2016 - 2017 годы

Валериан Чобану
Помню что почти под новый год, 21 декабря, Президент Республики Молдова Николае Тимофти выдвинул на должность премьер-министра предпринимателя Иона Стурза. Но  его избрание не получилось. И пожалуй, на этой ноте похоже, что 2015 год закончился. И начался 2016-й, который мало чем отличался от прошедшего.
Однако, не будем забегать вперед. В том году думаю, что именно наших школ нужно было охранять  от их массового закрытия. Чем и как всё это началось? Вы наверное спросите. Да тем, что концепция сокращения школ и численность бюджетных работников сферы образования была принята в феврале 2008 года, правительством под руководством Зинаиды Гречанной. Бабой Зиной, как её еще увеличат, издеваясь...
тогда подручные работники Министерства финансов под руководством Игоря Додона, тогда еще мелкого чиновника, говорили, что в результате предлагаемой им реформы, следовало сокращать до 10. 000 бюджетных работников в основном из системы образования, социального обеспечения и других систем: культуры, науки и так далее. Согласно тогдашнего проекта из сэкономленных денег следовало повышать заработную плату остальных бюджетных работников. Концепция ссылалась в основном на создание неких «базовых школ» и организации транспортирования учеников из малых населенных пунктах в больших. В малых селах школы должны были закрыть, а в больших  - увеличить число. Однако предложение Министерства образования во главе с тогда Ларисой Шавга была подсчитана опасной, и председатель Управления информации и безопасности Артур Решетников предупредил Владимир Воронина, что инициатива идущая от чиновников Игоря Додона и его подобных чревата опасностей перед очередными выборами и в результате проект был отложен на более позднее время. И действительно, это произошло позже. Я тогда не работал в печати и не мог высказываться, да и те, что высказывались были не убедительными или с их мнениями никто, не считался. И дело пошло…
 С 2009 года до 2013 численность школ сократилось на 70 единиц. А к 2016 года еще на столько же…
А между прочим, 2016 год стал самым теплым за всю историю метеонаблюдений в мире, перекрыв предыдущий рекорд 2015 года. Вступило в силу Соглашение о свободной торговле между Украиной и Европейским союзом. Такое же соглашение было и между Молдовой и ЕС. Тем временем руководство Германии  признало, что в новогоднюю ночь в Кёльне около 90 женщин подверглось попыткам ограбления и сексуальным домогательствам со стороны толпы мужчин, возможно арабского или африканского происхождения. Подобные происшествия происходили также в других её крупных городах: Штутгарте и Гамбурге.
14 января ВОЗ официально заявила об окончании эпидемии Эболы в Африке. Еще немного оставалось до эпидемии Ковида в 2020 году. Мир становился всё более хрупким.
И 20 января в должность вступает премьер-министр Молдовы Павел Филип. Мне до этого не было уже никакого дела. Знаю лишь то, что родился 10 апреля 1966 года этот новый государственный и политический деятель и что он моложе меня. С 14 января 2011 по 20 января 2016  был Министр информационных технологий и связи Молдавии. А премьер-министром Молдавии  с 20 января 2016 по 8 июня 2019 год. Некогда он работал генеральным директором ПО «Букурия» и еще где-то и не знал его никогда. После нескольких потрясений на политической арене Молдовы в феврале 2016 года бывший премьер-министр Валериу Стрелец, долгие годы занимавший общественные и политические должности, ушел из бизнеса. Когда он решил пойти на этот шаг, последовал не такой простой период. 2016 год был сложным как для него лично, так и для компании, которую он возглавляет, после нескольких атак. Но он поправился. Все наладилось. По его словам, его бизнес должен выиграть от его ухода из политики. Находясь на другой стороне, Валериу Стрелец утверждал, что бизнес-среда находится в состоянии ожидания. Отношения между государством и бизнес-средой по-прежнему натянуты, и властям еще предстоит проделать большую работу по обеспечению благоприятного климата для деловых людей. «Молдова предлагает благоприятные условия для развития бизнеса только с финансовой точки зрения», - говорил Валериу Стрелец.
Я не знаю, что бы сказал, ибо не был на его месте и вообще находился далеко от всего в этом году. Да разве только в этом?
