ДУРА

Александр Бондаренко
                Слоган: «Не все золото, что блестит»
    Изба. У печи стоит стол, застеленный цветастой клеенкой, а на столе разместился черно-белый телевизор, по которому идет ток-шоу. За столом, напротив телевизора сидит рядом с полным стаканом водки одетый в лохмотья, непричесанный дед; по его левую руку бутылка. По телевизору идет ток-шоу.
  Первый эксперт: Мы решили поднять налоги  для того, чтобы крепла наша экономика и богатела наша страна. По сути, мы это сделали исключительно для нашего же народа. Но я вас уверяю, что граждане могут не переживать: цены увеличатся лишь немножечко.
  Второй эксперт: (с улыбкой) Даже немножечко, чайная ложечка, это уже хорошо!
    Ведущий, стоя посреди зала, оборачивается к зрителям и начинает дирижировать руками.
    Зрители: (хором) Ну, а тем более, полный горшок! (все аплодируют и смеются)
  Старик: (сплевывает прямо на пол, выпивает залпом стакан и тут же утыкается носом в рукав рубахи; вдохнув полной грудью,  опускает руку и морщась шепчет) Будьте вы прокляты...
   Доносится скрип двери. Сени. В дверь входит старуха: на ногах примитивные коричневые колготки, калоши, одета в платье, поверх которого кофта; на голове косынка, съехавшая на лоб, словно специально прикрывает морщины; в руках у старухи корзинка. Старуха входит в комнату и, подойдя к столу, обращается к деду:
    Старуха: Вань, а Вань! Глядь сюда, чудо какое...
    Старик: (сухо) Яйца принесла?
    Старуха: Да ты глядь...  (Старик почти выхватывает у нее корзинку и глядит внутрь)
    Старик: (орет) Ты дура?!! я тебя человечьим языком просил: принеси мне пожрать!
Я тебя просил принести яйца, а не яйцо!
    Старуха: Да ты глядь на него!
    Старик: (посмотрев в корзину, орет еще пуще) Ты меня разыгрывать решила? Я жрать хочу, а не шутки с тобой шутить!
   Старуха:  Так я ж не шучу. Мне самой не верится... Полезла в гнездо, а там... оно...
   Старик: То есть ты хочешь сказать, что наша кура снесла это? (вытаскивает золотое яйцо и демонстративно поднимает его вверх) 
   Старуха: А почему нет? Я в молодости, кажется, в журнале "Наука и Жизнь" читала уже про такой случай...
   Старик: (любуясь яйцом) А красивое, зараза. (старухе) Учись, дуреха! Кура и то, умеет делать свое дело, а ты и девку даже мне не снесла. (смеется)
    Старуха (присев на лавку): (горестно) Да как ты смеешь! Или ты забыл, сколько ночей я проревела? Знаешь, кто ты после сего?
    Старик, не обращая на нее внимания, продолжает осматривать яйцо.
    Старик: Интересно, а внутри оно тоже из золота? (бьет легонько яйцом по столу)
    Старуха: Так знаешь, кто ты после этого?! (выхватив у старика яйцо, бьет им по столу)   
    Старик: (отобрав у нее яйцо, тоже бьет им по столу.) (Сердито) Кто?!
    Старуха: (взяв у старика яйцо, бьет им по столу) Сухарь!
    Старик: (отобрав яйцо, делает с ним то же самое) Да за такие слова, ты у меня сейчас получишь! Вот так! (злобно, сильно, бьет яйцо о стол)
    Старуха: (забрав у него яйцо) Не угрожай мне!! (бьет яйцом по столу)
Вдруг на стол выбегает откуда не возьмись мышь. Старуха начинает визжать и, выпустив из руки яйцо, вскакивает и делает шаг назад. Яйцо катится по столу и, когда его траектория пересекается с путем мыши, в кадре появляется рука старика, который пытается поймать яйцо; но он лишь его задевает из-за чего яйцо, почти достигнув края стола, слегка поворачивается и скатывается вниз. Мышь бежит назад. Со стола нарочито медленно падает яйцо и в замедленной съемке разбивается о половицу; из-под него плавно, замедленно разлетаются осколки скорлупы и разбрызгивается белок. За всем этим с ужасом наблюдают герои.
    Старик: (уставившись на яйцо, пару секунд смотрит, но наконец оживает и вне себя от ярости кричит) Дура!!! Что ты сделала?
   Старуха: Это не я!
   Старик: Не ты? Мышка хвостиком махнула? (вскакивает и бьет жену по лицу. Та вскрикивает и, отвернувшись, начинает громко рыдать. Старик почти падает на четвереньки и, ползая по полу, собирает в ладонь скорлупу, которая изнутри тоже золотая. В один момент он начинает выковыривать между половицами крупную скорлупку и вдруг, громко застонав, хватается рукой за поясницу. Собранная скорлупа падает и разлетается по полу)
    Старуха (обернувшись):  (обеспокоено) Что? Опять спина? (нерешительно подходит, наклоняется и помогает старику подняться и сесть на лавку. Старик плачет. Глядя на него, старуха, и без того заплаканная, опять начинает лить слезы)
    В комнату входит курица. Курица идет по комнате и доходит, кудахтая,  до лавки. Тем временем за кадром слышен голос старухи: "Не плачь дед, нам курочка новое снесет"

