Райские яблочки

Александр Кучуро
               В солнечный, но уже ощутимо прохладный осенний день, заглянул я  во двор своего деда.
         Баба Оля суетилась между кухонькой и сенцами хаты, гремя вёдрами и разной посудой, заодно переговариваясь с тёткой Маруськой, зашедшей также в гости.
           Увидев меня, баба Оля в хорошем расположении духа, окликнула меня:
-Проходи унучок к нам.
      Раз приглашают чего бы и не зайти, я прошёл во двор и остановился, внимательно наблюдая, как баба Оля ловко вымывает детали сепаратора и укладывает их на табуретку.
      Знакомая картина, мне уже приходилось помогать разбирать и собирать детали от сепаратора, который был внушительных размеров, и называли мы его «Колхозным», что соответствовало его назначению.
       Но больше всего мне нравилось снимать одну за другой сложенных в стопку конусообразных тарелочек и слизывать с них сливки.
         Но в этот раз я слишком припоздал и эти тарелочки уже вымытые, просушивались на табуретке  вместе с массивным барабаном.
      Я стоял и смотрел, как баба Оля вымывала остальные части сепаратора, и особого значения не придавал, о чём беседовала она с тёткой Маруськой, своей родственницей проживающей на второй улице в крайнем дворе.
      Но когда до моего уха долетели слова о райских яблочках, я внимательно стал прислушиваться, о чём они говорили меж собой.
      А разговор был про то, что из вот этих самых яблок, получается довольно вкусное варение.
         А чтоб получилось очень вкусное варение, имелся особый рецепт, которым они и делились меж собой.
       Мне ещё не приходилось не то что пробовать, а даже видеть этих райских яблок.
         Если и видел, то только один единственный экземпляр и тот на картине, что висела в дедовой хате.
         Там чуть в глубине картины  между   обнажёнными   Адамом  и Евой,  обвивший своим червячьим телом дерево,  с хитрецой в глазах  змей,  держал  такое яблоко у себя во рту. 
          Я слушал и представлял, насколько вкусны эти яблоки и был готов отправиться за ними в самую далёкую даль, скажем за протекающий канал, что был сразу за грейдером.
         А когда тётка Маруська сказала, что надо поторопиться, чтоб нарвать этих яблок в Широковском саду, иначе можно не успеть.
        Ведь, как вскоре выяснилось, что во всём саду, таких дерева всего два.
       Баба Оля пообещала, как только управится и привезёт из Ростовановки почту, так сразу и поедет в сад за яблоками.
       Я загорелся, да что там загорелся, вспыхнул   идей посетить сад вместе с бабой Олей, но в присутствии тётки Маруськи не стал проситься.
        В бедарке, в которой баба Оля ездила за почтой, мало места, вдруг тётка Маруська решит, чтоб меня не брать, а лучше взять её двух меньших сыновей.
          Моё желание было настолько сильно, что я с нетерпением ожидал, когда тётка Маруська уйдёт, и тогда я напрошусь вместе с бабой Олей съездить в сад.

          И вот оно желанное время настало, после недолгого прощания родственница ушла, и я начал воплощать свою мечту в реальность.
         Удивительное дело, но Бабу Олю не пришлось долго уговаривать, она была согласна взять меня с собой с одним условием, если меня отпустят мои родители.
       Да уж, пришлось мне постараться убедить их в своём желании самому посмотреть, как растут на дереве эти самые райские яблочки.
        Я до болезненного состояния был одержим  увидеть своими глазами райскую яблоню и отведать с неё самых вкусных на свете яблок.
        Невозможно  передать того счастья, которое я испытал, когда  долгим нытьём и приставаниями добился разрешения у родителей отправиться в сад.

         С самого утра, которое оказалось хмурым, а небо затянуло тучами,  я крутился возле  двора своего деда, частенько выбегая на дорогу, чтоб увидеть возвращающуюся бабулю с почтой домой.
          И вот она счастливая минута, когда на конце улицы хутора показалась лошадь, запряжённая в бедарку.
          Я торжествовал, я ликовал, от нетерпения хотелось бежать бабуле навстречу.
       Но что это и почему бедарка свернула совсем к другому двору?
          Я тогда ещё не знал, что у нашего совхозного ветеринара имелось подобное  средство передвижения.
          Меня охватило волнение, возникшее беспокойство не давало мне покоя, я выходил на дорогу и ожидал, когда же наконец вновь появиться там бедарка.
         По моим меркам прошло довольно много времени, меня стали посещать сомнения, что сегодня не получится съездить за яблоками.
         А тётка Маруська ведь предупреждала, что можем опоздать, и яблоки достанутся другим людям.

