20. Познание - форма отражения

Лариса Болотова
                Из книги  «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

 (стр.66) «Познание – высшая форма отражения объективной действительности. Различаются обыденное, художественное, религиозное, научное и вненаучное познание. Гносеология, вернее, общефилософская теория познания больше внимания уделяет научному (точнее научно-исследовательскому) познанию. Научное познание находится в центре внимания всех философских течений.

Мышление представляет сложную систему когнитивных процессов, обеспечивающих понимание теоретических абстракций. На память обучающихся приходится большая нагрузка, связанная с приобретением формальных знаний без эмпирического базиса. Мышление и следующее за ним понимание в таких случаях сводится к простому запоминанию. Что нужно делать, чтобы мышление обеспечивало понимание? Этот вопрос имеет прямое отношение к дидактике, но в тоже время является объектом философского исследования проблемы наглядности.

Чтобы теория была доступной, понятна не только учёным-специалистам, но всем интересующимся, научная информация должна быть в популярном изложении, причём не только словесном, но и наглядном.

Известно, что наше зрение «пропускает» в мозг более 80% получаемой информации, а поступающая из органов зрения информация не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно».

                То есть для мышления необходима перекодировка? Мыслим мы словами, поэтому, чтобы мыслить человек должен знать понятия всех слов. Именно этому ребёнок обучается в детстве.  Для образного мышления слова не нужны. А это значит, что можно мыслить образами. Так ли это?  Видеть и мыслить, чем отличаются эти два процесса?  Если до слов, человек мыслил образами, то, как он общался с другими людьми? Через мысленные образы. Человек мог их передавать и воспринимать с помощью мысли. Если это так, то Лемурейцам и Атлантам не нужны были слова. К тому же им не нужно было познавать окружающий мир, они были присоединены к энергоинформационному полю Проявленной вселенной, через «третий глаз». Всей информацией они владели с рождения. Только в Пятой Коренной Расе (Арийской) человек был отключён от Информационного поля. Ему пришлось самому познавать окружающий мир, через науку. Для этого в нём появилась способность мыслить. Мышление было построено на понятие слов.   

«Известно, что молодые мыслят конкретными формами, красками, образами. Наглядное обучение, которое строится не на абстрактных понятиях, а на конкретных образах, доступнее непосредственному восприятию. Однако в обучении невозможно обходиться и без терминов, понятий и теоретических абстракций, которые лучше доходят до сознания, когда подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами. Для их раскрытия необходимо использовать различные виды наглядности».

                Почему они так мыслят? Это запрограммировано с рождения или они  научились этому от окружающих их людей?

«Наглядность в процессе обучения активизирует чувственный опыт студента, она конкретизирует и обогащает ранее сложившиеся представления, эксплицирует новые понятия.

Качественная учёба – эта та, где присутствует самостоятельная мысль и стремление реализовать на практике полученные знания. Причём, память человека носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или новый материал, тем прочнее это материал закрепляется и дольше сохраняется.

Ведь учёные, работающие над какой-либо проблемой, ведут работу строго системно, последовательно, логично, сознательно, рассматривая предмет исследования с разных сторон, преодолевая серьёзные трудности, относясь к итогам исследований весьма ответственно.

Обучение требует известной напряжённости ума. Когда она отсутствует, студенты отвыкают работать в полную силу. Но форсировать процесс обучения не следует: плохой преподаватель сообщает истину, оставляя её недоступной для понимания, хороший – учит её находить, делая доступным процесс нахождения.

Простейшим, начальным шагом при исследовании нового предмета, о котором нет ещё представления, является наблюдение. Известно, что информация, полученная при помощи наблюдения, отбирается и становиться научным фактом только с позиции определённых теоретических положений, так называемой определённой концепции.

Чувственное познание проходит через различные формы отражения реальности: ощущение, восприятие, представление. Далее результаты, полученные при их помощи, оформляются в виде понятий, суждений, умозаключений, приобретая формы теоретического знания.

В свою очередь теоретическое мышление оказывает обратное воздействие на процесс поступления текущей информации. Мышление не только срабатывает в ответ на внешние причины, но и предваряет эти причины. Благодаря способности опережения мышление детерминирует отбор научных фактов из массы чувственных и эмпирических данных».

                Всему этому человек, в результате проб и ошибок, научился сам или кто-то его  научил?

 «Чувственные образы и соответствующие им понятийные представления о реальности принято рассматривать как противоположности, как своего рода отрицание отрицаний».

                Чувственные образы не дают картину реальности? О какой реальности идёт речь: в той, в которой мы находимся и видим, или той, что нам не видима?

«Является ли такое положение вещей помехой на пути к истине, к пониманию сути вещей? Теория познания ориентирует нас на подход к проблеме с другой стороны. Известно, что противоположность не исключает толерантности и дополнительности. Чувственное и рациональное будучи противоположностями, образуют нерасторжимое единство, целостность познавательного процесса. Взаимодействие и взаимный переход противоположностей друг в друга – азбучная истина диалектики».