Чем слабее поле - тем шибче поезд мчит!

Иван Варгатый
 - Липяги. Следующая остановка - тысяча восемьдесят четвёртый километр.

Юрец редко ездил на электричках, из Чапаевска на учёбу в Самару они всегда гоняли втроём - вчетвером на его жёлтой "копейке" с рыжим багажником. Но сегодня он ехал к одногруппнику на дачу отмечать день рождения, какая уж тут "копейка" - на дачах в начале апреля топи непролазные, там после праздника пешком-то не пройдёшь... Михо сказал вылезать на "каком-то километре" после Липягов. Юрец сразу вышел в тамбур, чтобы не прозевать. В стенке тамбура зияли два забранных стеклом круглых окошка, и будущий инженер-электрик углядел в темноте за ними три круглых прибора.

Тем временем двери закрылись, поезд свистнул и два правых прибора подпрыгнули. Состав громыхнул железяками. Правый прибор плавно пополз вверх, а через мгновения вверх взлетел средний, остановившись у цифры "30". Студент прочёл внизу "х10 А" и догадался - на двигателях сейчас триста ампер. Под полом ревело и постукивало, стрелка в унисон постукиваниям покачивалась около тридцатки, соседняя стрелка, показывающая киловольты, подбиралась к трём тысячам. Внезапно заработал третий прибор, левый - ещё один амперметр. Уж что показывал он - для Юрца было загадкой...

За спиной студента в окнах мелькали грузовые вагоны. Грузовой поезд, угольный "семитысячник", возглавляли два электровоза 2ЭС6, и сейчас последние вагоны выходили с предупреждения - зоны временного ограничения скорости, установленного после ремонта. Машинист поглядывал на БЛОКовский дисплей, где убавлялись километры с метрами, и как только хвост вышел - левой рукой уложил рукоятку контроллера.

Впереди был самый тяжёлый подъём на главном ходу от Кинеля до Сызрани, Липяги - Новокуйбышевская, надо было успеть разогнаться и легко закатиться на него, иначе экономии не видать. Красная надпись "Тяга П" позеленела и бирюзовые столбцы "Iв" поползли вниз, уступая растущим салатовым "Iя". "Синары", как и встречная электричка, вышли на ослабленное поле.

Тем временем старушка Татра катилась вниз по улице Двадцать второго партсъезда, то громче, то неслышно гудя двигателями. Минут через сорок она будет у вокзала и заберёт нескольких пассажиров электрички, но сейчас сама пересадит пару человек на метро - впереди как раз остановка «Станция метро "Победа"». Разлапистый, со стрелками, светофор горел красным, и вагон, подкатившись к нему, со звонким грохотом клюнул носом, а потом неожиданно плавно остановился.
- Ты что ж, права купила?! Тормозить не умеешь! — и тому подобные комплименты зазвучали от уважаемых пассажиров.

Но красавицу Машу, встречавшую сегодня на работе свой день рождения, честили за глаза зря - она ничего поделать не могла. Регулировка простецких мозгов Татры ждёт своего художника, которые почему-то в вагоноремонтных мастерских попадаются редко. Стоит чуть придавить тормозную педаль - контактор ослабления поля отлипает, поток двигателей возрастает, выработанный якорями ток со свистом проваливается в стоящий на упоре ускоритель - и бабах... Вагон зарывается носом в землю. Остаётся лишь танцевать на педали мелкими сантиметровыми толчками, притаптывая скачущее поле, но разве ж попляшешь на одной ноге девять часов подряд?

Разобрав работу коллекторного двигателя, потом реостатный пуск и выбор соединения, мы добрались до регулирования возбуждения - метода управления, применяемого даже там, где нет первых двух. Это, например, тепловозы начиная ещё с древнего ТЭ3, электровозы переменного тока вроде ВЛ80 и ЧС8 или некоторые металлорежущие станки. Звучит нелогично, как ослабление поля может ускорить вращение двигателя, если по формуле M = СФI, рассмотренной во второй статье, момент вроде растёт вместе с полем?

Полная версия с чертежами и фотографиями — на Яндекс.Дзене https://zen.yandex.ru/vivan755 , цикл «ТЭД», статья 6