркий жёлтый одуванчик у края дороги и начала вертеть его в руке. Она отрывала от сердцевины лепесточки и пыталась сосчитать, сколько же их всего. Она досчитала до девятнадцати, а потом разозлилась и смяла цветок в руке вместе со стеблем. Из стебля на руку девочки вылилась белая жидкость.
     – Зачем же ты, Алечка, смяла цветочек? – спросила внучку бабушка. – Ведь это кровь его была, что на руке у тебя, ему больно! Тебе ведь было бы неприятно, если тебя сначала оторвали, а потом смяли?
     – Но я же не цветок! – бойким голосом ответила девочка и выбросила то, что осталось от цветка под ноги, и весело пошла дальше.
     Наконец, Аля оказалась на даче бабушки. Её радостно встречал большой чёрный пёс Буран и вставал передними лапами ей на плечи. В курятнике начали кудахтать куры, а с чердака спустилась белая кошка Маха. На дачном участке по правую руку тянулись грядки и большое картофельное поле, а слева стоял небольшой деревянный домик с летней верандой, за которым росло много высоких, кудрявых берёз.
     – Пойдём, Алечка, поможешь мне приготовить обед! – произнесла бабушка и направилась к дому.
     Аля пробежала по свежей травке, которую видела очень редко, и весело улыбнулась.
     – Нет, бабушка, не хочу! Я пойду поиграю с Бураном, а ты, когда приготовишь обед, позови меня!
     – Э-эх, ладно, – устало ответила бабушка и поднялась на веранду, – но смотри, чтобы солнце не напекло голову!
     – Не напечёт! – радостно крикнула Аля бабушке, проводя рукой по светлым волосам на макушке, и побежала вместе с псом играть.
     На обед Аля идти отказалась, сказала, что передумала. Когда бабушка вышла на улицу, она не увидела ни внучки, ни пса. Когда вышла на открытую полянку, услышала громкое жалобное кудахтанье кур. Никогда ещё куры не вели себя так громко. Бабушка подбежала к курятнику, рядом с ним сидел пёс. Когда она вошла внутрь, увидела, как Аля хватала кур за шеи и подводила их к миске с зерном.
     – Чего, глупая, не ешь?! – криком спрашивала девочка у курицы, которая лишь кудахтала, махала крыльями и смотрела круглыми глазами в разные стороны.
     – Алечка! – вскрикнула от ужаса бабушка и разжала руку внучки, освободив шею курицы. – Что же ты делаешь?! Ты ведь чуть шею курочке не свернула!
     – Она не хотела доедать! – недовольно ответила Аля и вышла из курятника.
     Аля играла с Бураном до самого вечера. Прибежала домой она только когда село солнце, бабушка уже приготовила ужин и давно ждала внучку.
     – Ну чего ты орёшь?! – недовольствовала Аля, заходя на веранду.
     Бабушка повернула голову в сторону открытой двери, завешанной тюлем. Аля, крепко вцепившись руками в пушистый хвост кошки Махи, тащила её на веранду по лестнице. Кошка жалобно мяукала и цеплялась когтями за деревянный пол, но тщетно.
     – Алечка, не мучай Махоньку, ей же больно! Посмотри, как она кричит, отпусти кошечку!
     – Она не хотела в дом заходить! – недовольно ответила девочка. – И ничего ей не больно. Было бы больно, убежала бы!
     – Но ведь она не может убежать, коли ты вцепилась в неё мёртвой хваткой! – заметила бабушка.
     – Это тебе так кажется, бабушка! – ответила Аля и пошла к умывальнику.
     Моя руки, Аля крутилась перед зеркалом, поправляя свои длинные косички, и восхищалась собой.
     – Какая я красивая! – восклицала она. – Самая красивая, самая умная, самая добрая! Лучше всех!
     За ужином Аля долго ворчала, что котлеты слишком пресные, а чай слишком сладкий, и почти ничего недоела и недопила.
     Скоро пришло время спать, но Аля спать не хотела. Она много капризничала и ворочалась в кровати.
     – Нет, бабушка, прочитай ещё сказу! – просила она.
     – У меня больше нет книжек со сказками, – отвечала бабушка.
     – Тогда расскажи сама, ты их много знаешь!
     Бабушка подумала немного, задумалась, а потом посмотрела на внучку.
     – Я расскажу тебе не сказку, а один секрет! – улыбнулась бабушка.
     – Секрет? – удивилась Аля. – А какой? Ну? Расскажи, расскажи!
     – Только пообещай, что никому его не разболтаешь, хорошо?
