Дискуссия о смысле жизни

Ольга Бахмутченко
       В один прекрасный майский день, когда солнышко начало пригревать почти по-летнему, на маленьком холмике у прогретой стены сарая собралась маленькая, но очень серьезная компания. Первой на  теплый камешек взобралась юркая ящерица и задремала под  ласковыми лучами, на зеленом листе устроилась улитка и высунула  рожки, восторженно рассматривая окружающую травку,  над первыми  цветами вились пчела и бабочка, потом присели на растущих рядом травинках и болтали о последней моде в мире  крылатых насекомых, откуда-то прискакал кузнечик  и остался, впечатленный ярким роскошным нарядом  законодательницы мод - бабочки, приполз большой  и пузатый  навозный жук, направляющийся к свалке за сараем, где , по его сведениям, уже образовалась куча определенных отходов. Он уже подустал и решил отдохнуть.
       -  Какой чудесный день, господа, не правда ли?- промолвил скрипучим голосом.- Я убежден, что завтра будет день не хуже и у меня возникнет возможность хорошо поработать в навозной куче на благо общества. Я считаю, что самое главное – жить для потомства. Я тружусь, не покладая лап, леплю и катаю огромные шары из навоза, исполняю обязанность, возложенную на меня природой, и этим горжусь. И мои жучата тоже будут это делать, и так из поколения в поколение. Я убежден,  что только труд является главным делом жизни любого существа.
                - «Убежден, убежден»,- передразнила его нарядная бабочка, неожиданно оторванная от любимой темы разговора и перепорхнувшая на нижнюю ветку растущего поблизости куста. – Нюхать всю жизнь нечистоты? Фу! То ли дело я, порхаю всю жизнь с цветка на цветок , наслаждаюсь сладким нектаром и ароматом, мною любуются, меня рисуют, фотографируют, песни слагают. Так что мое убеждение, что смысл жизни - в радости. А тебя кто будет на картинах изображать с твоим навозным шаром?
        - У каждого свое убеждение,- обиделся жук. – Меня вот даже по телевизору показывали в передаче о жизни насекомых, восхищались моим трудолюбием… А такие ,как ты, что оставляют после себя? Порхаешь, в любовь играешь, а потом  оставляешь личинки, из которых вырастают жирные и безобразные гусеницы, поедающие красоту садов и лугов. Вот это, действительно, « фу «! А после меня остаются чистота и порядок.
      - Перестаньте спорить! –досадливо прервала дискуссию пчела.- Прав жук в том, что труд играет главную роль в  нашей жизни, права и  бабочка, что от жизни надо получать радость. Просто на проблему надо смотреть шире. Вот мы, пчелы, тоже трудимся очень много, и поколение достойное растим. Но в то же время, летая с цветка на цветок,не только любуемся красотой природы и пьем душистый нектар, но приносим огромную пользу: опыляем сады, огороды , растения в лесах и лугах,  кормим  и свое потомство,  и человеческое вкусным и лечебным медом. Так что мое убеждение, что смысл жизни в труде на радость себе и другим.
         Мимо проползал муравей и тащил на себе огромную сухую травинку. Присел на минуту на нижние лапки, верхней стер пот со  лба:
        - Не могу похвастать своей жизнью, хотя тяжело тружусь с утра до вечера из последних сил, некогда красоту замечать вокруг себя. Все у нас, в муравейнике, распределено, у каждого свои обязанности: одни не разгибаются с утра до вечера, материалами и продуктами муравейник обеспечивают, другие строят, третьи стада тлей пасут и доят, четвертые, воины, защищают всех .Попробуй чего-нибудь не выполнить, неприятностей не оберешься. Поэтому ни минуты покоя…  Вы видели когда- либо просто сидящего бездельника- муравья?.. А вот доброго слова никто не скажет, как ни старайся. Из квартир нас люди гонят, в саду тоже неприятностей полно. Давеча муравейник общими усилиями за двором построили, так какой-то козел бродил без привязи , и все наши труды насмарку, все разрушил, дрянь рогатая! Ну чисто дьявол, с копытами и бородой!.. Ох уж эти козлы, одни неприятности от них! Так что некогда нам убеждения вырабатывать, что от них толку?!... Все, поползу дальше, там товарищи ждут, муравейник в другом месте теперь строим. Старый не подлежит реконструкции…
        - Я вот слушаю вас, слушаю,- застрекотал кузнечик, - а ближе всего мне убеждения прекрасной дамы- бабочки . Жизнь дается нам один раз, что  же превращать ее в  бесконечные проблемы и заботы?  Мое убеждение такое : надо найти такой труд, чтоб и радость жизни получать, и ни за что не отвечать.Вот мы, кузнечики, прыгаем туда-сюда без всяких амбиций, радостно живем, много видим, новостей, сплетен насобираем, а потом трещим, трещим, всем их сообщаем. Восхитительные концерты устраиваем с вечера до утра. Соревнования устраиваем, кто выше всех или дальше прыгнет. Живем легко, потому что никому ни в чем не обязаны,поэтому совесть не мучит никого. Надоело одно место, перепрыгнем в другое. Ни к кому или ни к чему не привязаны.  Ни друзей, ни врагов, а если случается неприятность ( ну там лягушка – прожорливое брюшко, или птица какая-то схватит), то сам виноват, нечего зевать. А то бывает, сидит какой-то дурачок, важничает, красуется своим зеленым цветом, а его- хап!- и нету!