         На моё удивление, вновь на самом краю хуторской улицы появилась лошадь, запряженная в бедарку.
        Теперь уж это точно едет бабуля, я настолько обрадовался, что от нетерпения, стал вбегать на вершину кучи глины, что была у дедова двора возле лавочки, тут же сбегать вниз и вновь выскакивать на дорогу.
          Торопилась ли баба Оля или же хотела быстрее приехать домой, но её конь, уж не помню в точности, как его звали,  имел второе прозвище «Пердун», бежал рысью.
       Уже подъезжая ко двору, бабуля придержала коня, и он перешёл на быстрый шаг, а я от радости забрался на вершину кучи глины и улыбаясь во всю ширь своего рта, приветствовал её прибытие.
            Остановившись у ворот, бабуля примотала вожжи и с улыбкой на лице спросила меня:
-Ну что унучок, отпустили тебя родители?
        Я продолжая улыбаться и  кивнул головой.
-Тогда будем собираться.
-Занесу газеты и поедем.

         И вот я весь радостный сижу в бедарке и мы едем по хутору на другой край.
        Эх жаль, что меня не видят мой друзья, особенно Колька, вот бы обзавидовались, когда бы узнали, что я еду за райскими яблочками.
        Да и глядя на взрослых, с которыми здоровалась баба Оля, проезжая мимо, я светился торжеством, откуда им было знать, куда мы едем.
          Выехав на край хутора, и обогнув по дороге наш хуторской магазин, какой – то там кооперации, завернули в сторону водокачки, оттуда наискосок через поле в сторону моста через Малый Левобережный канал до грейдера и уже по нему отправились в соседний хутор.
         Совхозный сад начинался молодыми посадками от моста и до шлюза на канале, что у хутора Пригона, а уже дальше был настоящий, плодоносящий сад, чего там только не росло, одних только сортов яблок не меньше десятка.
             Вскоре по правую сторону осталась позади единственная улица хутора Пригона, а чуть далее начинался другой хутор, вот в него нам и надо было заехать, чтоб оставить там коня, который то и дело подванивал, приподнимая хвост, чем и смешил нас с бабулей.
          Свернув с дороги и заехав в одну из улиц хутора Широкого, подъехали ко двору, где проживали родственники бабы Оли.
          Без радостной встречи не обошлось, этот момент опустим, в таких случаях всё более - менее понятно, так что не будем отвлекаться от намеченных планов.

           От двора, где была оставлена бедарка с лошадью, в сопровождении родственников с вёдрами, вышли и пересекли грейдер, подойдя к высокой насыпи.
         Поверх этой насыпи проходил довольно глубокий и широкий, для моего детского понимания, оросительный канальчик. 
         С небольшими усилиями канальчик был преодолён, и мы оказались на территории сада, где по периметру вдоль насыпи росли грецкие орехи.
       Перейдя дорогу, что шла параллельно высаженному ряду орехов, вошли в сад.
         К этому времени в саду был собран весь урожай плодовых деревьев, а междурядья глубоко вспаханы, о чём свидетельствовали крайние борозды.
        Пройдя глубь сада на несколько рядов, повернули в западном направлении.
           Идти по мягкой пахоте было довольно затруднительно, но я шагал в надежде увидеть это удивительное дерево и попробовать с него райских яблок, как мне представлялось необычайно приятного вкуса.
       Уже чувствовалась усталость в ногах, а яблони все не было видно, да и сами наши проводники, примерно знали, где оно могло быть.
         Мной двигало желание поскорее отыскать дерево с чудесными плодами, но его всё не было.
         И вот, после утомительной прогулки  по саду, радостный возглас:
-Смотрите вон оно, через два ряда наискосок!
          Я глянул в ту сторону и увидел это дерево, которое было увешено ярко красными плодами, походившими на довольно крупную черешню.
           Срываюсь с места и бегу к дереву, бежать в резиновых сапожках по мягкой пахоте довольно трудно и особо не разгонишься, но я всё равно вырываюсь вперёд и подбегаю к яблоне.
           Дерево не настолько большое, как растущие рядом яблони, но имело форму колоны, с низу и до самой макушки усыпанной красивыми плодами на длинных черешках.
       От нахлынувшего волнения, я не мог выбрать, какое же мне яблочко сорвать, я кружил, словно возле новогодней ёлки и выбирал себе подарок.
         Наконец моему глазу приглянулось одно красивое и аппетитное яблочко, я его срываю, предвкушая его непередаваемый удивительно чудесный вкус,  пихаю себе в рот и начинаю жевать.
          Но что это, что за обман, какое разочарование от  довольно кислого вкуса во рту, моё лицо перекашивает гримаса, а глаза сузились до самого минимума.
        Подошедшая баба Оля, глядя на мою кислую мину, весело спросила:
-Ну что унучок, Москву видно? 
         Да какой там Москву, такая кислятина, похуже будет, чем пригоршня съеденного барбариса.
        Слегка разжёванное яблочко, активно помогая себе языком,   пришлось выплюнуть на землю.
          У меня закралось сомнение, что я сорвал не то яблоко, нужно испробовать другое, может то будет лучше этого.
           Уже было слышно, как первые сорванные яблоки бросали на дно  пустых ведёр, отчего слышался характерный звон, а я всё высматривал себе яблоко.
        И вот оно самое красное, а значит самое спелое, срываю, надкусываю и вновь разочаровываюсь.
          Кислятина кислятиной, аж зубы сводит, я отбрасываю огрызок в сторону, бабуля замечает, что я разочарован и предлагает мне:
-Давай унучок, помогай рвать яблочки, из них очень вкусное получиться варенье.

