Измайлово - 16-ть Парковых воспоминаний

Анатолий Чарушин
         Первые годы моей жизни Измайлово для меня ограничивалось районом Никитинской улицы и 1-ой Парковой улицы. В одноэтажном здании на Измайловской площади правее здания, где магазин «Альпиндустря» находилась детская поликлиника.
       Городок Баумана я помню с пеленок. Все сооружения там были для меня предельно знакомы и не вызывали особых эмоций. А вот башня в метродепо Измайлово возбуждала во мне чувство восторга и после первых рисунков человечков и елочек у меня появились корабли и башни. Недавно прочитал, что эта башня напоминает башни в Италии. Да, отдаленное сходство есть, например башни в Вероне, но те стройнее и сужаются к верху. 
        Помню строительство клуба Строителей, вернее забор около остановки трамвая. Около этого клуба в году 1961 помню проходящего Иосифа Кобзона в плаще болонья. Он тогда пел дуэтом с Виктором Кохно  в концерте после собрания комсомольского актива района.
        Не собирался писать о Центре циркового искусства (1972 года постройки) на Измайловском проезде дом 12. Но тут прочитал, что в его сооружении принимал участие архитектор  Нодар Канчелли. Два  сооружения (в них была доля его творческой мысли) - аквапарк   на юго-западе и Бауманский рынок - рухнули. Надеюсь, с упомянутым Центром этого не произойдет.
       На 1-ой Парковой находится здание, где, когда то была школа № 452, здание, слава богу, сохранилось, в отличие от школы, что находилась между 4-й и 5-й Парковыми, и выходило фасадом на Первомайскую улицу. Там теперь возвышаются кошмарные высотки, которые я бы сравнил с вышками для охраны чего то. Не хватает только пулеметов на крышах.
        Почти напротив моей бывшей школы до сих пор работает "Институт Связи", что в наше время  бывает не всегда.   Многие предприятия и институты позакрывались. Например, на Сиреневом бульваре закрылся Институт "Резинопроект".
     Институт Связи шефствовал над нашей школой.  Помню -  организовали радиокружок.
     Приносили списанную аппаратуру, и мы с восторгом ее разбирали. У меня дома долго лежал большущий переменный конденсатор от генератора стандартных сигналов.
        В здании метродепо меня еще с детства впечатляло большущее арочное окно в юго-восточном углу. Там, кажется, была столовая.  Недалеко от Первомайской улицы еще можно определить бывший вход в станцию Измайловскую, в северном нефе депо.
      На 2-й Парковой находится довольно примечательный дом под номером 18.  Дом в значительной мере  был построен работниками Электролампового завода для себя. На фасаде недаром вылеплена лампочка.
       Бытует мнение, что большую часть домов на переломе 40-х и 50-х годов строили немецкие военнопленные. Но если копнуть поглубже, то, оказывается,  были и военнопленные  - румыны. Их лагерь располагался в кирпичном доме на 3-й Парковой. Строили дома и наши заключенные.
      На углу Первомайской и 2-й Парковой недавно отремонтировали дом №25/26, даже восстановили лепнину под крышей. Рядом с домом стоит ларек " Мороженое"  Подобный ларек стоял здесь и в пятидесятые годы. Долгие годы в нем работал один и тот же мужчина. Летом он торговал с тележки часто у клуба Строителей. Его иногда подменяли домочадцы.
      Неподалеку  бросается в глаза детский сад веселенькой раскраски,  (Первомайская № 17а) построенный по особому проекту в 2011 году. Почти 20 лет на его месте с 1991 года красовалось заброшенное здание старого детского сада.  Еще раньше в нем была детская поликлиника.
      5 - я Парковая памятна для меня, прежде всего тем, что на углу с Первомайской, дом  №44/20, был Универмаг с отделом игрушек. Это было в начале 50-х.
       В   1957  году открылся Детский Мир на площади Дзержинского.  Помню в классе 4  матушка мне что - то не купила в этом магазине и я от нее сбежал. Денег на метро у меня не было, и я мимо Политехнического дошел до нынешней Мясницкой и по ней и другим улицам дошел до Семеновской площади, там уже сел  в трамвай. Москву в этом направлении  я хорошо знал.
      Далее по 5-й парковой в доме  №32, там, где решётки на окнах, была детская библиотека. Туда я записался еще в первом классе.  Но она на этом месте просуществовала недолго и вскоре перебралась на угол 3-й Парковой и Измайловского бульвара, где и обитает до сих пор. Кроме абонемента там я посещал читальный зал, где, помню, прочел несколько томов собрания сочинений Майн Рида, оранжевые тома.
       На 6-й Парковой расположена баня в 3-х этажном доме. Живя на Измайловском проспекте, мы эту баню посещали, когда не работала баня в городке Баумана.
      Когда перебрались на 15-ю Парковую, я посещал в ней в основном душевые кабины на 1-м этаже летом, когда отключали горячую воду.