  День, солнце в зените. На завалинке сидят обнявшись старик и старуха. Голова старухи на плече старика.
    Старуха: (шепотом) Вот соберем мы с десяток таких яиц и будет нам хоть на что хоронить друг друга. Памятники закажем хорошие...
    Старик: Типун тебе на язык! (тихо) Ой, дура ты все же, Нинка, дуреха, каких свет не видывал. Мы ж теперь жить начнем. Теперь нам никакие болезни не страшны, будем лечиться у кремлевских лекарей, лет сто еще проживем. Вначале корыто тебе новое купим, забор починим, дом отремонтируем, а как цыплята пойдут... (вздыхая, смотрит на небо) Эх! Вот заживем! Птицефабрику откроем, потом десяток другой ювелирных магазинов, да этот, как там его, Фигарже в гробу перевернется от зависти. (смеется) За границу слетаем, на море отдохнем, заживем прямо как по телевизору...
       
    Утро. У сарая стоит старик. На улицу выходит старуха с корзинкой.
    Старик: (нетерпеливо) Ну как? Снесла?
   Старуха: (тихо) Снесла…
   Старик: (радостно) А ну-ка! (запускает руку в корзинку и достает оттуда... белое яйцо... Смотрит пару секунд на него, не веря своим глазам, и вдруг запускает яйцо прямо в лицо старухе, - яйцо разбивается и белок с желтком начинают стекать по лицу на одежду) Ненавижу!!! (старуха стоит как статуя, боясь проронить и слово) (грозно) Может, ты меня вчера разыграла? То-то ты мне на Пасху не дала даже яйца самому покрасить...
    Старуха: (почти шепотом, грустно) нет...
    Старик:  (деловито) А ну-ка принеси мне сюда скорлупу от золотого яйца.
    Старуха: (робко) Вань...
    Старик: Я тебе сказал: быстро пошла и принесла!!!
    Старуха: Вань... Я вчера, когда убиралась...
    Старик: В смысле?
    Старуха: Ну ты же... сам вчера сказал мне, чтобы я... подмела...
    Старик: Дура!!! Я тебя убью!!! (пытается ее ударить, но старуха отклоняется и, развернувшись, пытается убежать. Старик пускается в "погоню")
     Начинает звучать "Шутка" Баха.