            Я срывал с длинными черешками яблочки, складывал в ведро, а сам думал, чего это мне сразу не сказали, что это сплошная кислятина.
          А может быть мне и говорили, да я не верил или не хотел верить, ведь такое название должно соответствовать действительности.
        Если яблоки райские, значит должно в них быть что – то божественное, вкусное и приятное,  а не этот самый обычный кислющий обманный вкус.   
         Разочарование и некая обида засела во мне, как же так получилось, ожидал одного, а вышло совсем наоборот.
         Куда подевался мой боевой настрой, куда делось радостное настроение, теперь даже похвалиться перед друзьями мне не чем, расскажешь об этом, ещё и посмеются над моей наивностью.

           Не помню, сколько прошло времени, но оба ведра оказались наполнены райскими яблочками с верхом, а на дереве, особенно на верху, куда не достать с земли, их было такое множество, что  сама яблоня, казалось, увешена  мелкими шарами красного цвета.
       От самой яблони, пройдя несколько междурядий  в сторону грейдера, вышли из сада.
          Прошли по дороге, что проходила по краю вдоль растущих грецких орехов.
       По натоптанной тропинке поднялись на насыпь, где через канальчик лежала доска, по ней перешли на другую сторону.
          Дальше двигались вдоль грейдера, а уж затем завернули на улицу, где нас дожидался конь.
        Чтоб яблоки не рассыпались при тряске, их сверху увязали тряпицами, а затем поставили в бедарку.
          Дело сделано и можно было возвращаться домой, я с чувством полной усталости уселся рядом с бабулей и мы отправились в обратный путь.
           Ехали спокойным шагом, конь то и дело приподнимал хвост, выдавая очередную порцию мучивших его газов, баба Оля посмеиваясь, поясняла мне, что лошадь почтенного возраста с явным признаком расстройства кишок.
         Я  слушал её рассказ, иногда поглядывая на стоящие у наших ног вёдра с райскими яблоками, и ощущал не приятную кислотность во рту, видимо по этой причине, начиналось обильное  не особо приятное слюноотделение.
         Приходилось отворачиваться и смотреть в сторону, разглядывая медленно меняющийся  местный пейзаж.
       Уже подъезжая к хутору, я немного повеселел, да и наш конь ускорил свои шаги, понимая, что ещё немного и окажемся на месте.
       Вот и хуторская улица, справа замелькали деревья акаций, растущие в два ряда на бульваре, а с лева дворы с хатами.
         Подъехали ко двору деда, остановились у ворот, меня немного растрясло на местных дорогах, отчего с трудом слез вниз.
         Бабуля сняла оба ведра с яблоками и унесла  к себе во двор.
         А я с понурой головой продолжал крутиться у бедарки и не мог сообразить, чего мне делать дальше.
         Уходить домой или ещё немного здесь побыть.
         Со двора меня окликнула бабуля:
-Унучок, иди возьми райских яблок, дома покажешь, похвастаешь, что сам с дерева сорвал.
          Я нехотя прошёлся по двору, у дверей летней кухотёнки стояли вёдра с яблоками, из одного из них я набирал яблоки и рассовывал по карманам.
         Когда уже не оказалось места, решил что хватит, да и кто будет есть такую кислятину, если только посмотреть.
        К тому же  чувство полного разочарования не покидали меня, ещё с утра  я был настолько заинтригован идеей, своими глазами посмотреть на райскую яблоню с яблоками и отведать её плоды, а теперь вот даже не хочется на них смотреть.
       Чисто по – английской манере я покинул дедов двор, чтоб отнести райские яблоки к себе домой.
        Принесённые яблоки я выложил на стол в пристройке, уж не знаю, как на них отреагировали родители и брат, в это время ни кого не было дома, но думаю, что в большом восторге они не были.
      Иначе бы они об этом мне сказали, когда вернулись домой с работы, оценив мою удачную поездку в совхозный сад.
        А вскоре я об этой истории позабыл, ведь вокруг было столько увлекательного и интересного.
         
        А варенья из райских яблок я всё же попробовал, как – то раз, а это было зимой, бабуля подала его в стеклянной вазочке на стол за которым пили чай. 
             Скажу откровенно, это варенье ни сколечко не было вкусней, чем из наших яблок сорта «Шафран», да и самого запаха особо не запомнил, видимо в тот момент у меня нос был забит соплями.
        Варенье, как варенье и ничего не обычного в нём не было.
        Вот клубничное – это совсем другое дело и сладкое и ароматное, и можно есть сколько угодно, ни когда не приесться.
      А на счёт собственного обмана, скажу так, не всё золото, что блестит.



13 -14 апрель 2021г.