Трудные времена для писателя...

Вячеслав Кисляков 2
      Страх. Сомнения. Отчаяние. Страдания. Боль... Негатив ли это? А ведь настоящий писатель должен через всё это пройти лично. Так я думал и так думаю...

      Страх, как базовая эмоция человека, сигнализируя о состоянии опасности, зависит от многих внешних, внутренних, врождённых или приобретённых причин. Когнитивно сконструированные причины возникновения страха: чувство одиночества, отверженности, подавленности, угрозы самоуважению, чувство неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности. Последствия страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая...

      Чаще всего отчаяние является следствием сильного негативного влияния на жизнь человека. Это может быть смерть близкого человека, крупная значимая неудача и т. д. Человек, понимая, что не может контролировать это негативное влияние, начинает думать, что не может никак исправить эту ситуацию, в результате этого у него рождается субъективное ощущение безысходности, бесперспективности, собственного бессилия.

      Страдание — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки. Согласно словарю Ожегова, страдание — физическая или нравственная боль, мучение.  Страдание как «претерпевание, противоположность деятельности; состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски и тревоги». В то же время это форма активного напряжения физических и духовно-нравственных сил человека или совокупности индивидов; среди его свойств упоминают также отчаяние, раздвоение, страсти...

      Боль — неприятное или мучительное ощущение, переживание физического или эмоционального страдания. Служит защитным сигналом реального или предполагаемого повреждения тканей, также боль может быть вызвана нарушениями в работе нервной системы. Выступает одним из симптомов ряда заболеваний.

      Каждый раз, когда ты сталкиваешься с проблемой, хочется опустить руки и сказать «Basta!», остановить Землю и сойти под пристальными взглядами тысячи наблюдателей. Или же остаться в тиши, не делать ничего - не думать, не мечтать, не есть, не спать, не лежать, не стоять, не плыть, не сидеть, не бежать, не лететь...

      Негативная энергия — это энергия, которая имеет отрицательный заряд и блокирует прохождение любых других видов энергии через неё. Она просто их блокирует и трансформирует в энергию с такими же отрицательными характеристиками.
Простой пример... Очень легко увидеть действие негатива в жизни. Это когда у человека случилось небольшое отрицательное событие, он не может его забыть и дальше продолжает нагнетать отрицательную обстановку, и, таким образом, находит ещё отрицательные моменты. Итак до тех пор, пока не будет убран негатив.

      «И зачем только я вырос?» - думаешь ты. А как бы хотелось спрятаться за подол мамы, прижаться к ней, рассказать о своих страхах. Она небось знает, как защитить своего дорогого мальчика. Она непременно сделает что-нибудь... Но нет! Нет никого, кто в ответе за тебя. Те, кто раньше олицетворял для тебя идеал стойкости и человеческой мудрости, оказались на самом деле людьми. Они такие же, как и ты! Да и ты далеко не тот, каким рисовало тебя детское воображение... И зачем только дети хотят вырасти?

      Но есть же что-то в твоей жизни, чего ты достиг? Есть то, ради чего стоило становиться взрослым? Не важно... Твое мнение не важно. Его никто не спрашивал. Есть только боль. Почти физическая... Обезболивающее не поможет - проверено многими поколениями неудавшихся взрослых.

     Есть один выход - принимать всё таким, каково оно есть. Нет, не переставать бороться! Ни в коем случае! Движение есть жизнь. Бодрее, бодрее, парень! Не обращай внимание на оковы, затрудняющие движения! Наслаждайся... болью! Не как мазохист! Но как культурист, знающий цену своих страданий. Ты жив, покуда есть боль. Порой удаётся приглушить её счастливыми моментами... Но никому не удастся избавиться от нее в этой жизни.

     Бывает, ты не можешь провести грань между реальностью и сном. И если твой сон ужасен, ты хочешь почувствовать свою реальность. Что будешь делать в первую очередь? Ущипнёшь себя за локоть? Но если сон побеждает, и ты ничего не чувствуешь? Ты расцарапаешь руку до крови, и всё для того, чтобы понять, что ты всё ещё жив.

