Номер на ладошке

Ольга Лифанова-Богатырёва
   Сегодня по ТВ каналу Культура была показана очень интересная передача "Монолог в 4-х частях", где Сергей Никонено - советский актёр и режиссёр - рассказывал о своём детстве, а родился он за несколько месяцев до начала ВОВ. Рассказ был о том, как он маленьким мальчиком с бабушкой ходил в булочную, где ему на ладошке писали порядковый номер очереди.
  И вот мне вспомнилось начало второй половины пятидесятых. Война закончилась чуть больше 10-и лет назад, и весь народ нашей огромной страны с гордой аббревиатурой  СССР активно восстанавливал и создавал новые заводы, фабрики,одновременно с этим  строились жилые дома и общественные предприятия. В те года, естественно, ещё не было телевидения, не говоря уже о современной сотовой связи, и всё новое и интересное мы получали через кино, радио или литературу. Ведь недаром нашу страну считали самой читающей страной в мире!  В каждой семье была хотя бы  небольшая библиотечка. Мои родители были инженерами, интеллигентами и у нас в доме самой большой ценностью считались несколько книжных шкафов со всевозможными книгами.  В те годы выходило огромное количество собраний сочинений русских, советских и зарубежных авторов. Но чтобы купить такие книги, нужно было сначала выстоять в очереди на запись, потом в течение нескольких лет выкупать поступающие в книжный магазин тома. Помню, что мы с мамой стояли в очереди до открытия магазина и, чтобы избежать неразберихи и вытекающих из этого скандалов, каждому занимающему очередь химическим карандашом ставили порядковый номер на руке. В тот день, когда нужно было идти записываться на очередное собрание сочинений, мама была занята, поэтому отправила меня занять очередь. Помню, как мне на ладошке написали цифру 17 и записали нашу фамилию в большой общий список. Я потом несколько дней гордо показывала друзьям этот номер. Моих родителей уже очень давно нет в этом мире, а их библиотека "живёт"в моём доме.