Избранное 2021-1

Александр Мушенко
***
Снега, снега. Снега в России,
Как будто, в первозданной сини,
Как будто, в небе облака.
Течет небесная река
И разразится снегопадом.
И я любуюсь зимним садом...

***
Я верю хоть во что-то?
Да, наверно, верю.
Уверен - кто-то ждет нас
За последней дверью...

***
Один проект закончил, начинай другой,
Иди вперед своей дорогою прямой.
Дорогой творчества, дорогою свершений,
Дорогою картин, путем стихотворений...

***
Единым словом мир созиждил Бог,
А я в стихах отобразить его не смог.
Хоть Образ Божий на себе ношу,
Но гениально, почему-то, не пишу.
А, ведь, казалось мне - чего же проще -
В стихах отобразить березовую рощу...

***
Почистил снег и печку затопил.
Себя я городского позабыл.
Стал дачным или деревенским.
А повод для того был веским?
Быть может, да. А может быть, и нет.
Смотрю в окно на первозданный снег...

***
Закроешь страницу одну,
Приоткроешь другую.
Опишешь родную страну,
Только чудом живую.
На новой странице снега
И печальные рощи.
Плакучие ветки пурга
У березы полощет...

***
Рассвет вползает в дом так медленно и скромно,
А за окном снега и небосвод огромный.

И скоро новый день окрасит белый свет.
Наверно, в целом мире Руси прекрасней нет...

***
Не нужна мне эта Россия,
Мне не нужен ее простор.
Только в небе бездонно-синем
Со звездою вести разговор.
Улыбнется она мне нежно,
Ей отвечу улыбкой я.
В этом мире, холодном, снежном
Только мы с ней друзья...

***
Ветер в этой стылой роще
Синеву небес полощет.
Гонит к югу облака
Вечная река...

***
В России всё не слава Богу,
Она наказана царем.
И от небесного порога
Уходит дальше день за днем.
Цари сменяются царями,
Грехи сменяются грехами.
Устала Русь от немоты,
От лжи, словесной пустоты,
От разговоров, от брожений,
Побед, что хуже поражений...

***
Печаль и радость, радость и печаль,
А «поезд жизни» убегает вдаль.
А эта даль всё ближе, ближе, ближе.
Вокзал последний, кажется, я вижу...

***
Всё это баловство одно, ребята,
А солнце от восхода до заката
Спешит. Его встречаем, провожаем,
Но смысла жизни всё ж не понимаем.
Играем в детство, юность, зрелость, старость
И думаем - так много нам осталось...

***
Собраться с мыслями, а может, раствориться
В густом тумане, сильном ветре и дожде.
И тайным знаньям о природе причаститься,
Быть с нею вместе и повсюду, и нигде.
Весной увидеть набухающие почки
И первозданные зеленые листочки.
Услышать, как цветок воркует с мотыльком
И отразить в стихотворении своем...

***
Фонарь выхватывает что-то
Из темноты.
И жизнь твоя - это реальность, толи
Придумал ты
Все эти лица, судьбу свою?
В потемках я с фонарем стою!..

***
Ветер с дождем на улице,
Капли с лицом целуются.
Вновь до тепла распутица;
Мокрая стынет улица...

***
От морозов устал. Отдохни.
Наступают весенние дни.
Вновь ручьи, птичьих стай возбужденье,
Русских храмов в Мир Божий стремленье...

***
Сегодня ждет успех иль пораженье?
Нас к совершенству вечное стремленье
Зовет творить, зовет судьбу писать,
Труды на обозренье выставлять.
Успех или провал - не наше дело.
Будь трепетным и искренним, и смелым!..

***
Как небывалое доселе написать?
Для этого необходимо мир вобрать.
Вобрать его в себя и бросить на бумагу.
Быть искренним, простым. Не забывать отвагу.
Тогда, быть может, прочитав твое творенье,
Незримый кто-то скажет: «Это откровенье!»

***
Как музыку в стихи вложить
И живопись, скульптуру?
Добавлю, чтобы не забыть,
Еще архитектуру.
Вложить необходимо всё,
Что есть на белом свете.
В свои стихи вложить ее,
Чей взгляд так чист и светел...

***
Россия и снега слились навек,
В снегах живет российский человек.
Под снегом пашни ждут весенний день;
Мороз и снег - отечества удел...

***
Как тихо в снегах, как спокойно.
Россия подлунная спит.
А снится отчизне день знойный,
Который июлем разлит.
Он тоже спокоен и тих
И просится в стих...

