Рай или Ад?

Игорь Щербаков
Очень часто мы используем те или иные слова-понятия, как нечто уже раз и навсегда установленное, незыблемое и всеми принятое. Очень часто такое отношение к языку становится догматическими штампами, вызывающими с одной стороны уменьшения гибкости сознания, и постепенно превращают сознание в нечто механистическое, роботоподобное(«аля-зомби»). В таком состоянии проявление каких-либо творческих актов, движения мысли, возможны как дождь в пустыне Калахари. В лесу мы видим две категории деревьев первые – это живые деревья, с гибкими живыми ветвями, цветами, плодами, тогда как другие высохшие. Большая часть их падает и становится "валежником", тогда как другая их часть может долго стоять. Вторая категория деревьев образуется в больших масштабах после лесных пожаров или массового воздействия на  лес вредителей леса (насекомыми, животные, включая деятельность человека). В этом смысле наше сознание подобно лесу нуждается в защите от ментальных, психологических штампов, кои действуют аналогично вредителям леса, вызывая его угнетение и высыхание. Если говорить о негативных эмоциях, то они подобно стихиям: пожарам, наводнениям, ураганам, цунами.  Но особо отрицательное воздействие на лес оказывает деятельность человека: сплошные вырубки, организованные или стихийные пожары,  военные действия, постоянная экспансия сельского хозяйства, городов, промышленных зон, полигонов и т.п. Вчера стал случайным свидетелем дискуссии в соцсетях нескольких виртуальных собеседников о том, есть ли у нас, т.е. людей живущих в мире, без специальной духовной работы (например, монастырской жизни) шанс попасть в Рай? Дискуссия очень быстро перешла в «бои без правил». Я даже не стал вступать в тот момент в дискуссию, потому там наступила "нелетная погода" - метались молнии, гремели громы. Казалось бы что кто-то затеял тему "Рай", может от праздного любопытства или так проявляется подавленный комплекс "раскаявшийся грешник"? Какие у вас возникли бы ассоциации, какие придут мысли и чувства, если в услышите или прочтете слово «Рай»? На Востоке принято каждое понятие рассматривать в циклической модели, которую обычно изобразают в виде свастики. "Сва" означает "Я", "тика" - движение. В гиперборейском кресте указывающим на основные "солнцестояния", мы обнаружим, что фаза летного солнцестояния, заменяется зимним солнцестоянием. В этот пекриод за полярным кругом наступает полярнмая ночь. В биологическом смысле полярная ночь - это "Ад".  Теперь перед нами уже два понятия, при этом они между собой связаны, как два противоположных заряда(+ и - ). Известно, что взаимодействие двух противоположных полюсов создают общее электромагнитное поле. Если посмотрим на эти понятия, используя диалектический метод  предложенный Гегелем, мы увидим, что эти напряженные отношения « Тезис и антитезис» выравниваются неким третьим понятием, получившим название "синтез".  Что может возникнуть между Раем и Адом?Несомненно история. А что может их уравновесить? Веоятно философия, религия, искусство и наука.  Будда первым прозрел, увидев в этих понятиях серьезную духовную ловушку, которую он назвал «сансара», по другому круг, цикл. В круге, стремясь к одному, неизбежно будешь проходить оба состояния. Он один из первых предложил духовную практику, направленную на выход из круга (сансары). Предлагаю всем желающим участвовать в этой дискуссии, снова вернуться к стартовой черте. Приняв первую попытку фальстартом. Итак, нас спрашивают: Вы хотите попасть в Рай? Чувствуете, как пахнет это выражение средневековой плесенью? А может это коммерческое предложение, купить турпутевку на Канары, Гоа или другие экзотические южные места? Чтобы не заблудится в джунглях-словах, нам необходимо вооружиться какими-то ориентирами. Давайте снова вернемся к Гегелю, его диалектика не раз служила компасом, для выхода из исторической ночи. Гегеля можно назвать европейским Буддой (его предтечей несомненно был И. Кант, открыв кризис эмпирического подхода к постижению реальности), осознавшего в полной мере ущербность формальной логики, где А=А, В=В, и А не равно В. Анализируя историю философии Гегель увидел, а затем показал нам в «истории философии»,  что она вся соткана из сплошных противоречий. Где «А» равно, и одновременно не равно «А», где «А» это не «В», однако в каждом из низ есть элемент общего,  некого равенства.
Возвращаясь к понятиям «Рай» и «Ад» мы можем обнаружить, что они есть у каждого человека, не зависимо от его мировоззрения. На языке К. Юнга эти понятия можно отнести к архетипам сознания. Станислав Гроф, состояния «Рай-Ад» описывает в перинатальных матрицах ребенка. С понятием Рай мы связываем состояние счастья, радости, здоровья, благополучия, безопасности, милосердия, всеобщей влюбленности в мир и т.п. Тогда как с понятием «Ад» мы описываем состояния страданий, как физических, так и психологических. Утописты,  революционеры всех мастей создают и попытались реализовать проекты из серии  «Рай», отчего второй стороной этих проектов открывается во всей гротескных формах жизнь «Ада», не только для их классовых, национальных, расовых, религиозных врагов, но и для них самих. История человечества полна таких примеров. Здесь я попускаю эти обсуждения, в противном случае это будет предлогом для очередной «драки». Если мы осознали диалектическое единство этих противоположных состояний, мы увидим, что их «борьба» или напряженные отношение, есть условие для развития. Последнее понятие связано с другими понятиями как «Эволюция», «Прогресс» и др. в природе есть много примеров, где вид животного и растения, попав в благоприятные условия, как бы застыло, остановились в своем развитии. Это эндемики, виды живущие только в очень узком ареале, сюда входят, если не все, то многие виды паразитарных форм, кои находят свой «рай» в теле «хозяина». Есть аборигены, кои остались на уровне развития первобытного состояния, выпав из русла борьбы, взаимодействия с другими этносами. Про таких аборигенов можно сказать, что они «спрятались» в своем «рае» или «аде». С точки зрения развития захотим ли мы оставаться навечно в «Раю» или в «Аду»?