Но были люди, которым повезло в 2016 году. Например, 30-летняя женщина, которая говорила: «2016 год снова был годом перемен, годом, в котором я выросла, годом, когда я перешагнула порог 30 лет. Я повзрослела и впервые почувствовала, что готова отдать все силы...  Или другой человек: «Я научился лучше общаться и понимать, что люди очень разные. Это был год, когда я нашел себя и работал вместе, чтобы сделать несколько шагов вперед, оставив позади все, что было не в порядке, учился на ошибках и не хотел ничего ожидать от других, но радовался моментам, которые были в моей жизни».
«Спасибо тем, кто остались в моей жизни, друзьям, которые всегда рядом, нужно ли мне все забыть и провести как сумасшедший до рассвета, или позаботиться о своей собаке, когда я уйду. Я люблю их, потому что они не поощряют меня какой-либо глупостью, но они поддерживают меня и доказывают мне, что они заботятся обо мне. Я благодарю свою семью, потому что, хотя не все очень хорошо понимают, что делают, они всегда сделают для меня что угодно и будут держать меня за руку в любой серьезной жизненной борьбе. Спасибо тем, кто стал моими коллегами и поддерживали меня даже в те моменты, когда я был не самым спокойным и терпеливым. Спасибо тем немногим, кто дал мне шанс продвинуться по карьерной лестнице в 2016 году, и я надеюсь, что никогда их не разочарую».
Почти под новый год, 21 декабря, Президент Республики Молдова Николае Тимофти выдвинул на должность премьер-министра предпринимателя Иона Стурза. Однако его избрание тогда не получилось. Пожалуй, на этой ноте похоже, что 2015 год закончился. И начался 2016-й, который мало чем отличался от прошедшего.
Однако не будем забегать вперед. В том году я работал для того, чтобы охранять банки, а не школы или что-то другое, человеческое… Думаю, что именно школ нужно было охранять всем нам от их массового закрытия. Чем и как всё это началось? Вы, наверное, спросите. Да тем, что концепция сокращения школ и численность бюджетных работников сферы образования была принята в феврале 2008 года, правительством под руководством Зинаиды Гречанной. Той самой, которая и сейчас чистую воду мутит. А подручные работники Министерства финансов под руководством Игоря Додона, тогда еще мелкого чиновника, говорили, что в результате предлагаемой им реформы, следовало сокращать до 10. 000 бюджетных работников в основном из системы образования, социального обеспечения и других систем: культуры, науки и так далее. Согласно тогдашнего проекта из сэкономленных денег следовало повышать заработную плату остальных бюджетных работников. Концепция ссылалась в основном на создание неких «базовых школ» и организации транспортирования учеников из малых населенных пунктах в больших. В малых селах школы должны были закрыть, а в больших - увеличить число. Однако предложение Министерства образования во главе с тогда Ларисой Шавга была подсчитана опасной, и председатель Управления информации и безопасности Артур Решетников предупредил Владимир Воронина, что инициатива идущая от чиновников Игоря Додона и его подобных чревата опасностей перед очередными выборами и в результате проект был отложен на более позднее время. И действительно, это произошло позже. Я тогда не работал в печати и не мог высказываться, да и те, что высказывались были не убедительными или с их мнениями никто, не считался. И дело пошло…
 С 2009 года до 2013 численность школ сократилось на 70 единиц. А к 2016 года еще на столько же…
А между прочим, 2016 год стал самым теплым за всю историю метеонаблюдений в мире, перекрыв предыдущий рекорд 2015 года. Вступило в силу Соглашение о свободной торговле между Украиной и Европейским союзом. Такое же соглашение было и между Молдовой и ЕС. Тем временем руководство Германии признало, что в новогоднюю ночь в Кёльне около 90 женщин подверглось попыткам ограбления и сексуальным домогательствам со стороны толпы мужчин, возможно арабского или африканского происхождения. Подобные происшествия происходили также в других её крупных городах: Штутгарте и Гамбурге.
14 января ВОЗ официально заявила об окончании эпидемии «Эболы» в Африке. Еще немного оставалось до эпидемии «Ковида» в 2020 году. Мир становился всё более хрупким.
