Как строится идеальная система образов

Лариса Ритта
О мастерстве писателя в большой степени можно судить по умению создавать яркие, незабываемые персонажи. Создать грамотную систему образов далеко не просто.
Как образцы я бы посоветовала "Обрыв" Гончарова - со второй части, "Тайну Урулгана" Булычова и "Отель у погибшего альпиниста".

Фантастический детектив Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста» - вещь, литературно во многих отношениях совершенная. И система образов в нём практически идеальная.

Присмотримся к персонажам «Отеля» вплотную.
Вот они:
Алек Сневар — владелец отеля «У Погибшего Альпиниста».
Кайса — горничная
Постояльцы отеля
Петер Глебски — инспектор полиции,
Симон Симонэ — ученый-физик с мировым именем
Дю Барнстокр — известный иллюзионист
Брюн — юное существо, называемое Чадо, которому Барнстокр приходится дядюшкой.
Хинкус — ходатай по делам несовершеннолетних
Мозес — богатый постоялец, спесивый и тупой.
Ольга — жена Мозеса, дама неземной красоты и глупости.
Луарвик Л. Луарвик — неизвестный, пострадавший от лавины.
Олаф Андварафорс — во всех отношениях блестящий супермен, успешный абсолютно во всём, в том числе и с женским полом.
Лель – сенбернар, живущий в отеле.

Да, конечно, потом окажется, что половина героев - не те, за кого они себя выдают – но даже если смотреть просто список, можно увидеть, что в повести нет персонажей, которых можно случайно друг с другом перепутать.
Здесь нет двух похожих героев.
Нет, например, двух мелких клерков, он здесь один – простой, непритязательный, типичный инспектор полиции Глебски, мелкий винтик, чиновник.
С ним, на первый взгляд схож, вроде бы, Хинкус. Тоже чиновник и незаметный винтик.
Но Хинкус даже для наивного читателя с первых минут подозрительно не похож на ходатая по делам несовершеннолетних: и внешностью, и манерами поведения, и речью. И совершенно верно: он потом окажется членом банды гангстеров.

Как не похожи две безвестные личности, так же не похожи и две известные личности: известный физик и известный иллюзионист.
Это два разных мира. И это и ещё и два разных возраста: Барнстокр уже старик и приближен к философскому отношению к жизни. Физик Симонэ, напротив, полон сил и готов на подвиги.

Может быть, ничем не примечательный Луарвик Л. Луарвик окажется средне-похожим на других? Уже нет, потому что он появляется на сцене практически умирающий, без руки и с глазами в разные стороны. Уже не похож.
Ни на кого не похож Мозес, потому что беспробудно туп, странно одет и больше напоминает героев Бальзака, чем современный типаж.
Чадо – во всех отношениях шедевр повести. До половины сюжета непонятно, какого пола это фантасмагоричное существо. Понятно только, что оно очень юное.

Итак, все не похожи. Они даже и сами-то на себя не похожи: физик вовсе не задумчив не погружён в себя, как типичный учёный. Он бегает по стенам, потому что альпинист, и безумным смехом ржёт на весь отель. И совершенно примитивно волочится за горничной.

Каждый герой невероятно колоритен: по-своему говорит, по-своему движется, и даже ест за столом каждый тоже своё и тоже по-своему.
Давайте посмотрим, как герои ведут себя за едой.
Хинкус – сосредоточенно поедает яйцо с перцем.
Дю Барнстокр – изящно помешивает серебряной ложечкой бульон.
Чадо – стремительно метёт овощной суп, растопырив на столе локти.
Луарвик Л. Луарвик – жуёт лимон вместе с кожурой, не морщась.
Мозес – он вообще не ест, как это ожидалось бы, он просто смотрит на блюдо, а отхлёбывает из кружки, которую всегда носит с собой.
Госпожа Мозес тоже не ест, она утончённо кушает, не забывая романтично поднимать глаза и говорить всякие поэтические банальности.
Олаф - добродушно хмыкая, поедает икру.
Уже можно никого больше и не характеризовать, достаточно посмотреть, как кто ест - и понять каждого, как яркую индивидуальность.
Точно так же по-разному все ведут себя на лыжной вылазке.
Хинкус с гиканьем описывает восьмерки,
Чадо взрезывает сугробы на своём жутком мотоцикле,
дю Банстокр весь уже вывалян в снегу,
Олаф оказывается вдруг специалистом по танцам на лыжах и всех восхищает, чета Мозесов не принимает участия в общих забавах согласно сану, поэтому взирает на веселье с крыши отеля.
Физик Симонэ тоже не катается, он сидит на столбе, поскольку он альпинист.
Опять-таки каждый в своей роли и каждый на своём персональном месте, и каждый прекрасно индивидуален.
Не так прост и сам хозяин отеля: он не просто администратор, заполняющий тетрадь постояльцев. Он даже не только приятный собеседник-философ, он ещё и изобретатель-конструктор и очень успешный мистификатор, поддерживающий легенду призрака Погибшего альпиниста, так способствующую популярности отеля среди завсегдатаев.

Короче, в каждом из немногочисленных персонажей есть черты, вызывающие острый интерес.
Совсем немного времени пройдёт – и случайная – а на самом деле совсем не случайная авария завалит проезд к отелю, и в нём развернутся драматические события.
Мелкому клерку придётся искать преступников и распутывать убийство. Полюса поменяются, ошарашивающие тайны раскроются, и опять каждый персонаж встанет на своё место, уже теперь соответствующее не своему театральному типу, а своему внутреннему убеждению и своему представлению о долге, чести, честности и человечности.
Ну а нам только останется восхититься и учиться у мастеров.
------------
Статья предназначена для пособия по саморедактированию для начинающих авторов.