Записки рыболова-любителя Гл. 920-921

Намгаладзе
920

Ф е в р а л ь  2 0 2 1  г.

1 февраля. Сподобился я наконец-то выбраться на яму. Несмотря на будний день народу с машинами было много. Но выход на лёд преграждала выступившая вода, преодолевать которую приходилось на уровне конца голенища резиновых сапог. На обратном же пути вода куда-то делась. Клевало у всех плохо, я вымучил три рыбки, но больше занимался дверцей палатки. Чтобы закрыть её, пришлось вытащить два ввёртыша, поскольку я не сообразил, что вворачивать их надо при застёгнутой палатке. Возвращаясь к берегу, я разглядел фигурки у Дубков и решил на следующий день пойти туда, чтобы не топать за мелочью в такую даль. В гараже я поставил на ледобур давно купленные ножи, которыми и порезался – такими они оказались острыми.

2 февраля я, как и собирался, отправился в Дубки. Но никаких следов выхода на лёд я на свежем снегу не нашёл, зато выступившую воду, покрытую ледком, разглядел. И решил дожидаться бывалых местных рыбаков, которые приходят позже, а не как я в такую рань. Однако никто не появлялся, и я прогулялся от устья речки до конца мыса Дубков, а потом по главной аллее вернулся обратно. Тут один бывалый и пошёл к устью, а я поспешил за ним вместе с ещё парой молодых парней. Вскоре я их всех троих увидел, но не на льду, а на берегу. Оказалось, что мужик провалился в промоину по грудь. Идти к яме у меня, конечно, ни желания, ни сил уже не было. И я вернулся домой, где меня порадовала Хелен Эдвардс из Кэмбриджа, которая, как и обещала раньше, была готова помочь мне в конце работы над книгой. Я описал ей состояние дел, как нормальное, и от помощи пока отказался.
Навальному дали реальный срок. Как и ожидалось. Его же предупреждали!
Так он обо этом и знал.

3 февраля я вместо Дубков снова поехал к эллингам, чтобы идти на яму. Приехал одним из первых, занял удобное для выезда место и пошёл за рыбаками, ушедшими уже на лёд. Погода, однако, была, мягко говоря, неуютная – снег, туман, огоньков дамбы не видать, но следы ушедших рыбаков под светом налобного фонарика просматриваются. Правда, по мере подхода к яме следы заметало всё сильнее. Тут я разглядел слева от меня пару фигурок, уверенно топавших вперёд. И я рванул к ним наперерез по снежной целине, чтобы быть поближе к людям. С ними я и добрался до огоньков фонариков рыбаков, устраивавшихся уже на яме.
Я опробовал ледобур с новыми ножами, хорошо режет, установил, как надо, палатку - с застёгнутым входом, и удобно расположился. Дело, однако, не пошло.  Поклёвок было очень мало, и были они какие-то хилые. Поленился за свежим карасём сходить, вот и имею теперь результат. Так и не поймал ничего. У остальных клевало тоже неважно, но хоть по несколько корюшек было поймано. Вернувшись к машине, я узнал от соседа по стоянке, что он поймал на дальней яме 165 штук. На карася.

Вернувшись к гаражу, я пошёл не домой, а к деревяшке у вокзала за карасём. Купил одного и соблазнился свежей корюшкой. Теперь надо снова на рыбалку ехать, но на яму не пойду. Слишком далеко, и устаёшь, и времени много уходит. Тем более, мороз усилился, и промоины в Дубках наверняка затянуло. А купленная корюшка не пропадёт, заморозим и съедим (я съем, в смысле).

4 февраля с утра я почистил карася, нарезал его на кусочки для наживки, и поехал в Дубки не затемно, а к рассвету, чтобы хорошо видеть дорогу на льду, покрытом свежим снегом. В устье Шипучки никого не было, зато с той стороны, от эллингов двое шли именно к речке, а ещё двое располагались на русле ближе к заливу, у самого края дубковского мыса. Переходить речку напрямки, пришедшие с противоположного берега мне не советовали, а рекомендовали идти дальше к заливу, к двоим дальним рыбакам.

Я туда и пошёл. Тем временем солнышко взошло в 9 утра.  Я расположился рядом с двумя рыбаками. Просверлил лунки, установил палатку и около десяти опустил первую снасть – старую удочку, подаренную мне Серёгой Андреевым. И тут же заклевало. Я ловил на одну удочку, пока не сломался её ржавый кивок. Починил на скорую руку и размотал вторую удочку, которую тоже пришлось чинить.
Подсечки мне удавались не всегда, и корюшки иногда сходили по дороге. За час с небольшим я поймал 13 рыбок, причём более крупных, чем обычно. В пол-двенадцатого клёв прекратился, и я стал сматываться.

Обратная дорога мне далась с большим трудом. Я с дуру пошёл не по своим следам, а напрямик к берегу, где шли мужики. Но они не тащили волокуш, и их следы даже тропой нельзя было назвать. Моё корыто всё время опрокидывалось, и мне даже пришлось взять на спину палатку, а в руку пешню. Причём и на берег сквозь валуны выбраться было невозможно, пришлось по лыжне вдоль берега тащиться. Кое-как добрался до места своего сегодняшнего выход на лёд. Но настроение было бравое – клевало-то практически беспрерывно до конца клёва.

Вечером, привязывая оторванную мормышку, я уронил её себе под ноги на ковёр. И мы с Сашулей не могли её найти. Исползали весь ковёр, исследовали мои штаны, подошвы тапочек – нигде нет. Сашуля ушла на кухню ужин готовить, а я остался горевать, сидя печально у компьютерного стола. И вдруг увидел мормышку у себя в босой пятке! И не чувствовал я её совершенно, так она боком за пятку зацепилась.

