Ч. 11 Путешествие с мёртвыми

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/04/11/967

Носильщиков-негров сопровождали  сто пятьдесят солдат охраны.  Люди выбивались из сил, падали, но их  судьба никого не волновала.  Хойглин выходил из себя, потому что дамы не хотели рано вставать.
 
Они не спеша приводили себя в порядок, завтракали, и отряд двигался в путь, когда солнце находилось уже в зените. Это дополнительно изнуряло и носильщиков, и солдат. Но своих привычек Алексина и Генриетта не меняли.

Они подошли к реке Джур 19 июня. После обильных дождей вода в реке почти сравнялась с берегами, течение было стремительным. Люди переправлялись на трёх каноэ, а женщины – на резиновой лодке, которую они купили у консула за 35 фунтов стерлингов.

Вьючных животных переправили вплавь. Едва закончилась переправа, как поднялся штормовой ветер с дождём. Все промокли до нитки. Теперь караван двигался к реке Вау, откуда вернулся Хойглин.

Когда прибыли туда, местный вождь, видя в каком состоянии находятся люди, заломил несусветные цены за всё, что потребовалось путешественникам. Выяснилось, что к заветным горам страны «ням-ням» не попасть из-за того, что разлились две последние реки, которые предстояло преодолеть.

Течение в них было настолько быстрым, что о переправе не могло быть и речи. Сведения местных жителей подтвердили и работорговцы, побывавшие вблизи разлившихся рек.

Но теперь разлились и те реки, через которые переправился караван Тинне.
Им предстояло остаться там до поздней осени. Алексина и барон отправились на поиски места для лагеря, но ничего лучшего не обнаружили.

Тогда поехал на муле искать Хойглин. Он нашёл более сухое возвышенное место, на котором приступили к строительству соломенных хижин с водонепроницаемыми коническими крышами, как у аборигенов. Шли проливные дожди.

5 июля 1863 года скоропостижно скончалась Генриетта. Затем с признаками той же болезни умерла горничная Флора. По распоряжению Алексины их закопали под большим платаном. Сама Алексина и горничная Анна находились в полумёртвом состоянии.

О продолжении путешествия не могло быть и речи. Ждали вестей из Хартума. В первый день нового года Алексина скомандовала свернуть лагерь и двигаться к реке Вау. По её приказу выкопали тела матери и Флоры и погрузили на осликов.
 
10 января в лагерь на реке Вау посыльный доставил записку Алексине, в которой сообщалось о прибытии в Хартум в её распоряжение судна с провизией и семидесяти пяти солдат с офицером.

22 января умерла Анна, которая служила в семье Тинне много лет.  Её тело тоже повезли с собой. 1 февраля, как всегда в самую жару, отряд Алексины направился в Хартум.

Жители встречных деревень встречали караван враждебно. Они принимали путешественников за работорговцев.

Снова серьёзно заболели Даблейн и Хойглин. В Хартум они прибыли в беспомощном состоянии. Во время плавания по реке все страдали от туч москитов, которых невозможно было отогнать дымом.

Не спасали и сетки. Болели все участники экспедиции.

Адриана, оставшаяся в Хартуме, не имела никаких известий о сестре и племяннице. Она собрала спасательную экспедицию, но в это время пришло известие о том, что её родственницы возвращаются.

Алексина не хотела никого видеть, кроме Адрианы, поэтому её баржа причалила к небольшому островку на подходе к Хартуму. Там она и остановилась. Все участники экспедиции находились в крайней степени физического переутомления.

Алексина довольно быстро восстановилась физически, но морально она была подавлена смертью матери и горничных и неудачей экспедиции. В дополнение ко всем неприятностям ей пришлось защищаться от обвинения местных властей в работорговле.

Но и это был ещё не конец обрушившихся на неё бед. Внезапно заболела Адриана и через трое суток скончалась. После её смерти Алексина решила больше не  задерживаться в Хартуме.

Барон Даблейн, так и не оправившийся после болезни, уехал из Хартума в Египет восстанавливать здоровье.

Алексина попросила Хойглина сопровождать её. С большим трудом из-за препятствий, чинимых властями, немец сумел добыть три баржи. Он выехал их Хартума раньше, чтобы договориться на месте о покупке корма и верблюдов, на которых Алексине и ему предстояло пересечь берберскую пустыню.

Путешествие, совершённое Алексиной и Хойглином, было тоже из разряда экстремальных. Но Алексина умудрялась устраиваться с максимально возможным комфортом, а Хойглин, в силу своих ограниченных финансовых возможностей, такого себе позволить не мог.

В сущности, они путешествовали самостоятельно, скажем так, просто в одном направлении. С собой Алексина везла тела Генриетты и Флоры, которые она временно похоронила в Хартуме, а потом распорядилась выкопать и поместить в цинковые гробы.

Не получив ответа от родственников на свой запрос, как поступить с телами Адрианы и Анны, она, уже окончательно, похоронила их в Хартуме.

Продолжение http://proza.ru/2021/04/14/647

На фотографии: Алексина в Голландии