***
А мысли переменчивы, конечно.
Сегодня грусть, а завтра мы беспечны.
Сегодня тишина, а завтра мы шумим
И горы дел свернуть хотим...

***
Зима, зима, ты оберег России.
Мороз и снег ее врагов косили.
А россиянам холода полезны,
В березы ствол входил топор железный.
Дымок клубился над российской баней.
Что может быть для русского желанней!..


***
Сколько людей прошло по жизни
И в прошлом растворилось.
Они судьбу свою прожили
И смерти причастились.
Теперь мы на земле своей живем
И смерти ждем, бессмертия не ждем...

***
Лес разбойничий, суровый
Подбирается к жилью.
Над воротами подковы
Говорят, что здесь живут
Те, кто верит лишь надежде,
Те, кто лучшей доли ждет.
От тоски смыкаю вежды.
Снег идет, идет, идет...

***
Январь кончается морозом.
Ночь лунная. Сверкает снег.
А на окне разводы-розы
Нарисовал ушедший век.
И новый век, морозный, снежный
Узором прикрывает вежды...

***
Как чудо совершить? Как совершить мне чудо?
Что-б показать, что я не местный, не отсюда.
Из творческой страны и лозунг мой - творить!
Писать картины и стихами говорить...

***
Тучи рассеялись, солнце забрезжило.
Солнце высокой мечты.

Прошлое наше, как-будто, отрезало.
Только сегодня и ты...

***
Я ленюсь, ленюсь, ленюсь.
Христу Богу помолюсь.
Попрошу простить грехи
И безумные стихи.
Может быть, Христос простит,
Скажет: «В рай проход открыт».
Я войду и огляжусь,
И воскликну: «Это Русь!»

***
Я друга старого случайно встретил.
Он постарел. Не сразу и узнал.
Кивнули, ограничившись «приветом»,
А ведь когда-то вместе с ним мечтал.
Мечтали стать поэтами России,
Мечтали стать пророками Руси.
А небеса по-прежнему из сини.
Кто он теперь? - я даже не спросил...

***
Крылатых коней не гони, не гони!
Ты можешь упасть и разбиться!
Мелькают безумные пьяные дни,
И мысль лишь одна: как напиться?
А выпьешь, смешно наблюдать, как «они»
Стараются, лезут из кожи.
Мелькают безумные, пьяные дни,
Они ни на что не похожи...

***
Я грешен? Грешен. Я велик? Велик!
Я мусор. Я же - святости родник.
Я пустомеля. Я Руси пророк.
Такими создал нас Предвечный Бог.

***
Была суббота. Я числа не помню.
Наверное, обычное число.
Тот день запомнил, потому что понял,
Что-б чувства передать, не надо слов.
Ведь взгляд красноречивее признаний.
И тишина о многом говорит.
Конечно, - встреча лучше расставаний
Способна растопить души гранит...

***
Солнце было просто сумасшедшим,
Наступила ранняя весна.
Боль оставить думал я в прошедшем,
Впереди же сказка, лучше сна!
Только сказка эта не сложилась,
Обо льды зимы она разбилась.
Будущее стало тем прошедшим,
Тем прошедшим и не происшедшим...

***
Поэты не пророки, не провидцы.
России очень странной очевидцы.
России воровской, не русской, грешной.
В ней не осталось от России прежней
Уж ничего. Содом она с Гоморой.
А русский мир давно расхищен вором.
Россия стала притчей во языцех.
Печать беды лежит на русских лицах...

***
Живу в снегах Руси,
Где белизна и синь.
Где тишина. Лишь ветер
На мой вопрос ответит...

***
Небеса и снег.
В небесах луна
Льет холодный свет,
Но всегда одна...

***
Меня ни надолго хватило.
Всего на один-то стишок.
Безтемье накрЕпко закрыло
Мне душу на ржавый замок...

***
Человек не должен быть один,
У него должны быть друг, подруга.
У него должны быть дочка, сын
И, конечно, милая супруга.
Одинокому одна беда;
Обступили сердце холода.
Холода суровые, морозные,
Ночи многозвездные...

***
Замело снегами наш российский дом.
В мире снежно-белом мы с тобой живем.
Смотрим из оконца в призрачную даль.
Грустная погода, тихая печаль...

***
Мы, почему-то, помним лишь плохое.
Хорошее мы склонны забывать.
Безумцы издевались надо мною.
Такая мерзость - стыдно и сказать.
Россию в ад они уж обратили,
Мы мучимые мучились - не жили!..

