Неизвестный друг

Виктор Тимонин
ГЛАВА XVIII

НЕИЗВЕСТНЫЙ ДРУГ


Лодка еще немного двигалась от импульса моего последнего удара, и
мы медленно проплыли мимо Мураки, который стоял, как Большая Морская птица на
скале. На его циничный вопрос-ибо в нем бесстыдно обнаруживалось употребление
он хотел сделать из своего инструмента ... я не ответил. Я мог бы улыбнуться
с веселой горечью, но в данный момент я не мог говорить. Фрозо сидел
с опущенными глазами, обхватив одну руку другой; Паша
довольствовался тем, что отвечал на мою улыбку своей. Лодка проплыла мимо скалы
, и, когда мы обогнули ее, я увидел поперек нашего пути большую
лодку с четырьмя солдатами Мураки, которые сложили
весла и сидели с винтовками в руках. На месте рулевого сидел Димитрий.
Странно было видеть его в такой компании. Один из солдат взял
взявшись за нос нашей лодки, он развернул ее и направил к
берегу. Мгновение спустя мы заскрежетали по гальке, где
нас поджидал Паша, ловко спрыгнувший со своего насеста. Мысли
быстро проносились в моем мозгу, дикие мысли о
сопротивлении, о внезапном порыве, о том, чтобы случайно разрядить револьвер в
другую лодку, да, даже о том, чтобы убить Мураки неожиданным
выстрелом. Все это было глупостью. Я отпустил ее, спрыгнул с лодки и,
протянув руку Фрозо, помог ей сойти на берег и повел к широкому берегу.
гладкий выступ скалы, на котором она сидела, по-прежнему молча, но
с выражением горя и отчаяния на лице. Потом повернулся к Паше.

-Я думаю, - сказал я, - что вам придется подождать день или два, пока кузен уйдет.
Константин. Мне говорили, что тела не так быстро выходят наружу, как
живые люди.

- Ах, я так и думал! - Вы бросили его в бассейн? -
спросил он.

-Нет, не я, мой друг Кортес.

-А Кортес?

-Они упали вместе.

-Как драматично, - улыбнулся Паша. - Как же ты сначала позволил Кортесу
напасть на него?

- Поверь мне, это было непреднамеренно. Это было без какого-либо дизайна
разочаровал тебя, Паша.

- И им обоим конец! - сказал он, улыбаясь моему удару.

- Они оба должны быть мертвы. Прости, Паша, но я не понимаю
твоей комедии. Мы были в твоей власти в доме. Зачем разыгрывать этот фарс?
Почему бы тогда не сделать то, что, я полагаю, вы сделаете сейчас?

- Милорд, - сказал он, оглянувшись, чтобы убедиться, что никто
не слушает, - условности должны быть соблюдены. Вчера вы не
совершили преступлений, в которых, к моему сожалению, теперь
повинны.

- Обиды? Ты меня забавляешь, Паша.

- Я не завидую тебе,- сказал Мураки. - Да, ПОМОЩЬ моей
пленнице-этой леди-в побеге и ... ну, смерть Константина
-это, по крайней мере, вопрос расследования, не так ли? Ты признаешь это? Этот человек
, конечно, был мошенником, но мы должны соблюдать закон, Мой дорогой Уитли.
Кроме того ... - он помолчал, а потом добавил: - Вы тоже не должны обижаться на мое
веселье. Поверьте, ваша радость от того, что вы нашли лодку, которую я
приказал поместить туда для вашего удобства, и трогательная
маленькая сцена, которую я прервал, вызвали у меня бесконечное развлечение.

Я ничего не ответил, и он продолжил::

- Я был уверен, что если ... ну, если Константину не удастся совершить свое
последнее преступление-вы последуете за мной, милостивый государь? - вы отправитесь в
путь, поэтому я взял на себя руководство этого верного товарища, Деметрия,
и он очень удобно провел нас. В самом деле, мы уже
давно вас ждем. Конечно, Фрозо задержала тебя.

Насмешки и шутки Мураки сами по себе не имели силы разозлить
меня. На самом деле я чувствовал себя спокойным и хладнокровным, готовым отвечать ему взаимностью и
подшучивать. Но была еще одна особенность его
беседы, на которой я сосредоточился, находя в ней предмет для размышлений.
подумал: вот она, его неприкрытая откровенность. Он без обиняков сказал мне, что
нанял Константина, чтобы убить меня, без обиняков раскрыл мне
хитрость, с помощью которой он добился своего. Но кому,
если вообще кому-либо, человек вроде Мураки-Паши может открыть такие вещи
? Для мужчин, и только для тех, кто не хочет рассказывать сказки. И
есть пословица, которая намекает, что только один класс людей не рассказывает сказок.
Вот почему я придавал большое значение откровенности губернатора.