5 февраля я решил повторить поход на то же место. Карася свежего, правда, не удалось купить, и мороз усилился до минус 15 градусов, но была надежда, что вчерашний карась не испортился ещё. В Дубках на льду Шипучки и на моём вчерашнем месте не было никого. Побрёл к заливу, нашёл тропу к своему месту и вышел на замёрзшие вчерашние лунки. Пробурил их же снова и стал устанавливать палатку. Зонт раскрылся, но одна дуга показалась мне как-то не так стоящей. Я потянул за эту дугу и раздался щелчок, как если бы что-то сломалось. Злосчастная дуга провисла.

Я пытался разобраться, что случилось, и пробовал вернуть палатку в рабочее состояние, но мне мешали мороз и ветер. Потеряв на это время, я понял, что здесь мне починку сделать не удастся, надо разбираться в тепле и тащить палатку в гараж. А день был ясный, солнце поднималось, и я решил попробовать половить без палатки, тем более, что лунки готовы, барахло из корыта вытащено на лёд. И я уселся рыбачить на морозе.

Клевало похуже, чем накануне, но десять корюшек я всё же поймал, крючась от холода и согревая за пазухой баночку с кусочками карася. Ни о какой еде или термосе думать не приходилось, держа руки в рукавицах и вытаскивая их оттуда только при поклёвках. Так что рыбалка всё-таки состоялась.
В холодном гараже разобраться с палаткой не удалось, и я потащил её домой. Там с помощью Сашули было выяснено, что поломан шарнир одной дуги, осью которого был повреждён алюминий шарнира. Как это случилось, так и не удалось понять. Из-за позднего уже времени и моего отогревания под душем отложили разборку на следующий день.

6 февраля я первым делом отправился в Вимос, где купил суперклей для залатки прорезей в алюминии шарнира, и мы с Сашулей целый день пытались устранить деффект с помощью заплат из жести. Но фокус не удался, только пальцы все суперклеем измазюкали. К вечеру опять дело отложили, рассчитывая на липкую ленту, которой я заклеивал прорези на палатке. Но за ней нужно было идти в гараж. Да и к монографии давно пора было вернуться. Три недели всего до дедлайна осталось.

7 февраля и липкая лента не помогла. Придётся к Сергею Анатольевичу палатку тащить. А рыбалку приостановить до потепления.

8 февраля. Мастер на все руки С.А. отремонтировал палатку на моих глазах, заново просверлив нужные дырки в шарнире. Потом мы с ним лясы точили на разные темы, включая договор о партнёрстве для расширения сферы торговли Анатольича за пределы рыбалки в сторону туризма вообще, на что я в принципе был согласен.
Сам С.А. ездит на ту сторону (дальнюю) дамбы и рыбачит ночью, а в десять утра уже сворачивается. Зовёт меня с ним поехать, но я пока уклоняюсь от слишком длительных отлучек от работы над монографией, да и с Фронтьерс не всё ещё ясно.

Письмо Олега Румянцева участникам пленума 65-66 от 8 февраля 2021 г.
Тема: Праздничная

Поздравляю всех причастных в прошлом и действующих ныне с профессиональным Днём российской науки! Которая при большевиках была советской (по форме государственного устройства), теперь – российская (видимо, по территории).
И профессия такая есть - научный работник РФ. Согласно Закону о науке им является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Сегодня это род занятий, мало востребован на рынке труда и, как следствие, мало оплачиваемый. Хотя, научная аристократия (как при большевиках, так и при российском неокапитализме) допущена к возможности делить и тратить бюджетные средства.            
Помню нам внушали, что капитализм сводит общественные отношения к денежным отношениям купли – продажи, а заработная плата представляет собой цену труда наемного работника. Однако, сбылось предсказание Маркса, что оплата труда квалифицированных работников не определяется «законом стоимости», что я и вижу в графе «к выдаче на руки (руб)».  Это и отражает мое участие в распределении прибавочной стоимости при нашей форме капитализма. Но это и позволяет класть на все с прибором или без и заниматься по интересу. Хотя, конечно, мы уже не можем участвовать в научном конкурсе «Умник! На старт!».
Так выпьем за российскую науку (не чокаясь) и за бюджет РФ (выпьем и снова нальем).
С физическим приветом                ОЛЕГЪ (ВАСИЛИЧЪ)

9 февраля заключил договор о партнёрстве с Сергеем Анатольевичем, а он мне две удочки балалайки укомплектовал. Прогнозирует суровую зиму.
Явлинский объелся белены и набросился на Навального, которого и так посадили.
Андрюшка оформляет однокомнатную квартиру в Сестрорецке на 7-м этаже в новом доме над платформой Разлив. Мне там нравится – всё рядом: и ул.Мосина (с нашей дачей), и Тарховский проспект, и Гагаринская, и Новогагаринская (с нашим домом) улицы, и магазины, и лесопарк, и озеро, и остановки транспорта.
 
10 февраля. Утром мороз достиг минус 20 градусов. А я с чувством, мягко говоря, т.е. не грубо выражаясь, насыщения закончил в первом приближении работу над монографией для Кембриджа, убрав явные недостатки. Но лохмотья какие-то ещё остались, которыми и буду заниматься до конца февраля.
После Битова я собирался в качестве чтения только грузинским яэыком заниматься, но не удержался и стал читать книгу Норы Букс «Владимир Набоков. Русские романы». И увлёкся. Хотя к Набокову как-то сдержанно до сих пор относился.

Письмо Киселёва участникам пленума 65-66 от 10 февраля 2021 г.
 
Уважаемые господа! Коллеги!
Хоть и с некоторым опозданием, но с большим удовольствием присоединяюсь к предложенному тосту. На примере Василича можно увидеть, что уж если человека научили думать, то вылечить от этой болезни очень трудно. Как бы ни старались власть предержащие. Но внуков очень жалко, так как видим, кто, что и как будут им преподавать. Да и тело нашей науки, полуразложившееся, но ещё подающее какие-то признаки жизни, к оптимизму не располагает. Трудно подозревать, что где-то в глубине этого тела вызревает некая куколка, из которой вылезет прелестная бабочка. Но если несмотря на все творящиеся безобразия наша страна всё-таки уцелеет, то и такой сценарий остаётся с отличной от нуля вероятностью. Так выпьем и снова нальём. За нас с вами и за ... с ними!
Вит Киселёв

Мой ответ ему и остальным от 11 февраля 2021 г.

