Улыбка, озарившая Тартар

Анатолий Апостолов
                УЛЫБКА,   ОЗАРИВШАЯ  ТАРТАР
    
       (К 60-летию первого полёта  человека в космос)

       «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога  мне  дана»

                Митрополит Московский  ФИЛАРЕТ (Дроздов)

       Чтобы эта ослепительная и человечная улыбка озарила  наш безумный  мир, понадобились долгие века. Понадобились общие усилия великих умов и мечтателей-энтузиастов, чтобы соединить философию Вечности и Любви  с точными науками, поверить алгеброй и неэвклидовой геометрией Николая Лобачевского  гармонию  Вселенной.
       Его благодатная и животворная  улыбка озарила  всю нашу  мрачную, угрюмую  эпоху, все угрюмые  (явные и тайные) пещеры  латентных антропофагов, все скотные дворы, концлагеря и  скотобойни,  огромный Тартар  XX  века-людоеда.
     Знаменитая улыбка Гагарина – это  улыбка  самого человечного в мире  земного божества. Это  невероятное обаяние, покорившее весь мир  и  даже сурового  колымского зека,  главного конструктора страны  Сергея  Королёва, сделала первого космонавта на ближайшие годы «русским (советским) человеком №1».   
       Его улыбка в том  сером тусклом послевоенном  мире, в конце хрущёвской «оттепели», озарила  вновь (пусть  ненадолго)  человеческую мысль, пытливый ум и радость Познания огромного  числа энтузиастов. В её  сияющих  лучах как бы  очеловечился  научный космос, астрофизика, квантовая механика и космическое  естествознание.      Обаятельный смоленский парень из  города Гжатска  сделал  всего  лишь один виток вокруг Земли в ракете,  и  сразу  же  резко изменились ход, направление и развитие  научно-технического прогресса.
      Тогда, шестьдесят лет тому назад, казалось, что в   стремительно бегущем    времени само пространство  сжалось как шагреневая кожа, стала на глазах одного поколения изменяться суть нашей цивилизации.  Появились новые космические науки и технологии.  Тогда  в нашей стране  стали  появляться первые   учёные  космонавты-исследователи   и космонавты-академики. 
      Возникли  новые отрасли знаний – физика  атмосферы  и астрофизика, физика  микро и макромира,  космическая геодезия и картография, космическая разведка ископаемых, космическое  дистанционное зондирование Земли,  GPS- навигация и многое другое из  области… совсем недавней, ещё вчерашней  научной фантастики и уже из практики  ведущихся во всю информационных пси-войн. 
      Всего один его виток вокруг Земли сделал  сказку-легенду о совершенном Человеке былью, заставил чрезмерно утомлённых сталинским режимом   людей  вновь поверить в светлое будущее своих детей и внуков. В светлое завтра   всего  человечества.
      Что говорить, в нашей стране, пережившей в XX веке  три революции, две мировые и Гражданскую войну, два голодных мора и людоедство, тотальную войну с крестьянством (раскулачивание и коллективизацию), с жизнетворными, искренними, душевными   улыбками  «земных божеств», демиургов и  культурных героев   всегда был острый дефицит.
 (Анатолий Апостолов. Череда угрюмых годовщин. – ПРОЗА.РУ) 
      Что остаётся людям от каждой прожитой эпохи? Мысли, мечты, идеи, дела, события, атомные ледоколы, космические корабли и памятники, как образец для подражания и, конечно же, афинское древнее  понятие  арете, идеалы  калогатии и  пайдейи  как  руководство к действию в стремлении человека к идеалу духовного и физического совершенства, как полезные советы для  восхождения  человека  к доблести и добродетели.  (М.Хайдеггер)
       В любой эпохе присутствуют «сумерки богов» и «люди сумерек»,  увы, то  самое «сумеречное  большинство», которое живёт как будто  вне той истории,  чьи уроки  лежат в области нравственности и социального оптимизма. И в то же время угрюмые, сумеречные эпохи  периодически озаряются улыбками  природного альтруизма и благодатной человечности.  Тогда  наступает короткое  время массового просветления и озарения умов,   большинство людей начинает снова задавать  самим себе «вечные»  и немаловажные философские  вопросы: кто мы?   Зачем  мы здесь и почему?     (Анатолий Апостолов. Приглашение на пир. – ПРОЗА.РУ) 
      После  легендарного и фантастического «полёта к звёздам» Юрия Гагарина,  казалось,  что полёт на Луну и Марс будет завтра, что полёт  к Солнцу и другим звёздным системам – в конце недели или   через две недели.      
