А. П. Чехов о чувстве сожаления

Гадаев Алексей Вениаминович
Сожаление – это чувство печали, скорби, огорчения, вызванное какой-нибудь утратой, сознанием невозможности изменить или осуществить что-нибудь.
Сожаление – это значит испытывать жалость, сострадание к себе или кому-либо вызываемое потерей кого-либо или чего-либо.
Жмуров Большой толковый словарь терминов психиатрии . 2010, с.621
"Сожаление –1. чувство досады, недовольства, согласно которому всё могло бы получиться лучше происшедшего, если бы события пошли по иному, желаемому руслу.
2. в психоанализе – «производная эмоция. Одно из ретроспективных эмоций желания; одним словом, это особая форма грусти – по сути грусти, источником которой является чувство любви, и потому грусти мягкой (McDougall, 1908)".
В сожалении присутствует чувство вины. Вина чувство социальное и тогда речь идет о том, что кто-то дал оценку действиям (возможно не прямо, так же есть социально принятое поведение, и если мы ему не соответствуем, может возникать вина).
Сожаление обычно возникает, когда человек недоволен настоящим.Часто сожаление связано с чувством тревоги. Тревога в данном случае проявляется если человек живет не "здесь и сейчас, а живет прошлым и будущим. Сожаление может возникать, если человек что-то сделал плохое по отношению к другому человеку. Но возможно это ваше сожаление о бывшей неординарной ситуации привело к утрате, и  при этом ваша гордыня или ваш страх повлияли на ваше поведение.
///
Перечитал небольшое произведение Чехова "Пропащее дело. Водевильное происшествие".
Вкратце, то речь идет о том, как не стоит поступать, если уж собрался ты жениться!
Молодой человек объясняется в любви девушке. Момент ответственный, дело серьёзное, и вот любимая говорит «да»... Но герой рассказа на радостях ли или чёрт попутал решил покрасоваться.
«И вот, когда Варя была уже окончательно в моих руках, когда решение о выдаче мне тридцати тысяч готово уже было к подписанию, когда, одним словом, хорошенькая жена, хорошие деньги и хорошая карьера были для меня почти обеспечены, чёрту нужно было дернуть меня за язык...Мне захотелось перед моей суженой порисоваться, блеснуть своими принципами и похвастать. Впрочем, сам не знаю, чего мне захотелось... Вышло страсть как скверно!»<..>
«Варя слушала, слушала... Наконец она поднялась и протянула мне руку.— Благодарю вас! — сказала она и сказала таким голосом, который заставил меня вздрогнуть и взглянуть на ее глаза. На ее глазах и щеках сверкали слезы...— Благодарю вас! Вы хорошо сделали, что были со мной откровенны... Я неженка... Я не могу... Не пара вам...И зарыдала. Я опростоволосился... Всегда теряюсь, когда вижу плачущих женщин, а тут и подавно. Пока я думал, что предпринять, она заглушила рыданья и утерла слезы.— Вы правы, — сказала она. — Если я пойду за вами, обману вас. Не мне быть вашей женой. Я богачка, неженка, езжу на извозчиках, кушаю бекасов и дорогие пирожки. Я никогда за обедом не ем супа и щей. Меня и мама стыдит постоянно... А не могу я без этого! Я не могу ходить пешком... Я утомляюсь... И потом платья... Всё это вам придется на свой счет шить... Нет! Прощайте!И, сделав трагический жест рукой, она ни к селу ни к городу произнесла:— Я недостойна вас! Прощайте!Она произнесла, повернулась и пошла восвояси.
Речь идет о красивой любви и предстоящей свадьбе, и ничего не предвещает там плохого! Любовь закрывает нам глаза на все недостатки, лишает разума, где-то даже раскрепощает и мы совсем уже "осмелелые" уже не думаем ни о будущем, ни о последствиях, считая что "свадьба уже в кармане"! Но, только не сейчас, не тут-то было!
Благими намерениями заслана дорога в ад! Порой мы сами все себе портим, не умеем контролировать свои эмоции и слова! И как итог, мы остаемся совсем одни! Яркий сему пример, нам показал Чехов в своем сатирическом стиле, показывая нам то, что же нужно сделать, чтобы тебя бросила невеста!).
Подробнее на Отзовик:
https://otzovik.com/review_6805602.html