Откуда берутся сюжеты

Рене Маори
Откуда берутся сюжеты? На этот вопрос можно было бы ответить однозначно – оттуда. Но такой ответ не может считаться развернутым, хотя и выглядит убедительным. На самом деле, сюжеты берутся не только оттуда, но и отсюда. Они просто валяются под ногами, просто нужно уметь их увидеть. Ну и, кроме того, нужно иметь обостренное чувство равновесия, справедливости, симметрии и хоть какую-нибудь, более или менее гражданскую позицию. Потом, через призму всего этого посмотреть на мир, и понять, что любое проявление живой или неживой природы, грозит возникновением оригинального сюжета в голове любого творческого человека.

Впрочем, изначальной необходимостью творческого процесса является не сюжет, а идея. Несмотря на то, что многие сетераторы с этим не согласны, это есть истина. А сюжет без идеи оказывается лишь вольным пересказом некоего действия, предназначенным, скорее всего, для слепых, которые не могут увидеть фильм собственными глазами. А идея – это своеобразный шампур, на который, собственно, и нанизываются куски сюжета. Цепляясь за идею, они не рассыпаются и не превращаются в неопрятную кучу малосвязанных между собой мыслей.

Идея – это субъективное оценочное отношение писателя к теме, которую он поднимает. Она может быть как абстрактно-философской, так и чувственной. Никто не запрещает выбрать мысль и думать ее на протяжении всего произведения.
Попробуем сейчас выстроить сюжет на одной свежей теме, которая сейчас занимает огромное место в нашей жизни. До такой степени огромное, что в некоторых странах даже запретили законодательно называть это явление по имени. Явление это вызывает когнитивный диссонанс, а разговоры о нем можно изобразить вот такой схемой:

-Ужас, ужас, ужас…
- Фигня, фигня, фигня…

Конечно же, я хочу поговорить о свеженаступившей пандемии, возбудителя которой мы условно назовем Ковид де Морт, потому что его имя нельзя произносить вслух. Как вам к нему относиться – разберетесь сами. Главное, не забудьте о том, что ваше отношение и есть основная идея вашего будущего произведения. А уж будет ли это ужас-ужас или, наоборот, прелесть-прелесть – решите сами. Только помните, если уж вы заикнулись, например, что это фигня, так с этой позиции пишите и весь текст. И доказывайте читателю, что так оно и есть.

На идею работает и выбранный жанр.  Можно написать сатирический памфлет про то, что «вы все врете, никакого вируса нет», а можно и совершенно реалистический героический роман о подвиге врачей.

А я хочу предложить три жанра, ныне очень почитаемых и уважаемых в среде сетевых авторов, которые никак не хотят назвать себя писателями. Наверное, стесняются, потому что где-то в тайне понимают, что никакие они не писатели, хотя и пишут буквами.

Итак. Что можно представить на эту тему в жанре любовного романа? Влюбленные, разлученные карантином общаются через Воцап. Но они так стремятся друг к другу, что однажды он не выдерживает, и как-то ночью, прикрыв лицо медицинской маской, рискуя жизнью, устремляется к ее дому. Обманув по пути патруль, скрываясь в густой тени деревьев, любуясь луной, одиноко освещающей его путь среди погашенных навеки фонарей, он подходит к знакомому подъезду и обнаруживает, что железная дверь наглухо запаяна и только в самом низу прорезано окошко, через которое не пролезет даже собака средней величины. В отчаянии он обходит дом и снизу смотрит в окно на третьем этаже, освещенное единственной свечой. При разработке этого сюжета ваша задача наслать на голову печального влюбленного как можно больше несчастий, а потом соединить эти два сердца. Как? А как угодно. Пусть, например, она спустит ему с балкона свои косы, а он уцепится в них и влезет по стене как человек-паук. Словом, все в ваших руках.

Второй жанр – фэнтези. Обычное, самое понятное каждому дураку фэнтези. То самое, которое заставляет толпы собираться под окнами того, кто называет себя автором, и рукоплескать, выкрикивая: «Про-ду! Про-ду!» Честно говоря, я до сих пор не знаю значение этого слова, но у меня есть два варианта – либо продукт, либо продолжение.

