Итоговое сочинение 2021-2022гг. Критерии оценивани

Лариса Батаева
Критерии оценивания итогового сочинения организациями  - 2021- 22 уч. г.
Требование 1. Объем итогового сочинения. Рекомендуемое количество слов – от 350.
Пояснение. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении  менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то  выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом  (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование 2.Самостоятельность написания итогового сочинения. Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание  сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Если «незачет» поставлен  по одному из требований (1,2), сочинение не проверяется
Пояснение. Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на
источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать  объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за
невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не  проверяется по критериям оценивания).
Критерий 1. Соответствие теме.
Пояснение. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать
свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно
привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику,
произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие
источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без опоры на
литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

!!! Проверяя работы, учитывайте, что у ребенка обязательно должен быть проведен сопоставительный анализ (КРИТЕРИЙ 2). Для этого научите выпускников записать следующие строчки: СОПОСТАВЛЯЯ данные (аргументы, поступки героев, позицию….) и т.д. Научите их сопоставлять, иначе они не пройдут по критерию 2.

Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий 3. Композиция и логика рассуждения. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение  на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
Структурные  элементы: в сочинении чётко выделяются: вступление, тезисно-доказательная часть и заключение, которые логически связаны.
В  содержании вступления нужно более чётко сформулировать проблему работы. Первый  абзац сочинения фактически  является вступлением к работе, в нём перечисляются  проблемы, которые будут доказываться в главной части работы. В тезисно-доказательной части сочинения должно быть выдержано соотношение между тезисом и доказательствами и есть аргументированные рассуждения. Есть комментарии и аргументы, обоснованный логический переход между аргументами.В заключении выводы, полностью соответствующие содержанию главной части работы, должны быть логичными.
Пояснение. 1.Структурные «перекосы»:
-запоздалый выход на тему, неоправданно распространённое вступление к работе, содержащее ненужную для раскрытия темы информацию;
-короткое и необоснованное заключение, не содержащее необходимых выводов и обобщений;
-слабая тезисно-доказательная база в основной части сочинения, дефицит необходимых аргументов и связанных с ними литературных примеров;
-нарушение логики при переходе от одной мысли к другой и отсутствие логических «мостиков» для связи частей сочинения.
2.Неумение строить логические переходы (набор тезисов); не выдерживается соотношения между тезисом и доказательствами; отсутствие  глубины  рассуждения и возникновение  эффекта «мозаичности мысли», хаотичности суждений.
3. Наиболее распространённые стратегии построения вступления и заключения по теме:
-повтор темы или трансформация темы в собственную конструкцию;
использование назывных конструкций в сочетании с ключевым вопросом темы {«Человек. Природа. Что связывает нас с природой и что мешает нам обрести подлинную гармонию с ней?»)',
-изложение авторитетного мнения («Человек с рождения, как чистый лист бумаги — так утверждают психологи»);
-определение ключевого понятия {«Душа — это то, что отличает человека от других существ на земле»)',
-краткое раскрытие сути (причины, источника) основной проблемы, заявленной в формулировке темы {« какой ты есть, любить, а порой защитить от всего мира в самые Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема „отцов и детей", в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями»; «Самой важной ценностью для человека является его семья. Только родные могут принять тебя таким в тёмные для тебя дни»)\использование эмоционально окрашенных фраз, характерных для эссе {«Война. Сколько боли и слёз в этом слове...»)',
указание на актуальность темы {«Тема гармонии человека с природой актуальна и сейчас»)',
-признание заслуг писателя {«Одним из величайших произведений М. Ю. Лермонтова является роман „Герой нашего времени"»)',
-постановка исходных вопросов {«Что же такое наставление? С чем его едят? Принесёт ли оно пользу человеку, которому оно было адресовано?»). В ряде случаев и при более удачном речевом и смысловом оформлении этот приём срабатывает с положительным результатом, но часто обилие установочных вопросов ведёт к демагогическим рассуждениям о том, «что есть что», тогда как суть поставленной проблемы отходит на второй план.
Критерий 4. Качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных
случаях выставляется «зачет».

