Запрет на эмоции

Ольга Конник
ЗАПРЕТ НА ЭМОЦИИ

Насилие, которое совершают взрослые над детьми - по инерции, не думая, для своего комфорта (детский плач и крик вызывает раздражение и головную боль, а ещё "что скажут люди про мать "невоспитанного ребенка"), запрещая малышу проявлять свою обиду, гнев и боль.

"Не реви, ты мужик", - даже если "мужику" четыре года и он разбил коленку.

"Ты сильная, хорошие девочки не орут как резаные", - в момент расставания с мамой на пороге яслей, когда кажется, что здесь ты навсегда, и эта злая тетка с манной кашей будет твоей вечной пыткой.

Но так хочется, чтобы родители были тобой довольны и любили тебя, поэтому однажды ты перестаешь плакать, даже если больно и страшно.

Но слезы- то никуда не делись, они накапливаются и становятся ядом, который разъедает тебя изнутри и однажды даст о себе знать - болезнями или эмоциональным взрывом, который уничтожит важные отношения и оттолкнет тех, кто дорог и не понимает, что с тобой происходит.

А самое грустное то, что став взрослым, ты проделаешь то же со своим маленьким ребенком, запретив ему кричать и плакать.
Так тебя научили.

И значит, это правильно, как тебе кажется.
Ведь "мужчины не плачут".

А девочке "стыдно быть истеричкой".

Нам настолько важно, что подумают о нас окружающие, что мы готовы в угоду чужим людям искалечить ранимую психику маленького беззащитного создания, запретив ему проявлять свои эмоции так как он умеет.

И если разобраться, то это самое настоящее насилие.
В психологии запрет на проявление эмоций называется ВИСХОЛДИНГ.
Слово малоизвестное в отличие от этого явления - гадкого, жестокого, передающегося из поколения в поколение.

Яркий пример висхолдинга однажды рассказала мне одна удивительная старушка, которой уже нет на этой планете...

1936 год. Насте семь лет, и ее папу объявили "врагом народа".
Вечером его увезли в неизвестность, и в дом поселилась беда.
Насте было страшно до дрожи в коленках.
Было жаль отца, маму, которая в один миг стала не похожей на себя - ее волосы побелели, а глаза погасли.
В школе уроки проходили как в тумане. Настя смотрела в одну точку, боясь поднять взгляд.

На уроке музыки пели "Широка страна моя родная".
"Настя, почему ты не поешь со всеми? Ты не считаешь нашу страну ВЕЛИКОЙ?"- Строго спросила учительница, прекрасно осведомленная о беде, которая ворвалась в дом первоклассница.
Насте хотелось плакать.
В горле стоял тяжёлый ком.
Руки дрожали.
Во рту пересохло.
"Встань. И пой!"

Настя пела незнакомым низким голосом. Дети засмеялись. А Настя, глотая слезы, допела песню и потеряла сознание.

Это жуткое насилие со стороны учительницы.
Нормальным в данной ситуации было вывести ребенка из класса, обнять и разрешить выплакаться.

И каждый раз, когда мне хочется запретить своим детям говорить о своих чувствах (кричать, плакать, злиться), я вспоминаю девочку Настю и ее урок музыки ...
Ведь разрешить человеку проявлять то, что у него на душе, дать поплакать на твоём плече - это важное проявление любви.