12 апреля 1961 года памятный День всех землян

Александр Жгутов
    В центре коллажа мои два рисунка, нарисованы мною практически с натуры в  начале 1958 года в моей деревне Назарово и представлялись мною на школьную художественную выставку.
На верхнем фото изображено Комсомольское озеро в Душанбе, вокруг которого мы наматывали круги кросса на 10 км.
  Другие фотографии сделаны во время служебной командировки на космодром Байконур в 1982 году.

   12 апреля 1961 года – памятный  День  всех землян.   

«…Ну а завтра, если б знать заранее,
Сколь исповедимы их пути.
Что им стоит так, без расписания,
Улизнуть с урока рисования,
В космос просто пешими уйти….
                ***
…Спят мои отчаянные парни,
Спят мои Титовы и Гагарины,
Носики-курносики сопят…»
«Носики-курносики»
Автор слов Ангелина Булычева.





 
Посвящается школьникам всех поколений
Чаромской школы, Шекснинского района.


     Как  ученик Чаромской средней школы  1956-1960 годов мне всегда было интересно знать , как и чем сегодня живут её ученики. Об этом у меня на сайте Проза.ру  выставлен сборник рассказов о нашей школе, об учителях и учениках, с которыми учился. Называется сборник « Дорога в школу проходит через нашу жизнь».

                ***
   

     Когда я и  ваши дедушки сидели за партами в деревянном здании Чаромской средней школы, в нашей жизни случилось первое эпохальное событие космического масштаба.  4 октября 1957 года в Советском Союзе был запущен  первый искусственный спутник Земли -«Спутник-1»,а за ним в след,  Спутник-2, Спутник-3 и этот счёт не прерывается.

    А тогда мы, поздними вечерами  проводили свои внешкольные мероприятия,  в ночном звёздном небе   невооруженными  глазами отыскивали «нашу звёздочку». А на другой день в школе хвастались перед друзьями  как увидели- таки спутник.

     Директор школы Василий Николаевич Федотовский  в конце 1957 или начале 1958 года организовал выставку наших рисунков на разные темы. Я тоже выставил свои художества, два  рисунках  я назвал  « Наши в космосе».

                ***
   
      Как знать, а может быть среди тех из Вас, кто сегодня учится в Чаромской школе, кто-нибудь  первым ступит на планету за сотни световых лет от нашей Земли-матушки.
   
   Нынешний  2021-й год можно с полным основанием назвать Годом   Гагарина.
 Запомните этот год и себя в нём, мои юные друзья-земляки. Вы ещё отпразднуете  Столетие полета Юрия Алексеевича Гагарина.

                ***

      Сегодня, я вам расскажу  как прошёл мой день 12 апреля 1961 года.  Тогда жил я в городе Сталинабаде ( ныне Душанбе) и учился с утра в профессионально-техническом училище №1 на токаря, а вечером в 9 классе вечерней школы.
    Все курсанты училища ,кроме меня, были после  десяти классов и состояли на учёте в военкомате приписниками или уже допризывниками. Мне тогда шёл 17 –й год.Я ещё не состоял на учёте ни в военкомате,ни в милиции, ни в КГБ.

   12 апреля в 9 часов утра  работник военкомата построил нас во дворе училища  и объявил, что сегодня,  в 9 часов 30 минут, он проведет  кросс на 10 километров.  Все курсанты проживали в  общежитии  при училище, поэтому каких-либо проблем с обувью  для бега у них не возникло.  Я же сказал офицеру, что  у меня нет при себе  тапок для бега, ( о полукедах я тогда и мечтать ещё не мог).  На это мне работник военкомата  сказал: - В прошлом году на Олимпийских играх в Риме  один из африканских  бегунов  пробежал дистанцию босиком и ноги не отвалились, а тебе что, Жгутов, СЛАБО!

     Этот военный в хромовых сапогах не знал, что я,  с детства и до отъезда из деревни,  летом  бегал босиком. Наши деревенские пятки были такие же задубелые,  как  у таурегов  или кенийцев.
 
