Тридцать лет спустя. Апрель 1991 года. 2 часть

Александр Москвитин 1
Регионы России задумались о суверенитете:

«Около 3 тысяч человек приняли участие в митинге, посвящённом вопросам защиты и реализации суверенитета Татарстана. Митинг, проходивший под лозунгами «Конституция РСФСР – обновленная западня для малочисленных народов», «Не пройдет сговор Центра и РСФСР против Татарстана!», был организован комитетом «Суверенитет». В акции приняли участие представителя Всесоюзного татарского общественного центра, Татарской партии национальной независимости «Иттифак», Башкирского отделения Всесоюзного татарского общественного центра, ряд народных депутатов Татарии».

Ширится наркомания в Советском Союзе. Пресса информирует читателей о стоимости наркотиков на «чёрном рынке». Вот, что пишет газета «Вестник Грузии»:

«По данным уголовного розыска МВД Грузии стоимость различных видов наркотиков на чёрном рынке составляет: 1 г опиума – 350 рублей, 1 г анаши – 50 рублей, 1 г морфия в порошке – 600 рублей, 1 г гашиша – 50 рублей, 100 г марихуаны – 100 рублей, 1 стакан кокнара – 350-400 рублей».

На заводе «Уралмаш» хотят избавиться от партийных комитетов:

«Администрация, профком и совет трудового коллектива ПО «Уралмаш» подписали совместное постановление о проведении 23-25 апреля общезаводского референдума по вопросу о выводе парткомов КПСС с территории предприятия. Референдум обойдется предприятию, по самым скромным подсчетам, в 70 тысяч рублей».

В Эстонии создан комитет по денежной реформе. Главный вопрос предстоящей реформы – замена рубля новой денежной единицей. За границей заканчивают печатать эстонскую крону.

В Литве решили установить памятник защитникам вильнюсского телецентра.

С 11 по 17 апреля в Москве проходит XXI съезд ВЛКСМ. Как и Компартия, комсомол доживает последние месяцы. Руководство страны знает об этом, однако широким массам сие не сообщается. Проводится очередной ритуальный съезд ВЛКСМ. Впрочем, многим делегатам наверняка было ясно, что вскоре комсомольская организация будет распущена. Комсомол к 1991 году представлял собой рудимент отживающей эпохи, он был обречён на упразднение, точно также как КПСС и многие другие общественные организации Советского Союза. Комсомол медленно умирал: в течение 1989-90 годов всесоюзную организацию покинули 4 миллиона комсомольцев. 58 тысяч региональных организаций не приняли в комсомол ни одного человека. В вузах и на предприятиях комсомольцы открыто бунтовали: отказывались платить взносы и посылали комсоргов куда подальше.
На предпоследнем комсомола выступил М.Горбачёв. Он обозначил текущий период как переходный и призвал к консолидации. Был переизбран первый секретарь ЦК ВЛКСМ: вместо Виктора Мироненко на этот пост избрали Владимира Зюкина. Пройдёт всего лишь пять месяцев, и в сентябре 1991 года на XXII Чрезвычайном съезде комсомола Зюкин объявит о роспуске ВЛКСМ.

«Независимая газета» публикует статистику гибели советских военнослужащих в мирное время. Цифры погибших шокируют:

«По некоторым оценкам, в последние пять лет погибли 33 тысячи военнослужащих. Госплан СССР дает среднегодовую цифру 6600 смертных случаев. А Язов утверждает, что в год погибают 59 человек, по мнению заместителя генерального прокурора Катусева – 2-3 тысячи».

Стачечный комитет Кузбасса принял решение о продолжении забастовки. Всего в Кузбассе бастуют более ста предприятий. Челябинский металлургический комбинат – на грани остановки из-за прекращения поставок угля из Кузбасса. Вследствие нехватки кокса из пяти доменных печей ЧМК остановлены четыре.

Московский ЗИЛ оказался на грани банкротства: предприятие уже задолжало государству несколько тысяч грузовиков.

В Москве прошёл пленум Всеобщей конфедерации профсоюзов СССР (ВКП), на котором обсуждались социально-экономические проблемы жителей страны. По словам председателя ВКП Владимира Щербакова

«Беспрецедентный рост цен отбросит за черту бедности и нищеты половину населения страны. Первые дни показали, что реформа была плохо задумана и дурно исполнена. В профсоюзах всё это предвидели, но правительство обещало, что необходимые меры защиты населения предусмотрены. Итог известен. Тарелка супа в студенческой столовой – полтора рубля. Прожиточный минимум с учётом только государственных цен вырос со 130 до 320 рублей. По оценкам экспертов, центральным властям отведено не более месяца на то, чтобы предотвратить перерастание кризиса в непредсказуемый социальный взрыв».

