Учителя

Борис Седых
И вновь сидим мы дружною семьёй
И вспоминаем школу-интернат.
Так каждый год проходит предо мною
Ребят моих торжественный парад.

Мчится моя судьба во весь опор.
Птицы лишь песней юности вернутся.
Как хорошо, что вместе мы, ребята, до сих пор
Всем бедам и сомненьям вопреки

И. Шейнис

Ещё одна история из жизни школьников школы-интерната №48.

Воспоминания из детства теребят душу каждого из нас. Боря с Толей учились вместе с первого по восьмой класс. В наступившие «времена перемен» друзья часто общались, не только в рамках периодических встреч одноклассников. Вместе вспомнили одну интересную историю, в которой главную роль сыграл наш учитель Исай Наумович. Амплуа ролей второго плана достались его любимым воспитанникам.

Этот весёлый сюжет приключился, когда мы учились в 7-м классе. Точно помню, произошло всё в сентябре. Стояла осенняя тёплая сухая погода. Солнце пригревало пару недель подряд, поэтому создавалось полное ощущение «бабьего лета» в разгар осени.

Предыстория основных событий такова. Классные руководители Тамара Александровна и Исай Наумович подстёгивали нас к «конкурентной борьбе и взаимной любви в отношениях между полами». Надо же придумать такую трактовку законов диалектики! Девочки организовывают вечер для мальчиков под названием «Золотая осень» и приглашают лишь достойных, с их точки зрения. Недостойные остаются за бортом девчачьего внимания. Как вы думаете, в какой группе оказались Толя и Боря?

Конечно, среди изгоев.

Боря искреннее недоумевал:

- За что?

Толик не придал этому никакого значения, безразлично проговорил:

- Если задуматься, неприятный факт. Но разве это повод для расстройства? Всем мил не будешь.

Обиду сглаживал факт расширенного состава «неприглашённых».

Валера – тут ничего удивительного – самый неугомонный наш одноклассник имел столько энергии, что участвовал во всех шкодных делах одновременно, даже если они происходили в разных концах интерната. Валера — это броуновское движение со скоростью света. Понятное дело, извёл своей реактивностью всех девочек. Он мог «достать» даже Исая Наумовича. Один раз после отбоя учитель зашёл к нам в палату, спел под гитару несколько песен, напоследок – «Спокойной ночи малыши». После чего попрощался и вышел, а Валера вскочил с кровати и начал кривляться. Вдруг вернулся в палату наш учитель. Валера только успел принять позу испуганного зайца, как тут же получил в свой тощий зад такой смачный волшебный пендель, что летел на свою кровать через две другие. Со стороны выглядело это довольно жестоко, но очень-очень справедливо.

Лёня Силин, его за что? Из мальчиков в классе лучший ученик, много читал, физически развит, на физкультуре стоял первый, к тому же, мой друг.

Толик Николаев тоже хорошо учился, он даже писал сочинения своему старшему бестолковому брату, который был на год старше. С девочками конфликтов не имел.

Поскольку наши учителя к этому времени уже посеяли в нас семена собственной значимости и уникальности, а в те времена индивидуальность шла вразрез педагогике, возможно – это был очередной «педагогический кульбит». Изгоям предстояло ответить на вопросы:

Обидно, что не пригласили? И что ты думаешь? А главное, что будешь предпринимать?

Приятно, что учителя хотели сделать из нас прежде всего личностей, научить анализировать и делать правильные выводы. На почве общей обиды мы сбились в кучу. Как положено, слегка повозмущались. Затем быстренько обсудили положение в мире, в классе, в Гондурасе. Нашли ответ на первый вопрос и поклялись друг другу:

«Внимательнее обращаться с будущими мамами, не быть высокомерными, не дёргать за косы, не задирать юбки, относиться с уважением, уступать место в автобусе, любить, лелеять, холить».

Выводы сделали, осталось ответить на вопрос: «Что делать будем?».

Решение нагрянуло внезапно: бежать на Финский залив купаться, естественно, без разрешения наших воспитателей. Дерзкий план, отличная погода, ни к чему посыпать голову пеплом, и мы вприпрыжку рванули в парк культуры ЗПКиО, на Золотой пляж. Радость переполняла от шикарной погоды, дерзкой затеи, свободы и бесконтрольности.

Бежим с горы по тропинке чуть правее церкви, оставляя её слева.

Белокаменная церковь Казанской иконы Божьей матери, построена в 1915 году, первые прихожане называли её «белой невестой». В наши школьные годы, в семидесятых, храм был в запустении. В самом здании находился продовольственный склад, разбитые купола отсутствовали. Несмотря на «старания» советской власти, церковь всё равно оставалась величественной.

