Родина. Музеи Алатыря

Геннадий Матюшин
   
       Мои детство и юность прошли в небольшом старинном городе Алатырь, лежащем на одном из увалов среднего Поволжья, который с двух сторон омывается водами рек Суры и Алатыря. На восток, за Сурой, простирается уходящая к горизонту, поросшая лесом, долина с крапинами озёр и проплешинами болот. Из глухих Засурских лесов вытекает небольшая, но очень быстрая, речка Бездна, блуждающее устье которой располагается напротив городских строений. С юга к городу подступают степи, а с запада – увалы средне волжской возвышенности, с ленточными сосновыми борами, дубравами и поросшими лесом оврагами. В общем, в пятидесятых - шестидесятых годах прошлого столетия было, на что посмотреть и чем восторгаться в нашем краю, практически не затронутом, в те времена, индустриализацией!
       Игры, рыбалки, поездки на велосипедах, а иногда пешком, или путешествия на легковом автомобиле, с родителями, по окрестностям города, позволяли весело и с пользой проводить свободное время, одновременно с этим познавая природу родного края.
        В школе меня учили арифметике, русскому языку, общей истории, ботанике, физике, математике и другим наукам, но практически не затрагивали историю самого города, традиции его жителей, имена выдающихся земляков и развитие творческой жизни в Алатыре. 
Конечно, я знал, что Алатырь основал Иван Грозный в 1552 году, а в семнадцатом веке город захватывал Емельян Пугачёв, что в городе много разрушенных храмов, в том числе, храм на опушке Духовой рощи, расположенный вверх по течению Суры, и есть даже  не функционирующий женский монастырь.
      Выдающимися людьми для меня и моих сверстников   были несколько известных алатырцев, получивших звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Это, в первую очередь, М. Боронин и В. Ветвинский, памятник которым стоял и стоит в сквере недалеко от городского пруда, ещё П.Макаров, директор кинотеатра «Октябрь» и лётчица З. Парфёнова, о которой мне рассказывала мама. В то время, по праздникам, почти каждый второй мужчина в городе выходил на улицу с боевыми наградами, и поэтому не удивительно, что выдающимися   личностями мы, мальчишки, считали только Героев Советского Союза. И при этом даже не подозревали, что наш маленький город дал Родине четырнадцать Героев Советского Союза, о многих из которых мы просто ничего не слышали!
    Закончив институт,  я остался жить и работать в Москве. Однако, практически ежегодно, вместе с семьёй приезжал на отдых в Алатырь, чтобы посетить знакомые с детства места и открыть для себя новые уголки природы. 
Где-то в 1979 году мне практически случайно удалось узнать, что в Алатыре открылся краеведческий музей. Надо сказать, что когда мне приходилось бывать в больших городах страны или за рубежом, то я обязательно находил время посетить расположенные там картинные галереи и музеи, в том числе знаменитый Лувр в Париже. И поэтому сообщение об открытии в родном городе музея меня очень обрадовало, и уже на следующий день я отправился   осмотреть хранящиеся в его стенах экспонаты.
    Краеведческий музей в то время располагался под сводами небольшого по размерам собора Усекновения главы Иоанна   Предтечи,       построенного в 1703 году. После   Октябрьской революции 1917 года там сначала располагалась база РайПотребСоюза, а затем был склад. После  частичной реставрации в 1975 году в соборе разместили краеведческий музей.
    Летний день был жарким и солнечным, и, когда я вошёл в музей, то с удовольствием ощутил прохладу воздуха, какую-то торжественную тишину  в царившем там полумраке, резко контрастирующем с уличным слепящим светом. Я застыл на пороге , чтобы дать возможность глазам привыкнуть к новому освещению.  Других посетителей в музее не было. 
     Спустя некоторое время ко мне подошёл смотритель музея и вежливо пригласил осмотреть экспонаты. За давностью лет моя память не сохранила, кто это был, мужчина или женщина. Помещение оказалось   сплошь забито различными предметами быта горожан и крестьян, изделиями ремесленников, купеческими товарами, образцами одежды, документами, плакатами, различными фотографиями и археологическими находками.  Экспонаты охватывали многие стороны деятельности местного населения, начиная с основания города и до наших дней, однако их явно не хватало, чтобы получить полную историческую картину развития Алатыря и его окрестностей.