     – Хорошо, хорошо, не разболтаю! – пообещала Аля и, кажется, впервые в жизни, затихла и стала внимательно слушать бабушку.
     – У меня в моём березняке живёт березянка. Это такая маленькая девочка, размером со спичечный коробок. Она живёт у меня уже два года и следит за порядком на даче. Лечит деревья от тли, опыляет цветы, помогает насекомым. У неё есть свой домик на одной из берёз.
     – Ого-о!.. – Алины глаза округлились. – А откуда ты про неё узнала?
     – Она мне письмо написала, – ответила бабушка. – Она видела тебя прошлым летом на даче и хотела с тобой познакомиться!
     – Я тоже хочу с ней познакомиться! Я тоже хочу получить письмо от березянки! – воскликнула Аля. – А ты её видела?
     – Нет, не видела, она не показывается людям, потому что очень их боится, она ведь крохотная совсем! А письма она пишет только тем, кто добр к природе и живым существам!
     – А я разве не добрая? – впервые засомневалась Аля.
     – Ты ведь давила жучков, топтала цветочки, душила курочек и дёргала за хвост кошечку! – напомнила бабушка.
     – И что, я теперь никогда не пообщаюсь с березянкой? – расстроилась Аля. – Я ведь уже хорошо читаю и даже научилась писать!
     – Конечно, ты сможешь пообщаться с березянкой! – уже устало улыбнулась бабушка. – Надо только постараться быть доброй ко всему живому!
     – Я постараюсь, бабушка! – твёрдо ответила Аля. – Я стану добрее!
     Бабушка поцеловала внучку в лоб, накрыла одеялом и вышла из комнаты, погасив свет. Аля сразу же уснула с улыбкой на лице. В другой комнате скоро уснула и бабушка вместе с кошкой под её ногами, а на улице уже замолкли куры, а в будке, свернувшись калачиком, спал Буран.

     На утро Аля проснулась радостная. Завтрак был уже готов, и она сразу побежала умываться и одеваться, после чего бабушка заплела ей две красивые косички. За завтраком Аля совсем не ворчала, что блинчики недостаточно сладкие, а в какао мало молока, как она обычно это делала. Во время завтрака на веранду залетела большая чёрная бабочка и стала биться о стекло. Аля сразу же побежала к окну и потянула ладони к бабочке. Бабушка чуть не расстроилась, что внучка забыла про вчерашний разговор, но та лишь аккуратно взяла бабочку в ладошки и, подойдя к двери на улицу, выпустила её в небо.
     – Лети, бабочка! – крикнула ей вслед Аля. – Порхай своими красивыми крылышками!
     После завтрака Аля побежала на улицу снова играть с Бураном. Солнце пекло так же, как и вчера, но в этот раз Аля решила надеть панамку на голову. Она, почему-то вдруг ей очень понравилась. Около дома стояла большая бочка, из которой бабушка брала воду для питья и варки. В этой большой бочке Аля заметила паука. Он барахтался на поверхности воды, перебирая всеми восьмью лапками. Девочка подняла с земли небольшую ветку и, подцепив паука, опустила его на землю.
     – Ползи, паучок, по своим делам, и не попадайся больше в бочки! – сказала ему Аля.
     На обед Аля пошла с радостью, а после обеда попросила бабушку дать ей миску с зерном, чтобы она сама покормила кур. Аля осторожно насыпала зерно в миску и звала кур покушать, ласково гладя их маленькими ладошками по голове и спине.
     – Кушайте курочки, кушайте хорошие! – говорила она им и снова гладила.
     После полудня Аля отправилась в березняк, чтобы посмотреть, как созревает красная и чёрная смородина, потому что это были её любимые ягоды. Прогуливаясь между берёзками, на одной из них она заметила большой белый трутовик. Чтобы разглядеть его поближе, Але пришлось подняться на пенёк. Посередине на грибе она разглядела очертания двери с круглой ручкой, а по её бокам – двух окон с перекрёстной рамой и шторками. Рядом с грибом на короткой ветке, подвешенный за/на нитку, висел берестяной свиток, скрученный и аккуратно завязанный.
     – Бабушка, бабушка, это, наверное, березянка! – радостно воскликнула Аля. – Это её домик?
     Бабушка вышла к другому концу веранды и спустилась в березняк.
     – Да, похоже на то, – ответила она. – Письмо тебе написала даже!
     – Значит, я уже добрая девочка? – спросила Аля.
     – Добрым за один день стать нельзя, добрым надо стараться быть всё время, но раз березянка написала тебе, значит, ты определённо стала добрее!