Помню, как залезли на один из куполов с моим другом Лёней Силиным. Забрались настолько высоко, насколько это было возможно. На самом верху открылась удивительная панорама. Как на ладони весь Зеленогорск, слева просматривался Сестрорецк, хорошо виден жилой дом «муравейник», прямо по курсу – Кронштадт, выделялся купол Морского собора, который тоже не использовался по прямому назначению. Справа от него, совсем недалеко, открывался прославленный русскими моряками остров Гангут. А сзади, за куполом, уже очень далеко, если хорошо присмотреться, в ясную погоду можно увидеть загадочную Индию. Одним словом, весь мир у наших ног.

В 1990 году церковь восстановили, она расцвела, вновь заневестилась, получив второе рождение, сейчас это действующий храм. Величаво стоит в окружении высоких сосен и елей, ослепительно просвечивая белизной. Если вы там не были обязательно посетите в ближайшее время, не тяните – не пожалеете. Внутри – особая, камерная, атмосфера, теперь это наш любимый православный храм, обязательный для посещения при визитах в город детства.

Перебегаем Приморское шоссе и оказываемся в парке культуры и отдыха, главная аллея которого прямиком выводит нас на пляж. Народу много, все загорают, купаются.

Быстренько разделись. Первый пошёл в воду Валера, затем Рашид. Откуда с нами Рашид взялся? Он был в числе приглашённых на вечер, однако, не пошёл на него, решив, что дружба важней заносчивых девчонок и решил с нами купаться. Почему он так поступил? Да, потому Рашид – настоящий товарищ:

- А что мне там делать? Я с вами, пацаны.

Затем в залив зашли Лёня и Толик.

Боря потрогал воду, подумал, что холодновато – природу не обманешь, всё-таки сентябрь на дворе, и остался на берегу. Ребята удалялись в сторону Кронштадта, у берега залив очень мелок и, пока дойдёшь до глубины, можно расхотеть купаться. Отошли довольно далеко от берега, вдруг неожиданно побежали назад, вздымая вокруг себя облако брызг, причём практически выходили на глиссер.

Боря с берега наблюдал эту странную картину и спокойно рассуждал: "Акул в наших широтах нет, что же они так несутся обратно, может наперегонки забились?"

Боря стал рассматривать загорающих, в поисках девушек в купальниках. Симпатичных девчонок глазами не находил, вдруг поймал себя на мысли, что он уже рассматривает своего учителя.

Ба… Откуда здесь Исай Наумович? Первая мысль: «Он тоже будет купаться, может, он такой же, как Рашид, поэтому – с нами, с пацанами?».

Учитель очень часто проводил с нами время в играх. Так он старался развить в нас сообразительность, фантазию, умение мыслить логично, а иногда наоборот, не стандартно, а также быстроту реакции, умение быть в команде. Часто играли в «отгадай слово», с ним всегда было очень интересно, азартно. Много времени проводили в зале, играя в волейбол, баскетбол. В спортивные игры интеллигент от природы Исай играл очень хорошо, в полную силу, тому способствовал и рост: у него был под два метра. Однажды вечером после ужина рубились в баскетбол, набегались, надо уходить, готовиться к отбою. В спортзале осталось несколько учеников, готовых дальше резвиться, надо как-то отвлечь ребят, тогда учитель говорит:

- Внимание, все смотрите сюда, дайте мне мяч, кто сможет повторить, тому разрешу играть всю ночь. Договорились?

Все хором:

- Да-а-а!

Берёт баскетбольный мяч, встаёт на центр поля и кидает в корзину. С первой же попытки попадает! Все чрезвычайно удивились, как так можно? Каждый попробовал забросить. Все промазали. Повторить не удалось.

– Всё! Уговор – есть уговор, никто повторить не смог, всем спокойной ночи, - сказал учитель и, счастливые от увиденного чуда, побежали готовиться ко сну. Боря лично участвовал в состязании. Этот бросок произвёл на него сильное впечатление.

Вернёмся на пляж. Вторая мысль Бори: «Мы попались, нам влетит», – была ближе к истине. На этом мысли закончились. Оставалось наблюдать за происходящим. Хорошо, что расстояние до учителя – метров тридцать, и множество загорающих позволяло сделать это незаметно. И тут Боря понимает истинную цель присутствия учителя на пляже, в том числе причину рьяного забега по волнам Финского залива своих одноклассников.