Мне кажется этот человек следил за моими мыслями своим удивительно острым глазом
ум и способность проникать в чужие умы, ибо он
снова улыбнулся, сказав::

- Я не против быть с вами откровенным, мой дорогой Уитли. Я уверен, что вы
не станете использовать против меня те маленькие признания, которые я могу сделать. Как
ты, должно быть, скорбишь о своем бедном друге Кортесе!

- Сегодня утром мы оба потеряли друга, Паша.

-Константин? Ах, да. И все же ... ему так же хорошо там, где он есть, так же хорошо
там, где он есть.

-Он тоже не сможет воспользоваться твоими маленькими признаниями?

- Как вы меня поняли, милостивый государь! С ним приятно разговаривать
но он вдруг отвернулся от меня и позвал своих людей.
Подошли сразу трое. - Этот джентльмен, - сказал он, указывая
на меня резким властным тоном, - пока находится под вашей опекой.
Не позволяйте ему двигаться.

Я сел на камень; трое мужчин стояли вокруг меня. Паша
слегка поклонился, подошел к тому месту, где сидел Фрозо, и заговорил
с ней. Так, по крайней мере, я предполагал, но не слышал ничего из того, что
он говорил. Он стоял ко мне спиной и прятал Фрозо от меня. Я
достал фляжку и сделал глоток бренди с водой; это был плохой напиток.
завтрак, но другого мне не предложили.

До этого времени четвертый солдат и Димитрий оставались в
лодке. Они высадились на берег и вытащили лодку на берег; затем
они повернули к маленькой лодке, которую Паша предоставил для
нашего более полного умерщвления. Солдат
ухватился за его корму и приготовился вытащить его тоже из воды, но
Димитрий что-то сказал-Я не расслышал-и пожал
плечами. Солдат кивнул в явном согласии, и они оставили
лодку там, где она была, просто привязав ее веревкой к другой. Затем
они подошли к камням и сели на некотором расстоянии от того места, где стояли.
Димитрий достал из кармана кусок хлеба и большой нож
и принялся резать и жевать. Я посмотрела на него, но он избегал
встречаться со мной взглядом и смотрел во все стороны, кроме меня.

Внезапно, пока я лениво разглядывал Димитрия, трое парней набросились
на меня. Один из них схватил меня за руки прежде, чем я успел пошевелиться.
Третий сунул руку в нагрудный карман моего пальто и выхватил
револьвер. Они снова отскочили, подхватили винтовки, которые были у них
упал и держал их на одном уровне со мной. Дело было сделано в одно
мгновение, я сидел как парализованный. И тут один из негодяев
закричал:

- Ваше Превосходительство, господин потянулся рукой к карману, к
пистолету.

- Что? - спросил Мураки, оборачиваясь. - Протянул руку к пистолету? У
него был пистолет?

Мой револьвер был поднят как проклятая улика.

-И он пытался им воспользоваться? - спросил Мураки скорбным шокированным тоном.

-Похоже на то, - сказал парень.

- Это ложь. - Я не думал об этом, - сказал Я. Этот трюк привел меня в отчаяние
. Я решил бороться с этим раньше, чем сдаваться.
револьвер.

-Боюсь, что так оно и было, - покачал головой Мураки.
- Отдай мне пистолет, дружище. Я сохраню его. - он торжествующе посмотрел
на меня, взял мой револьвер и снова повернулся к Фрозо.
Теперь я действительно был бессилен.

Димитрий доел свой кусок хлеба и принялся чистить нож,
неторопливо и любовно полируя лезвие о ладонь
и ощупывая кончик большого пальца. Во время этой операции
он тихо и удовлетворенно напевал себе под нос. Я не мог удержаться от улыбки
, когда узнал мелодию; это был старый друг, песнь, которую я слышал.
Одноглазый Александр написал о смерти Стефана Стефанопулоса
двести лет назад. Димитрий полировал, Димитрий напевал, а Димитрий
задумчиво смотрел на голубую воду. Я не
хотел думать о том, что могло быть в голове у Деметрия, когда он напевал
, полировал и смотрел на море, окружавшее его родной остров.
Мысли Димитрия были его собственными. Пусть Мураки присмотрит за ними, если они
стоят его заботы.