Хоть бы мне, тупому, кто объяснил, что такое российская наука, и что такое её день? И почему в этот день нужно пить более обычной ежевечерней дозы?
Это же херня какая-то!
У меня вот в конце этого месяца заканчивается годовой контракт с Кембриджским Научным Издательством, по которому они мне гонорар собираются платить. Так я же элементарный иноагент, враг народа!
Правда, моя мурманская контора исправно платит мне рубли за то, что я неизвестно чем занимаюсь на удалёнке в Питере вместо Мурманска.
Вот за это, пожалуй, и дополнительную рюмку выпить можно.
Ваш рыболов-любитель, борец с корюшкой на льду Финского залива в районе дамбы.

Позже я объяснял Сашуле, в чём смысл моего брюзжания. У науки нет национальности. Она для всех одна – это мировая наука. Не бывает американской, германской или российской науки. А есть учёные разных национальностей: талантливые и не очень, добросовестные и не очень, любящие Путина и не очень. И есть чиновники, окормляющие учёных и сами кормящиеся от них, и часто тоже считающие себя учёными. Они-то и любят сочинять ярлыки, которые нравятся начальству и народу, вроде словосочетаний «российская наука», невзирая на неграмотность этих ярлыков.
Что касается принадлежности к числу российских учёных, то неясно – стоит ли гордиться ею, или, напротив, стыдиться, поскольку в России учёные помалкивают, глядя, как власть куролесит. Не все, правда, но большинство, как мне кажется.
Только и всего.

12 февраля. Вчера Митя с Альбиной отметили первый («розовый») юбилей своей свадьбы – 10-летие семейной жизни. Вечером Альбина прислала ролик с Ваней, исполняющим на пианино сонату Бетховена «К Элизе». Не без запинаний, конечно, но мне очень понравилось.
А я спохватился, что у меня при наличии множества заключений к отдельным главам отсутствует Заключение ко всей монографии, и взялся заполнять этот пробел. Сначала на русском языке, а сегодня с утра сделал английский вариант, после чего у монографии появилась точка. Остались чистка и доводка.

Всю вторую половину дня я старался через баню отопить дачу, и поначалу казалось, что это мартышкин труд. Ну, а потом процесс пошёл с ускорением, но времени на полный прогрев мне не хватило. Только обледеневший ледобур очистил ото льда в парилке. Да и вся затея особого смысла не имела. Прогреть- то можно, но тепло же поддерживать нужно. А зачем?

14 февраля. Вчера я практически закончил возиться с книгой, а сегодня отправил письмо Хелен Эдвардс в Кембридж с предложением наметить план дальнейших совместных действий по правке моего труда, поскольку мой английский и моё понимание правил оформления требуют коррекции, с которой мне одному не справиться.
Вечером Сашуля вызвала по старой бумажке от Виктора Шина компьютерного мастера, чтобы устранить докучившие нам огрехи предыдущего «мастера», впарившего нам нелегальные программы и смывшегося. Новым компьютерщиком оказался молодой Пётр, окончивший минский университет и уже как-то у нас бывавший вроде бы. Пётр оставил самое приятное впечатление, быстро и качественно устранил все неполадки, и успокоил, наконец, Сашулю по поводу нашего стационарного компьютера, грозно предупреждавшего нас о чём-то непонятном.

15 февраля тот же Петя нашёл и продал Сашуле ноутбук с большим экраном (в счёт моего подарка к 8 марта), которым Сашуля осталась очень довольна, а я закупил карася для рыбалки на следующий день, который по прогнозам обещал быть существенно теплее обычного (ниже 10 градусов мороза).
 
Димитар Ужунов подтвердил обснованность претензий Фронтьерс к моей статье, которые якобы легко устранить: нужно просто заменить синонимами слова из прямых цитат собственных публикаций. Может, это и просто, да вот только когда это делать? Остатки дел по монографии неизвестно ещё во что выльются, а Элен Эдвардс из Кембриджа что затихла и на моё письмо пока не откликнулась.

16 февраля. Потепление, действительно, подошло. Но оно сопровождалось обильнейшим снегопадом ночью и усилением ветра. Пришлось лопатой поработать,чтобы из гаража выбраться. Сашуля меня отговаривала вообще ехать в такую погоду – вон и МЧС предупреждает… Но у меня же карась приготовлен!
В Дубках я встретил всего одного старожила, который на льду давно уже не был и поэтому пристроился ко мне в напарники. Я повёл его на своё предыдущее место, где у меня хорошо клевало, и где я палатку повредил. Снегопад к этому времени прекратился, но ветер задувал будь здоров. Место своё я нашёл, но лёд значительно просел – каменюги выперли. Оказалось, что глубина уменьшилась от 2,5 метра до примерно 1.7 метра.

Установить вырывавшуюся от ветра палатку мне помог напарник Вадим, сухощавый старичок 82 лет, бывший лыжник и тренер по лыжному спорту.  В палатке я устроился, как обычно, комфортабельно. Но поклёвок не было, ни у меня, ни у Вадима. И давление скакнуло, и глубина резко уменьшилась. И только в пол-одиннадцатого у меня, наконец, была поклёвка по ходу поднятия снасти. И я вытащил очаровательную черноспинку, покрупнее обычного. И опять всё затихло, но одну я всё же ещё поймал.
У Вадима же и поклёвок не было. Он ушёл раньше меня, и я складывал палатку в одиночку. Тут ветер меня помордовал, вырывая палатку из рук. Только при коротком затишьи мне удалось засунуть-таки палатку в чехол. А потом ещё к берегу под ветром корыто тянуть. Хоть вдоль берега к камышам по ветру шёл. Так бесславно закончился мой очередной поход на рыбалку.

