16 глава, окончание

Виктор Тимонин
Я отчаянно боролся с собой, цепляясь за самоконтроль. По сей
день я верю, что, если бы речь шла только о моей жизни, я
бы тут же вынудил Мураки сразиться со мной, как мужчина с мужчиной.,
в маленькой темной комнате, где на диване лежала мертвая женщина. Мы
не должны были беспокоить ее; и я думаю также, что Мураки, который
не нуждался в храбрости, поймал бы мой вызов и
удовлетворился бы предложением, чтобы мы тут же разрешили нашу ссору
и чтобы один из нас спустился живым с холма. Я
прочел такое настроение в его глазах в момент их искренности. Я видел
мужество действовать в его решительных губах и напряженной неподвижной
позе.

Что ж, никто из нас не мог позволить себе такой роскоши. Если я убью его, то ...
это навлечет серьезные подозрения на Фрозо. Она и ее островитяне будут
считаться сообщниками, и, хотя это было второстепенным делом по сравнению с горячей яростью.,
Я сам оказался бы в очень опасном положении. И он не мог
убить меня, потому что все его планы против меня все еще контролировались и
ограничивались необходимостью его положения. Если бы я был островитянином или
даже неизвестным человеком, о котором не было бы задано никаких вопросов, его
работа была бы простой и, как я полагал, была бы
выполнена раньше. Но это было не так. Он будет задержан
ответственный за удовлетворительный отчет о том, как я встретил свою смерть.
Если он убьет меня сам, своей собственной рукой и в тайной встрече, это будет стоить ему немалых денег.
 На самом деле, найденная записка оставила
нас там, где мы были, в том, что касалось действий, но она сорвала
последние клочья завесы, последние претензии на добрую веру и
дружелюбие, которые поддерживались между нами. В этом быстром, полном,
открытом взгляде, которым мы обменялись,
ясно и ясно читалась наша неприкрытая ссора, главная проблема между нами. Но ни слова.
об этом говорили наши уста. Мы с Мураки стали нуждаться в словах не
больше, чем влюбленные. Ибо ненависть соответствует любви в проникновении.

Я положил записку в карман. Мураки моргнул глазами, теперь совершенно свободными
от выражения. Я бросил последний взгляд на мертвую женщину. Я почувствовал
легкий стыд за то, что на мгновение забыл о ее судьбе из-за моей
ссоры.

‘Пойдем вниз, Паша?’ спросил я.

‘Как только вам будет угодно, лорд Уитли,’ ответил он. Эта официальная манера
обращения была, возможно, признанием того, что время лицемерия
и пустой демонстрации дружбы между нами прошло. Перемена была
просто по-своему, слегка, тонко, но достаточно.

Я последовал за Мураки из дома. Он шел в своей обычной медленной
неторопливой манере. Он подозвал часового, когда мы проходили мимо него, и сказал
ему, что две женщины, которые скоро придут, должны быть допущены,
но больше никого, пока не придет офицер с дальнейшими приказаниями.
Сделав все эти приготовления, он продолжил свой путь вниз, заняв свое место
передо мной и сохраняя абсолютное молчание. Мне не хотелось разговаривать.
Мне было о чем подумать. Но уже сейчас, выйдя на свежий
воздух, я ощутил тошнотворный ужас, которым была наполнена эта маленькая комната.
сказанное мной стало уходить. Я снова почувствовал себя бодрым. Я был лучше
подготовлен к тому великому усилию, которое маячило передо мной сейчас как насущная
необходимость. Мураки нашел инструмент. Он поставил
Константин свободен, чтобы Константин мог сделать против меня то, что
сам Мураки не мог сделать открыто. Мои друзья были далеко. Час
удара, должно быть, уже настал. Что ж, настал и час моего контрудара
, того контрудара, для которого открыло дорогу мое интервью с Фрозо
и отсутствие Мураки. Ибо он считал этот отрывок не
более чем средневековой диковинкой.

Мы дошли до дома и вместе вошли в холл. Когда мы проходили
через лагерь, я заметил бдительного часового. Выглянув из
парадной двери, я увидел двух охранников. Был составлен отряд из десяти или
дюжины человек во главе с офицером; это были люди
, которые ждали, чтобы сопровождать Мураки в его вечерней экспедиции. Паша
сел и написал записку. Закончив, он поднял
глаза и сказал::

-Я сообщаю госпоже Евфросинии, что вы будете ждать ее здесь через
полчаса и что она вольна проводить с вами время, какое
пожелает. Ты этого хочешь?

- Совершенно верно, ваше превосходительство. Я вам очень обязан.

Единственным его ответом был достойный поклон, но он повернулся к младшему офицеру.
который встал рядом с ним по стойке смирно и сказал: "Ни в коем случае, господин
Уитли будет прерван этим вечером. Вы, конечно, будете держать
часовых на страже за домом и перед ним, но не позволяйте
им вторгаться сюда.

Отдав приказания, Паша несколько минут сидел молча. Он
закурил сигарету и медленно закурил. Потом он затушил сигарету-
я никогда раньше не видел, чтобы он это делал, - закурил другую и снова принялся за сигарету.
медленные вдохи. Я знал, что он скоро заговорит, и через
несколько мгновений он сообщил мне результат своих размышлений. Теперь мы были
одни.

‘Было бы гораздо лучше, - сказал он, - если бы эту бедную женщину, о
судьбе которой я искренне сожалею, оставили в покое и
вместо нее умерла эта девушка.

‘Если бы Фрозо умер! - изумленно сорвалось с моих губ.