     Все люди подобны небесным телам. Большинство из нас планеты - стабильно идущие по своей траектории. Бывает, в мир планет врываются астероиды и метеориты. Они имеют большую скорость. Никогда не знают, чего хотят, но требуют слишком многого. Если их напор слишком велик, то они сгорают в атмосфере планет.

      Когда Нечистый Дух выйдет из человека, то ходит он по безводным местам, ища покоя, и не находит... Тогда говорит он: «возвращусь я в дом мой, откуда я вышел».

      Снег. За окном осыпается снег, подаренный строптивой природой в последние февральские дни. Как-то неожиданно этот снег разделил месяц на до … и после… Сегодня уже завтра. Переломный момент ночью. Хм… уже начало первого, а сна нет. Зря! Завтра, точнее сегодня, очень важный экзамен. Хотя… Кто его знает, сколько их еще будет в моей жизни. А сколько было? Пересчитать трудно. Да и нужно ли?

      Обоняние – вот настоящий дар. Запахи – это именно то, что может быстро и совсем незаметно для тебя самого повлиять на твое настроение. Правда. Иногда думаешь, почему вдруг так хорошо и легко становится, а потом понимаешь, что откуда-то доносится какой-то знакомый запах: может из детства, может из лета, может из сна…

      Никогда еще ожидание Нового Года не было таким мучительным. Со всех сторон на тебя давит реклама праздника, а на душе пустошь. Что будет дальше? Праздник, веселье, смех... Взрывы петард, поздравление Президента, брызги шампанского... Пожелания известных людей, надежды на светлое будущее... Чего ждать от грядущего? Каково это самое светлое будущее?

      Порой я задавал себе вопрос «Зачем мне всё это?»... Зачем творить, если это никому не нужно? Зачем думать, если мои идеи скорее всего сочтут неправильными, недостойными внимания? Зачем писать, если я не могу достичь совершенства? Зачем к чему-то стремиться, если мне всегда будет не хватать денег? Зачем, зачем, зачем... Сколько вопросов может насочинять больная голова! И всё это - для оправдания своей лени... И как-то проходит мимо идея всесильности, ну, или посильности, если хотите.

     Всё в твоих руках! Мысли материальны! Думай, мечтай, стремись, твори! Возможно всё... Всё, что ты задумал, исполниться. Но есть одно условие. И это условие - твоё ИСТИННОЕ согласие. Согласен ли ты быть счастливым, успешным, креативным? Если да - будь им! И я хочу творить, особенно, когда появилось много свободного времени... А много времени появилось у меня, когда я вышел на пенсию и могу свободно писать свои воспоминания о прошедшей жизни. Но чтобы писать правильно и от души, человек и должен пройти через страх, сомнения, отчаяние, страдания и боль...  Я начинаю свой новый мемуарный творческий путь, где я открыл для себя этот мир литературы, и делаю свои первые, несмелые шаги в этом мире... Пожелайте мне удачи...

     С французского «мемуары» переводятся как «воспоминания» и означают записи о событиях прошедших лет, зафиксированные их непосредственным участником. Несмотря на то, что далеко не все мемуары обладают объективностью представленной в них информации, особенность этого жанра заключается в документальности воссоздаваемых фактов прошлого. Мемуары часто используются как синоним к автобиографии или документальным хроникам, а мемуарная литература по сей день является важным источником историографии. Подлинной родиной мемуаров, как литературного жанра, стала Франция. Именно оттуда мода на мемуарные сочинения распространилась по всей Европе.

      В любых воспоминаниях, будь то рассказы о деловых буднях  моряка или  воспоминания о моём непростом советском детстве, огромную роль играют даты, имена, люди, события, имеют значение мельчайшие детали. Хорошие мемуары должны быть занимательными, чтобы их читали. Они не всегда обязаны носить развлекательный характер, но в них должна быть изюминка. Память — это ключевое слово. Мы хотим помнить то, что с нами когда-то происходило в прошлом, чего мы достигли или хотели достичь, что сделали и чего не сделали, в кого влюблялись, с кем дружили, с кем, наоборот, сражались.

