Такое нельзя забыть

Александр Дробноход
         1937год выдался жарким. Столбик термометра даже в тени не опускался ниже 35 градусов. Растения испытывали недостаток влаги. Листья на растениях делались мягкими, вялыми. Вот в такую погоду шагал по пыльной дороге Степан Дмитриевич, окончивший школу   руководящих  работников, дойдя до села Степное Степан  Дмитриевич  решил сделать отдых у пруда, снял одежду, лег в тени.  Испытывая боль в ногах, будто их палками колотили, да к тому же одолевала жажда, во рту пересохло. С трудом поднялся, направился к берегу. Ближе к гребле обнаружил небольшой ручеек  чистой, холодной живительной влаги. Это был родник, с какой жадностью пил- эту самим Богом посланную водицу. Утолив жажду, решил пройтись по берегу, чтобы найти чего-нибудь съедобного. В этом он не ощущал трудностей.

      Вокруг его окружала степь, наша кормилица. Найти растительную пищу не составляло труда. Тут же росли медовое ушко, мягкие мясистые стебельки он уплетал один за другим, не брезговал катранами, купырями( богатыми витаминами, каротином), шли в ход козлобородник, сурепка, молочай. Наполнив желудок, он сел в тень. Отдохнув, сказал: «пора  и двигаться дальше», ведь еще где то километров пятнадцать до села Плодородного идти.

   Он достал ценную бумагу и прочел «Котляров Степен Дмитриевич направляется на работу в колхоз им. Горького в качестве председателя колхоза. Внимательно перечитывая, подумал: «как встретят, что его ожидает?»  Набрав во фляжку ключевой воды. Он снова пошел в направлении, указанного на бумаге. Солнце шло к закату, но жара не спадала. Часа через три, он прибыл в село, вытянутое с юга на север в виде одной улицы. Дома с перекошенными соломенными крышами. Заборов почти не было, а если были, то из камыша. У конторы его встретила группа людей с добрыми лицами. Немного побеседовав с ним, его увели на постой к одинокой старушке Рахиле Петровне, доброй, жизнерадостной, но со строгим характером. Встретила его как своего сына, накормила, напоила.
   Поблагодарив за гостеприимство, попросил хозяйку указать место для отдыха.
- Уж больно устал - пояснил гость.
   Проснулся рано, сразу же ушел знакомиться с жителями села. На улице  встретил временно исполняющего  обязанности председателя колхоза тов. Кудермаева, умного и отчаянного шутника.
    Обменявшись рукопожатиями, Кудермаев сразу же предупредил, что в селе в основном живут верующие, попросил к ним относиться с пониманием.
- Я ведь коммунист и с верой я как то не дружу.
- Никто не заставляет тебя быть верующим, а уважать людей ты обязан, не нарушая их жизненных устоев.
    Степан Дмитриевич кивком головы дал понять, что поладим. Так завязалась дружба нынешнего председателя с бывшим,   который старался помогать ему во всем.

      Но не долгой была дружба, в те годы осуществлялись доносы, анонимки, которые поступали в правозащитные органы на неугодных людей. На каждый донос, органы незамедлительно  принимали меры. Так случилось, что в один прекрасный  ничего не предвещающий день  к Кудермаеву  явились ночью из НКВД с арестом, предъявив ему  обвинение в связи с иностранной разведкой.
   Ночь была темная, небо заволокли черные тучи. Изредка блестела молния, сопровождаемая раскатами грома или резким ударом грозы. «Черный ворон» стоял у порога. Кудермаев резко повернувшись к детям и любимой жене, сказал: «милые мои, знайте, что я перед вами и Родиной чист как слеза!» Он так пристально смотрел на семью, слеза мужская покатилась по его щеке. Толкнув в спину, конвоир сказал: « иди уже, не распускай слюни.»  Зайдя в темный коридор, Кудермаев достал бритву и резким движением перерезал себе горло. Фонтан крови хлынул из горла, с хрипом тело его зашаталось и медленно оседая, упало. Так оборвалась жизнь ни в чем не повинного человека, который не смог вынести такого позора.

     Похоронив его, спустя некоторое время Котляров С.Д, и его товарищи написали прошение самому И.В. Сталину. Прошло пару месяцев, пришло письмо из Москвы о том, что Кудермаев и его семья  были оправданы.

