Читайте детективы, господа!

Василий Доценко
   Никогда не любил детективы. Вкус к слову, который проснулся у меня уже после окончания школы и особенно после института, требовал смакования красивых фраз, звонких слов, ярких, искренних чувств в литературе. Проза и стихи Ивана Бунина, рассказы Андрея Платонова, романы Михаила Булгакова стали для меня эталоном словесного совершенства. Среди моих приятелей были любители словесности, которые могли цитировать целые страницы из этих произведений. Поэтому сюжетная эквилибристика детективов и не находила в моем сердце серьезного отклика, если не считать книг гениев этого жанра – Агату Кристи и Конан Дойла.

   Вспоминаю 60-е годы, когда я учился в аспирантуре. В стране только-только появились первые переводы американских детективов. Немало книг этого жанра поступало из Польши. На кафедре эти книги ходили из рук в руки. Был даже конкурс читателей: на какой странице романа становилось ясно, кто убийца. Лучшими детективами считались те, в которых имя убийцы выяснялось на последней странице книги. Удивительно, но в этих играх участвовал и мой уважаемый учитель – профессор Б.А.Собчук, известный ученый-биохимик, человек разносторонних интересов.

   Большим любителем детективов была моя сотрудница Татьяна Ивановна, собравшая огромную библиотеку английских, американских и французских мастеров детектива. Именно опытом обстоятельного знакомства с невероятным многообразием сюжетных вариантов в упомянутых книгах я объясняю ее прекрасную память, быструю сообразительность и решительность в работе с пациентами.

   Припоминаю эпизод госпитализации в реанимационное отделение больницы пожилого больного в состоянии гипогликемической комы, никогда не болевшего сахарным диабетом. Она заподозрила у больного редкий вариант рака желудка, при котором клетки эпителия в результате мутации начинают вырабатывать инсулин. После стабилизации состояния больному была выполнена резекция желудка.

   Татьяна Ивановна первой на кафедре освоила персональный компьютер и программные технологии, что позволило декану поручил ей разработку и учет учебно-методических документов на факультете. И сегодня, будучи на пенсии, Татьяна Ивановна заражает нас своим оптимизмом.