При  оценивании сочинений эксперты не всегда разделяют речевые и грамматические ошибки. Эта путаница существенна, так как за речевые ошибки оценка сочинения снижается по критерию № 4 «Качество письменной речи», а за грамматические — по критерию № 5 «Грамотность».
Речевая (в том числе стилистическая) ошибка — это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова.
Слово  «одноимённый» ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не сочетается по смыслу со своим ближайшим контекстом.
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например, это может быть отличное окружение людей, замечательные наставники.
Пояснение. Многие  выпускники используют разнообразную лексику, умеют точно выбирать слова, применяют различные грамматические конструкции, способны построить нешаблонную фразу, владеют изобразительно-выразительными средствами языка и риторическими приёмами.
При этом в значительной части сочинений выявлены существенные недостатки речевого оформления:
-некорректное использование понятий («Волчица Акбара оказывается в лагере положительных героев»);
-неудачная попытка создания неологизма («коллективно-трудовое общество»), вычурность стиля {«Люди, не будь они эгоистами по природе и от рождения, могли бы легко обрести гармонию с природой, могли бы прийти к консенсусу и не травмировали бы лик Земли»). Обращает на себя внимание обилие недочётов, связанных с нарушением сочетаемости слов {«...избежать губительного отношения к природе»);
 -встречаются незавершённые предложения;
-наиболее распространённые речевые ошибки:
употребление слова в несвойственном ему значении, неточность словоупотребления {«конфликт — неотъемлемая часть человеческого сообщества»; «родители вскармливают в ребёнке честность и порядочность»; «у кого-то с помощью хороших явлений, а у других впоследствии печальных происшествий»)',
употребление иностилевых слов и выражений (речевые штампы, канцеляризмы) {«В заключении хочу сказать, что человечество сейчас идёт по правильному пути. Люди, наконец, осознали всю значительность природы и пытаются ей помочь в восстановлении. Я очень надеюсь, что мы и дальше будем налаживать отношения с нашей планетой, ведь природа — наше всё»)',
немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений {«Война закаляет характеры людей. И всё же люди, которые побывали на войне, менялись по-разному. Одни слетали с катушек, другие становились сильными, выносливыми и мужественными»)',
смешение лексики разных культурных эпох {«Элен лгала, являлась домой после пышных приёмов, когда уже светало, частенько проводила время в компании посторонних мужчин, а Пьер молча выносил все её выходки)',
нарушение лексической сочетаемости {«Любящая семья создаст крепкие узы поддержки и понимания»; «с помощью хороших явлений»)’,
- употребление лишнего слова (плеоназм);
- повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или словоформ без оправданной необходимости (тавтология) («Во времена военных времён люди сильно голодали...»;«Этот эпизод показывает, что могут позволить себе некоторые туристы, показав своё потребительское отношение к природе»)',
необоснованный пропуск слова («Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время (подразумевалось «время отцов...» — Прим, авт.) необратимо уходит в прошлое»)',
бедность и однообразие синтаксических конструкций («Человек всегда стремился к счастью. Каждый счастлив по-своему. Человеку удавалось быть счастливым»)',
-порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию смысла высказывания («Яркий пример искажённого восприятия родителей представлен в рассказе Бредбери „Вельди».
Критерий 5. Грамотность. На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.
 «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.


!!!  Прошу обратить внимание на новые критерии, предъявляемые к итоговому сочинению (изложению) в 2019/2020 учебном году (Приложение 4 к письму  Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888).
Проверяя работы, учитывайте, что у ребенка обязательно должен быть проведен сопоставительный анализ (КРИТЕРИЙ 2). Для этого Научите выпускников записать следующие строчки: СОПОСТАВЛЯЯ данные (аргументы, поступки героев, позицию….) и т.д. Научите их сопоставлять, иначе они не пройдут по критерию 2.
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию,  формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного  материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары,  публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением  малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы  (достаточно опоры на один текст);
-выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют  формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения;
-при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет
сопоставление между ними хотя бы по одной позиции;
-допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием  литературного материала (ошибка в написании фамилии, имени, отчества  автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения,  в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)        2 балла
Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя  аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста (ов), при привлечении двух и  более литературных произведений не осуществляет сопоставления между ними, и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, и/или ограничивается простым пересказом произведения, и/или допущены 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала 1 балл
Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения), и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала   0 баллов.

По критерию 5: обратите внимание на требования данного критерия
К5. Оригинальность сочинения
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, или   
неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы с привлечением
нетривиального литературного материала, или оригинальные наблюдения, или
интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля     1 балл
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход,
оригинальность стиля                0 баллов

Зачет по ВСЕМ критериям, как видите, может не состояться.   

«Опасным» является и критерий 4  «Качество письменной речи», речевые ошибки: особенно употребление «маленьких» слов - «ВЕДЬ», лексические повторы и пр.