Платье с оборками Раскаянье Из цикла Опалённые вой

Светлана Чуфистова
Опубликовано в газете «Литературная Россия» 12/31.03.2021
Опубликовано в журнале "Смена" май 2022г.

***
Дорога пыльная ухабистая словно делила деревню надвое. С одной стороны клуб, сельсовет, церковь старая, с другой домишки разные, ферма, пасека, а ещё берёзовый лес, река небольшая.
На берегу водоёма и стояла изба Саблиных. Жили они всегда небогато. Глава семейства Степан Макарыч  работал счетоводом, жена его Клавдия, дояркой. Старшие дети давно в город уехали, а младшая Стюра с родителями проживала.
 Нравилось ли ей в колхозе, она не знала. Единственное о чём мечтала девушка, это поскорее выйти замуж. И чтобы муж её любил, и дети радовали.  Но планы Стюры рухнули в одночасье, когда пришла война. 
Деревенских парней забрали в армию, в селе остались одни старики да бабы, а по дороге потянулся поток людей нескончаемый. Беженцы шли на Восток голодные, уставшие. Несли нехитрые пожитки, узлы, чемоданы, вели с собой детей малых. Перед домом Саблиных то и дело проезжали  телеги, детские коляски, тачки.  Мелькали пиджаки, юбки, калоши, туфли, тапочки. Соседи, глядя на это, ставни заколачивали и тоже в путь отправлялись. А Саблины уходить не собирались.
 «Да, и зачем? Всё равно скоро возвращаться…»
 Пожилой отец был непреклонен, мать изредка плакала. А Стюра всё надеялась, что ни сегодня, завтра, кончится война, и она, наконец, спляшет в своём новом платье.  Так и остались они в полупустой деревне Победы дожидаться…

***
Первые холода пришли в конце сентября, а вместе с ними и Красная армия. Правда, Рабоче–крестьянская, не в силах больше сдерживать натиск врага, стремительно  отступала. Солдаты шли после боёв угрюмые, окровавленные. А в начале октября и вовсе бежали, отстреливались, замертво падали.  Немецкие танки их гусеницами переезжали. А вскоре, словно предзнаменование чего-то совсем страшного, над деревней повисла тишина.
Саблины, наконец, уходить собрались, но опоздали. В село нагрянули немецкие солдаты. Завоеватели радостно гоготали,  грабили дома, некоторые поджигали. Всюду была слышна стрельба.
Дошла очередь и до Саблиных. Вооружённые люди ворвались в хату, набросились на хозяев, выволокли их во двор, на колени перед каким-то офицером поставили. Женщины истошно рыдали, отец перед ними каялся. Наконец, офицер схватил Стюру за волосы и как куклу поволок в дом обратно. Мать с отцом кинулись было спасать дочь, но тот час их сразила очередь автоматная, и через мгновение Степана с Клавдией не стало…