Профсоюзы потребовали от правительства следующее:

«Повысить размер компенсации, поднять зарплату в базовых отраслях в 1,7 раза, ввести индексацию доходов населения».

На пленуме ВКП присутствовал и премьер-министр СССР В.Павлов. Его ответ на требования профсоюзов был таким:

«Вы гарантируете прирост продукции, а мы гарантируем прирост зарплаты».

Впервые за весь советский период компартия получила права юридического лица и статус общесоюзной партии:

«Статус общесоюзной партии и права юридического лица получила Коммунистическая партия Советского Союза в связи с регистрацией Устава КПСС, которая состоялась 11 апреля в Министерстве юстиции СССР. В ближайшее время в Министерстве юстиции будет решен вопрос о регистрации Либерально-демократической партии (председатель – Владимир Жириновский)».

Экономист и публицист Василий Селюнин высказался об экономической реформе правительства Павлова:

«Страна потрясена повышением цен. Что ж, восторгов ждать и не следовало, как не было их, скажем, в Польше при знаменитой шоковой терапии. Беда, однако, в том, что избранный у нас вариант, в отличие от польского, не оздоровит хозяйство. Правительство опять делает не то и не так. Шок вижу, терапию – нет. Впрочем, либерализация цен – лишь часть шоковой терапии, даже и не главная. Сразу, немедленно надо начинать раскрепощение производства и оборота. Основа рыночной экономики – частная собственность, все остальное – техника рынка. Что нам мешает сегодня, сейчас приватизировать торговлю? В наших условиях самое надежное средство против инфляции – это конверсия. Меры предложены крутые. Провести их в жизнь способно только сильное правительство, располагающее доверием народа. Думаю, в центре такого правительства больше не будет. В республиках – другое дело».

К середине апреля эхо минских забастовок докатилось до столицы Украинской ССР. 16 апреля в Киеве состоялась забастовка работников местных предприятий. В шествии бастующих по Крещатику принимали участие и шахтёры Донбасса. Вот, что об этом пишут «Известия»:

«Утром в воскресенье по украинскому радио было зачитано обращение правительства республики и совета Федерации независимых профсоюзов УССР к трудящимся Киева. Безрадостная перспектива повторения минских событий на киевских улицах стала главным аргументом немедленного составления обращения правительства и профсоюзов Украины к трудящимся Киева. В обращении отмечается, что правительство республики прилагает максимум усилий для смягчения «удара цен». Отменен 5-процентный налог на промышленные товары детского ассортимента, под ценовую защиту взяты столовые в школах, техникумах, вузах. Правительством «отрабатываются предложения по снижению цен на ряд товаров и услуг, в том числе и отдельные виды мясопродуктов».
О первой реакции на это обращение можно судить по митингу, состоявшемуся воскресным днем в Киеве. Проходил он, в общем-то, спокойно, но в конце вышел из-под контроля организаторов. Несколько тысяч человек устремились к центру города, перекрыли движение на Крещатике, «осадили» здание Гостелерадио Украины, требовали «прямого эфира». В рядах манифестантов было много шахтеров из Донбасса, а также никогда ранее не участвовавших в подобных мероприятиях солдат срочной службы».

В Верховном Совете Украины выступил премьер-министр республики Витольд Фокин. Он заявил, что

«В республике готовится введение особого вида денег – только для покупки продовольствия. «Кормовые рубли» будут печататься в типографии Гознака. Об этом правительство УССР собирается вести переговоры с союзным премьером В.Павловым».

Президент СССР Горбачёв отправился с визитом в Японию. По дороге он остановился в Хабаровске. Из репортажа о пребывании президента в этом городе:

«По дороге в Японию на один день сделал остановку в Хабаровске Президент СССР М.С. Горбачев. По договоренности с местными властями программа его пребывания в городе на Амуре должна бы быть щадящей: ведь Президенту нужно подготовиться к визиту, адаптироваться. Но, увы, щадящей программы не получилось. Уже в полдень, когда М.С. Горбачев и сопровождающие его лица приехали на площадь Славы к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, после возложения венка его окружили ветераны. Трудный, но доброжелательный состоялся разговор.
Были возложены также цветы к памятному знаку, воздвигнутому на месте расстрела жертв сталинских репрессий.
Многие хабаровчане, которые находились поблизости, говорили: ну вот, Горбачев подумает, что у нас каждый день так, потому как в магазине были молоко, кефир, творог. Но эти продукты более или менее без перебоя появились в продаже лишь со 2 апреля. А вообще-то и в этом, и в других магазинах полки удручающе пусты.
В конференц-зале на берегу Амура проходила встреча Президента с представителями общественности, руководителями промышленных предприятий, а также руководителями края. В заключение с речью выступил М.С. Горбачев».