- Да, если бы Фрозо умер. Мы бы вместе повесили Константина
, вместе плакали бы над ее могилой, и каждый из нас ушел бы домой со сладким
память-ты к своей невесте, я к своей работе. И мы должны были
простить друг другу любые мелкие упреки.

На эти рассуждения о том, что могло бы быть, я ничего не ответил. Чувства
, с которыми я получил его, показали мне, нуждался ли я еще в том, чтобы показать, что
Фрозо был для меня. Я был потрясен и опечален судьбой Франчески;
но лучше это в тысячу раз, чем то, о чем
хладнокровно размышлял Мураки!

‘Это было бы гораздо лучше, гораздо лучше, - повторил он со странным сожалением.


‘Единственное, что было бы лучше, на мой взгляд, - сказал я, - это
что вы должны вести себя как порядочный человек и предоставить этой леди свободу
делать все, что она пожелает.

‘И еще кое-что, конечно? - спросил он, теперь уже улыбаясь. - Что вы должны
вести себя как порядочный человек и вернуться к мисс Хипгрейв? Низкий смех
отметил точку, которую он набрал. Затем он добавил, как обычно пожимая плечами:
- Мы рабы, мы люди, все рабы.

Он поднялся со стула и закончил приготовления к выходу,
накинув на плечи длинный военный плащ. Его минутная
нерешительность, или угрызения совести, или что угодно, прошла. Его речь
снова стала краткой и решительной.

‘Я думаю, мы встретимся завтра рано утром,-сказал он, - и тогда
решим этот вопрос. Насколько я понимаю, вы твердо решили не
сдаваться?

- Я твердо решил, - сказал я, и при виде его спокойного
, насмешливого лица я вдруг вышел из себя. - Да, я
твердо решил. Ты можешь делать все, что захочешь. Вы можете подкупить негодяев, чтобы
они убили меня, как, я полагаю, вы подкупили Константина.

Он начал с этого, как человек с простой речи, хотя
простая речь не говорит ему ничего такого, чего бы он не знал о
мыслях говорящего.

‘Кровь этой несчастной женщины на твоей голове! - яростно воскликнул я.
- Из-за твоего поступка она лежит мертвая. Если такая же участь постигнет и меня, то вина
ляжет и на твою голову. Ответственность за это ляжет на вас, а не на ваш инструмент.
‘Ответственный!’ повторил он. Голос его звучал насмешливо и непринужденно, хотя
лицо было еще бледнее, чем обычно. - Ответственный! Что
это значит? Ответственный перед кем?-‘С Богом, - сказал я.

Он рассмеялся низким насмешливым смехом.

‘Ну, так-то лучше, - сказал он. - Я ожидал, что вы скажете "общественное мнение".
Ваши чувства более респектабельны, чем эти хлопки публики
Мнение. Да будет так. Я буду отвечать. Где ты будешь? - Он
помолчал, улыбаясь, и закончил: - А где Фрозо?

Мое самообладание было исчерпано. Я вскочил. Еще мгновение-и мои
руки сомкнулись бы на его горле, а в следующий миг я, наверное, оказался бы
пленником в руках его охраны. Но это не было его
желанием. Он слишком много показал мне теперь, чтобы довольствоваться меньшим, чем моя
жизнь, и его не мог отвратить от своего плана ни его собственный
нрав, ни мой. Он двинулся к двери, пока
говорил со мной; когда я бросился на него, быстрым ловким движением руки он схватил меня.
рука открыла его, быстрый поворот тела убрал его из моей досягаемости.
Он ускользнул от меня. Дверь захлопнулась у меня перед носом. Тихий смех паши
донесся до меня, когда я снова откинулся на спинку стула, все еще негодуя, что
не схватил его за горло, но в то же мгновение радуясь, что моя
опрометчивость была пресечена.

Я слышал топот его отряда, который размеренно шагал по дороге
от дома. Их шаги замерли вдали, и все было очень тихо. Я
оглядел зал-там никого не было, кроме меня. Я встал и заглянул
в кухню-там было пусто. Мураки сдержал свое слово: мы были
один. Впереди стояли часовые, сзади стояли часовые, но
дом был мой. Надежда снова поднялась в моем сердце, сильная и настойчивая,
когда мой взгляд упал на место под лестницей, где находился
вход в потайной ход. Я взглянул на часы: было
одиннадцать. Дул легкий ветерок, ночь была ясная,
сквозь узкие окна виднелся полумесяц. Время пришло, время
, оставшееся свободным по странной оплошности Мураки.

Именно тогда, и только тогда, внезапный проблеск озарения,
внезапное леденящее подозрение снизошло на меня, превратив мою надежду в страх.,
мой триумф-сомнение и дурные предчувствия. Был ли Мураки-паша тем человеком
, который виновен в оплошности, в такой очевидной оплошности? Когда враг оставляет
открытым очевидное отступление, всегда ли это происходит по недосмотру? Когда он, кажется, указывает путь безопасности, безопасен ли этот путь? Эти тревожные мысли
теснились во мне, пока я сидел, и теперь я смотрел на вход в потайной
ход новыми глазами.

Часовые стояли за домом, часовые-перед
домом; ни в том, ни в другом направлении не было ни малейшего шанса спастись. Один путь был открыт-проход-и только один. И я задал этот вопрос о себе, обрамляя слова невнятным низким шепотом: "это ловушка?" - Дурак ... дурак ... дурак! - Воскликнул я, стуча кулаком по деревянному столу.

Ибо если этот путь был ловушкой, то не было никакого пути к спасению, и
последняя надежда исчезла. Действительно ли Мураки думал о проходе только как
о средневековой диковинке? Ну, не были ли "дублиеты", по которым
спускался человек и которых больше никто не видел, тоже средневековым курьезом?




ГЛАВА XVII