      Я хорошо помню эти мартовские дни  всенародной космической эйфории, всеобщего ликования.   В один из этих солнечных  дней я стоял в длинной очереди за хлебом (тогда он выпекался  с примесью  кукурузной муки), а   из уличных репродукторов на всю площадь Зернограда неслась очередная жизнеутверждающая, героическая,  лирическая  песня на космическую тему: «Долетайте до самого Солнца, и домой возвращайтесь  скорей!»      
     Увы, в этой лишённой всякой логики и здравого  смысла советской идеологической лирике  сквозило то же  самое нездоровое стремление воинствующего  большевизма к экспансии, к абсолютной власти, верховенству  и всемирному могуществу, какое наблюдалось в эпоху Ленина и Троцкого с их  безумной идеей о мировой революции. (см. Анатолий  Апостолов. Дурная слава  большевизма. – ПРОЗА.РУ)
Те из нас, кто хорошо знаком с мировой и отечественной историй, знают, чем заканчиваются все эти безумные Затеи – глубоким разочарованием и неверием человека в себя, в свои  реальные возможности.
      Эйфория  советских идеологов, их «головокружение от успехов» в области покорения советским человеком Космоса, длилась недолго. Грубая реальность развитого социализма давала о себе знать новым поколениям людей. Она касалась всех без исключений мыслящих граждан страны, в том числе и самих  космонавтов. Ведь для того,  чтобы прыжок в космос стал удачным, а  огромная страна стала могучей ядерной державой, за полвека должно было  погибнуть немыслимое множество людей (более 50 млн.).
       Для того, чтобы сохранить советский режим  должны  были стать инвалидами, калеками войны и труда  свыше 40 млн.  миллионов советских граждан,  и 80 млн. по известным причинам должны были  вообще не родиться. Надо отдать должное тревожной совести первого космонавта Земли и самого совершенного Человека современности  – он   понимал и   глубоко осознавал настоящую цену очередной победы  советской системы в борьбе с  окружающим миром и самой Природой. Он, как и многие простые люди, понимал, что в  социально-экономической   сфере людского  бытия   после его полёта ничего к лучшему   не изменилось.  Никто  из простых людей в стране и мире  не стал от его  полёта как-то счастливей и богаче. Дефицит продуктов питания и человечности в стране  оставался прежним, таким же,  каким  он был и до войны. Чрезмерно высокую цену достижений СССР в освоении космоса тогда осознали все – от простых колхозников и рабочих до   деятелей науки и культуры. Ведь,  прежде чем выйти на орбиту первому   советскому спутнику  в октябре 1957 года, в стране   в течение двух  послевоенных лет (1946-47) от голода погибло свыше 1 млн. советских граждан.  Полстраны ещё лежало в развалинах, и   большинство её граждан  продолжало жить в чудом уцелевших  заводских бараках, в  саманных хатах под соломенною крышей и земляными полами, но советский  военно-промышленный комплекс продолжал  работать ударными темпами. 
       Надо отдать должное тревожной совести первого космонавта Земли и самого совершенного Человека современности  – он   понимал и   глубоко осознавал настоящую цену очередной победы  советской системы в борьбе с  окружающим миром и самой Природой. Он, как и многие простые люди, понимал, что в  социально-экономической   сфере людского  бытия   после его полёта ничего к лучшему   не изменилось.  Никто  из простых людей в стране и мире  не стал от его  полёта как-то счастливей и богаче.
       Настоящее глубокое разочарование народных масс  в  реальном коммунизме, обширный  социальный паралич общества  и нигилизм  наступили  после позорной отставки Никиты Хрущева и громкого разоблачения его губительной  волюнтаристской политики, когда всем советским людям и самому Юрию Гагарину стало ясно, что коммунизм в России не наступит никогда. Ни в 1980 –м, как обещал Хрущёв, ни в 1999-м, ни в 2053-м – никогда до скончания веков.