Ну вот, я признался в этом так же ясно, как собирался. Я
выбросил из головы то, что планировал Деметри, пока он полировал свои волосы.
ножом и напевал одноглазый Александр.

Очевидно, Мураки не считал, что дело стоит его внимания. Теперь он
подошел совсем близко к Фрозо и наклонился к ней, когда она
сидела на камне. Вдруг я услышал тихий крик ужаса и испуганное "нет, нет",
но Мураки, слегка повысив голос,
ответил:

Я напряг слух, чтобы расслышать; нет, я приподнялся с места и
откинулся назад только под острым намеком солдатского штыка. Слов я
не расслышал, но из уст Фрозо донесся тихий умоляющий шепот.
короткий безжалостный смех Мураки, молчание, пожатие
плечами Мураки. Потом он повернулся и подошел ко мне.

-Отойдите немного назад, - сказал он солдатам, - но не спускайте глаз с
вашего пленника, и если он попытается сделать какое-нибудь движение ... - он не закончил
фразу, которая была достаточно ясна и без формального окончания.
Потом он заговорил со мной по-французски.

-Прекрасная вещь, мой дорогой господин,- сказал он, -это преданность женщин.
Вам повезло, что вы нашли двух женщин, которые любят вас!

- Вы сами, кажется, дважды были женаты?

- Это не совсем одно и то же. Весьма вероятно, что я
женюсь в третий раз, но боюсь, что я льщу
себя надеждой, что за руку этой дамы последует большая любовь. Однако
я хотел поговорить именно о вас. Эта леди, мой дорогой лорд, так
привязана к вам, что я думаю, она выйдет за меня замуж исключительно для того, чтобы обеспечить
вашу безопасность. Разве это не трогательная жертва?

-Надеюсь, она ничего подобного не сделает, - сказал Я.

- Ну, это не более чем вежливая выдумка, - согласился он, - потому
что ей все равно придется выйти за меня замуж. Но это та мысль, которая
утешает женщину.

Произнося это замечание, он пристально смотрел на меня, наслаждаясь изучением
его воздействия на меня.

-Ну, - сказал я, -я никогда не собирался жениться на ней. Я связан, ты же знаешь. Это
была всего лишь очередная вежливая выдумка, рассчитанная на то, чтобы досадить вам, мой дорогой Паша.

-Ах, вот как? Вот это действительно забавно, - и он усмехнулся. Он
не казался раздраженным тем, что его обманули. Я немного удивился
этому-тогда.

-Мы действительно, - продолжал он, - жили в атмосфере
вежливых выдумок. Например, Лорд Уитли, была вежливая
выдумка, что я опечален побегом Константина.

- И еще одно, что вы стремились вернуть его.

- И в-третьих, что вы не стремились ускользнуть от
моего ... гостеприимства.

- И в-четвертых, вы так заботились о моих друзьях,
что старались найти для них хорошую рыбалку.

-Ах, да, да, - засмеялся он. - И есть еще одна вежливая
выдумка, мой дорогой лорд.

- Кажется, я догадываюсь, - сказал я, глядя ему в глаза.

-Вы всегда так проницательны, - восхищенно заметил он.

-Хотя, признаюсь, в какой именно форме, я не понимаю.

- Ну, наш оплакиваемый Константин, у которого было много опыта, но скорее
хотелось воображения, была в пользу лихорадки. Он сказал мне, что это
обычное устройство в Неопалии.

- Полагаю, его жена умерла от этого? - кажется, я улыбнулся, задавая этот
вопрос. Как ни велика была моя опасность, я все же находил удовольствие в фехтовании
с Пашой.

- О нет. Теперь это недостойно тебя. Никогда не надо выдумывать, когда
правда послужит! Поскольку он мертв, он убил свою жену. Если бы он был
жив, конечно ...

- Ах, тогда это была бы лихорадка.

- Вот именно. Мы должны приспосабливаться к обстоятельствам: это часть
мудрецов. Теперь в вашем случае ... - он наклонился и пристально посмотрел мне в
лицо.

- В моем случае, - сказал я, - называй как хочешь, Паша.

- А вам не кажется, что оскорбленный патриотизм неопалии ... -
предположил он с улыбкой. - Вы купили остров, вы, чужестранец! Это
было очень опрометчиво. Эти островитяне-отчаянные ребята.

- Это послужило бы делу, если бы Константин был жив, но он мертв. Пропал твой
Патриот, Паша.

- Увы, Да, наш добрый Константин умер. Но есть и другие.
Есть один человек, которого я должен повесить.

-А! - мой взгляд скользнул туда, где Деметрий напевал и полировал.