Этот пробел восполнил смотритель музея своими комментариями к экспонатам и рассказами о древнем Алатыре, о событиях, произошедших после революции, и об известных людях, прославивших город. Я с детства  любил свой город за его зелёные тихие улицы, прекрасные виды на окрестности, тишину, чистый воздух и, конечно, за характер проживающих в нём людей. Слегка «себе на уме», они умеют практически всё делать своими руками, имеют свои взгляды на происходящее вокруг, умеют постоять за себя, работать и дружить по-настоящему!
     А после того, что я увидел и услышал в музее об Алатыре и его людях, у меня появилось чувство гордости за родной город! Далеко не каждый город имеет такое героическое прошлое – город-крепость на пути кочевников, отбивавший их набеги на русскую землю. В 1670 году крепость была взята, город сожжён одним из отрядов Степана Разина, восставшего против царя, а в 1774 был частично разграблен повстанцами Емельяна Пугачёва. Однако, несмотря на это, город рос и развивался, превращаясь в культурный и духовный центр христианства среднего Присурья. После революции 1917 года уклад жизни и экономики существенно изменился, однако  город остался русским культурным центром южной Чувашии. В шестидесятые годы прошлого столетия в Алатырь пришла и «большая» промышленность.
      В 2001 краеведческий музей был переведён в двухэтажное здание на Московской улице, что позволило существенно расширить его возможности. На первом этаже появилась прекрасно выполненная зоологическая экспозиция, которая знакомит посетителей с флорой и фауной  природных зон, окружающих город (лес, лесостепь и степь). Я с любопытством рассматривал образцы палеонтологических и археологических находок, обнаруженных в городе и его окрестностях и свидетельствующих, что жизнь в этих местах зародилась и существовала много столетий тому назад! 
       Средневековое оружие, макет Алатырской крепости, образцы купеческих товаров, да что там товаров, целые уголки быта разных сословий знакомили в музее с культурой и образом жизни населения города до революции. Произвели впечатление коллекция самоваров и количество представленных документов и фотографий советского периода, а также выставка личных вещей знаменитых алатырцев, собранных сотрудниками музея.
        При каждом посещением краеведческого музея меня приятно удивляло многообразие тематик организованных выставок, скрупулёзность в подборе экспонатов, умение сотрудников преподнести материал и  постоянная доброжелательность сотрудников по отношению к посетителям.  Особенно этим отличалась хранитель музейного фонда Елена Владимировна Раздьяконова. Её увлечённость музейным делом и работоспособность просто поражали!
По её инициативе  в 2011 году в музее была организована экспозиция (выставка), посвящённая нашей семье: «Семейный альбом Матюшиных или притяжение родины», в открытии которой приняли участие и мы, три брата Матюшиных, жители города, а также мэр города, Михаил Васильевич Марискин.  В качестве экспонатов были представлены документы, фотографии, макеты, а также и наши научные труды. Кроме этого, показаны различные деревянные фигурки, выполненные нашей мамой из найденных в лесу кусочков дерева.
          Наши родители принимали участие в Отечественной войне, имели награды.  С 1943 года и до самой смерти они проживали в Алатыре.
     Я, их старший сын, Геннадий Алексеевич Матюшин - доктор технических наук, лауреат премии Совета Министров СССР, директор Всесоюзного научно-исследовательского института, член Союза писателей России, почётный гражданин города Алатырь; средний сын - Владимир Алексеевич Матюшин - кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР и дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации,  вице-президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники»; младший сын - Александр Алексеевич Матюшин - директор Казанского железнодорожного техникума, дважды награждался дипломами министра путей сообщения.
        Поэтому нам было что рассказать и чем поделиться с посетителями выставки!
        Пользуясь случаем, от имени всего многочисленного семейства Матюшиных хочу выразить огромную благодарность жителям Алатыря, руководству города и сотрудникам краеведческого музея, особенно Елене Владимировне Раздьяконовой, за добрую память о наших родителях и за организацию выставки!