Затем Горбачёв отправился в Японию. Это было первое посещение советским лидером соседнего островного государства. Главной темой переговоров являлась, конечно проблема южных Курильских островов. Глава СССР нанёс визит императору: состоялся званый обед в честь высокого гостя. Горбачёв провёл переговоры с премьером Японии Тосики Кайфу, встретился с японскими бизнесменами, выступил в парламенте Японии.
От визита ожидали сенсации – мол, Горбачёв отдаст Японии часть Курильских островов, в ответ на это японцы «осыплют Советский Союз внезапными дарами японского экономического чуда». Однако сенсации не произошло.
Горбачёв подписал соглашение о безвизовом посещении островов японцами и о выводе с южных Курил советских войск. Острова остались в составе СССР.

Пресса активно комментирует итоги визита Горбачёва в Японию, увязывая внешнеполитические проблемы с внутренними. В «Комсомольской правде» появляется статья с интересным названием – «Перестройка. Финал. Кому продаться?». Содержание статьи соответствует заголовку. Некоторые фрагменты текста:

«Моё мнение: в такой ситуации надо срочно продавать, причём, не только острова, а сколько запросят, по крайней мере, до Урала. Лишь бы только удовлетворить население, лишь бы оно не мучилось и дальше напрасно…
…Для множества советологов задолго до перестройки не было секретом – любая серьёзная попытка реформы вызовет развал СССР. Известный французский исследователь Ален Безансон ещё в 84-м в книге, изданной на русском, констатировал: национальный вопрос «перекрывает все пути эволюции режима, поскольку либеральная, демократическая, прогрессивная альтернатива, представляющая собой возможное решение прочих проблем, не даёт решения национального вопроса и в результате приводит к распаду империи». Любопытно, знакомился ли будущий Президент СССР с подобными пророческими прогнозами – относительно СССР? …
… Поэтому и предлагаю: чем лишний раз унижаться и продавать, лучше уж сразу благородно отдать. И не доводить дела до греха, пока нас не вовлекли в гигантский, теперь уже международный Карабах.
Беспокоят, повторяю, не острова, не распад империи как таковой (туда ей и дорога)…
… Именно этим «ребёнкам», не умеющим работать, способным только радоваться телекартинкам из не нашей жизни, не по-детски жадно готовым променивать на картинки хоть мать родную, и была спущена сверху демократия с перестройкой. Их-то, как оказалось, и взялись за 2-3 года цивилизовать. Теперь называют новые сроки: 5-10 лет. Абалкин и Бакатин считают: 30. То есть, скажем честно, речь о смене поколений…
… Да, у них в тюрьме лучше, чем у нас на воле. Но это они себе, а не нам создавали. Так мы-то с чего к чужому пирогу пристраиваемся?
… Эта страна сегодня тяжело больна отчаянием и цинизмом. Эта страна почти потеряла веру в свои силы и надежду на выздоровление. Однако не спешите звать ни диктатора-вивисектора с топором, ни бойкого скупщика земель с остро отточенной лопатой. Почему-то думается, что мы, множество раз битые, одолеем-таки непроходимое невежество, которое полнокровно подпитывает наш беспробудный идеализм. Нам бы только перестать ценить в себе манкуртов и дилетантов, нам бы наступающую ночь простоять – а уж те, кто эту страну наследует, - хотя бы по законам обновляющейся природы освободятся от каиновой тоталитарной печати цинизма и разложения».

В апреле 1991 года советские лидеры много разъезжали по заграницам: Валентин Павлов, Геннадий Янаев, Борис Ельцин, Анатолий Лукьянов колесили по Европе в поисках поддержки у лидеров передовых стран. Визит Ельцина оказался провальным: западные лидеры пока предпочитали иметь дело с Горбачёвым, а не с этим странным субъектом. Впрочем, Ельцин встретился с президентом Франции Миттераном, а также выступил в Европарламенте.

15 апреля был создан Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Советский Союз доживал последние месяцы, соцлагерь уже фактически не существовал. Вместо отживших структур формировались новые – европейские.