***
Где мой хранитель ангел? Есть-ли? Нет-ли?
Зима пройдет, за ней весна и лето.
А там и осень-желтые листы.
Где мой хранитель ангел? Есть-ли ты?
Наверно, есть, но я не ощущаю.
В безумном мире я безумием страдаю...

***
Россия, милая моя,
Несчастная Россия.
Печально машут тополя
Ветвями в ясной сини...

***
Я всё пишу, пишу, пишу,
А для чего? - не знаю.
Я всё грущу, грущу, грущу,
Себя не принимая.
Себя, наверно, не ценю,
Себя не понимаю.
Я песню грустную пою,
А для чего? - кто знает?..

***
Стихи бегут, всё строчки, строчки, строчки.
Моей души исписаны листочки...

***
Тихие рассветы, скромные поля.
Мы России дети: ты и он, и я...


***
Февраль. Светает за окном.
Снега и тишина.
Хранит тепло один мой дом.
Ну что ж, и Русь одна...

***
Судьба, судьба - российская равнина.
Судьба, судьба - из сини небеса.
Неласковая года половина
И облака, как в небе паруса.

***
Россия - страна сволочная,
Россия сроднилась с бедой.
Она к сыновьям своим злая,
Недаром и я весь седой...

***
Я хочу синевы напиться,
А потом на исходе дня
В небо звездное вновь влюбиться,
И оно вновь простит меня...

***
Моя судьба окрашена бедою.
Играли люди, как игрушкой, мною.
Я не игрушка им, ведь я живой.
Как раздружиться с этою бедой?

***
Расправив плечи, глубоко вдохнув,
Вошел я в дверь, что отделяла вечность.
У этих врат сидела, прикорнув,
Да, да, она - всегдашняя беспечность.
Открыв глаза, она сказала мне:
«Не торопись, дружище, ты успеешь
Войти. Тебе, пока-что, места нет.
И приходи сюда, как поседеешь».
Опять пришел, но плеч не расправлял,
Наоборот, сутулился и кашлял.
Сказал привратник, что так долго ждал,
Что заняты места. Я - растеряша.
Спросил его: «Когда же приходить?»
Ответил: «Научись сначала жить!
День проживи, хотя-бы, человеком!
И подружись не с тем, а с этим светом!»

***
Пробирался переулками,
Неприглядными и гулкими.
Наконец нашел вокзал
И билет на поезд взял.
Он понес меня просторами
От Москвы в другую сторону.
В ту, где дача и где лес,
Где полно простых чудес.
Где рассветы сумасшедшие,
Где созвездья, с неба сшедшие.
Кажется, что там живу,
Будто в сказке, наяву.
Здесь на дерево картинное
Села стайка снегириная.
Я сижу, смотрю в окно
Так недавно, так давно!..

***
Ее голос был грустным, печальным,
И страдали живые глаза.
Всё, как-будто бы, было вначале.
Только первое слово сказать.

Только первое слово: «Простите,
Вы так грустно, печально глядите»...

***
Сердце ухнуло куда-то,
Может, прямо на асфальт.
Я любил ее когда-то,
Но расстались. Очень жаль.
А сегодня встретил с мужем
Я ее. Нет, не ее.
С этой был всего-лишь дружен.
Это всё? Да, это всё..

***
Храм в пруд упал. Не храм, а отраженье.
И утки в этом храме на воде.
И ветерок, и легкое волненье,
А на востоке уж восход зардел.
И колокол ударил басовито,
И солнцем темнота уже размыта.
И по воде луч солнца побежал.
И утки улетели. День настал...

***
Пиши, рука. Душа моя, не медля,
Выплескивай на лист беду свою.
Я не богатый человек, а бедный,
И бедностью своей стихи пою.
В стихах моих душевного полета
Не много, а одна тоска-печаль.
Как под крылом бродяги-самолета
Российская безрадостная даль.
То под крылом, а над крылами небо!
И над твоею головою, где-б ты не был!..


***
Пиши, рука. Душа, любуйся
И с миром Божьим поцелуйся.
Ведь ты на свете не один,
Раб Божий и возлюбленнейший сын!..

***
Поля и рощи, гладь озер,
Лесов и неба разговор -
Таков пейзаж моей Руси.
Другой отчизны не проси.
Здесь жить, трудиться, умирать
И родину «Россией» звать...

***
Когда же, когда заиграют капели?
Когда засмеются ручьи?
Февраль пусть лютует, еще две недели,
Весну принесут нам грачи!..