Из Фронтьерс мне предложили отозвать пока мою статью, если я не смогу её переделать к 19 февраля, чтобы дать мне время для внесения изменений, на что я и согласился.

17 февраля. Пришли, наконец, два письма из Кембриджа, из которых я понял, что работать кусками, как я предлагал, не получится. Нужно высылать всё плюс реклама и автобиография. И редактировать я должен сам, они только выборочно проверять будут. Но если мне нужно расширить отведённое время (отнести дедлайн) – это можно.
И я пока начал делать изменения для Фронтьерс, поняв, что с монографией всё не так критично. А про рыбалку надо пока забыть.

19 февраля. Однако и с монографией оказалось, что работы ещё много, особенно со списком литературы, когда я разобрался с правилами его оформления в стиле Чикаго. Маша Князева и Олег Золотов помогают мне с розыском англоязычных первоисточников по имеющимся ссылкам в советских переводных изданиях. Почти всё уже нашли.
Рсслабившись, я уже связался было с Ларисой Нечинской из «Мемуариста», чтобы продолжить выкладывать туда свои «Записки», но решил, что этим заниматься пока не надо, как и с «Фронтьерс». Нечего за всеми зайцами сразу гоняться. Их ещё сколько остаётся!

20 февраля возобновился футбол. «Зенит» играл дома в одной восьмой финала Кубка России с тульским «Арсеналом» Дмитрия Парфёнова без Барриоса, Дугласа Сантоса, Дриусси, Азмуна и Малкома. Это всё легионеры и за исключением Барриоса игроки атаки. Тем не менее «Зенит» считался явным фаворитом и довольно рано Кузяев открыл счёт. Вскоре, однако, «Арсенал» забил ответный гол после штрафного и рикошета от Оздоева, а затем от перекладины питерских ворот мяч задел руку Ловрена, и судья назначил пенальти, который реализовал Бауэр. Счёт стал 2:1 в пользу Тулы. И во втором тайме он не изменился, хотя Караваев и имел пару голевых моментов. Но не более того. Плохо сыграл Дзюба, которого закрыл Григолава, не помогли вышедшие на замену Круговой, Крапухин и Ерохин. «Арсенал» даже больше шансов имел и забил третий гол, отменённый ВАРом из-за крошечного офсайда. А «Зенит» даже навалиться в конце игры не смог. Отлично сыграла команда Парфёнова!

22 февраля. Но не только «Зенит» осрамился. «Спартак» проиграл «Динамо» 0:2, «Краснодар» дома уступил «Сочи» 1:2, «Ростов» дома продул «Ахмату», весь второй тайм играя в большинстве. Я посматривал эти игры, параллельно правя список литературы в монографии в стиле Чикаго, и понял окончательно, что к дедлайну мне с монографией не успеть ни в каком случае. А ведь книгу ещё на прочтение отправить в Мурманск и Калининград нужно на обсуждение и поиски ошибок. Так что надо просить отсрочку, что я и сделал сегодня, получив её из Кембриджа.

Новый дедлайн – 30 апреля, отсрочка на два месяца. Я хоть дух переведу, а то совсем уже очумел, круги перед глазами плавают. На рыбалки перестал ходить. Теперь же повеселел. Может, даже на ночную рыбалку с Анатольичем сподоблюсь.
Сегодня утром посмотрел по компьютеру пропущенный почему-то (вот до чего дошёл) матч Лиги Европы «Краснодар» - «Динамо» (Загреб) 2:3, прошедший с подавляющим преимуществом хорватов. И зря на вратаря Городова все шишки валили, нормально он сыграл. Два гола, забитых Краснодаром, уже достижение при двухкратном превосходстве хорватов в ударах вообще и в створ ворот.
Алёша Карпов и Вика ездили по пробному туристическому маршруту своих друзей на Байкал, где им очень понравилось.

24 февраля. Дня три назад выяснилось, что в Мёрфельдене произошла вспышка коронавируса в детском саде, который посещают наши внучки. Тесты показали, что носителем вируса является Марика, а Митя и Альбина уже и заболели. Всех теперь на домашний карантин посадили.

25 февраля Сергей Анатольевич свозил меня на рыбалку на Южную дамбу, идущую от Кронштадта к Ломоносову. Погода была плюсовая, месить тающий снег и волочить по нему корыто с палаткой и прочей амуницией мне было нелегко, и я еле поспевал за С.А. и его сыном Кирюшей, приехавшим на своей машине. Идти, правда, было недолго: палатки ставили в получасе ходьбы от дамбы. Приспосабливался я к новому месту долго, меняя глубины на удочках (там было 6,5 метра до дна), а потом и вовсе запутал снасти, пришлось и удочки менять, тогда как напарники мои вовсю ловили, да и умелец я тот ещё, так что разница в уловах у меня с ними, была, как обычно, очень большой. Тем не менее, 20 корюшек я поймал, обловив С.А. в последний час (с полудня до часу, когда обычно клёва уже нет). А Кирюха поймал 126 штук! Отличился я только тем, что поймал громадного ерша, весившего как три корюшки. Из него мне Сашуля потом настоящую уху сварила.
Вечером помянули мою тёщу, бабу Тоню, Сашулину маму, которая родилась сто лет назад. Очень дружно мы с ней жили, Митю дошкольного она во Владимире пасла, когда бабы Фени алтайской у нас в зимних гостях не было.

26 февраля. Моему любимому дядюшке Вове исполнилось бы 97 лет. Коренной сестроретчанин, живший сначала (до войны) на Красноармейской, потом в деревянном доме у берега озера Разлив напротив бани по адресу Красногвардейская, 14 и, наконец, в однокомнатной квартире на Набережной строителей, 6 у железнодорожного моста через Шипучку. Мы часто махали Бургвицам из электрички, проезжая мимо их дома. Дядя Вова был заядлым коллекционером марок и книг, включая собственноручно переплетённые из журналов. Он забросил это дело с переходом к рынку, который категорически не принял: - Это спекулянты всё!
Так и не удалось ему объяснить, в чём дело то.