     Бабушка сняла Але письмо, та спустилась с пенька и побежала на веранду его открывать. На бересте маленькими печатными буквами было написано:
     «Привет! Меня зовут Уля, мне семь лет, я березянка и живу в этой берёзе уже два года. Я увидела сегодня, что ты очень добрая девочка и помогаешь мне следить за природой и живыми существами на даче твоей бабушки. Я очень хочу подружиться с тобой! Как тебя зовут и что тебе нравится делать?».
     Аля читала быстро, чётко проговаривая каждое слово, и всё больше удивлялась.
     – Бабушка, бабушка, березянку Уля зовут! Она спросила, как зовут меня, а на чём мне ей написать?
     Бабушка достала с полки кусочек бересты и дала внучке. Та взяла в руки ручку и начала медленно, но ровно выводить буквы:
     «Привет, Уля! Меня зовут Аля, мне тоже семь лет. Я очень люблю красиво наряжаться. А ещё мне нравится играть с подружками в куклы на детской площадке и танцевать под музыку. Я приехала из города к бабушке на целое лето, буду здесь жить. У меня есть пёс Буран и кошка Маха, они очень хорошие! Расскажи ещё что-нибудь о себе!».
     Аля завернула своё письмо, завязала его и по совету бабушки повесила туда, где висело письмо Ули. А Улино письмо Аля бережно положила в шкатулку, которая стояла на трюмо в её комнате.
     – И сколько теперь ждать? – спросила Аля у бабушки.
     – Подождём до вечера, – сказала та.
     После ужина Аля пошла проверить, что с письмом, и на ветке висело уже новое, от Ули:
     «Весь год я живу в лесу за дачами, там помогаю деревьям и животным, а летом прилетаю сюда на листолёте – это такой летательный аппарат из берёзового листа. Я пока ещё маленькая и далеко от родного леса улетать не могу, поэтому живу на даче твоей бабушки. А когда стану постарше, буду улетать на другие дачи, чтобы помогать другим людям. Ещё у меня есть два друга: дубовик Костя и осинянка Оля, мы с ними однажды во время полёта на дачи познакомились, теперь переписываемся и иногда летаем друг к другу в гости. А у тебя много друзей?».
     Аля обрадовалась и пошла писать новое письмо березянке, а бабушка снова помогла ей его повесить. Тем временем солнце село, и Аля стала готовиться ко сну.
     – Бабушка, а когда Уля мне снова напишет? – лёжа в кровати, спросила Аля.
     – Я думаю, когда ты проснёшься, она уже напишет тебе, – ответила бабушка внучке.
     Але хотелось поскорее получить новое письмо, поэтому она постаралась уснуть как можно скорее.
     На утро Аля, как и предполагала бабушка, уже читала новое Улино письмо за завтраком. В нём березянка рассказывала о том, как важно помогать растениям и животным. Так, раз или два в день Але приходили письма от Ули. Она поделилась с девочкой тем, что питается берёзовым соком и носит платья из берёзовых листьев, которые ей шьёт её бабушка. Бабушка же Али раз или два в день уходила в свою комнату на пару минут, но скоро возвращалась. Один раз Уля не написала Але, но в новом письме сказала, что летала к друзьям. В этот день бабушка Али ездила в город по делам, а Аля провела весь день одна на даче. Она позавтракала бутербродами, которые ей приготовила бабушка, а затем самостоятельно покормила пса, кошку и кур. После Аля полила все грядки и собрала хороший урожай морковки и редиски. Затем она заметила, что большая пустая бочка не даёт солнцу попасть на ирисы, которые из-за этого стали загибаться и вянуть. Аля откатила бочку в сторону, и цветы приподнялись. На следующий день и так дальше Аля получала письма от Ули и сама ей писала.
     Так прошло всё лето. Солнце постепенно перестало жарить, ночи стали длиннее и холоднее, листья потихоньку начали терять свой яркий зелёный цвет. За день до Алиного отъезда березянка написала ей письмо:
     «Привет, Аля! Уже конец августа, и ты скоро пойдёшь в школу – в первый класс! Я тоже в этом году первый раз иду в школу, поэтому нам придётся с тобой расстаться, но ненадолго. Пойду готовить листолёт к отправке. До встречи!».
     Аля прочитала письмо и ожидающе посмотрела на бабушку.
     – Бабушка, а к следующему лету березянка вернётся?
     – Конечно, вернётся! – улыбнулась та. – Проучится год в школе и вернётся, так же, как и ты!