В читающей стране

Юрий Курский
В недавние времена говорили, что наша страна самая читающая.
      Мне было немного за двадцать, когда летним солнечным днём я лежал на городском пляже и читал « Слово о полку Игореве». В школе проходили это произведение, но оно так написано, что хочется неоднократно его перечитать. В своё время им зачитывался Пушкин и называл песнью, Есенин многое из него знал наизусть. На берегу реки, отвлекаясь от чтения, думалось, что много воды утекло с тех пор как создано « Слово», минуло более восьмисот лет, а оно по прежнему значимо и вызывает интерес.  Мне нравилось как  в нём сказано о моих земляках – « А мои куряне опытные воины» и я предполагал, автор неспроста писал так и вполне вероятно, он – курский, ведь выделил именно наших воинов. Язык этой поэмы, его великолепная образность, позиция и настрой автора не оставляют равнодушным.

Долго ночь меркнет,
заря свет уронила,
мгла поля покрыла.
Щёкот соловьиный уснул,
говор галок пробудился.
Русичи поля червлёными щитами перегородили,
ища себе чести, а князю – славы.

        Отложив книгу на подстилку, я  искупался и когда вернулся, увидел сидящую на песке, около моей лежанки, женщину бальзаковского возраста. Она листала «Слово»  и когда я подошёл, сказала мне :
-  Похвально, что читаете такую книгу. Студент наверно ?
- Нет, работаю на заводе, - ответил я.
         Она немного помолчала и наизусть прочла сонет, сказав, что его автор Шекспир.
- Вы, наверно, учитель литературы ? – поинтересовался я.
- Нет, бухгалтер, - проговорила она.
         Женщина ушла купаться и потерялась у меня из вида. Я не очень удивился тому, что она, вот так, сходу, прочла сонет, потому, что встречал людей, которые знали наизусть и побольше. Мой дядька, например, работающий экскаваторщиком, много стихов Есенина знал назубок.
           Люди ходили в библиотеки и брали книги, покупали их в магазинах, благо они были в основном недороги. Несмотря на повышенную цену приобретали в букинистическом отделе, помню я  покупал в нём тома Хемингуэя, Мериме, Рабле. Тогда говорилось – книга лучший подарок и когда мне на день рождения подарили шеститомник Бунина, я был очень доволен. К тому же люди выписывли и читали кипы газет и журналов, - страна поистине была читающая.
        Не все, конечно, в то советское время, любили читать.  Один немолодой мужчина говорил мне, что после того как закончил школу, ничего не читал и единственная книжка , которую он  с удовольствием прочёл в детстве -  это « Приключения Незнайки».
         Но мне встречались и другие люди. Как – то  я был в селе, поговорил с местным жителем, работающим скотником на ферме и он поведал, что с интересом читает Льва Толстого и недавно закончил его повесть « Холстомер».
         Знакомый мужчина говорил мне , что читал « Капитал» Маркса, другой знакомец хвалил « Декамерон» Боккаччо, а третий купил Библию и углубился в чтение этой книги. Вот такой разброс интересов.
          Одна женщина сказала мне , что зачитывается Мопассаном, а её подруге нравится Тургенев.
          Приятель уверял меня, что на его взгляд, лучше романа « Тихий Дон» Шолохова ничего не написано,  а у другого, по его словам,  настольной книгой был роман « Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.
            А вот, одноклассник, в то советское время, работающий водителем автобуса, всё же удивил меня. Он без тени хвастовства, на полном серьёзе, сообщил мне, что от корки до корки прочитал « Божественную комедию» Данте. Признаюсь,  я , немало почитавший, не раз приступал к чтению этой книги, но не осилив, откладывал её. Только помню вот такие строчки Пушкина :

Зорю бьют ... из рук моих
Ветхий Данте выпадает,
На устах начатый стих
Недочитанный затих –
Дух далече улетает.

Вот в такой читающей стране я жил.