27 февраля возобновилось первенство РПЛ по футболу. «Зенит» играл дома с «Ростовом» в день рождения Семака, которому исполнилось 45 лет. В строй вернулись четверо из проигравших матч на Кубок с «Арсеналом»: Азмун, Барриос, Дуглас Сантос и Михаил Кержаков. Двое последних уже в первом тайме учудили гол в свои ворота на ровном месте. Миша выронил мяч из рук, а Сантос отдал его Соу, который забил гол в ворота. Во втором  тайме у «Ростова» был удалён игрок, получивший прямую красную карточку за «фол последней надежды», заработанный Азмуном. «Зенит» навалился и сначала «Ростов» отличился автоголом, а потом Кузяев забил красивый мяч. Казалось, всё – мы ведём в счёте и играем в большинстве. Но недолго музыка играла: «Зенит» умудрился пропустить мяч в свои ворота, не дожав соперника.
Это давало шанс ЦСКА сократить отставание от «Зенита» до двух очков. Но армейцы проиграли «Локомотиву» 0:2 (причём Влашич не забил пенальти), и разрыв в очках только увеличился.
Наш старший внук Миша сообщил из Калининграда, что у них в семействе все переболели коронавирусом, включая маленького Юрочку и родителей Даши.

28 февраля. Приблизиться к «Зениту» имел шанс московский «Спартак», игравший дома с казанским «Рубином», давно уже не побеждавшим в Москве. Но и «Спартак» проиграл 0:2, несмотря на возвращение когда-то блиставшего Квинси Промеса. Оба гола забил Деспотович с участием моего любимца Хвичи Кварасцхелия, признанного лучшим игроком матча. Отрыв «Зенита» от второго места (ЦСКА) составил 5 очков, а от третьего («Сочи»!) – 6 очков.
Тем временем закончилась зима, но вскоре снова ожидаются морозы в пределах минус пяти градусов, которых я жду, чтобы отправиться на рыбалку не по слякоти.


921

М а р т  2 0 2 1 г.

1 марта я всё же отправился в деревяшку у вокзала за карасём, но, увидев там крупную корюшку, соблазнился ею и купил 20 штук, которые Сашуля разделила на три части, чтобы я не обожрался. Так что теперь спокойно можно ждать морозов, обещанных на 4-е марта. Тем более, что и удочки у меня с последней ещё рыбалки на южной дамбе не распутаны до сих пор, чем я потихоньку занимаюсь параллельно с монографией.
Последняя на месте не стоит, и я отправил первые три главы на прочтение и замечания по 11 адресам в Мурманск, Калининград и Рыбакову, который уже прислал мне замеченные орфографические ошибки. Рыбаков мне вовсю помогает, но отлынивает от главной свое обязанности - исправлять диссертацию под требования Дёминова.
3 марта меня достал неутомимо говорливый Серёжа Авакян, озаботившийся судьбой памятника в Тбилиси Щёлкину, убранного с постамента. Я к стыду своему о Щёлкине ничего не знал. А это был засекреченный ракетчик уровня Королёва, трижды Герой Соцтруда, личный друг Сталина. Щёлкин – армянин, родившийся в Тбилиси, отчего и памятник там стоял. В этом году ему исполнилось бы 100 лет, и его поклонники из «Русского Космического Общества» возобновили попытки передать памятник в Россию, чем Авакян и увлёкся по причине, наверное, армянского происхождения Щёлкина. Хотел Серёжа и меня в это дело втянуть из-за моих тбилисских связей, но я категорически отказался. Зато присланный мне фильм о Щёлкине посмотрел весь и с немалым интересом, просветился, наконец. Щёлкин – антипод Сахарова, и ясно, на чьей я стороне, хотя Никита Хрущёв и лишил Щёлкина всех наград и постов, и прожил Щёлкин недолго. А космическую гонку в конечном итоге ожидаемо выиграли Штаты.