Ирак проводит армейско-полицейские операции по подавлению выступлений курдов. Сотни тысяч курдов бегут из Ирака в Турцию и соседние страны. Общее количество курдских беженцев превышает миллион человек. Из-за наплыва беженцев Турция закрывает границу с Ираком. На юге Ирака подавляются восстания шиитов. На севере Ирака началась гуманитарная катастрофа: курдские беженцы были вынуждены выживать в суровых условиях, без пищи, воды и медикаментов. Это обернулось массовой гибелью беженцев. СБ ООН принял резолюцию 688 об оказании гуманитарной помощи курдским беженцам.
Во исполнение этой резолюции в северные районы Ирака были введены войска США, Британии, Австралии, Голландии и Франции. Начались поставки гуманитарной помощи курдским беженцам. Иракские власти не препятствовали этой операции стран Запада.
В Южной Осетии и Нагорном Карабахе сохранялась тревожная обстановка: грузины воевали с осетинами, Армения и Азербайджан продолжали спорить за Карабах. В СССР продолжалась гражданская война. Союзная власть смотрела на истекающие кровью республики сквозь пальцы.

Хроника происходящего в Абхазии:

«Обстановка в Цхинвали продолжает оставаться напряженной. 5 апреля при подходе к посту ГАИ города Цхинвали из проезжающих «Жигулей» был обстрелян бронетранспортер Внутренних войск МВД СССР. Люди, к счастью, не пострадали. В течение ночи продолжалась перестрелка с применением автоматического оружия на северной окраине города между осетинскими и грузинскими боевиками. Со стороны поселка Авневи был обстрелян поселок Хетагурово. Военные вертолетчики эвакуируют из города раненых и больных в Джаву. За два последних дня перевезли девяносто одного раненого».

Руководство Ленинграда намерено разрешить жителям города выкупать жильё или брать его в аренду:

«На открывшейся 7-й сессии Ленсовета будут рассмотрены принципы приватизации городского жилищного фонда, предложенные комиссией Ленсовета по жилищной политике. Предполагается, что ленинградцам будет предоставлено право выкупа жилья в собственность и возможность его аренды. Комиссия Ленсовета по жилищной политике предлагает сохранить муниципальный фонд квартир, которые можно получить бесплатно. В качестве первоочередной меры комиссия Ленсовета по жилищной политике считает необходимым ввести дифференцированную квартирную плату в зависимости от качества жилья».

Ситуация с ценами, продуктами и товарами спустя две недели жизни по новым ценам:

Волгоград
«Молочные продукты поступают в волгоградские магазины с перебоями, расходятся в считанные часы, очереди – обычное дело. Мясопродукты распределяются по талонам, но и талоны отоварить стоит больших трудов.
Из-за недопоставки скота стоит ряд мясокомбинатов. Даже пельменей из-за нехватки сырья вместо 20 тонн выпускают лишь 5 тонн в сутки.
По данным облстатуправления, общий объем товарных запасов на 1 апреля 1991 года в сравнении с прошлым годом сократился на 104,6 млн рублей, или на 20 процентов».

Караганда
«В карагандинских магазинах исчезли очереди за некоторыми продуктами. В городе практически приостановилась продажа мяса, субпродуктов первой категории, колбас, яиц. И хотя распределяются они, как и прежде, по талонам и в строго ограниченном количестве, однако население не очень-то спешит выкупить то, что еще вчера расхватывалось в мгновение ока.
Торговля уже отказывается брать «неходовой», скоропортящийся товар. А это, естественно, ставит под удар мясокомбинаты. Многие считают, что окончательно нормализовать обстановку можно лишь одним путем – отменив талонную систему».

Краснодар
«Фонды, (или как сегодня говорят – расчетные объемы) спущены из Министерства торговли с большим опозданием: не в январе, а в феврале – марте. По промтоварам фонды снижены на 20-30 процентов, так что ни о каком увеличении поступления этих товаров не может быть и речи».

Душанбе
«Против запланированного на первый квартал Таджикская ССР получила только 37 процентов мяса и мясных изделий, 31 процент молочных продуктов, 75 процентов сахара. В перечне промышленных товаров сегодня против каждого наименования, как и до повышения цен, стоит категоричное «нет».

Свердловск
«На 1 апреля прошлого года в остатках базы «Росторгодежда» числилось товаров на 31 миллион рублей. В этом году - 12,3. Договора заключены лишь на уровне 20 процентов от необходимого. Так что движения товаров после повышения цен не предвидится.
На предприятиях положение не лучше. Взять Свердловский камвольный комбинат. В апреле поставки сырья – 20 процентов. Тканей в магазинах не прибавилось. Камвольщики готовы покупать сырье и по более высокой цене, но его просто нет в натуре».

Продолжение следует