  Из сарая выбегает кудахтующая курица, а за ней кричащий петух, который пытается ее клюнуть.
    Субтитр: Ты чье мне вчера яйцо снесла? Ты встречалась с Золотым Петушком?               
    Мимо избы, ковыляя, пробегает старуха, затем старик, курица, петух: они бегут по двору. Наконец запыхавшийся старик загоняет старуху в угол их забора. Он хватает стоящую у забора мотыгу и замахивается ей, старуха в отчаянии пытается защитить себя рукой. К ним подбегает голосящие курица и петух. Старик оборачивается на шум.
    Старик: (птицам) Пшли вон! (смотрит опять вперед на старуху, которая даже не попыталась убежать, а лишь застыла в той же позе, и вдруг замечает за ногами старухи петуха. Старик оборачивается и видит курицу и петуха, опять смотрит вперед и видит снова петуха.) (старухе) Молись (Он осторожно ставит мотыгу к забору, наклоняется и быстро схватив петуха, уходит, бросив из-за плеча) Михалычу - ни слова! (Старуха продолжает стоять в своей позе до тех пор, пока не слышит крик мужа) Быстро взяла куру и отнесла в сарай!

    Вечер. Сумерки. За избой раздраженный старик колет дрова. Доносится голос старухи.   
    Старуха (стоя в нескольких метрах от старика): (негромко) Там курица яйцо снесла...
    Старик: (обернувшись)  И? Чего не принесла-то?!
    Старуха: (уставившись на топор) Я боялась, что....
    Старик: Дура!!! (развернувшись, идет на старуху с топором в правой руке: когда он к ней почти приближается, та испуганно делает два шага назад. Старик проходит мимо и уходит в сарай.)

    В сарай входит старик, подходит к гнезду и, достав коробок, зажигает спичку. В темноте разгорается золотистый огонек, освещая золотое яйцо... Старик достает откуда-то снизу бутылку водки, откупоривает ее и некоторое время пьет)
    Старик (перекрестившись, тихо): Господи всемогущий, есть все же в мире справедливость. (берет яйцо, осматривает, целует его, аккуратно кладет в гнездо и снова пьет)

    У калитки стоит старуха, по ту сторону седоватый, но еще рыжий дед (сосед). 
    Старуха: Не знаю я, где ваш петух... Может, машиной задавило где... Он же гуляка еще тот.
    Сосед: Да искал я его уже везде - нет. К вам опять забрался, точно. Впусти его поискать.
    Старуха: Да нет у нас его. Неужели я его не заметила бы?
    Сосед: Ивановна, ты что, от меня что-то скрываешь?
   Старуха: (возмущенно) это я скрываю? (делает шаг в сторону и приглашающий жест рукой) Да, пожалуйста, иди ищи.