Андрюшка получил ключи от новой квартиры в Разливе и показал её Любе и Сашуле. Квартира дамам понравилась, 15 минут ходу и от нашего дома, и от дачи. Я эту квартиру сразу признал лучшим вариантом для всех.
4 марта я отправился за карасём в деревяшку, но его там не оказалось, уже разобрали, и, как мне сказали, в других рыбных магазинах Сестрорецка тоже можно карася не искать.
- Купите карпа, хвост возьмёте для наживки, а остальное пожарите.
Я, однако, пошёл в «Рыбный двор», может, там хоть карпы не такие огромные. И купил самого маленького, который потянул, тем не менее, на полтора килограмма. Сашуля запекла его в духовке, и за ужином мы его отведали. Карп нам обоим весьма понравился, куда лучше леща, и совсем не костлявый. Из хвоста я нарезал кусочков для корюшки и был готов к рыбалке.
Сегодня, 5 марта, я в полшестого был на даче, а в шесть у эллингов. Там было пять машин, и я занял последнее из трёх самых удобных мест. Вытащил корыто из багажника и стал его укладывать. И к ужасу обнаружил, что в корыте нет ящика моего рыбацкого. Я его в гараже ещё с последней рыбалки на просушке оставил. Ехать обратно? Но ледобур и пара удочек у меня в рюкзаке есть, без  шумовки обойдусь, в палатке она и не нужна в общем-то. Поеду так, и стал переодеваться в рыбацкую одежду.
Переоделся, и тут до меня дошло: в ящике-то у меня ввёртыши, а без них палатку не поставишь. Так что ехать всё равно придётся, только в рыбацкой одежде с большими резиновыми сапогами. Еле уместился на своём водительском месте. Приехал в гараж, забрал ящик, но одна удочка так и осталась незамеченной на верстаке, моя любимая, Серёги Андреева подарок.
Ладно. Приехал к эллингам, поставил машину, и отправился с корытом на лёд. Тут уже и рассвело. День был морозный, ясный, видно далеко. Идти по накатанной корытами дороге скользко, но ледоступы я не смог натянуть на сапоги. Дошёл до пограничного камня, расположил по ветру палатку, и тут возникла проблема с ввёртышами. Из шести я смог ввернуть только три в голый лёд, не хватил сил. На этом я ещё полчаса потерял и рыбачить начал где-то с десяти утра.
Но тут сказалась, видимо, новая наживка, которую я менял почаще, и почти непрерывное шевеление снасти, как С.А. учил. Клевало просто непрерывно, только поначалу мелочь шла, и я подсечь никак не мог. Ловил сначала одной удочкой, потом размотал вторую, но она вскоре запуталась, и я остался опять с одной. За полтора часа я поймал 14 корюшек, обалдевая и от клёва и от того, что солнце грело в мою спину через открытый вход.  Я не смог даже прерваться на перекус и чай, так и привёз всё обратно домой.
А если бы я время впустую не терял  !
6 марта. На следующий день я решил повторить свой поход и дорасходовать оставшиеся кусочки карпа. Но повтор не удался. Для начала я проспал и встал на час позже обычного – не в четыре, а в пять. А день был субботний, и могли возникнуть проблемы с парковкой у эллингов. К счастью, воткнуть машину мне удалось, поскольку не весь народ ещё подтянулся.
По льду я шёл достаточно браво и вышел на то же место, где был вчера. Устанавливая палатку, я разобрался с ввёртышами и понял, в чём была у меня вчера с ними проблема: в натяге растяжки самим ввёртышем. Погода с утра была, как и накануне, ясной и морозной, но ветер сменился с северного на западный, и после обеда ожидалось ненастье со снегопадом и метелью.
Клёв был заметно хуже, чем вчера, но поутру он хотя бы был, а часам к десяти практически прекратился. То же самое было и у остальных. Я поймал всего восемь корюшек. Неиспользованные кусочки карпа Сашуля пожарила мне вечером в виде котлетки вместе с корюшкой, и я с удовольствием эту котлетку съел.
8 марта.  На празднование женского дня Сашуля пригласила Любу, Наташу и Андрюшку к двум часам дня, чтобы в перерыве между едой прогуляться в окрестностях Любиной квартиры, а мне тем временем сбегать на дачу посмотреть футбол «Рубин» (Казань) – «Зенит».  «Рубин» был ослаблен отсутствием полузащитников основного состава, но в нём оставались мой любимец Хвича Кварасцхелия, Денис Макаров и Джордже Деспотович. Игра получилась очень темповой и драматической. Преимущество и по владению мячом, и по моментам было у «Зенита». Но вратарь Дюпин творил чудеса, Азмун дважды попадал в штангу, а счёт в конце первого тайма открыл «Рубин» с пенальти, назначенного Карасёвым с подсказки ВАРа за игру якобы рукой Кузяева, которую судья долго изучал по телевизору. Деспотович чётко реализовал одиннадцатиметровый.
Во втором тайме «Зенит» яростно навалился на ворота казанцев, и на 75-й минуте Азмун забил ответный гол. Но забить победный мяч не удавалось. Очень бледно выглядел Дзюба, особенно на фоне рвавшегося вперёд и не желавшего заменяться Ракицкого. Казалось, что игра закончится ожидаемо вничью. А за две минуты до конца игры Макаров с подачи Деспотовича вышел к воротам Лунёва в сопровождении Ловрена и Дугласа Сантоса и красиво, перекладывая мяч с одной ноги на другую, обыграл всех, забив чудо-гол.
Но на этом дело не кончилось. На последних секундах добавленного времени Карасёв назначил пенальти теперь уже в ворота «Рубина». Бить его штатно пошёл Дзюба, наколотивший кучу мячей с точки. И не забил! Дюпин взял мяч и не позволил добить его в ворота.
«Зенит» остался на первом месте, но отрыв от ЦСКА составил всего два очка, а от «Спартака» - четыре. Дзюба же просто опозорился и не столько незабитым пенальти (вон и лидер ЦСКА Влашич недавно тоже не забил), сколько ленцой и браком на поле.

Альбина с Эльмирой к женскому празднику завалили нас посылками с едой и цветами. В Мёрфельдене дети избавились от коронавируса, а взрослые остались на крантине.
Сашуля благополучно прошла вторую вакцинацию.

12 марта Серёжа Лебле прислал мне копии своих статей и монографии, уместных для ссылок на них в моей книге, за что я его поблагодарил и разослал нашу переписку моим помощникам.
Морозы тем временем сменились резким потеплением, температура стала плюсовой, всё потекло.
Люба после 8 марта осталась у нас, а Андрюшка собирает мебель в её квартире в Разливе.