      Говорят,  что  улыбка Юрия Гагарина  стала гаснуть и тускнеть  после расстрела мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Вполне возможно.  Из-за проблем в сельскохозяйственной  сфере  в стране тогда  возник  острейший  дефицит  хлеба, круп, растительного масла, мяса, молока и других основных продуктов питания. В ряде регионов страны были введены карточки на большинство видов продовольственных товаров. Терпение рабочего класса одного из самых хлеборобных регионов  лопнуло,  и рабочие Новочеркасского электровозостроительного завода   вышли  на  мирную демонстрацию протеста, которая   по личному указанию Никиты Хрущёва,  была   подавлена силами милиции, армии    и КГБ СССР. Надо признать, что строго засекреченные  чекистами   события в Новочеркасске в  1962 году  стали только  первой вехой и началом всенародного разочарования в большевистской  главной Затее  по созданию Всемирного Советского Союза во главе с Генеральным  секретарём Коммунистической партии   Земного  Шара. 
     По свидетельству обитателей Звёздного городка такая  безрадостная внутренняя остановка в стране  весьма удручала лётчика-космонавта СССР, полковника, Героя Советского Союза, члена КПСС и депутата Верховного Совета СССР Ю.А.Гагарина.
      Внезапная смерть Главного конструктора Сергея Королева потрясла его и всю команду советских космонавтов до глубины души. Ушёл генератор идей по  мирному освоению ближнего и дальнего космоса, ушёл великий практик, умелый тактик  и стратег  научно-инженерной мысли.  В лице Королёва  из советской космонавтики  навсегда ушла русская душа, с её особой добродетелью,  этикой и поэтической, утопической  справедливостью. (Александр Зиновьев)
     Тогда для  многих наших  граждан  стало ясно, что программа мирного космоса  скоро будет свёрнута в пользу военной авиаракетной космической программы.  Космос стал ареной идеологической борьбы и средством пропаганды ядерных держав. Говорят, что Юрию  Гагарину это было не по душе, что ему надоело  до тошноты  быть  послушным инструментом  советской пропаганды в качестве Вечного образа  идеального  простого советского, человека. Из тех людей, кто его близко знал и  чисто по-человечески  понимал, кто  пережил его  и дожил   благополучно до  начала нового тысячелетия, находились и такие, кто считал  гибель Юрия Гагарина своевременной и даже для него как бы спасительной в моральном  плане.  «Лучше умереть  на лету, во время тренировочных полётов, чем у себя в постели в состоянии глубокой затяжной  депрессии, от крайнего отчаяния,  от разрыва сердца». (Марина Попович).  Сердце первого космонавта, по  мнению его близких друзей,  не выдержало бы позорного развала СССР,  измены и предательства силовых охранительных структур, развала армии и флота, массовых самоубийств военных лётчиков,    свёртывания  таких смелых технических  решений как космический челнок «Буран»   в рамках космических программы  «Энергия – Буран»  (советского  орбитального корабля-ракетоплана   многоразовой  транспортной космической системы).
       Вспомним, как тяжело переживали конструкторы сверхмощных  ракетных двигателей     внезапное  прекращение работ по   холодному ядерному синтезу (термоэмиссионному ядерному реактору «Топаз»)  ведущего конструктора Ивана Филимоненко (1924-2013). Это его атомные, «торсионные движки» были установлены  на космических аппаратах «Космос -1818» и «Космос-1819» по принципу «движителей» летающего диска  Джона Роя  Сёрла. Это его гениальные разработки  в середине «лихих и лютых» 90-х годов прошлого века были  проданы за доллары  за рубеж, чтобы  там получить своё новое развитие в компании SpaceX  генерального директора и главного инженера   Илона Рива Маска – у Николы Тесла наших дней? 
      И в самом деле, как можно так обыденно и просто «продать своё первородство и честь за чечевичную похлёбку»? (Евгений Сатановский) Как можно, ради шальных денег навсегда испортить  своё доброе имя,  репутацию  своего народа и  своей страны? Как можно после всего, что произошло с народом и страной в кромешную Смуту 90-х требовать к себе прежнего международного уважения и почтения?  Конечно же, этот исторический позорный факт не мог не кинуть угрюмую тень на весь политический строй страны,  на все наши космические достижения, на всю  отечественную науку  и тем самым на  День космонавтики.
         Гибель Юрия Гагарина  27 марта 1968 году в возрасте 34 лет (как в своё время и  гибель Валерия Чкалова во время испытаний истребителя И-180)  стала личной и нашей общей невосполнимой национальной утратой. Увы, смерть слепа, она непредсказуема и порой внезапна  Смерть порой решает всё, исход любой великой  реформы и эпохальной затеи. Она может  многое «обнулить» из наших праведных, созидательных трудов, сделать их напрасными.