- И который, конечно же, не заслужил свою жизнь тем, что привел меня сюда.
встретимся сегодня утром, хотя я отдаю ему должное.

-Димитрий? - Спросил я с небрежным видом.

-Ну да, Димитрий,- улыбнулся Паша. - Димитрий очень открыт для
рассуждений.

Сквозь поток нашего разговора донеслось тихое счастливое жужжание Димитрия.
Паша услышал.

-Я повесил его брата три года назад,- заметил он.

- Я знаю, - сказал Я. - кажется
, три года назад вы совершили нечто весьма характерное.

- И он пошел на виселицу, напевая эту мелодию. Ты его знаешь?

- Очень хорошо, Паша. Это была одна из первых вещей, которые я услышал в
Неопалия; возможно, это будет одна из последних.

- Эта мелодия придает большую правдоподобность моему маленькому вымыслу, - сказал он.
Мураки.

- Без сомнения, это будет очень ценное подтверждение, - возразил я.

Паша на мгновение замолчал. Я посмотрел мимо него,
мимо четверых солдат-последний из них присоединился к своим товарищам-и сказал:
Фрозо. Она прислонилась к скале; голова ее была откинута
назад, лицо запрокинуто, но глаза закрыты. Я думаю, она
упала в обморок или, по крайней мере, впала в полубессознательное состояние. Мураки
заметил мой взгляд.

-Посмотри на нее хорошенько, не торопись, - сказал он свирепым тоном. Тебе
недолго осталось наслаждаться ее видом.

- У меня есть столько времени, сколько угодно Богу, - сказал Я. - ни ты
, ни я не знаем, сколько.

- Догадываюсь, - заметил Мураки, и на его хмуром лице появилась спокойная улыбка
.

- Да, догадаться можно.

Он еще немного постоял, глядя на меня, потом отвернулся.
Проходя мимо солдат, он заговорил с ними. Я видел, как они улыбаются. Без сомнения, он
выбрал своих людей для этой работы и мог на них положиться.

Маленькая бухта, в которой мы находились, была окружена крутыми и
отвесные скалы, за исключением одного места. Здесь была узкая расщелина;
скалы не поднимались резко; Земля постепенно поднималась вверх
по мере удаления от берега. Как раз на этом месте пологого
возвышения сидел Димитрий, и Паша, позабавившись со мной
столько, сколько ему было угодно, подошел к Димитрию. Парень вскочил на
ноги и с большим уважением приветствовал Мураки. Мураки
сделал ему знак подойти поближе и заговорил с ним.

Я сидел неподвижно там, где стоял, под штыками солдат, которые стояли передо мной.
я и стоял спиной к своему командиру. Мои глаза неотрывно
следили за парой, стоявшей на склоне холма и совещавшейся, а в голове у
меня все кипело. Угрызения совести больше не беспокоили меня; Мураки сам сделал их
абсурдными. Я прочел свой единственный шанс на жизнь в выборе или капризе
дикого страстного Варвара-он был немногим другим-который стоял
, смиренно склонив голову и небрежно болтая ножом в руке. Этот человек был тот
, о ком Панайота говорил так таинственно; он был моим другом, о котором я
"знал больше, чем знал".
мстительный гнев-вот мой шанс. Это был всего лишь шанс, потому
что солдаты могли убить меня, но это был шанс, и другого не было.;
ведь если Мураки завоюет его обещаниями или взятками, или запугает, чтобы он
выполнил свою волю, тогда Деметрий возьмет на себя более легкую задачу
, не связанную с риском и не связанную с его собственной смертью, как
это почти наверняка сделает нападение на Пашу. Будет ли он благоразумен и поднимет
руку на единственного беспомощного человека? Или его долго лелеемая ярость
заглушит всю заботу о себе и погонит его против Мураки? Если да, то если
он выбрал этот путь, и в нем теплилась надежда. Я взглянул на Фрозо по
на неподвижную фигуру и бледное лицо; я взглянул на маленькую лодку, которая
плавали на поверхности воды (почему Дмитрий не берег ее?); Я взглянул на
веревки, которыми связал его с другой лодке; я измерил расстояние
между лодками и себя; я сунул руку в карман
пальто и умудрился открыть клинок складной нож, который сейчас был
единственное оружие, которое осталось со мной.