   Темный сарай. Старик пьет из почти пустой бутылки водку.
С улицы раздается голос старухи: "Вань! Там к тебе Михалыч пришел!".
Старик испуганно прячет  золотое яйцо в сено и начинает панически что-то искать, крутясь вокруг себя.
    Старик: (кричит) Сейчас! (Ищет по всем углам, но вдруг слышится скрип двери и голос соседа: "Михалыч! Ты где?" (Старик выглядывает из-за насеста) Чего пришел?
    Сосед: Да петуха своего ищу. А ты что делаешь?
    Старик: Я? Да я искал... (увидев топор) топор (берет топор).
    Сосед: (ухмыльнувшись) Нашел?
    Старик: Нашел.
    Сосед: Ты не видел моего петуха?
   Старик: Видел.
   Сосед: (обрадовано) Где?
  Старик: (ухмыляется) Точно не здесь. И не на этой неделе. Но, так уж и быть, пошли пошукаем его. (Поднимает правую руку с топором над соседом, но сразу же, усмехнувшись, опускает ее и, подойдя к нему с правой стороны, кладет левую руку к нему на плечо;  выводит его из сарая и, сняв руку с плеча, поспешно захлопывает дверь. ) (вздохнув, улыбается) А вообще сейчас уже темно, давай завтра пошукаем.
    Сосед: (растерянно) Да как же... (Вдруг прямо перед ними, из кустов выходит петух...)(радостно) Да вот же он!!! Наконец-то! (бежит к петуху и, быстро схватив его в руки, обнимает) Ах ты мой золотой! (Старик сжимает рукоятку топора) (Старику) Спасители вы мои! Вы уж извините, что так поздно к вам нагрянул, нарушил ваш покой...
    Старик: (ворчливо) Чего не сделаешь для соседа...
     Сосед: Ну, я пошел!
    Старик: (неожиданно) Слушай, продай мне своего петуха.
    Сосед: Да ты что...  Я своего Петьку ни за какие миллионы не продам... Это мой любимец и друг.
    Старик: Да ну? Ты же его потом убьешь и съешь.
    Сосед: (скалясь) А может, я обожаю убивать и съедать своих друзей...
    Старик: Ладно. Шутки в сторону. Я тебе предлагаю сто тысяч.
 Сосед: (абсолютно спокойно) Нет, мне петух нужен самому. В общем, пока. (разворачивается)
    Старик: Стой! (сосед останавливается) сто пятьдесят тысяч.
    Сосед: Нет (собирается уходить)
    Старик: Я тебя провожу.
    Сосед: (из-за спины) Да не стоит...
    Старик: Да не, провожу, а то как-то не по-соседски получается. Да и вдруг сам потеряешься, как твой петух... 
    Сосед идет по тропе вдоль длинного забора, старик идет за ним, слегка покачивая топором. Слышится его тяжелое дыхание. Когда они доходят до высокого куста, то камера показывает напряженное лицо соседа на фоне хмурого старика, который приподнимает топор, но как только топор появляется из-за спины, то падает, - раздается дикий вопль старика, после чего он падает на соседа; тот выпускает петуха, и последний под крик старика убегает прочь.
    Сосед: (недовольно) Что ты сделал!
    Старик: Я что, специально?
    Сосед: А чего ты носишься с этим топором, как курица с яйцом.
    Старик: (вглядываясь в глаза соседа) Каким яйцом? золотым? (сосед вздрагивает, смотрит на старика, но в итоге молча разворачивается, чтобы искать петуха, однако раздается голос старика) Ты куда пошел? Я тебе разрешал?
    Сосед: (развернувшись) Мне твое разрешение не требуется, на твоем участке мой петух.
    Старик: На моем участке мой участок.  Придешь завтра.
    Сосед: Нет. Если я  приду завтра, то с милицией. Еще неизвестно, как он попал на твой участок!
    Старик: (ехидно) Еще неизвестно, что вчера на моем участке делала твоя жена...
    Сосед: (кричит) Сволочь! Да я тебя убью!
    Старик: (приподняв топор, скалясь) Попробуй   
    Сосед: (Сделав резкий, решительный шаг к старику) Попробую!
     Старик испуганно делает шаг назад и поднимает топор выше, до уровня глаз)
    Сосед: Если я захочу тебя убить, то топор тебе не поможет. (хватает с земли лопату)
    В этот момент раздается девичий детский голосок: "Рыжий-рыжий, конопатый убил дедушку лопатой". Сосед оборачивается на голос и видит четырехлетнего ребенка.
    Сосед: Варя! Почему ты не спишь? (кидает лопату, берет девочку на руки, и бросает из-за спины) Я вернусь.
    Старик в приподнятом настроении захлопывает калитку, разворачивается и начинает высматривать соседского петуха. Вдруг появляется старуха, у которой в руках он самый.
    Старик: (радостно, петуху) Ах ты мой хороший (гладит его)
    Старуха: Вань, а что делать-то с петухом Михалыча?
    Голос соседа: (из-за их спин) Мне отдай. (старик и его жена оборачиваются)
    Сосед: (ухмыляясь) Давай сюда
    Старик: Обойдешься.
    Сосед: Не заставляй меня перелезать через забор!
    Старик: Не имеешь права! Это частная собственность!
    Сосед: Частная собственность в руках у твоей жены! Ивановна, давай сюда петуха!
    Старик: (жене, грозно) Не смей!
  Сосед: (гневно) Быстро давай сюда! Или ты хочешь, чтобы я завтра с милицией нагрянул?
    Старик: Не вздумай ослушаться мужа!
  Сосед: Ивановна, учти, я его засажу в тюрьму за такие дела! Поверь мне на слово! Будешь носить ему передачки. (приказывает) Дай петуха сюда!
    Старик: (кричит) Не смей!
    Сосед: Я его посажу! (растерянная, испуганная старуха делает шаг в сторону соседа,  ее муж протягивает к ней руки, чтобы отобрать петуха, но только он касается ее рук, как старуха с визгом подбрасывает петуха в воздух в сторону калитки. Сосед пытается петуха поймать, но тот внезапно взмывает ввысь и голубем улетает в небеса. Все трое какое-то время потрясенно, с открытыми ртами, смотрят в небо, словно ожидая возвращения петуха. Вдруг сверху вниз падает помет и прямо в рот соседу. Он сморщась сплевывает и уходит).
    Пьяный старик смотрит на жену и видит ее в искаженном образе бабы яги. 
    Старик: (ударив жену) Ведьма! (Старуха начинает рыдать, но старик слышит вместо ее плача старушечье хихиканье. Пятясь, он уходит прочь)
   
