Смена ценностей

Валерий Протасов
     СМЕНА ЦЕННОСТЕЙ

Смотрел по телевидению французский фильм «Виктор Гюго - враг государства». Не очень следил за сюжетом. С некоторых пор ловлю себя на том, что не так интересно развитие действия и конец, как общий тон рассказа. Что конец? Всё имеет своё окончание и в жизни, и в искусстве. И всё, в конце концов, иллюзия, потому что конец один: пробил колокол, упал первый комок земли на крышку домовины.
Помню, смотрел с острым интересом передачу «Что? Где? Когда?». Теперь с трудом выдерживаю пять-десять минут. Всё так суетливо, нервно и, в сущности, до смешного неважно. Наступает апатия. Деменция? Может быть. Говорят, такое безразличие  признак глубокой старости и что за апатией скрывается слабость сил. А я думаю, что деменция не так страшна, что «это грех не так большой руки, лишь стоит завести очки», говоря словами дедушки Крылова. И тогда станет ясно, что забываем мы и  пропускаем в памяти лишь то, что не важно, по сути, случайно, тот мутный поток, который к воде жизни никак не отнесёшь. Наступает что-то вроде просветления, экономии сил: случайное отходит, оставляя в душе то, что по-настоящему дорого. Всё остальное иллюзия. И тогда на лице человека появляется тихая улыбка, с которой он внимает всему, что ему говорят и что видят его глаза. Он соглашается, потому что знает то, что пока скрыто от глаз тех, кто полон избытка сил, в чьих жилах кровь бушует, как весенняя вода, ломающая всё, что встречает на пути. Он приблизился к мудрости. И выходит, что деменция - это внутренняя сторона истины, глубинной сущности жизни, доступной мудрецам.
Но я, увлёкшись, ушёл в сторону. А начал с фильма о Викторе Гюго. Там есть сцена, где собравшиеся передовые люди кружка, к которому принадлежал автор «Отверженных», говорят о любви и сострадании к народу вполне в духе Революции 1789 года. Ведь с этого времени, с этого оглушительного взрыва началось победное шествие идей демократии в мире. Путь этот не прямой, полон ухабов и сбоев, всяческого сора и крови, но до этого, до идей Руссо и энциклопедистов в мире не говорили о правах простого человека. Никто не поднимал вопроса о непозволительности угнетения одного другим, о несправедливости крепостного права. Никто не говорил об этом и в России. Естественным и вечным казался сословный порядок. И только после французской смуты идеи эти проникли на Святую Русь. Появились Новиков и Радищев. И никакие масоны человеческой сути этого движения зачеркнуть не могут. Первыми заговорили об этом французы. А вслед за ними и в России появились защитники кабального сословия, быстро выросло движение народников, народовольцев, революционных демократов. Вот такой неожиданный генезис народнической культуры у нас в Отечестве. Западный ветер принёс и эти семена.
А причём здесь деменция? Притом, что если перестать смотреть на внешнее и второстепенное, из чего на 90% состоит наша жизнь, как на главное, то откроются  глубинные слои жизни и истории. Ум станет глуп на сиюминутное, а разум светел и глубок на главное. Конечно, я говорю не о разрушении ума, а о смене ценностей.