Платье с оборками Эпилог Из цикла Опалённые войной

Светлана Чуфистова
Опубликовано в газете «Литературная Россия» 12/31.03.2021
Опубликовано в журнале "Смена" май 2022г.

***
Всё плыло перед глазами, менялось. В дымке матовой возникали города, разрушенные до основания. Выжженная земля впитывала человеческие останки.  В ямах чёрных то и дело кровь собиралась, она кипела, потом испарялась. На ветру качались простыни рваные, виселицы, провода. Лица мелькали постоянно, бледные, изнеможённые, усталые. Она слышала разные голоса, одни что-то требовали, другие успокаивали. Плакал малыш беспрестанно…
– Мама!!! – вдруг истошно закричала Настя, открыла глаза, подскочила, рванула куда-то, но тут же упала на пол.
К ней подскочила женщина немолодая и начала её поднимать.
– Ты куда без ноги-то побежала? – усадила старушка Стюру на место обратно.
То была деревянная лавка вагона плацкартного.  Напротив, сидела девушка с ребёнком на руках. Мальчик то и дело пищал. Настя посмотрела на ногу свою правую, её не было.  Вместо неё болталась культя, штанами солдатскими обтянутая. Девушка вспомнила всё, взглянула на два костыля, что рядом стояли и снова легла.
Жить больше не хотелось…
Стюра опять закрыла глаза. И вдруг увидела то самое платье. Оно всё так же висело в шифоньере новое, не кружевное, простое. Из белого ситца в мелкий синий цветочек…
– Так и не поносила я тебя…

***
Дорога пыльная ухабистая, как и прежде делила деревню надвое.  С одной стороны клуб, сельсовет, церковь старая, вся покрытая сажей после пожара, с другой домишки захудалые.
Стюра, еле передвигаясь на костылях, к избе своей приближалась.  Шинель нараспашку, вещмешок за плечами. Она по мосту пересекла речушку маленькую. Остановилась, отдышалась. 
В огородах зрели подсолнухи, трава высокая на ветру качалась, где-то голосили петухи, лягушки в камышах квакали. Девушка ладошкой смахнула слёзы, что потекли по щекам предательски. И, превозмогая душевные раны, отправилась дальше.
Что ждёт её впереди, Стюра не знала. Не было сил ни дышать, не жить.
А дорога всё не кончалась. И вдруг она увидела то, чего не должно было быть. К ней навстречу бежала соседка, её дочь Ольга Ивановна, а с ними светленький малыш. Он то и дело подпрыгивал от радости. А баба Маня кричала:
– Колюшка, смотри, мама твоя вернулась! Мама!