Калининградское ВАТУ. Про Васильеву и математику

Николай Валентинов
Второй, или Старый, учебный корпус . Более известен, как Еврейский. Третий этаж – Еврейский цикл. От названия цикла и весь корпус так величают. Старое немецкой здание, мало пострадавшее при штурме Кенигсберга. Интересная архитектура – какие то выступы за закоулки.

Математика, черчение, сопромат, детали машин, теоретическая механика. Гражданские предметы, гражданские преподаватели. Но дисциплина военная! Преподают в основном бывшие военные, когда то преподававшие "военные" науки.
На Еврейском цикле преподает Стоцкий, когда то, еще до нас, бывший начальником училища. Из чистокровных евреев пожалуй только Либерман. Ну может еще Цветков. Преподают хорошо. Понятно и доходчиво.

Математику у нас ведет Васильева. Одна из немногих в училище женщин-преподавателей. Среднего роста, в меру худая. Лет сорока – для нас, 18-19 летних, почти что старуха. Знаменита тем, что каждый раз приходит в новом наряде. Даже не на каждый день недели, а пожалуй что на каждый день в году – новый наряд. История училища не помнит такого случая, что бы Васильева два дня подряд пришла в одном и том же…

Мы её боимся… Гипнотизирующий, немигающий взгляд, как у змеи. Ровный, совершенно без эмоций, голос. Когда распекает тебя за какую то околоматематическую провинность, смотрит куда то в пространство…

Любимчиков у Васильевой нет. Двойки ставит всем без исключения, но исключительно заслуженные.
Называет курсантов в среднем роде – ОНО… Чадо…
- А Оно за стол село, лапки сложило и уснуло…
Еврейский цикл – один из немногих в училище, где в аудиториях ТЕПЛО!!! Даже в самые лютые прибалтийские зимы. Холодные, ветреные, сырые… Промерзнув в казармах, на улице, в классах до мозга костей, а потом попав в тёплую математическую аудиторию… Не заснуть очень сложно. Разморит на первых минутах занятий. Записывая в полудрёме конспект, кажется, что выводишь буквы красивым, калиграфическим почерком. Очнувшись от дрёмы удивленно наблюдаешь в тетради "кривые засыпания".
- А оно лапки сложило и уснуло…

Со сном мы боремся изо всех своих сил. Гражданским не понять, какой это героический тяжкий труд – борьба со сном.  Не победишь, Васильева запросто выставит с урока, отправив к комбату с докладом. У полковника Кофмана разговор короткий. И попробуй не доложи…

Зорко оглядывает аудиторию с высоты кафедры: не склонил ли кто голову слишком низко? Не замерла ли у кого ручка на половине формулы?  Не прикрыл ли кто глаза в задумчивости? Не видит она только Чёму, курсанта Черёмушкина. Бравый сибиряк из славного города Ачинска сидит на первой парте, прямо перед преподавателем. Из-за высоты кафедры оказывается значительно ниже сектора обзора… Спит внаглую почти всю пару занятий, полтора часа. Васильева его просто не видит. Чёма умеет спать с ровной спиной и голову не склоняет. Наверное и с открытыми глазами? Спать на уроках умеет и любит. В классе шутят, что у всех нормальных курсантов сонная артерия на шее, а у Чёмы на ягодице. Сел на ровную поверхность, сонную артерию передавил и сразу же упал в обморок…

Математику мы знаем хорошо. Не все на "отлично", но зубрят даже самые непонятливые. У Васильевой не увильнешь от учебы. И домашнее задание всегда выполнено.  Отговорка "Был в наряде" для нее пустой звук. Тут же двойка и все "прелести" снижения среднего балла… За эти, поначалу абстрактно-непонятные" средние баллы огрести можно кучу неприятностей. Все двойки комбат отслеживает лично.

Из поколения в поколение передается, что Васильева на экзамене "валит" безо всякой жалости. Впрочем нет, не валит, а "объективно оценивает уровень знаний". Если хотите уехать в первый зимний отпуск – учите математику!
Полковник Кофман добавляет стимул для успешной сдачи экзамена:
- Кто сдает все  экзамены на "отлично", в отпуск поедет на сутки раньше!
Стимул хороший. Если Папа что то пообещал, выполнит обещание обязательно, даже если сам будет в убытке. Никто и не сомневается. Нужно тянуть на "отлично".

На экзамене как обычно: тянешь свой "счастливый" билет. Три вопроса и задача. Первоначальная паника в абсолютно пустой голове. Потом в этой пустоте начинает что то конденсироваться и кристаллизоваться… Вроде бы где то это слышал… Что то вспоминается.
А билет то, оказывается, действительно счастливый! Вспоминаю и могу рассказать обозначенные в билете вопросы. Без проблем решаю задачу. Задает дополнительный вопрос. Отвечаю и на него. Но Васильева меня как то недолюбливает:
- Четвёрки тебе хватит?
- Нет! Я знаю на "пять"!

Это я "залупился" по совету Папы. Комбат делиться с нами военно-житейской мудростью беспощадно. Перед экзаменами инструктирует:
- Если преподаватель ставит тебе "трояк" – требуй "четверку! Если ставит "четверку" – говори, что знаешь на "пять". Ниже той он все равно не поставит, но наглостью своей можешь повысить на один балл…

Вот я и решил попробовать. Васильева знает нас, как облупленных, кто чего стоит. Кто на какую оценку знает математику.
- На "пятерку", значит, знаешь? Ну давай, посмотрим, какой ты отличник. Решишь пример – поставлю "пятерку".
У меня и так то от собственной смелости душа в пятках и голос дрожит от страха, а тут еще она таким тоном…

Задает что то действительно сложное. Из интегрально-дифферинциального. Но в мозгу у меня какое то озарение. Организм очень хочет уехать в первый зимний отпуск и мобилизовал все свои резервы. Вспоминаю. Быстро решаю и отвечаю. Главное – правильно! Васильева, покачав головой ставит мне пятерку. Напутствует ровным голосом:
- Посмотрим, как ты у меня в следующем семестре сопромат изучать будешь
Из аудитории выхожу счастливый…