И 20 января в должность вступает премьер-министр Молдовы Павел Филип. Мне до этого не было уже никакого дела. Знаю лишь то, что родился 10 апреля 1966 года этот новый государственный и политический деятель и что он моложе меня. С 14 января 2011 по 20 января 2016 был Министр информационных технологий и связи Молдавии. А премьер-министром Молдавии был с 20 января 2016 по 8 июня 2019 год. Некогда он работал генеральным директором ПО «Букурия» и еще где-то и не знал его никогда. После нескольких потрясений на политической арене Молдовы в феврале 2016 года бывший премьер-министр Валериу Стрелец, долгие годы занимавший общественные и политические должности, ушел из бизнеса. Когда он решил пойти на этот шаг, последовал не такой простой период. 2016 год был сложным как для него лично, так и для компании, которую он возглавляет, после нескольких атак. Но он поправился. Все наладилось. По его словам, его бизнес должен выиграть от его ухода из политики. Находясь на другой стороне, Валериу Стрелец утверждал, что бизнес-среда находится в состоянии ожидания. Отношения между государством и бизнес-средой по-прежнему натянуты, и властям еще предстоит проделать большую работу по обеспечению благоприятного климата для деловых людей. «Молдова предлагает благоприятные условия для развития бизнеса только с финансовой точки зрения», - говорил Валериу Стрелец.
Я не знаю, что бы сказал, ибо не был на его месте и вообще находился далеко от всего в этом году. Да разве только в этом?
Но были люди, которым повезло в 2016 году. Например, 30-летняя женщина, которая говорила: «2016 год снова был годом перемен, годом, в котором я выросла, годом, когда я перешагнула порог 30 лет. Я повзрослела и впервые почувствовала, что готова отдать все силы...  Или другой человек: «Я научился лучше общаться и понимать, что люди очень разные. Это был год, когда я нашел себя и работал вместе, чтобы сделать несколько шагов вперед, оставив позади все, что было не в порядке, учился на ошибках и не хотел ничего ожидать от других, но радовался моментам, которые были в моей жизни».
«Спасибо тем, кто остались в моей жизни, друзьям, которые всегда рядом, нужно ли мне все забыть и провести как сумасшедший до рассвета, или позаботиться о своей собаке, когда я уйду. Я люблю их, потому что они не поощряют меня какой-либо глупостью, но они поддерживают меня и доказывают мне, что они заботятся обо мне. Я благодарю свою семью, потому что, хотя не все очень хорошо понимают, что делают, они всегда сделают для меня что угодно и будут держать меня за руку в любой серьезной жизненной борьбе. Спасибо тем, кто стал моими коллегами и поддерживали меня даже в те моменты, когда я был не самым спокойным и терпеливым. Спасибо тем немногим, кто дал мне шанс продвинуться по карьерной лестнице в 2016 году, и я надеюсь, что никогда их не разочарую».
Вот такие были люди! Были правда и другие, скажете, такие как я. Которые не смогли продвинутся по карьерной лестнице, не находились в том или ином месте, чтобы радоваться, а не сожалеть.
В первом месяце, в январе работа, ставшая более-менее привычной, не приносила повода для ликования или хотя бы удовлетворения. В это время меня можно было найти в филиалах «Молдинконбанка» и на улице Константина Брынкушь, что в секторе Ботаника, и на улице Алба Юлия. Я уже написал несколько страниц для повести с Летицией. В филиале на ул. Брынкушь, недалеко от дома Олимпиада встретил двух уроженцев горных мест: Таджикистана и Кавказа, которых потом судили за мошенничество в особо крупных размерах. Но это уже потом, когда я работал в суде переводчиком.
Февраль был таким же серым, как январь.  В это время работал будучи вовлечен в работе с лидером на рынке банковских карт страны, которая предлагала доступ к широкому спектру электронных банковских услуг, почувствовал, что открылся «кран» и для другого произведения, которая станет роман «Заповедник смерти».  Международными экспертами, второй год подряд «Moldindconbank» был назван лучшим. Об этом в то же время титровал и престижный журнал «Global Banking and Finance Review» и услуга «Transfer p2p», запущенная в 2016 году, получила оценку титул «Лучший банковский продукт Молдовы, 2016». Доходы Банка от денежных переводов, зарегистрированных в 2016 г., достигли 42 млн. Леев, увеличившись по сравнению с 2015 г. на 35%. По объему полученных и обработанных денежных переводов Moldindconbank являлся ведущим банком на внутреннем банковском рынке по денежным переводам, занимая более 36% рынка.