         Надо отметить, что Алатырский краеведческий музей по богатству и ценности фондов заметно выделяется в лучшую сторону от большинства музеев небольших городов России, в которых мне удалось побывать. Однако мне кажется, что в нём всё-таки недостаточно уделено внимания пребыванию в Алатыре известного во всём мире скульптора С. Д. Эрзи (Нефёдова), который начинал свою творческую деятельность именно в нашем городе. В Алатыре находится дом его родителей и брата, а также стоит памятник, напоминая о знаменитом земляке. Мне известно, что в 1914 году городская дума изыскала денежные средства для постройки в Алатыре музея С. Д.  Эрзи, но начавшаяся    война с Германией и революция 1917 года не позволили осуществить задуманное.
        В итоге, музей его имени был открыт не в Алатыре, а в столице Мордовии городе Саранске, поскольку С. Д. Эрзя был мордвин по национальности. Этот музей, конечно, практически полно вобрал в себя наиболее ценные экспонаты и материалы, касающиеся  его жизни и творчества. Но, тем не менее ….
В дореволюционном Алатыре, как в духовном центре, была широко представлена иконопись и существовали три мастерские, где писались иконы, в работе над   которыми в начале своей творческой деятельности принимал участие и Эрзя.
 Ещё в городе существовали: публичная библиотека, театр, клуб, типография, кинотеатр и несколько фотоателье.  Поэтому неудивительно, что наш город славен художниками, богат культурными традициями и творческими людьми.
С 1908 года усилиями художника и педагога Н. А. Каменщикова  и  его соратников, в городе стали проводиться ежегодные выставки, где экспонировались, в основном, работы алатырских художников. А в 1920 году открылся художественный музей, который, правда, просуществовал недолго, так как под давлением руководителей коммунистической  организации города был закрыт в 1924 г., а значительная часть картин была передана в семьи трудящихся для повышения их культурного уровня.
Это не могло не нанести ущерб в деле сохранности картин алатырских художников и р
          Когда я в 1994 году в очередной раз вместе с семьёй приехал на отдых к родителям в Алатырь, то от соседей узнал, что в городе снова открылся художественный музей. Меня это событие очень обрадовало, так как далеко не каждый город мог позволить себе создать картинную галерею или музей на базе местных художников!
           Я в тот же день успел побывать в музее, который располагался в кирпичном одноэтажном здании, бывшем до революции городским казначейством.
         Сотрудники музея встретили меня радушно и с удовольствием познакомили с экспонируемыми картинами, гравюрами и акварелями. После экскурсии мне представилась приятная возможность поговорить с директором музея Николаем Петровичем Головченко, который буквально покорил меня знаниями в области искусствоведения, и при этом ещё и выяснилось, что его интересовали также вопросы, связанные с историей и краеведением Алатыря. После этой встречи на протяжении 25 лет, я, приезжая в родной город, обязательно посещал художественный музей и встречался с Н. П. Головченко, который знакомил меня с очередными картинами, выставленными в залах музея и с новостями культурной жизни Алатыря.
Экспозиция размещалась в трёх небольших демонстрационных залах, которых явно не хватало для полного раскрытия тематики выставок и выбора правильного освещения каждой картины. Конечно, собранные картины не могут конкурировать с шедеврами живописи, которые демонстрируются в крупных музеях мира. Однако как же приятно видеть в работах алатырских художников знакомые до боли пейзажи и уголки нашего города! Также  радует и немалое число алатырских художников, разнообразие тематик и достаточно высокий уровень их профессионализма. Чувствуется, что за всеми работами стоят традиции и “слегка” при этом разные школы живописи.  Способствует такому разнообразию и наличие в городе детской школы искусств, в которой есть предмет  – живопись!

                07. 04. 2021г.          Г. А. Матюшин.
   P. S.
          Как мне стало известно, Алатырское руководство объединило эти музеи под эгидой краеведческого и предоставило достаточно большое помещение под экспонаты. Хотелось бы, чтобы это преобразование вобрало в себя всё лучшее, что было в обоих музеях и способствовало сохранению экспонатов в предоставленном здании, развитию музейного дела и искусства в родном городе.