Учитель собрал одежду своих подопечных и пообещал:

–Устрою вам торжественную линейку в чём мать родила, – растворился в «никуда» вместе с одеждой, так же, как появился из «ниоткуда».

А ребята во всю прыть бежали за одеждой к берегу, разбрасывая фонтаны брызг выше своего роста. Люди, наблюдавшие со стороны, удивлялись:

– Смотрите, как хорошо бежит, вот та группа… в семейных трусах.

Первым финишировал Рашид, потом подтянулись остальные. Каждый спешил убедиться, что и его одежду забрали. Убедились. Думать особо не пришлось, выбирать тоже не из чего, идти обратно придётся, в чём есть.

– Надо спешить, пока линейку не собрали, а то позора не оберёшься, - сказал Лёня Силин.

Рашид добавил:

– Исай Наумович, до-о-брый, он нам тапки оставил.

– И трусы, – вставил невольный свидетель и теперь участник розыгрыша Боря, еле сдерживаясь от гомерического хохота.

По сути, друзья попали в сложное положение, а хочется со смеха по песку валяться от комичности их положения. На этом «кинокомедия» не закончилась.

На пляж бежали вприпрыжку, обратно шли гуськом, в одних трусах, на полусогнутых, озираясь по сторонам, прячась по кустам от прохожих. Разнообразие трусов на мальчиках удивляло жителей курортного города. Простые интернатские ребята обычно донашивали одежду за старшими братьями, больше всех не повезло Андрею Бобкову – у него старшие были сёстры. Как назло, гуляющих по Зеленогорску было много.

Дойдя до пригорка, остановились, не идти же в интернат в таком «наряде». Отправили Борю, единственного одетого, принести какие-нибудь вещи из своего гардероба. Боря тоже был шутник ещё тот, было в кого: в учителя. Направился в гардеробную младших классов, собрал одежду и принёс её друзьям – спасти от позора. Ребята оделись в то, что им досталось. Это было потрясающее зрелище. Инкубаторские беспризорники.

– Где он нашёл такие обноски? – ругался Толик.

– Эта одежда для карликов, – возмущался Лёня Силин.

Толик выглядел очень импозантно: рваная футболка, дырявые тренчики с вытянутыми коленками. Лёня с трудом натянул на себя белую майку, она была ему настолько мала, что заканчивалась значительно выше пупка. Штаны – чуть ниже колен, можно подумать «всякое». Рашид выглядел в «новой» одежде тоже достойно, не выделялся. Единственному Валере всё подошло по размеру, он был самый маленький в классе. А вот Андрей Бобков не стал даже пытаться влезть в одежду на три размера меньше. Посчитал, что не хочет выглядеть глупо, как Лёня и Рашид, и предпочёл остаться в трусах старшей сестры. Ребята посмотрели друг на друга и поняли: день сегодня не задался, осталось пережить пару минут позора, надо заходить в интернат. Зашли в фойе школы, где, как назло, было много школьников из разных классов. Все смеялись и хлопали в ладоши.

Толик вспоминал:

– В таком «красивом» виде мы вошли в интернат. Мне было неловко и стыдно, готов был провалиться под землю.

Надо отдать должное Исаю Наумовичу. Он не стал собирать торжественную линейку в честь явления интернату «героев-купальщиков», не стал читать нотаций и как-то наказывать ребят, он просто сказал:

– Повезло вам. Хорошо погуляли!

Хотя сам получил выволочку от недавно назначенного директора за нашу выходку. Ребята нового директора недолюбливали, тот искал конфликты с учителем. Тогда было непонятно – почему? Сейчас очевидно – директор был чинушей от ГорОНО. И завидовал нашему учителю, ведь его так ребята любили.

Шутник Боря тоже остался безнаказанным друзьями за неподходящий размер одежды. Его спас Исай Наумович, избавив ребят от позора, но преподав хороший урок.

Тамара Александровна и Исай Наумович в любых ситуациях нас оберегали и всегда защищали. Помимо того, интересно преподавали русский язык и литературу, постоянно с нами возились и отдавали себя без остатка. Организовывали внеклассные вечера поэзии, викторины, просто танцы. У интерната был свой автобус, мы с удовольствием ездили на экскурсии в Ленинград, Москву, Калинин. Наши учителя работали не от звонка до звонка, а полностью сгорали на работе. Они были мужем и женой. Мы же, живя в интернате, чувствовали себя в семье.

Мы, их ученики, всегда будем благодарны им и вспоминаем наших классных преподавателей Тамару Александровну и Исая Наумовича с душевной теплотой. Мы целиком убеждены,что нам очень повезло с учителями, подарившими нам счастливое детство.