Чтобы оценить лояльность постоянных клиентов Банка, в течение 2016 года "Moldindconbank" успешно провел акцию «Получаешь деньги - зарабатываешь машину».  Всё это я, естественно, не замечал, ибо как говорят мудрецы, с близкого расстояния горы совсем не видно во всей ее величины.
С времен Адама прошли немало лет, хотя по меркам Сатаны — это немного. В таком случае спрашиваю: Как оценить течение времени в наших условиях? И что мы называем тень? И 2 февраля подвел итог своих 59 лет. А в солнечное воскресенье шестого февраля посетил выставку «Fabricat in Moldova - «Сделано в Молдове» на «Молдекспо». Потом с понедельника без изменений. И так до 3 марта, дня когда в 1992 году началась война…
Были в это время и разочарования, сожаления о том, что не смог прийти на одну встречу в Союзе писателей, или что не сделал то, чего хотел.
В одном из дней, когда работал в новом филиале «Молдинкондбанка» на улице Алба Юлия  зашел журналист Илие Бужор. От слова к слову с ним нашел общий язык и договорился опубликовать кое-что в газете. Была написана и рецензия о книге писателя Лилианы Корбка  и была направленна моя книга в издательство «Лабиринт»  - «Откровения над Карпатами». Хотя я не был летчиком или хотя бы вертолётчиком и ни разу не летал над этими горными вершинами Румынии. Потом 8-9 марта задумался. Мама родилась 22 июня 1934 года в Румынии, отец тоже, только 30 января 1933 года, а бабушка Мария в 2017 году! Мои родители заключили брак 15 января 1957 года а я тоже в январе но позже – 28. 01. 1983 года с Ольгой из села Фетица. Развёлся я с ней осенью 1992 года вроде бы. Какие мысли приходят после 8 марта? Потом в апреле Книжная ярмарка и… осенью нашел время и для некоторых газетных статьей: о лицее «Универсул» из столицы, и о нескольких профессионально-технических школ или училищ как их называли в СССР.
Конечно было еще многое, о чем не сказал хотя бы слово, но это уже по просьбе читателей, друзей.

А 2017 (две тысячи семнадцатый) год по григорианскому календарю был не високосным годом и начинался в воскресенье.
Если поэт Сергей Есенин в 1916 году был призван на военную службу, то я в 2017 году избавился от одной службы и поступил на другую. Однако эти не были военными, а гражданскими, но, о всём постепенно. В этом году никому не читал своих стихов, и никто не сказал, что они «хотя и красивые, но очень грустные». Сергей Есенин в свое время ответил, что такова вся Россия. Ссылаясь на бедность, климат и прочее в революционном году 1917, время которая застала его на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда тот угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя. У меня появляется литературный герой по имени Дафин. По румынский Дафин, а по русский был бы Лавром, но до перевода этого романа  далеко. Ибо, как всем известно, я пишу в основном на румынском языке. А на русском учусь!
В самом начале года провел еще несколько социологических исследований и перечитывал роман Виктории Комня о Манук бее. И параллельно написал пару своих глав для будущего романа «Заповедник смерти».   Тем временем писатель Георгий Кутасевичь порадовал меня наложением моего текса готового для издания в своем издательстве. Однажды вечером на сайте прозы общался с писателем Владимир С. Марфин, тот самый, который познакомился с Владимиром Высоцкий в Кишиневе в ресторане «Молдова» при одноименной тогда гостинице в центре города, и рядом с Органным Залом и Академическим театром.
