Я видела Анжелу Дэвис!

Залесская Тамара
     Анжела Дэвис, если кто не знает или забыл, – это американская правозащитница, деятельница международного коммунистического движения, социолог, педагог и писательница*.
   
     В 1970 году была арестована, ей предъявили обвинение в соучастии в заговоре, захвате заложников и убийстве. Не то чтобы она была совсем не виновата — ведь она покупала оружие, из которого было совершено убийство, — но обвинению не удалось доказать причастность Дэвис к захвату заложников и убийству, и через 18 месяцев её освободили.
    
     То ли мировая общественность повлияла на ход событий, то ли американское правосудие оказалось на высоте, но женщину отпустили, и она стала героем.

     «Анджела Дэвис посетила СССР в 1972 году вскоре после освобождения. Леонид Брежнев расцеловал ее при встрече, отметив тем самым вклад активистки в борьбу за коммунистические идеалы. Дэвис побывала в Москве и Звездном городке, а также в Узбекистане. Ее принимали в Советском Союзе как главу государства»**.

     Правда, после того, как американская компартия поддержала ГКЧП, Анжела покинула её ряды – есть и другие интересы и занятия, кроме коммунистического движения. Тем более что надо зарабатывать на жизнь, это же не СССР, где партийная работа была престижной и высокооплачиваемой***.

     Однако в то далёкое время все иностранные граждане — писатели, артисты, художники и тем более общественные деятели — оценивались с точки зрения их лояльности или пользы для нашей великой цели, хотя уже не вполне ясно, какой. Честно говоря, не помню, что нам рассказывали об этом на лекциях по промыванию мозгов, то есть по общественно-экономическим дисциплинам.

     Дело в том, что построить коммунизм к 1980-му году пообещал азартный Хрущёв****. Я даже помню, как нам рассказывала о светлом будущем учительница. Мы были доверчивыми детьми, но время тянулось медленно, и 1980 год казался таким далёким, почти нереальным. А сам Хрущёв, наверное, думал: «Почему не пообещать, если спрашивать будет уже не с кого?» Вряд ли он надеялся дождаться этого прекрасного времени, а вскоре его сместили и строительство коммунизма, похоже, отменилось. Жил бывший генсек на госдаче — разумеется, лучше, чем другие пенсионеры, — и дожил до 1971 года. Его, так сказать, преемник, а точнее, коварный соперник, более-менее уравновешенный и осторожный Брежнев, не бросался словами, и мы почти забыли красивую сказку о всеобщем равенстве, братстве и счастье. Да и сколько можно верить сказкам!

     И вот объявляют, что в Москву приехала сама Анжела Дэвис! Её наконец освободили, в отличие от наших диссидентов, о которых нам не рассказывали, чтобы не искажать грандиозную картину самой справедливой, самой свободной, самой заботливой страны в мире. И мы, первокурсники, приехавшие из бедной провинции в Москву, с утра до ночи сидевшие на лекциях и в читальных залах, верили в справедливость (мы же поступили в МГУ!) и в наше светлое будущее (мы же так старались ради него!).

     Представьте себе, я даже видела Анжелу Дэвис! Её привезли в Главное здание МГУ, и нас, студентов филологического факультета, то ли пригласили, то ли послали на встречу с ней. Коммунистическое движение меня совершенно не интересовало, но мне очень нравился грандиозный актовый зал, похожий на Колонный зал Дома Союзов. К тому же смотреть на мировую знаменитость вблизи — это совсем не то, что стоять в шеренге вдоль дороги на Ленинском проспекте, в определённом месте, приветствуя кортеж с высокими гостями, проезжающий из аэропорта куда-то в центр. Иногда нас посылали и на такие задания — мы ведь комсомольцы. Для этого нас снимали с занятий и предупреждали об ответственности. Это случалось нечасто, однако не все посланцы доходили до пункта назначения. То погода плохая, то некогда.

     У смуглой американки Анжелы была шикарная шевелюра! Она улыбалась и приветливо махала рукой, проходя через дружелюбную толпу молодёжи. А потом она выступала с речью, и кто-то говорил в ответ, и всем было интересно. А иначе бы не собрался полный зал, вмещавший две тысячи человек. Наверное, многие тогда верили в правоту таких людей и важность их борьбы за лучшую жизнь в Америке. Там же не было социализма, а у нас уже был, и вот именно что развитой!

     Такие моменты совершенно искренее воспринимались нами как нечто значительное. Я хорошо помню и другие встречи с известными и легендарными людьми, и мне хочется записать всех, кого я видела. Это будет красивый список — артисты, поэты, композиторы, и среди них — молодая Анжела Дэвис.


************************

* https://ru.wikipedia.org/wiki/,_

** https://diletant.media/picture_tutorial/39620951/

*** Кстати, а куда устроились наши партийные работники после роспуска КПСС? Не все же были преклонного возраста, как члены ЦК, и не все были такими высокопоставленными персонами, чтобы с ними потом носились и обеспечивали их дальнейшее благополучие. И ещё интересно: члены ЦК получали особую персональную пенсию или как все персональные пенсионеры? В интернете пишут разное, точных цифр никто не знает, но даже примерные в 10 раз выше, чем средние пенсии в стране.

**** 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС Н.С. Хрущев объявил, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Нам рассказала о светлом будущем учительница. Мы были детьми, время тянулось медленно, и 1980 год казался таким далёким, почти нереальным.

************************

На фото: Анжела Дэвис