     В 9 часов 30 минут  по местному  времени ( по московскому - 6 часов 30 минут) нас привезли на Комсомольское озеро и дали старт обежать его  два с половиной раза. Дорожка вокруг озера была из песчаной гранитной фракции ,примерно от 1.5 до 2.5 мм,( по деревенски это называется "дресва") а другая часть представляла собой асфальтовое покрытие.
   Перед стартом офицер всех предупредил, если кто-либо не сумеет одолеть дистанцию, то завтра  побежит  повторно.

    В то самое время, когда «неизвестного» Гагарина Юрия Алексеевича  везли  в космическом облачении на  стартовую площадку  космодрома Байконур,  я стартовал в одних трусах и босиком вокруг Комсомольского озера.

 Первые полкруга   пробежал относительно бодро, пока не запнулся в темпе бега  на второй половине круга. Колюче-режущая гранитная фракция резко охладила мой пыл.  Перед  забегом на второй круг офицер предупредил, что бежим лениво и надо добавить.
     Добавить- то я добавил, но к концу второго круга «дыхалку» спёрло,  хоть ложись и наплевать, что ждет меня завтра. Пятки горели как в огне, но к концу второго круга  ноги как-то вроде даже попривыкли.
    Нет, думаю, надо пересилить и  на «втором дыханье», если будет, выдюжу.   Бегу по асфальту и чувствую, идёт, пришло оно- моё дыханье. Рванул из последних сил своих сухожилий. Офицер ,который провожал и встречал нас, мне крикнул: -Молоток ,Жгутов.  Час и пять минут твое время.

   Когда  немножко отдохнули- отдышались,  мы дружно искупались в озере. Прохладная, но не холодная, вода и тёплая солнечная погода возвращала силы молодым организмам.

                ***

      Сталинабадские часы  показывали около 11 часов с минутами дня( моск. время 8 часов утра).  До старта майору Гагарину Ю.А. оставалось ещё около часа.
      В это время, наверное, Юрий Алексеевич, выступал со своей речью перед стартом:
   «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
    Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. … Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем?»…

                ***
     Это выступление я услышал и прочитал уже на следующие дни.  А пока Гагарин Ю.А. начал свой космический полет  вокруг планеты Земля, открывая путь к звездам и Космическую эру  человечества. 
     У нас же в училище продолжались уроки по теории металловедения, черчению.  О космическом полете нам  ни слухом, ни духом.
   Мои  израненные гранитной крошкой ноги болезненно саднили.

     Около 15 часов занятия закончились. По пути домой, около кинотеатра  «8 Марта»,  тишину дня вдруг прорвало:
    «Внимание! Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза! …»

     Столица и вся солнечная республика Таджикистан цвела и ликовала. Песни заполнили все улицы Сталинабада.

                ***
  Так я узнал, что 12 апреля 1961 года лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток»  совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Старт корабля состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут московского времени. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли и совершил посадку в 10 часов 55 минут  в районе деревни Смеловка Саратовской области.

     Так  60 лет назад  в моём сердце навечно поселился Юрий Алексеевич Гагарин.

     Ни в этот торжественный праздничный день, ни в последующие, про свои ноги я уже не вспоминал.  Этот кросс в Сталинабаде  вокруг Комсомольского озера в День Гагарина  не прошёл-таки для меня бесследно.

     В апреле 1966 года, во время срочной службы в ПВО на северных рубежах СССР,  я  оказался участником Окружных соревнований по радиоспорту.  Соревнования проходили в городе Петрозаводске.  На берегу Онежского озера ( заметьте, опять  у озера!)  нам предстояло совершить не просто пятикилометровый  кросс по пересечённой местности,  а  марш-бросок  в солдатских сапогах, со снаряжением  и по азимуту.  В результате этого кросса требовалось обнаружить местонахождение пяти радиостанций.    В этом соревновании   я  победил.

                ***
     Шли дни, месяцы  и годы моей жизни и военной  службы.
    В августе  1982 году,  выполняя ответственное  задание государственной важности,  мне довелось побывать в служебной командировке  на Космодроме Байконур.
   Так я посетил там,  место, где начинался штурм космоса,  Гагаринскую стартовую площадку, с которой «уехал» в космический океан  Ю.А. Гагарин,  побывать в доме,  в котором, в ночь  перед стартом,  размещались Ю.А. Гагарин и Г.С. Титов.
 
 Гор. Вологда.
12 апреля 2021года