Старинные вещи. Портновский манекен

Вадим Прохоркин
СТАРИННЫЕ ВЕЩИ. ПОРТНОВСКИЙ МАНЕКЕН

Начало - см."От автора" - http://proza.ru/2020/11/02/719         


Моя бабушка Клавдия Сергеевна, которую я очень  любил и ласково называл баба Клаша, в юности училась швейному мастерству. А портнихе, зарабатывающей шитьем, была нужна не только швейная машина, но и портновский манекен. И манекен был ею приобретён. А приобретён он был, по всей видимости, тогда же, когда была приобретена швейная машинка «SINGER» (см. рассказ «Старинные вещи. Швейная машина singer» - http://proza.ru/2020/11/13/1609).

Что такое портновский манекен? Это имитация фигуры человека, а для чего он нужен – об этом ниже.

Бабушкин манекен я помню с самого раннего детства. Это был женский манекен из чёрной блестящей ткани, стоящий на деревянной подставке. Он стоял в комнате, которую мама называла спальней, там же стояла и бабушкина швейная машина. Манекен не раз пугал меня, когда я просыпался ночью. Мне казалось, что он приближается  к моей кровати. Я смотрел на него со страхом, представляя, что это домовой или еще какое-нибудь чудище. А когда познакомился с персонажем из книги Корнея Чуковского разбойником и людоедом Бармалеем, мне уже чудилось, что это он  пришел в спальню, чтобы утащить меня в Африку и там съесть. От страха я  закрывался одеялом с головой  и незаметно засыпал. Свои страхи я от всех скрывал. А повзрослев,   смотрел на манекен уже другими глазами, без страха.

Я любил наблюдать, как баба Клаша колдует возле манекена. В руках у неё была маленькая подушечка с натыканными в неё булавками. Смётанное  платье баба Клаша надевала на манекен и, прежде всего, проверяла наличие ошибок в шитье; потом выравнивала у платья нижний край и определяла, где лучше разместить те или иные детали: карманчики, вышивку, тесьму, кружево и другие декоративные элементы, меняя их местами и прикалывая булавками. Затем, отойдя от манекена на несколько шагов, смотрела, как всё это выглядит со стороны.  Вот тогда-то я и понял, для чего нужен манекен.

Когда приходила заказчица платья,  баба Клаша уже вместе с нею решали, что в платье необходимо еще исправить, какие детали поменять местами, убрать совсем или добавить новые. Вообще-то манекен помогал бабушке реже видеться с клиентами и не вызывать их часто на примерку.

А когда платье было полностью сшито, баба Клаша снова надевала его на манекен. Это было завершающее действо – отпарить и отутюжить платье. У бабы Клаши имелись чугунный утюг на углях и еще два цельнолитых  утюга тоже чугунных. Утюгом на углях платье на манекене не отгладишь – он не удобен для этого, да и очень тяжёл.  На манекене бабушка отглаживала платье цельнолитым утюгом, который нагревала на примусе или в печи.

А утюгом на углях она гладила вещи на гладильной доске. Если угли затухали, и утюг начинал плохо гладить, его снимали с гладильной доски и размахивали им из стороны в сторону, пока угли снова не разгорались. Утюг был коварен: из отверстий по его бокам могла вылететь искорка или кусочек угля и испачкать, а то и прожечь то, что гладилось. Бабушкина приятельница, её звали Дарья Михайловна, до революции служившая у господ горничной,   рассказывала, что, если такое случалось – уголёк попадал на блузку, оставляя опалины и дырки, – барыня за это била её по щекам.
 
Готовое платье оставалось на манекене до тех пор, пока за ним не приходила заказчица. На манекене оно не мялось и не теряло внешний вид, да и смотрелось  много эффектнее, чем на плечиках.

Баба Клаша шила наряды и для себя. Вот когда без манекена ей было не обойтись, поскольку только на манекене можно было рассмотреть бока и спину, сделать выводы о недочетах наряда в целом, чтобы потом их исправить. Самое главное - на манекене можно было производить примерки, без которых, если  шьешь для себя, никак не обойтись.

Что еще сохранила моя память о манекене? С моим другом детства Валей Берестовым, а было нам тогда лет по одиннадцати, мы ломали голову, как можно было бы приспособить бабушкин манекен для наших игр. Валя был большим выдумщиком, но и ему ничего  толкового в голову не приходило. Ничего не придумав,  стали стрелять в него из самодельного пистолета, пока наше занятие не увидела баба Клаша и не приструнила нас. Больше к манекену мы не подходили, он перестал нас интересовать.

Судьба манекена была такой же, как и многих других наших вещей, оставшиеся в квартире после  нашего поспешного бегства из Калуги от приближавшихся к ней  немецких войск. Вернувшись через два года из эвакуации, манекена в своей квартире мы не обнаружили, кто-то приделал ему ноги.