         - Ты зеленый цвет не трожь,- проблеял козел, внезапно показавшийся из-за угла сарая,- это мой любимый цвет! Я вот тут за углом лежал, слышал вашу трепотню, надоело! Мое главное убеждение, и оно самое правильное, что главное, чтоб всегда зелень была! И чем больше, тем лучше и содержательнее жизнь! Насадят люди зелени – а я тут как тут!
        - Я тоже зелень люблю,- мечтательно заметила улитка,- особенно виноградную.Мне бы одного- найти хорошее местечко, сытное и незаметное, чего еще надо? Сидишь себе на листочке, ничего не делаешь, никому не мешаешь и не помогаешь, а зелень потихоньку в желудок капает. И так изо дня в день, потихоньку, и никому не заметно…
       - Ха! Сравнила!- засмеялся козел.- И много ты так зелени добудешь, чинуша ты наша?! То ли дело я, кто-то трудится, сады-огороды выращивает,а зелень мне часто удается отхватить! И это правильно!
       - А не боитесь, господин козел, что вам за это люди по рогам дадут? Или вообще:  чик – и нету? – язвительно  спросил кузнечик, который тоже к зелени был неравнодушен.
        В это время на спину козла приземлилось три мухи, четвертая гордо посматривала сверху с его рога.
        Козел немного помолчал, а потом глубокомысленно заявил:
     - Нет, гнев человеческий мне не страшен. Ну, пожурят. Ну, на время привяжут к забору… Но у меня есть одна редкая и важная миссия – я коз осеменяю. Вот это и есть, кузнечик, работа , которая, по твоему убеждению, является приоритетной: удовольствие получать и ни за что не отвечать. И давать жизнь другим будущим козлам. И за этот труд меня еще и ценят люди. И сами зеленью обеспечивают.
      Мухи никак не могли понять, о чем тут идет дискуссия. Когда им разъяснили ее смысл, оживились и, перебивая друг друга, включились в беседу:
          - Мы не можем сказать, что плохо живем! Продукты на каждом углу для нас можно найти… Да-да, и в выгребной яме, и на дворе, но вкуснее всего на хозяйском столе… Ну почему, ну почему люди к нам так относятся, гонят ,ловушки всякие придумывают?!…Разве мы их объедаем?... Говорят, что заразу разносим… У нас тоже убеждения есть!.. Да-да! Что самые мерзкие существа – люди…Мы только что из кухни… А там какие-то ленты повесили… Мы думали – на них мед… Набросились, а многим каюк пришел… Жалко им, что ли,остатков пищи на ложках и тарелках?.. А вот ящерица лежит, тоже наш злейший враг… Эй, ты, хвостатая, что скажешь об убеждениях? Небось, тоже что-то враждебное против нас замышляешь, считаешь, что вам, ящерицам, нас, сирых, безнаказанно  убивать можно?! – расходились вдруг мухи, будучи уверенными, что та до занятого высокого положения на козлиной спине и рогах не осмелится допрыгнуть  и их достать  не сможет.
      И все насекомые вдруг вспомнили, что ящерица за все время не сказала ни слова. Подловатая позиция -не высказывать своего мнения, а потом заложить всех.Мало ли куда и зачем!..
        А она просто грелась на солнышке, дремала и ничего не думала ни о труде, ни о смысле жизни, ни об убеждениях . Вообще ни о чем не думала, и это, я вам скажу, блаженное состояние для кого угодно. Лежишь себе в полудреме, слушаешь умные разговоры, наслаждаешься  солнцем и теплом – и все. Как на пляже. И пока ящерица решала, как не опростоволоситься с ответом, козел вспомнил, что хозяйка на общее растерзание  выбросила  на птичьем дворе капустные листы, и рванул туда , попутно отдавив ей хвост. Все в ужасе разлетелись , а кузнечик скакнул так далеко и высоко, что пожалел, что некому было зарегистрировать его безусловный рекорд.
       Конечно, козел и не подумал извиняться перед какой-то ящерицей за нанесение травмы, потому что был козлом. Тем более, что хвост у нее снова отрос, только был какой-то абсолютно короткий, кривой и несимпатичный. На вопрос любопытствующих, при каких обстоятельствах потеряла  предыдущий  хвост, она гордо отвечала:
       - Мне оторвали его за то, что я набралась мужества высказать свои убеждения.
        И ее очень за это зауважали, как всех, кто пострадал за собственные убеждения.
        Больше наша компания на этом месте не встретилась, тем более, что сюда крикливый и агрессивный  петух привел свой  многочисленный гарем, и все они вели себя безобразно и распутно, оставив после себя уничтоженную зелень и вырытые котлованы в некогда ровной и теплой земле. Что с них возьмешь? Беспредельщики! И явно без всяких достойных уважения убеждений.