   Наступил 1940г, партия направляет Степана Дмитриевича в село Лопанка  на должность председателя колхоза им. 17-го  Партсъезда. Имея опыт, он сразу же начал решать важнейшие задачи.  Результаты в хозяйстве по всем отраслям пошли, как говорится в гору. Но все оборвала война, в деревне  тут и там звучало страшное слово  «война». Собрав членов правления, Степан Дмитриевич предложил эвакуировать хозяйство: скот, добро добытое нелегким трудом, в глубокий тыл, чтобы не досталось врагу. Проводив последнюю подводу  Степан Дмитриевич еще долго стоял, глядя вслед уезжающим со слезами на глазах, пока не скрылась последняя подвода за поворотом. Что ждет, ему близких и родных людей, уезжающих в никуда. Удастся ли встретиться с ними, снова увидеть, обнять жену, своих детей. На его сердце осел камень, было тяжело сознавать, что происходит немыслимое - враг на подступах к родному  селу. Степан Дмитриевич понимал, что рушится его хозяйство, а с ним силы, энергия и труд сотен односельчан. Он понимал, как и все жители села, что создалась реальная угроза жизни, свободы и независимости всей Родины.

    Выступая перед людьми, Степн Дмитриевич в своей речи просил, что  даже в такой сложной обстановке нельзя подаваться панике, терять веру в Победу над врагом. Надо увести богатство колхоза в глубокий тыл и  развернуть диверсионную работу на территории занятой немцами. Он твердо знал, как и с кем это сделать. После чего он направился к невзрачному домику, где ему предстояло жить некоторое время. Об этом знали только он и хозяйка этого дома Крахмалева Надежда Григорьевна, рядовая колхозница, верная дочь своего народа. Для других Котляров С.Д. убыл в неизвестном направлении.
   
    Расчеты немцев на то, что жители села встретят их, как желанных хозяев, и многие придут к ним на службу не оправдались.
   Вскоре, после прихода немцев в село, вернулись колхозники принимавшие участие в эвакуации  колхозного добра. В Песчанокопском районе их опередили немецкие войска. Вернулась в село и семья Котлярова С.Д, а также жена коммуниста  офицера Красной Армии Бабкина – Бабкина Клавдия Васильевна. Семье Котлярова дал приют Николай Николаевич Сельчуков, в доме своего отца.

   О судьбе Степана Дмитриевича ни его жена, ни дети ничего не знали. Но вскоре прошел слух, что он находится в  селе. Немцы хорошо были осведомлены, с какой целью остаются в селе люди, подобные Котлярову.
  На своей шкуре не раз испытывали результаты проделанной работы, поэтому приняли меры, чтобы найти Степана Дмитриевича.

   Особое участие проявил староста Дорофеев Петр,  неоднократно в пьяном угаре врывался в дом , где находилась Александра Степановна со своими детьми и добивался от них признания, где скрывается ее муж, применяя непристойные выражения, выводил семью   во двор, направляя на них приведенный в боевую готовность карабин.

 Неоднократно было послано  обращение к самому Котлярову, если он не сдастся, то повесят всю семью, жену и детей. Немцы были уверены, что об этой  угрозе станет известно самому Степану Дмитриевичу. Он понял, что это не просто угроза, что фашисты приведут ее в действие. И он сдался фашистским властям.

    Через некоторое время после ареста, жене его  дали свидание. Увидев его, сердце забилось, увидела она своего мужа и ужаснулась. Перед ней стоял худой, измученный, с многочисленными ссадинами, рубаха разорвала, а сквозь нее были видны следы многочисленных побоев на теле. Александра Степановна не смогла сдержать горьких слез. Он дрожащим голосом просил рассказать о семье. Она успокаивала его, мол, дома все в порядке. Свидание было прервано, Степан Дмитриевич не успел сказать жене, что немцы требуют признаться, кто его послал, где и кто скрывал его,грозили отправить в гестапо.

   Как коммуниста его направили в гестапо, которое располагалось в с.Белая Глина. Само  гестапо находилось в здании школы, в подвале которого  содержали задержанных. Допросы проводились каждый день. По десять человек уже допрошенных, сажали в душегубки, пускали газ и отвозили к лесополосе, где была выкопана широкая, но неглубокая яма. Куда сбрасывали задохнувшихся от газа пленных. В один из таких рейсов, выбросив  труппы, уехали за новыми.  Рядом с лесополосой  группа женщин занималась прополкой подсолнечника. Одна из них предложила посмотреть, заглянув в яму они увидели шевелящиеся труппы. Значит, есть живые, подумали они, прыгнув в яму, начали разгребать тяпками небольшой слой земли, растаскивать труппы. Оказалось и вправду один живой - им оказался Котляров Степан Дмитриевич. Он был седой как снег, бывшая почтальонша забрала его к себе и спрятала.