Так вот. Сначала мы, демиурги такие, создаем мир. Это совсем просто, не мне вас учить. Берем любое королевство или еще какое-то образование из раннего средневековья. Меняем все человеческие имена на специальные, сгенерированные для таких целей. Упрощаем все достижения того времени до нуля и вводим кучу магии и подобных ей существ. Потому что, если ты не знаешь предмет, о котором пишешь, лучше всего сделать вид, что ты сам все это и придумал. Потом насылаем на этот мир непонятную эпидемию. И когда подданные начинают вымирать пачками, верховный правитель находит героя и посылает его. Герой, естественно, идет. Идти он может долго, иногда это происходит почти до самого конца повествования. Но потом приходит в глухой лес со страшным названием, название выберете сами, и обнаруживает там старого эльфа, с остроконечными ушами, поросшими мхом. Единственного свидетеля того, что произошло на самом деле. Он лично был знаком с ведьмой, наварившей опасное зелье, и разославшей его в мир в пузырьках от новомодных эльфийских духов – «Фиолетовый Гондурас». (Цвет можете выбрать любой, название королевства тоже). Причина злодейства тоже в ваших руках. Но самое главное: для того, чтобы избавить подданных от этой напасти, необходимо собрать все пузырьки вместе и тогда получится артефакт, или амулет, или еще какая-то дрянь, и зараза покинет эти края. Так что героя, можно водить на протяжении, по меньшей мере, семи томов. Если пузырьков было семь. Но, конечно, их могло быть и три, или тридцать три. Все зависит от вашей готовности лить воду ээээ…. проду, не экономя слов.

Третий жанр – мой любимый. Научная фантастика. Если в первом и втором варианте можно не уметь писать и ничего не знать, то здесь, конечно, тоже можно не уметь писать, но знать кое-что нужно. Хотя бы приблизительно. По нашей теме нужно немного разбираться в микробиологии и генетике.
В данном случае нам нужно иметь в наличии либо безумного ученого, либо безумного президента. Потому что короли в НФ не котируются. Некто в некой лаборатории разрабатывает новый штамм вируса. Заметьте, не вакцину для того, чтобы предупреждать уже существующие формы, а что-то, принципиально, новое. Из чего мы можем заключить, что создается оно специально для того, чтобы кого-то убить. При помощи вирусов можно бороться с огородными вредителями, снижать популяции грызунов, а можно и снизить популяцию людей. Остановимся на людях. Первое условие – вирус должен быть человеческим, из тех, что встроившись в человеческий организм, до поры до времени никак себя не проявляют, а иногда даже приносят пользу. Почти все население Земли носит в себе те или иные вирусы, которые при благоприятных условиях оживают и начинают организм поедать. Спусковым крючком часто служит вирус иммуннодефицита. Вирус мы взяли, теперь хотелось бы увеличить его вирулентность. Для этого очень подойдет часть генома бактерии чумы, лучше всего легочной. Она заразнее и передается по воздуху. И в тот момент, когда уже почти все готово в лаборатории, назовем ее Ве… Верный путь, происходит взрыв. И недоделанный вирус утекает в народ. Техническую часть нужно описывать детально для убедительности, но одновременно, и весело, с огоньком. Как это сделано во втором томе романа «Звонок» или «Кольцо» Кодзи Судзуки.

После этого сюжетная линия может пойти по двум из предложенных путей. Либо мы попадаем в постапокалипсис, на земле остается всего лишь один миллиард людей. И они начинают строить новый мир, а заодно и выяснять причины  трагедии. И второй, более сложный. Недоделанный вирус постепенно мутирует, теряет основные свойства и встраивается в организм переболевших, где засыпает на какое-то время. Главное, чтобы переболели все. И вот тогда безумный ученый уже наверняка изобретает тот самый спусковой крючок, аналог современного ВИЧ, но передающийся по воздуху, который заставит этот вирус проснуться одновременно у всех особей, и сделает его смертельным. В этом случае повествование можно будет растянуть на несколько томов, но в конце, все равно, все или многие умрут. И придется строить новый мир почти без людей.
Сюжетов можно и еще накидать море, и только на одну эту тему. Написать можно и стихи, и рассказы, и романы, и что-то в стиле нон-фикшн – нужно только захотеть. Это очень плодородная почва, и главное очень модная сегодня тема. Так что – поторопитесь, ведь пандемия может остановиться, а вирус исчезнуть из поля зрения.

Данная запись является благотворительным актом в помощь начинающим писателям