       Как выглядела 9-я Парковая в районе станции метро Первомайская, не помню. Больше всего воспоминаний у меня связано с районом пересечения 9-й парковой и Верхней Первомайской улицы. В жилом 5-ти этажном  доме в подвале, работая в геофизической партии, просидел, около 10 лет.  Обедали в кафе "Муза" на Сиреневом бульваре и в столовой в студенческом общежитии на 11-й Парковой. До этого размещались несколько лет в подвале в Центре между Колпачным и Старосадским переулком, но там сидело  аж 5 партий.
На 10-й Парковой по левую сторону, если смотреть от Первомайской, в доме, который давно снесли, в 50-е годы был магазин радиотоваров. Там отец  купил наш первый телевизор КВН.
Кинотеатр Первомайский появился   вторым в Измайлово. Интерьер фойе в полуподвальной части был  весьма экстравагантным.  Но мое сердце уже было занято любовью к кинотеатру "Родина" на Семеновской площади. Примечательно, что во второй половине дня там выступали перед сеансом артисты, которые  пели под живую музыку. В фойе пускали за полчаса до начала сеанса. Особенно мне запомнились, просмотренные там фильмы "Застава в горах" и "Смелые люди",
В доме № 60/10 на углу  Первомайской и 13-й парковой 1957 года постройки появился первый кинотеатр в Измайлово  - "Весна". До этого фильмы в районе можно было посмотреть только в клубах. Теперь в бывшем  помещении кинотеатра находится театр "Теней". В этом же доме был первый книжный магазин в Измайлово с отделом подписных изданий. Потом уже появился книжный у клуба Строителей.
Неподалеку во дворах стоит жилой дом с забавной башенкой на крыше (дом № 21 по Средне - Первомайской). Изначально в нем на первом этаже размещалась библиотека. С некоторых пор она перебралась в соседние дома. Эту библиотеку я стал посещать с 1962 года, когда переехали на 15-ю Парковую.
       Непосредственно район 15-Парковововой я помню примерно с 1960 года.
        В те годы с Измайловского проспекта мы ездили на велосипедах на Медвежьи озера. По Первомайской и Никитинской выезжали на Щелковское шоссе и далее по прямой. За поселком Опытное Поле начинались сельские пейзажи. Движение автомобилей было тогда мало интенсивным.
       Так вот на углу 15-й парковой, примерно там, где сейчас в  девятиэтажке находится книжный магазин, за оградой из колючей проволоки стоял реактивный истребитель.
        В 1963 год, когда я уже жил на 15-й Парковой,произошел такой случай.
        Строители достраивали 2-й этаж панельного дома № 41 к1,выходящего прямо на 15-ю Парковую. Подъемный кран с нижним расположением противовеса находился с противоположной стороны дома по отношению к проезжей части. Так вот кран по какой то причине опрокинулся,перевалился через дом и стрела упала на прицеп,стоящего у обочины грузового автомобиля. Пятиэтажку достроили и она до сих пор стоит.
        И наконец, окончание Первомайской улицы и 16-ая Парковая улица.
       На четной стороне первой из них стоят два дома с классическими портиками, смотрящими друг на друга.
      Помню в зимние каникулы 1955 года, в   первом классе мы с учительницей отправились в поход. Доехали на трамвае до конечной остановки, и пошли пешком мимо аэродрома по окраине городской застройки, это уровень Измайловского бульвара, в сторону 3-й Парковой. Тогда дома по правую руку начинались за больницей.
      Отчетливо помню только громады зданий 57-й больницы и грибной пирог, что дала мне матушка в дорогу.
       Летом, кстати, тоже ходили в поход по окончанию первого класса. На трамвае от метро доехали  примерно до нынешней станции метро Коломенская. Оттуда дошли до Москва реки. Были, конечно, и у  церкви Вознесения. Там мы пообедали, сварив картошку с тушенкой на костре.
     От аэродрома оставался несколько лет  ангар, располагавшийся там,  где сейчас школа Олимпийского резерва. В 60-е годы там обосновался гараж. От построек аэродрома остался дом 21 по 16  Парковой. Изначально он был двухэтажный, постройки 1942 года. В 1960 году надстроили еще 2  этажа.
        От забора Измайловского совхоза декоративного садоводства с северной стороны начиналась тропинка, по которой на велосипедах  в 60-е годы мы добирались до железной дороги в Балашиху и вдоль нее до Мазуринского озера.  Все это было возможно до постройки кольцевой автодороги и несколько лет, когда она уже функционировала. Движение автомобилей не было столь интенсивным как сейчас. Потом стали пользоваться подземным переходом у совхоза Первое мая.
Для тех, кто хочет узнать от меня про Измайлово побольше, например про
      Измайловский аэродром или о Дачах Измайловского Зверинца,  а также о людях, связанных по жизни с этим районом.
https://experience.tripster.ru/experience/8929/