13 марта «Зенит» принимал «Ахмат», игры с которым в гостях и дома неизменно заканчивались вничью в последнее время. А перед этим тульский «Арсенал» принимал ЦСКА – главного конкурента питерцев. И неожиданно победил 2:1, заканчивая игру без двух удалённых футболистов. Одно это уже оставляло «Зенит» на первом месте. Но он и сам не оплошал – выиграл у «Ахмата» 4:0. Прекрасный гол издалека забил Караваев, Азмун реализовал пенальти, хорошо сыгравший Дзюба тоже забил, а Мостовой поставил точку, завершив красивую комбинацию.
«Спартак» выиграл у «Динамо» 2:1 и вышел на второе место, обойдя ЦСКА и отставая от «Зенита» на четыре очка.
14 марта Андрюшка с Наташей впервые ночевали в Любиной квартире в Разливе, а вечером отметили у нас Прощёное воскресенье.
16 марта я сходил на рыбалку на яму по жидкой снежной каше на скользком льду. Несмотря на приличный северный ветерок, без проблем справился с палаткой, Но клевало плохо, вымучил 10 корюшек на три удочки. Накануне ходил за карасём и наткнулся на Сергея Анатольевича, который предложил съездить с ним на большие глубины за крупной корюшкой. Раздумывая на эту тему, я осознал, что не по силам и не ко времени мне это дальнее и длительное развлечение.
Серёжа Лебле прислал в двух письмах кучу ссылок на свои публикации с указанием мест, куда их вставлять. Я переслал его письма остальным участникам мероприятия.
17 марта ЦСКА принимал «Зенит», отставая от него на пять очков. Проигрыш армейцев практически исключал их из чемпионской гонки. И они забили первыми, отличился бывший зенитовец Рондон. Но преимущество было у «Зенита», и вскоре Дзюба сравнял счёт. А на последней минуте первого тайма Дзюба бил пенальти. И снова не забил!
Но в начале второго тайма Вендел вколотил красивый гол с линии штрафной. «Зенит» вышел вперёд 2:1. И  тут с поля удаляется армеец Ахметов – прямая красная карточка за фол против Кузяева. В большинстве Вендел забивает свой второй гол - 3:1. Лишь в добавленное время Влашич с пенальти сокращает разрыв в счёте. ЦСКА проигрывает дома решающий матч со счётом 2:3. «Зенит» становится безусловным претендентом номер один на чемпионство при таком слабом начале весенней части первенства РПЛ.
И наступает перерыв на игры сборной до 3 апреля.
18 марта я, переговорив по телефону с Рыбаковым и с Машей Князевой, начал составлять обновления к своей монографии, т.е. описывать публикации, отсутствующие в нашей книжке с Брюнелли, и в главе по землетрясениям.
Тем временем вернулся мороз до минус десяти градусов, и я не пошёл на рыбалку из-за мороза вкупе с обновлениями. Количество последних ожидалось просто пугающим, но что делать? Взялся за гуж – не говори, что не дюж. Делай, что должен, а там, что получится.
22 марта – Весеннее равноденствие и день памяти Юры Коренькова. Помянули его с Сашулей, а накануне она с Ниной пообщалась по телефону.
Андрюшка Любу оставил одну в её квартире в Разливе, и ничего, живёт она там. В основном телевизор смотрит и тряпки свои разбирает.
23 марта. По прогнозу погоды ожидался морозный, ясный, безветренный день, и я, как планировал, отправился рыбачить на яму. Явился к эллингам одним из первых и бодро зашагал по удобному для ходьбы подмёрзшему заливу. Поставил палатку, просверлил три лунки, опустил в них снасти: две ловить со дна и одну – из-подо льда. Тем временем солнышко взошло, я даже полог палатки не закрывал. Ждал поклёвок.
И не дождался, не взирая на свежего карася. Две корюшки шальных из одной лунки поймал на балалайку, а в двух других сторожки удочек даже не шелохнулись. Такого безклёвья я уже давно не видел. Хотя, как я потом выяснил, отдельные умельцы таскали рыбу с какой-то ямки, откуда рыба никуда не уходила, но в целом у соседей дела были не лучше моих.
Обратная дорога по размякшему под солнцем льду была очень трудной из-за скольжения, чуть не грохнулся раза четыре, хотя в корыте были ледоступы, Но лень было их доставать. Еле живой до машины добрёл. Одно только дело сделал – пограничный Камень, отмечающий начало первой (ближней) ямы, сфотографировал.
Как говорил Саня Шевчук в Калининграде, «самая хреновая рыбалка лучше самой хорошей работы». Но сегодня это и рыбалкой не назовёшь. Зато погода и физкультура были что надо.
А дома ждали послания от Рыбакова, Шаповаловой и Золотова с материалами для монографии.
24 марта. Савловский сообщил Сашуле, что у Тани Павленко умер давно болевший муж, значительно старше её, подхвативший ковид в больнице, а через неделю умерла децепешная дочка от воспаления лёгких.
Наш правнук Юрочка упал у своей бабушки Ирины и рассёк себе лоб. Пришлось зашивать.
Сборная России по футболу играла отборочный матч к чемпионату мира по футболу на Мальте и с трудом выиграла 3:1 (Дзюба, Фернандес, Соболев), забив третий мяч на 90-й минуте. Следующая игра со Словенией, которая выиграла у Хорватии 1:0.
26 марта неожиданно прислала письмо Ирина Захаренкова:

Добрый день, Александр Андреевич!
С моей точки зрения, такой труд как Ваша монография заслуживает публикации в известных, уважаемых издательствах (Springer, Elsevier и т.д).
Cambridge Scholars Publishing (CSP) имеет весьма спорную репутацию в академическом мире. Да, это не совсем 'predatory publisher', однако они осуществляют массовые рассылки 'холодных’ приглашений всем подряд от известных ученых до PhD студентов, что нормальные издательства никогда не делают. Многих привлекает слово 'Cambridge' в названии, однако данное издательство не имеет никакого отношения ни к ‘University of Cambridge’, ни к 'Cambridge University Press' (тот самый CUP). Из плюсов, только формальное отсутствие платы за публикацию. Однако с высокой вероятностью всех non-native отправляют на ‘external
language improvement service’, услуги которых платные (в определенныхслучаях CSP может позже частично их оплатить).
Далее, proof-reading and copy-editing отсутствуют, вернее переносятся на автора.
Cambridge Scholars Publishing do say clearly in their author contract that "The Author acknowledges that the Publisher does not perform proofreading services and confirms that she/he has proofread the
Manuscript." If a manuscript fails an editing check, the author is asked to correct it. If it fails a second time, the author is again asked to correct it. If it fails a third time, the author is asked to engage a company-vetted proofreader who we know will deliver a publishable result. Два раза присылают, что манускрипт не проходит proof-reading control
(N-e количество стандартных опечаток, ошибок, пунктуационных знаков (например, неправильное использование em dash vs en dash), и т.п., и т.д.), на третий предлагают список утвержденных proof-reader компаний, чьи услуги весьма и весьма дороги. Рассчитывается на то, что на данном предфинальном этапе автора (вложившего уже кучу времени и сил в подготовку манускрипта) эти
мелочи не остановят.
Насчет распространения и промоции публикаций я не знаю – в подписки/библиотеки нормальных универов CSP не входит.
Ирина

Мой ответ ей от 27 марта 2021 г.