***
На даче чистый снег, мороз
И лыжные прогулки.
Пунцовы щеки, красен нос
И лес, морозный, гулкий!..

***
Взял ручку и тетрадку, и стихи
На первозданно чистый лист пролились.
Рассвет могучий, что был прежде хил,
И день весенний в строфах отразились...

***
Я обрубил концы, сегодня я иной,
С веселым взглядом, не седою головой.
С мечтой, зовущей в призрачную даль,
И прошлого ни капли мне не жаль.
А будущее чисто, как роса,
И ангельские слышу голоса.
И чудо каждый день, и чудо каждый час.
И будущего нет, конечно-же, без нас!..

***
Шагаю широко, а брюки не порву?
Ведь на Земле, пока-что, я живу.
А в мыслях с облака на облако летаю,
Всё, всё на свете мыслью обнимаю, знаю!
Знаю?
Не знаю ничего. Какой же я чудак,
Из миражей души не выбирусь никак...

***
Если молод ты, то это навсегда!
Что с того, что всё бегут твои года?
Молодость - надежда. Молодость - любовь!
Молодость - играющая в жилах кровь!

***
«Душа грустит о небесах»,
Душа о них рыдает.
У русских прямо на глазах
Россия погибает!..

***
Россия - в сини небеса,
Россия - тихий вечер.
И пташек Божьих голоса,
И звезд шальные свечи.

***
А делать надо то, что невозможно,
Ведь сделать то, что можно, так не сложно...
***
С корабля истории сбросили поэтов.
Что же им осталось? - не найте ответа...

***
Ты влюблен в полет мухи по стеклу?
В небо загляни, видишь солнца луч?!
И по этому лучу шествуй к небесам!
Видишь - этот луч задел за российский храм!...

***
Мне сегдня надо что-то сделать, только что?
Ветер злится, ветер свищет: «Ты никто! Никто!
И тебе уж не бывать в золотых лугах.
И тебе уж не летать, ведь познал ты страх!
А со страхом никуда. Даже в небеса».
Но не дождик с неба льет - Божия роса!..

***
В каком это году было? - не знаю.
Я не года - века запоминаю.
Припоминаю - фараон тогда всходил на трон,
И помню Ленина несли в биении знамен.
И умер я до Рождества. Еще не погребен...

***
Бог с нею. Бог с ними! А кто же со мной?
Иду в никуда по дороге земной.
Иду в никуда, но зачем я иду?
Наверное, что-то, хоть что-нибудь жду...

***
Как сплетаются руки?
Так сплетаются даты судьбы,
Расставанья-разлуки
И следы от житейской борьбы...
***
А творчество энергетически затратно.
Как мне на душу наложить заплату?

***
Я рисую, я рисую,
Черным маркером танцую!..

***
Никто мне, друзья, не поможет.
Никто не поможет, друзья.
Живу я с ободранной кожей,
А, может быть, это не я...

***
Всё методом проб и ошибок.
Ошибки те - чья-то судьба.
Хоть прутик судьбы очень гибок,
Его надломила борьба.
Ошибки те очень суровы,
Удары те очень больны.
Мы с ними увидимся снова
И крикнем в лицо, что сильны!..

***
Я одинок, ужасно одинок
И путь мой пролегает меж дорог,
Которые ведут не в небеса.
Мне что-то напевают голоса.
Но чьи те голоса? - не знаю.
Я неземной язык не понимаю...

***
Полный сосуд не наполнить,
Битый уже не разбить.
Мужеством полниться, помнить -
Надо молиться, любить.
И наполняться смиреньем,
Как ключевая вода,
Что направляет теченье,
Как Бог укажет, туда...

***
Старею, но не становлюсь я лучше.
Спасаюсь тем, что проживаю в русской тишине.
Лесной ручей меня смиренью учит -
Не ропщет, бодр и между трав, и в снежной целине...

***
Месяц звездочки срезает
И они к земле летят.
Он, наверно, много знает
Про весенний звездопад...

***
Весна! И вербы золотятся!
И расцветает «старый пень»!
А ночью девы, девы снятся!
А в небесах - такая звень!
Такая звень, что невозможно!
Такая звень и гомон птиц!
И взгляд соседки осторожный
Из-под опущенных ресниц...

***
Печка гудит, я каморку топлю,
А на Руси Рождество!
Скоро Крещение, я помолюсь
В тихом смирении вод.
Будет сверкать иордань на реке;
Солнечный луч в небесах.