От Дмитрия Пэсат, писателя философа узнал, что вышло в литературной газете «Литература ши арта» мое соболезнование в жанре эссе об ушедшем журналисте, коллеге Иона Гурьева, Гурэу как потом оказалось. Начинал этот год энергично, как говорится. Но и огорчениями. Не пел я дифирамбы и президенту Додону, ибо казался он мне клоуном, а не президентом.  Об этом расскажу потом с юмором, но через год, одному российскому бизнесмену, отдыхающий в Бальчике, Болгария в непосредственной близости к королевскому замку королевы Румынии Мария. А еще в январе вышел первый том энциклопедии изданной Академии Наук Молдовы или РМ, как пишут некоторые в виде сокращения. Перелистав его без особого восторга написал статью о нем, о том, как восхищенно представили его некоторые бывшие коллеги, ученные этой АН РМ. И всё же 26 января в газете «Литература ши арта» вышла моя статья о новой энциклопедии. Потом через пару дней узнал о том что нету больше актера и режиссера Ион Унгуряну. А я тем временем начал перевести тексты для Государственного архива с русского языка времен 19 века на румынский язык. Много было любопытного… И в общем в начале года ЦРУ обнародовало рассекреченные документы о холодной войне и НЛО. В итальянских областях Лацио, Абруцци и Марке в течение нескольких часов произошли четыре сильных землетрясения магнитудой до 5,7. 29 человек погибли под завалами после схода снежных лавин.  Череда ЧП продолжалась и в начале февраля. В американском штате Калифорния после сильных дождей началось разрушение самой высокой в США плотины на озере Оровилл. В Калифорнии объявлена эвакуация населения. Под угрозой оказались почти 200 тысяч человек.
И мой день рождения прошел без особых радостей. Человеку исполнилось 59 лет. Много это или мало? Маловато, учитывая, то, что Алексадру Ганенко  имеет уже 80 лет.
Поэтесса Лидия Гросу и поэт Янош Цуркану написали рецензию, вернее отзыв на мое еще не изданное в Румынии повести «Близко к Карпатам» или недалеко от них…От этих гор! Еще поехал собрать мнения людей из Яловенского района для очередного социологического опроса. Посетил Лицей, в котором учился Андрей Вартик, встретил коллегу Николая Мереакре и обратно в столицу вернулся с Николаем Скицко, старым знакомым по социологическим опросам, когда мы оба работали в Академии наук, занимаясь этими же самыми исследованиями под руководством Андрея Тимуша. Тогда еще в составе СССР. Ворошили мы немного память!
В мае прошел 62-й международный конкурс песни «Евровидение», который проходил в Киеве (Украина). Страна стала победительницей предыдущего конкурса «Евровидение-2016», прошедшего в Стокгольме (Швеция), с песней Джамалы «1944», набравшей 534 балла. Даты полуфиналов — 9 и 11 мая, финал конкурса состоялся 13 мая 2017 года. Украина принимала конкурс во второй раз — в первый раз это было в 2005 году.
Впервые в истории конкурс выиграла Португалия, набрав рекордные 758 баллов с песней Салвадора Собрала «Amar pelos dois» на португальском языке. На этом конкурсе Болгария и Молдавия заняли второе и третье места соответственно. Все три страны установили свои лучшие результаты за всю историю конкурса, в то время как хозяйка конкурса Украина получила свой худший результат, заняв 24 место.
А в начале апреля этого года моя встреча с писателем-издателем из румынского города Алба Юлия Виржилиу Сербу Чистеяну увенчалось успехом. И в августе получил изданную там повесть «Апроапе де Карпаць» то есть «Близко к Карпатам». Тогда уже работал переводчиком в Суде Кишинэу, центральный офис на Ботанике. И начал действовать безвизовый режим между Украиной и ЕС в части туристических поездок на территории Шенгенской зоны, за исключением Великобритании и Ирландии. Мне было еще далеко от поездок туда. В сентябре были выборы президента Сингапура.
С этого  года член Союза писателей Молдовы. Еще я бы отметил статью Население после переписи. (06.04. 2017)
А с 6 апреля в Турции переходят от парламентской формы правления к президентской республике. В то время как я работал в Кишиневском ЗАКС-е в португальском округе Лейрия начался днём в субботу, 17 июня 2017 года. Он стал крупнейшим по числу жертв и по площади в новейшей истории Португалии.
И в конце года США официально признали Иерусалим столицей Израиля.
Кажется что, Международный олимпийский комитет наделил Париж (Франция) и Лос-Анджелес (США) правом принять летние Олимпийские игры 2024 года и летние Олимпийские игры 2028 года соответственно. Нам бы еще дожить до этого периода, ибо в 2020 году появится новый вирус, который заставит человечество закрываться. То есть, закрыть границы, ограничивать движение людей, самолетов и так далее.