    Утро. Изба. Старуха возится у печки. Входит старик.
    Старуха: Вань, ты будешь яичницу?      
    Старик: Ты не видела золотое яйцо? Что?
    Старуха: (осторожно) Ты яичницу будешь?..
    Старик: (грозно) Где яйцо?
    Старуха: Всю скорлупу я собрала, вон она (показывает на стол)
    Старик: Я тебя убью...
    Старуха: Вань, так ведь внутри яйцо не золотое. Зачем ему просто так тухнуть?
  Старик: Ненавижу! (хватает из печи сковороду с яичницей, хочет замахнуться, но вдруг его взгляд падает на яичницу, и он молча уходит в сени)
    Старуха: (бежит за ним вслед) Вань, ну прости... (старик выходит на улицу и, оглянувшись, бросает гневный взгляд на жену. Та останавливается. Он выходит, свернув влево, а она медленно идет следом, но сворачивает направо)

    Старуха за избой рвет цветы, составляя букет. Составив букет, она, любуясь цветами, идет на двор, появившись с той стороны, куда сворачивал недавно старик. Когда она приближается к избе, то вдруг роняет цветы чуть вперед и истошно кричит: А-а-а-а-а!

    Финальный кадр: на завалинке сидит, не двигаясь, с приоткрытым ртом, с вилкой в руке, со сковородой на коленях сплошь покрытый золотом, старик. Под его ногами лежат почти не раскиданные цветы, а пред ним стоит рыдающая старуха.
    Во время всего кадра звучит "Похоронный марш" (Александр Градский)

    Под музыку на черном фоне растекается по центру белок яйца, и на его фоне идут титры.

Справа от титров появляется окошко с видео, в котором старик смотрит  телевизор, но уже большой тонкий Самсунг. Перед ним расставлено много разной еды. На экране идет фильм «Дура». К нему подходит старуха и, вытирая руки о передник, глядит на экран. Музыка становится тише.

Старуха: Все на себя не налюбуешься?
Старик: А ты будто на себя не налюбовалась?
Старуха: (машет рукой) Да ну тебя! Такую книгу испортили!

Титры проходят и вместо них в кадр входит петух. Он подходит к окошку с видео, с любопытством смотрит на него, - старик и старуха, оборачиваются и смотрят на петуха. Он клюет в окошко, все пропадает и остается лишь черный фон.