Колокол мерно гудеть вдалеке,
Радость в омытых глазах...

***
Сильные чувства, глубокие мысли -
Где они? Где они? Где?
Русь всё грустит, безоглядные числа
Песню поют о беде...

***
Снова зимы середина,
И снеговая картина
Слилась навек с небесами,
Что разразились снегами...

***
Зима. Российские долины;
Снегами писаны картины
Пейзажей бело-голубых,
Спокойных, стылых, неживых...

***
Жизнь очень переменчива:
То радость, то печаль.
С судьбой Руси обвенчаны,
Она зовет нас вдаль.
В ту даль загоризонтную.
И мнится радость там
Кобылою свободною
Гуляет по полям!..

***
Опять весна, опять клокочут воды
И подмывают ветхие мосты.
И солнца луч опять летит на волю,
И мне сегодня улыбнулась ты...
***
Весна и голубые тени на снегу.
Они на север всё бегут, бегут, бегут.
А солнце догоняет, догоняет,
Зима прошла - оно об этом знает...

***
Весна сугробы подъедает,
А в синеве резвятся облака.
И почему, наверно, знают
В моей руке дрожит твоя рука?..

***
Весна напориста, смела,
Сугробы белые смела.
И дух весенний от земли,
И облака, как корабли.
И солнце, солнце, всюду солнце
Так заразительно смеется!..

***
Мир становится ужасным,
Апокалипсис грядет.
Но всё также небо ясно,
Нас Господь к себе зовет.
Но, а мы не замечаем
Всех проделок темных сил.
О нечестии мечтаем,
Не добро, а грех нам мил...

***
По земле ходить не надо,
Над землей надо летать!
Только это нам награда -
Ветер в небе обогнать!
Только это нам награда -
Слышать звездный разговор.
По земле ходить не надо -
Надо обнимать простор!..

***
По солнечному лучику иди,
Не говоря: «Иные есть пути».
Иные есть? Иные не нужны!
Мы - граждане из неземной страны!..

***
Кромешный рай, блаженный ад.
Нам не пойти уже назад.
Всё так же будем дальше жить -
Зло ненавидеть и любить.
Добро... А где оно добро?
Копи Иуды серебро...

***
Летопись рассветов, хроника закатов
И легенды снов возвышенных, крылатых!
Пьесы из побед, стихи из поражений.
Жизнь - мозаика пленительных мгновений.
Не пленительных мгновений я не знаю,
Я их, как прохожих, сразу забываю...

***
Лгали безумцы, которые
Распяли наш бренный мир.
Им миллионы вторили,
Был непреклонен кумир.
Зима лютовала веснами,
А лето было из туч.
Но травы вставали росные,
Их согревал солнца луч.
Залгались, которые лгали,
Пали кумиры, что крепко стояли.
Теперь нам идти куда?
В небесные города!..

***
Мне сказал приятель, что не гоже
Доверять посланиям судьбы.
И не гоже на ветру с открытой кожей
О недугах хоть на миг забыть.
Что мне «гоже» это иль «не гоже»?!
Чудеса творить, конечно, можем!
Чудеса! Другого нам не надо!
Мы - побеги неземного сада!..

***
Русь растоптанна Россией.
Конный памятник царю -
В нем стремление и сила
И копыта тяжко бьют.
Конный памятник, а конь-то
Уж не Меньщиков ли сам?
Как же тяжко, как же больно
Православным небесам!..

***
На закате снега золотятся,
Испаряется мартовский снег.
Этот солнечный март, может статься,
Для горячего лета разбег.
Для пьянящего лета трамплин он,
В смерти зимних морозов повинен...

***
Мартовский сугроб всё оседает,
С каждым днем он ниже и скромней.
Снится сон - Россия расцветает
В зелени берез и тополей.
Снится сон: в полях щебечут птицы...
Этот сон всё лето будет сниться...

***
Зима окончилась дождем,
Тепла весеннего мы ждем.
А на душе уже теплее -
Поют синички веселее...

***
Проснулся ночью. Тишина,
В мое окно глядит луна.
И золотит мою кровать,
Заглядывает мне в тетрадь,
В которой строчки, строчки, строчки.
Еще не время ставить точку...

***
Стихи ни о чем, ни зачем и ни как.
Пишу для чего? Я, наверно, чудак.
Конечно, чудак. Ну и что-же с того?
Я вновь очарован твореньем Его.
С стихах воспеваю прекрасный мир Божий.
Пусть стих мой хромает. Так что-же, так что-же...