Мураки заговорил и улыбнулся. Он не сделал ни малейшего жеста, но лишь
бросил на меня взгляд. На мгновение глаза Деметрия проследили за его взглядом.
на мгновение, но не останавливался на моем лице. Паша снова заговорил:
Деметрий покачал головой, и лицо Мураки приняло убедительное
добродушное выражение. Деметрий с опаской огляделся.
Паша взял его под руку, и они отошли еще на несколько шагов вверх по
склону, чтобы быть более приватными в разговоре, - но разве это
было целью их обоих? Деметрий все еще качал головой. Улыбка Паши
исчезла, его рот стал суровым, глаза холодными, и он нахмурился.
Он говорил короткими резкими фразами, по щелчку его губ было видно, когда
его мысли были высказаны. Деметрий, казалось, умолял. Вид у него был беспокойный, он
переминался с ноги на ногу, он отпрянул от властного человека, как
будто боялся его и хотел убежать. Мураки
не отпускал его, но шаг за шагом следовал за ним. Таким образом
, между ними и мной оставалось еще ярдов десять.
На лице Мураки вспыхнули гнев и презрение. Он поднял руку и опустил ее
на ладонь другой. Деметрий протянул руку, словно
в знак протеста или мольбы. Паша топнул ногой. В
его поведении не было и намека на смягчение.

Мои глаза устали от напряженного наблюдения. Я чувствовал себя как человек, который
смотрит на яркий белый свет, слишком очарованный его интенсивностью
, чтобы моргнуть или отвернуться, хотя ему больно смотреть дольше.
Фигуры этих двоих, казалось, стали нечеткими и расплывчатыми. Я потер
глаза костяшками пальцев, чтобы прояснить зрение, и посмотрел снова. ДА;
они были немного дальше, даже еще немного дальше, чем
в прошлый раз. Не могло быть случайно и невольно
, что Димитрий всегда, и всегда, и всегда давал назад шаг, заманивая
Паша последует за ним. Нет, в его голове был какой-то план, и в моем
сердце вдруг сильно забилась дикая радость-радость от такого случая.
Небеса дали, да, и из жажды крови человека, против которого у меня
был такой огромный долг несправедливости. И, пока я смотрел сейчас, на мгновение-
единственное, едва заметное мгновение-пришло самое быстрое сообщение от
Глаза Деметрия. Я прочел. Я знал его значение. Я сидел там, где сидел, но
каждый мускул моего тела был напряжен и напряжен в готовности к этому
отчаянному прыжку, и каждый нерв во мне дрожал от подавленного желания.
возбуждение, которое, казалось, почти убивало. Сейчас, сейчас! Было ли это сейчас? Я был
на волосок от того, чтобы крикнуть: "Бей!" - но сдержался и продолжал
смотреть. И солдаты легко опирались на штыки,
изредка перекидываясь парой слов, иногда зевая, Утомленные скучной работой,
думая о том, когда же Его Превосходительство отпустит их домой; на то, что
происходило у них за спиной, там, на склоне утеса, они
не обращали никакого внимания.

Ах, теперь все изменилось! Деметрий перестал протестовать,
осуждать и отступать. Хмурые брови Мураки исчезли, он улыбнулся.
снова в удовлетворении и одобрении. Димитрий бросил на меня взгляд.
Заговорил Мураки. - Ответил Димитрий. На мгновение я взглянул на
солдат: они были еще более усталыми и невнимательными, чем когда-либо.
Мои глаза вернулись назад. Теперь Мураки с учтивой любезностью, снисходительно
признавая хорошего слугу, подошел вплотную к Димитрию и,
подняв руку, обнял его за плечи и
одобрительно похлопал по спине.

"Сейчас будет!" - подумал я; нет, кажется, прошептал, подтянул
под себя ноги и схватил спрятанный в кармане нож. - Да,
должно быть, сейчас.

Мураки похлопывал, смеялся, явно хвалил. Деметрий склонил голову.
Но его длинная, гибкая, голая, загорелая правая рука, которая так долго висела
в праздном ожидании рядом с ним-рука, державшая большой
блестящий клинок, так любовно отполированный, так тщательно проверенный, - рука начала
медленно и осторожно ползти вверх по его боку. Оно согнулось в локте,
остановилось на мгновение после своего тайного тайного восхождения; затем, быстрое, как
молния, оно пролетело над головой Деметрия, лезвие сверкнуло на
солнце, рука опустилась, и отблески залитой солнцем стали исчезли.
гаснет в теле Мураки. С внезапным криком изумления,
ужаса и агонии паша пошатнулся и упал ничком на каменистую
землю, а Димитрий воскликнул: "Наконец-то, Боже мой, наконец-то!" - и
громко рассмеялся.

[Иллюстрация: "наконец-то, Боже мой, наконец-то!"]




ГЛАВА XIX