Здравствуй, Ира!
Очень рад был получить письмо от тебя, давно уже такого не было! Написала бы хоть, как поживаешь и чем занимаешься.
Что касается сути твоего письма, то я почти со всем его содержанием согласен. Но первым делом я задам встречный вопрос: а что ты предлагаешь делать мне в текущей ситуации, когда контракт давно подписан и книга почти готова?
Уважаемые издательства меня к себе не зовут, а я уже не молод, деменция наступает бодрыми темпами, и суммировать в кучу свои знания я считаю своим профессиональным долгом, пока ещё какие-то силы есть. Только и всего.
Что касается их хищничества, то я не жадный, за придирки согласен платить. Чтобы не придирались, работать надо качественнее, а если сам не можешь - плати. Это как в былые времена - не владеешь английским, пиши по-русски, соотечественники прочтут, да ещё и похвалят за патриотизм.
Короче, "наше дело - прокукарекать, а там, хоть не рассветай!". "Взялся за гуж, не говори,  что не дюж!" Замах оказался не вполне соразмерным объёму тематики и моим текущим возможностям, но "делай, что должно, а там будь, что будет!"
Твой бывший оппонент и соавтор
ААН

На это письмо Ира мне не ответила. Смысл его написания остался мне  непонятным. Что она хотела-то? Предупредить? Но это было бы уже поздно. Объяснить своё неучастие в обновлениях? Но я на неё и не рассчитывал, не зная, чем она сейчас сейчас занимается.
Дискутировать с ней по поводу издательства? Бесполезно. Вспомнилось, как она мне объясняла на каких-то президентсвких выборах своё голосование за Путина: больше, мол, всё равно не за кого. А за бандита, значит, можно голосовать?
Самомнение у Ирочки зашкаливает, пожалуй.

Сашуля с Зоей возобновили свои музейные походы и посетили Музей-квартиру художника Бродского, которая им очень понравилась и собранными в ней картинами, и интерьером.
27 марта – день рождения нашего старшего внука Миши, 36 лет исполнилось. Отмечали у Ирины без Мишиного тестя, Дашиного отца и Юрочкиного деда, который надолго ушёл в море.
Я закончил написание своего самого большого обновления монографии – последнего раздела главы про ионосферу «Искусственное воздействие на ионосферу», включая большое количество литературы к нему. После этого я почти успокоился, поверив в успевание к дедлайну, и занялся обновлением ссылок на работы со своим собственным участием.
Рыбаков, осознав свою значимость для моей монографии, запросил денег на собственный компьютер, на что я и согласился без особых колебаний. Рыбаков компьютер тут же и купил в 10 раз мощнее старого. Но потом он что-то застеснялся и сказал, что просто был бы рад какому-нибудь премированию. Я про это Машу Князеву уведомил, и обещал премировать Рыбакова из личных средств.
Тем временем состоялся футбольный отборочный матч к ЧМ «Россия» - «Словения» в Сочи. В этой игре Дзюба забил два отличных гола, а словенцы ответили только одним. Но командного давления россиян не было, как справедливо заметил Динияр Билялетдинов. Следующий наш соперник по группе «Словакия» еле дома ноги унесла от … «Мальты»! 2:2! Так что борьба ещё только начинается.
29 марта я с утра пораньше отправился на яму, опасаясь скорого запрета выхода на лёд из-за тёплой погоды. Запасся хорошим карасём, но накануне не ездил, поскольку были выходные с возможными проблемами парковки. Приехал вторым, но больше никого не было, и никто не подъезжал, только на велосипеде один на лёд поехал. Мужик, приехавший раньше меня, пошёл на разведку ледовой обстановки и обещал меня подождать, чтобы не идти одному.
Я его увидел уже на льду, но недалеко от берега. И он мне сказал, что лёд очень опасный здесь на мелководьи, много промоин и-за торчавших повсюду камней, нагревавшихся солнцем. Мы с ним понаблюдали за велосипедистом, катившем свой велосипед в сторону Камня, но до него так и не добравшегося, а свернушего влево вдоль трещины в надежде где-то её перейти, и решили судьбу не испытывать, а смириться и уезжать домой восвояси.
На даче я выгрузил всё своё рыбацкое барахло из машины, и посчитал, что сезон подлёдной рыбалки закрыт. Но тут мне позвонил Сергей Анатольевич и предложил поехать в четверг в Пески на ловлю корюшки с глубины, для чего принести мне мои пустые катушечные удилища, чтобы оснастить их глубинной снастью. С чем я и согласился.
Тем временем Маша Князева разыскала с подачи Сашули Галину Васильевну Зобнину, которая, как оказалось, по-прежнему работает в редакции «Вестника МГТУ», и я с ней поговорил по телефону, предложив ей подработать по проверке английского у моей монографии. В принципе договорились, но детали ещё будем уточнять.
30 марта С.А. намотал мне прочные глубинные снасти на удочки, а Сашуля привезла домой на тележке микроволновку в подарок Любе на новоселье. С.А. отвёз нас с Сашулей и подарком к Любиному подъезду, и я впервые побывал в Любиной квартире в Разливе, где мне очень понравилось.
А потом был футбол «Словакия» - «Россия», который россияне проиграли 1:2, благодаря усилиям бывших зенитовцев Губочана и Мака, и перешли в группе на второе место после Хорватии. Черчесов зачем-то Мостовог унизил, заменив его обратно после двадцати минут
31 марта молодёжная сборная России играла заключительный матч первенства Европы с Данией после победы над Исландией и проигрыша французам. Чтобы занять первое место и выйти из группы, россиянам нужно было выиграть со счётом 2:0, на что многие почему-то и рассчитывали. Но датчане играли лихо и просто разгромили Россию со счётом 3:0. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»