       Смерть решает многие проблемы, в том числе исторические, эпохальные,   любил повторять  престарелый генералиссимус товарищ Сталин, шагая по дорожкам Ближней дачи в валенках ручной выделки. 
       Смерть Александра  Македонского привела к распаду его великой «лоскутной» империи, лишила здравого смысла все его завоевания и разорения.  Была  сдана в архив и сама  идея построения коммунистического общества в одной стране после позорного  ухода на пенсию  полуграмотного волюнтариста, «верного ленинца»  Хрущева.
      Советская социальная  фантастика и футурология  уже во  второй половине 60-х  годов была горькой и безотрадной, как и само   советское угрюмое  безысходное и нищенское послевоенное бытие. На некоторое время улыбка Гагарина перестала вдохновлять советскую молодёжь на  ратные и трудовые подвиги, но и никого  не раздражала, она просто стала позитивным историческим фактом. Общество не может долго находиться под гипнозом политической шизофрении, в долгой  коллективной эйфории от немыслимых успехов и достижений, от  своего сомнительного и  условно бесконечного  могущества.
     Без Юрия Гагарина в народных массах  стала исчезать  вера рядовых граждан в самих  себя, рождённых для того, чтобы изменять мир к лучшему и не мириться с проявлением застоя и распада, не идти на  сомнительные жертвы и нестерпимые, напрасные  страдания лишь для  того, «чтобы не было войны и голода».
      Гибель первого  космонавта  закрыла собой эпоху космической межгалактической романтики, большинство советских людей стали смотреть на героическое покорение космоса (как и когда-то  на  шумное «покорение  советского Заполярья»)  с позиций житейского  прагматизма: что даст  человечеству спутник  и зачем нам покорение космоса?
     Однако, слава Богу, всё проходит. Пройдёт и эта позорная эпоха слепого  потребления и социального затмения и паралича. Наступит новая эпоха  иного восхождения людей к доблести и славе, к чести и достоинству, к совершенству.
     Гагарин со своей бесконечно человечной улыбкой дополнил собой ещё один «Вечный образ» совершенного Человека  в мировой истории  культуры,   получивших        высокий нарицательный смысл таких культурных героев, как   Антей, Прометей,  Фауст. Его неподражаемая человечная улыбка, его стремительное восхождение  к доблести и благу, сделали Легенду о совершенном Человеке вечно живой и благородной  для многих поколений людей.
     Всякий раз, в   День Космонавтики, мы вспоминаем  живую и светоносную улыбку Юрия Гагарина, дарующую нам бодрость духа  и веру в  то, что жизнь трёх поколений   советских людей  не была  напрасной,  как  не напрасными были и те  огромные  жертвы, принесённые народом на алтарь русской науки и техники.   В этот мы лишний  раз  убеждаемся в том,   что совсем   не напрасно мы рождаемся на белый свет,   что, по словам митрополита Московского Филарета,  нет,   «не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне  дана!»   
      В День Космонавтики мы вспоминаем всех тех созидательных людей,  чьи славные имена были тесно связаны  с именем Юрия  Гагарина, кто вместе с ним наполнил высоким смыслом жизнь миллионов советских граждан. Будем  всегда  помнить,  и почитать  этих героев-первопроходцев, их сподвижников и проводников  в неведомое и неизведанное  Пространство.  И пусть   они будут  вечно жить   в народной памяти,  и станут навсегда примером для будущих разведчиков  Вселенной, какими были для Юрия Гагарина и Германа Титова лётчик-испытатель Валерий Павлович  Чкалов,  Главный Конструктор страны Сергей Павлович Королев, инженер-конструктор  космической техники Олег Генрихович Ивановский.
      Мы в День  Космонавтики  вспоминаем  поимённо  тех,  кто   вслед за  великими Учителями доблести, добродетели и нравственности,   ещё раз  напомнил нам, что в этом мире для человека нет преград, что человек –  это мера всему, существо сакральное – Homo –  res sacra.      Все мы – дети Галактики,   бесконечность – везде, все мы – народ, пожирающий время,   и  улыбка совершенного Человека – это Улыбка Бога, озаряющая  своей  бесконечною любовью Тьму Тартара. 

                Мы - дети Галактики,
                Но самое главное -
                Мы дети твои, дорогая Земля!
               
                (Роберт Рождественский)
 


11.04.2021