     Мы все прекрасно понимаем, что со временем память наша потихоньку стирается, становится менее яркой и насыщенной деталями. События прошлого уходят на задний план, становятся менее различимыми, покрываются более поздними наслоениями, обрастают новыми интерпретациями, а потому зачастую выглядят совсем не так, как в тот самый момент, когда они происходили. Поэтому в своих воспоминаниях, я во многом использую свои дневниковые записи, которые я вёл всегда, мою переписку с родными, друзьями, женой и детьми... И главным подспорье для меня являются мои фотографии, которых у меня сегодня уже десятки тысяч...

     Записывая историю своей жизни, мы словно подтверждаем, что она действительно существовала. Что это не какие-то эфемерные обрывки воспоминаний, пролетающих в вашей голове изредка в минуты осенней тоски, но вполне реальное доказательство того, что это было на самом деле.

      Надо сказать, что творчество подвластно далеко не каждому. Для того, чтобы преуспеть в писательстве, нужен не только особый склад ума, но и душевная предрасположенность... Прожив уже более 72 лет, я понимаю, что особые способности появились у меня ещё в самом детстве и по разным причинам.

      Истории и воспоминания, которые  я сегодня публикую на сайтах ПРОЗА.РУ не происходили в вакууме - всё взято из жизни... из моей жизни и жизни моих родных людей, друзей, из моей морской жизни, которой я посвятил более 45 лет. История семьи (две тетради по 24 листа, которые мне оставила моя мама) тоже стали источником информации.

       Иногда я задаю себе вопрос, а для кого я пишу? Для себя? Сами по себе я, возможно, никому не интересен... Для семьи и друзей? Они про меня и так многое знают...  Для истории? Тогда мне надо сходить к психиатру и попросить таблеток от мании величия. Для эдакого типа собутыльника, которому тянет рассказать свою жизнь? Ну тогда надо прочистить свои мозги: ведь каждого читателя поить не будешь и за пуговицу не удержишь, его так просто не заставишь выложить свои кровные бабки за ваши откровения, а потом еще их в собственное время читать. Возможно, что я пишу это для тех, кто сумеет увидеть в моих воспоминаниях те же интересные случаи, незабываемых людей, глубокие мысли, неповторимые ситуации, потрясающие тайны, которые я вижу в своей памяти. Да. Я пишу для каждого, кто проникнется пронзительностью моих чувства и впечатлится глубиной моей мысли. Я пишу для любого, кого я сумею сделать на время чтения своим вторым «я», другом, единомышленником и сторонником. А на ПРОЗА.РУ это видно для меня почти ежедневно.  За три года у меня набралось почти 75 тысяч  моих сторонников, которые читают мои произведения ежедневно... Иной день это 75-80 прочтений. И это меня радует... Радует и то, что в интернете ничего не пропадает... А это значит, что и когда меня не станет, люди будут меня читать и читать. Спасибо большое им!

      Основные проблемы современной литературы, по причине которых ее иногда считают уже покойницей, вылядят примерно так.

1. Издатели издают мусор. Мусор заполонил полки книжных магазинов. Люди читают мусор.
2. Писать больше не о чем. Все уже написали.
3. Пишут все. Интернет открыл шлюзы и в сеть хлынуло море прозы, не говоря уже о стихах. Нет фильтров, нет цензуры, нет…укорота на них нет. Сами пишут, сами читают, сами друг друга (и сами себя) хвалят.   Попробую пройтись по вопросам в порядке поступления...