   Прошло пару дней, прошел слух, что немцам известно нахождение пленного в селе. На утро на здании школы висело огромное объявление такого содержания « добровольная сдача спасет от расстрела жителей села!»
   И снова, чтобы не подвергать семью почтальонши, Степан Дмитриевич ушел через огороды к посадке, но, к сожалению, снова попал в руки гестаповцев, где и был расстрелян и брошен в яму, из которой его однажды спасли женщины.

    Жители села заметили, что немцы испытывают  какие - то неудобства. Им не до пленных. Видно было, что какие- то изменения произошли на фронте. Вскоре заключенные в доме. Услышали стук колес, проезжающих подвод. Женщины, старики и дети вздрогнули, предполагая, что это прибыл карательный отряд. Но слышны были голоса нашей родной речи! На выручку прибежала Крахмалева  Надежда Григорьевна, которая и сообщила о прибытии наших. Радости не было конца!

   После освобождения села Лопанка от немцев, активисты собрали собрание, на котором сменили временно исполняющего обязанности председателя одного из местных.  А через несколько месяцев бразды правления  колхозом им.17 –го Партсъезда доверили Котляровой Александре Степановне, волевой, принципиальной и бескомпромиссной. С первого дня начала проводить работы по восстановлению разграбленного фашистами хозяйства. Поставила цель и задачу по увеличению всех видов сельхоз. продуктов.


  В ходе расследования оказалось, что Котляров С.Д. и Гордеев А.А.- председатель колхоза им.Сталина х. Садовый. Входили в число тридцати тысячников, выпускников Новочеркасской школы по подготовке руководящих кадров для колхозов и совхозов, выпуска 1937г.
 1940г. Так случилось, что их хозяйства были рядом, работая руководителями колхозов, они частенько покидали свои хозяйства. Оказывается, в качестве диверсионной группы они были направлены в город Таганрог, где взрывали эшелоны с живой силой и техникой, уничтожали базы, склады, нанося ощутимый вред фашистам, тем самым оказывали  огромную помощь нашей армии.

     В начале 1942г  Гордеев Александр Александрович вернулся в колхоз им. Сталина,  не в качестве председателя, а простым воловником, что сильно шокировало колхозников.     28 июля 1942г в село Лопанка и окружающие села, в том числе в х. Садовый зашли немцы.  В основном они базировались в с.Лопанка, а  в х. Садовый наездами раз в неделю за сбором продуктов.
   Для немцев скотник Гордеев не представлял никакого интереса….  И вот однажды…. Ночь глубокая, сосед Лохматов Костя заметил движущиеся машины. Почуяв неладное, Костя прибежал к дому Гордеева, начал стучать « Сан Саныч, машины едут, видно за тобой».
-Беги - крикнул сосед.
    Гордеев в нательном белье выпрыгнул в окно. Но осветив светом фар территорию, немцы сразу же заметили бегущего человека в сторону реки. Дав не одну автоматную очередь. Гордеев упал. Немцы подошли к нему, убедившись, что он мертв, дали контрольную очередь по бездыханному телу.
   Так погиб второй тридцатипятитысячник, коммунист.
   Каждого жителя с. Лопанка и х.Садовый тревожил вопрос: « по чьей наводке погиб Котляров, а потом Гордеев А.А.   По мере расследования выяснилось, что до 1948г никто не знал кто предал. Только после того, как семья Гальченко Григория получила две посылки из Канады. До этого никто не мог даже подумать и предположить, что он, член правления, уйдет с фашистами, предав Родину, родных.

  Так ушли из жизни отличные руководители колхозов, истинные коммунисты Котляров С.Д. и Гордеев А.А., защитники Родины из - за доноса подлой душонки в лице Гальченко Григория.
     Так пусть же навеки  останутся в наших сердцах их имена.
     Честь им и слава и низкий поклон.



   
   После войны. Под руководством учителей школы районного центра Белая Глина была организована поисковая группа. А по инициативе военного комиссариата был установлен обелиск  и произведено перезахоронение.    Так в настоящее время в списке погибших на обелиске числится его фамилия.   Работа по перезахоронению была трудной, так как в громадных траншеях было погребено около 3х тысяч пленных. Трудно было узнать людей, но старались по одежде или приметам, известным только родственникам, опознавать и сообщать родне.
 
    Так в группе опознания была семья Котляровых ( мать и его жена Александра Степановна) опознали его по одежде. Степан Дмитриевич всегда ходил в хромовых сапогах, галифе и френче с отложным воротничком ( типа кителя).

   Дети его изготовили и установили на месте расстрела небольшой памятник с          фотографией.Под фотографией написаны такие строки:          
                На опушке леса старый дуб стоит
                А под этим дубом партизан лежит.
                Он лежит не дышит, он как будто спит,
                Золотые кудри ветер шевелит.
  По обе стороны   памятника  вдоль траншей, были установлены столы длинной по 12 м, которые позже были перенесены к новому обелиску в центре.    Каждый год 9 мая, сюда приезжают со всех концов страны родственники, чтобы отдать дань памяти героям. Торжественно проходят митинги, возлагаются цветы. Накрываются столы  силами местной власти  для гостей и жителей  села.

  Школьники постоянно ухаживают за памятником и обелиском. Круглый год он содержится в образцовом порядке. Каждый проезжающий мимо, может остановиться и почтить память погибших.

  Прошло много времени с тех пор, о котором рассказал Павел Степанович Котляров, ныне живущий в с. Лопанка, со слов которого написан этот рассказ.

Ушли из жизни:
-Котлярова Александра Степановна
-Крахмалева Надежда Григорьевна
-Бабкина Клавдия Васильевна
-Сельчуков Николай николаевич
-Теплинская Дарья Пантелеевна
-Лубейникова Мария Андреевна
   В тяжелое для всех время, рискуя собственной жизнью, преодолевая неимоверные трудности, лишения и страдания – эти люди делали все, чтобы приблизить Победу над врагом.

   ТАКОЕ  ЗАБЫТЬ  НЕ  ВОЗМОЖНО  -    СВЕТЛАЯ   ПАМЯТЬ  НАШИМ   ЗАЩИТНИКАМ   РОДИНЫ 



Послесловие

    Семья Котлярова Степана Дмитриевича и его жены Александры Степановны имела пятеро детей:
-Лидия 1924гр-работала ветврачом, ныне живущая ей  96 лет
-Елена- 1926гр работала медсестрой
-Виктор-1937гр работал на тракторе
-Славик умер в детстве
-Павел 1932гр прожил нелегкую жизнь, побывавший в списке №1 для неугодных немецкой власти. С детства, как и все дети, работал в поле водоносом, пас сакман, весовщиком во время уборки, от МТС.

  В 1950г его послали учиться в Новочеркасскую школу по подготовке руководящих кадров для колхоза, как и его отец, Степан Дмитриевич. Вернулся  в родной колхоз, организовал работу по борьбе с суховеями. Сажали посадки для задержания ветров и снега. Как отличного работника исполнительного, его назначили  секретарем комсомольской организации. Отличные помощники у Павла Степановича были Овчаренко Борис Павлович, Аржевикины Борис и Алексей - молодые, задорные, принимали активное участие в выпусках стенгазет, молний. Организовали футбольную команду, достали форму, построили стадион.

     Заметив и оценив его работу,предложили принять должность председателя с/совета вплоть до 1973 г Павел Степанович работал, но по состоянию здоровья перешел работать зав.складом, где проработал на этой должности до 1995г. Но отдыхать не пришлось, так как не с такого теста он сделан!

   За  отличную работу правление колхоза награждало золотыми часами, что записано в трудовой книжке. Общий стаж 46,5 лет. С 1995г в течении  двадцати лет он работал председателем совета инвалидов и ветеранов.  Принимал участие в награждении Шевцова А.М. орденом Красной звезды, в присутствии Майорова и Дебелого С.К.

    Все эти черты были заложены родителями с детства, иак как его родители являлись для него примером для подражания.         
В жизни Павел Степанович увлекался охотой ( с собаками) и голубями. До сих пор любовь к голубям не утеряна. Часами он может сидеть, наблюдая за птицами в небе.

    В течение своей жизни Павел Степанович удостоен медали «За доблестный труд» и четырьмя юбилейными медалями.   Имеет дочь - Людмилу Павловну. Дочь учитель с большой буквы, преподаватель русского языка и литературы. Сын Юрий- директор предприятия «Водолей».  Так что династия Котлярова Степана Дмитриевича жива и продолжает носить с честью свою фамилию

Уходили вы, люди отважные,
За детей, за Россию, за мать.
И свершили вы самое важное –
Все смогли защитить, отстоять!

Чтобы счастье у нас было – вечное,
Чтобы с миром рожать малышей,
И СПАСИБО Вам человечное
От потомков, от русских людей!      





       Дробноход А.Я      с. Лопанка