      Дряни печатали много всегда, во все времена. Просто не во все времена было столько грамотных. То есть, объем рынка был не таким большим, как сейчас. Но дело даже не в этом. Нужно наконец понять, что литература, кино, даже музыка и театр – это части экономики, экономические проекты. Это писатель такой, как Я, может писать бескорыстно, не мечтая о гонорарах, а издатель, даже если он сугубый идеалист, должен думать о финансовых результатах. Это писатель может запить горькую на полгода и жить на пенсию. А издатель не может – у него постоянные расходы. Аренда, зарплата, дети дома голодные.

     Для того, чтобы бизнес устоял на ногах, ему надо для начала и во веки веков обеспечить стабильный равномерный финансовый поток. Причем, рентабельность бизнеса – дело второе, лишь бы она была положительной. Если вы сидите на трубе, по которой постоянно движутся деньги (пускай в основном и не ваши) и у вас есть возможность их из трубы понемножку вынимать, - бизнес жив. Постоянные финансовые потоки обеспечивают возможность постоянного перекредитования. Издатели это, безусловно, понимают.

      А теперь тема больная... Одолели графоманы. В сети, конечно. Пишут и пишут. Про цветочки, про кошечек, про любовь, про эротику, про всякую хренотень. И среди этой помехи, мол, не видно прекрасных цветов прозы, которые цветут неизвестно для кого и вянут без любви и внимания.

      В основном, это все, конечно, болезнь Прозы.ру. Отсутствие премодерации и практически вседозволенность. Но болезнь Прозы.ру – это не болезнь литературы вообще. Таков уж портал, такова его парадигма, таковы принципы. Возможно, просто сильно продвинутым интеллектуалам следует задуматься о других порталах. Только там их сначала прочитают, а потом примут решение, да и еще поместят, как на Литпроме, например, в тот раздел, в который посчитают нужным. Иногда это больно бьет по самолюбию. А хочется ведь, чтобы и цензуры не было, и премодерация отсутствовала, и чтобы чувствовать себя, как дома – хозяином, да чтобы еще и под ногами никто не путался с кошечками и собачками.

     А вообще, я всегда думаю о словах моего друга: "Не нравится тебе литература – напиши свою книгу и читай ее." Я бы еще добавил: "А еще можешь открыть свой литературный сайт и творить на нем, что хочешь. Только ты зубы съешь, пока его раскрутишь до интересных тебе размеров. А еще можешь замутить издательство, первое время сам побыть и редактором и корректором, поотсутствовать пару лет дома, забыть, как выглядят жена и дети, покатать по типографии рулончик бумаги, поунижаться перед розницей, побегать от авторов…"  Такие вот сегодня наступили трудные времена для ПИСАТЕЛЯ...

А на десерт - Одесская шутка Даниила Кравченко. Зачем? Зачем ты в свет родился?

Летит безжалостное время,
Промчались тысячи годов.
Пройдет и нынешнее племя
Вослед исчезнувших родов.

Так в вечность день за днем стремится,
Не оставляя нам следа;
И жизнь на крыльях ветра мчится,
Придет и наша череда.

И наши громкие деянья,
Труды, заботы, суета,
Скользнут в пучину мирозданья,
Как неприметная мечта.

ЗАЧЕМ? ЗАЧЕМ ТЫ В СВЕТ РОДИЛСЯ
И СТОЛЬКО ВЫДЕРЖАЛ СКОРБЕЙ?
К ТОМУ ЛЬ ТВОЙ ЖАДНЫЙ УМ СТРЕМИЛСЯ,
ЧТОБ СТАТЬ ДОБЫЧЕЮ ЧЕРВЕЙ?

То жизни счастья призрак ложный
Всегда кружил тебя во мгле;
И забываешь, прах ничтожный,
Что ты - прохожий на земле.

Но есть за гробом жизнь иная,
Жизнь вечная, без счета лет.
Тебя там участь ждет какая,
Об этом думал ты, иль нет?

Исправь же все твои деянья
И гордый помысел смири,
А для безумного желанья,
Все входы в сердце затвори!

Подумай глубоко об этом
Ведь ты не вечно здесь живешь,
Быть может, завтра с этим светом
Ты связи навсегда порвешь…