Выше всех...

Мейхош Абдуллах
(рассказ)

     Cтояла осень... С моря дул сильный ветер. Безжалостно срывая с деревьев застрявшие в ветках последние листья, он небрежно расшвыривал их по земле. Редкие капли дождя, оставлявшие на асфальте одиночные точки по направлению ветра, предвещали скорый дождь.
Смеркалось, и все спешили поскорее добраться домой. Ведь в такую погоду хороший хозяин собаку из дома не выгонит - на улице можно встретить только тех, кто по долгу службы обязан находиться здесь или праздно шатающихся горемык, обиженных на свою жизнь. Да и те гуляют до тех пор, пока не продрогнут и не почувствуют, что холод пронизывает не только их тело, но и саму судьбу.
       … Один из этих бедолаг, гонимый холодным ветром судьбы, как ни в чем не бывало лежал на скамейке под деревом, пребывая в полудрёме под воздействием выпитой недавно дешевой водки. Конечно, он хорошо понимал, что замерзнет, но решил немного подремать, пока алкогольные пары ещё греют тело и душу. Всё равно ведь рано или поздно кто-нибудь да нарушит его покой. Именно в этот момент чей-то приказной голос скомандовал:
      - Ну-ка живо вставай!..
Вздрогнув от неожиданности, он посмотрел вокруг осовевшими глазами, но никого не увидел в поле зрения. Раздраженно что-то фыркнув себе под нос, он вновь закрыл глаза.
Голос послышался вновь:
       - Эй… ты что оглох, не слышишь?
С трудом сбросив с себя пьяное оцепенение, горемыка присел, облокотился на спинку скамьи, оглянулся и только теперь заметил нависшее над его головой грузное тело в форме полицейского. Почесав грязную бороду, он спросил:
        - А потише нельзя?.. В чём дело?! Ты кто?
Полицейский, ухватив рукой резиновую дубинку, прикрепленную на перекинутый поверх толстой шинели ремень, с презрением процедил сквозь зубы:
        - Это ты кто такой?!
Бородач хриплым голосом ответил:
        - Я-то?  Нееет, друг мой, так не пойдет… Скажи сначала, кто ты?
Конечно, полицейский прекрасно понимал, с кем имеет дело – это было видно невооруженным взглядом. Но, чтобы успокоить нервы, решил немного позабавиться и поболтать:
         - Я – сотрудник полиции,
Бородач дрожащими руками очертил в воздухе круг и вскинув в сторону собеседника указательный палец, спросил:
- А кто выше тебя, а?!
Сунув руки в карманы, полицейский гордо выпрямился.
- Выше меня?!.. Выше меня?!.. Выше меня, конечно, мой начальник. А что?
- Ага! – задумчиво произнёс мужчина и почесал затылок. Потом, словно вспомнив о чем-то, поинтересовался:
- А тогда… кто выше твоего начальника?!
Полицейский разозлился:
- Постой-постой. Да кто ты такой, чтобы устраивать мне допрос?
Бродяга заёрзал на скамейке.
- Я ещё представлюсь тебе. Ты обязательно узнаешь, кто я. Но прежде ответь на мой вопрос – кто выше твоего начальника?
Недовольно посмотрев на наглеца, полицейский тем не менее ответил:
- Конечно же - господин министр… Он стоит выше моего начальника.
- Ладно. В таком случае, кто выше него?! – спросил бородач, протянув руки к шинели полицейского и бесцеремонно потянув её за подол.
  Полицейский чуть не поперхнулся от гнева:
- Выше министра?! Хватит уже чепуху молоть! То есть как это - «кто выше министра»?
- Да…   да… Я спрашиваю, кто выше вашего министра? – повторил бродяга.
- Выше нашего министра господин президент! – отчеканил полицейский, выпрямившись еще больше.
Бродяга замолчал на несколько минут. Всё это время полицейский продолжал стоять по стойке «смирно». Решив, что вопросы закончились, он вздохнул было с облегчением.
Но именно в этот момент бродяга поднялся со скамейки, очутившись прямо у подбородка полицейского и, вытирая грязной ладонью горбатый нос, ехидно спросил:
- А кто выше президента?!
Полицейский даже вздрогнул от этого вопроса и пугливо огляделся по сторонам.
- Не болтай всякий вздор, придурок. Кто может быть выше президента?!
Бродяга, пошатываясь на ногах, заплетающимся языком пояснил:
- Гммм… Может быть, очень даже может быть…  Почему бы и нет? Подумай хорошенько, - и, показав большим пальцем вверх, на небо, многозначительно зашевелил бровями.
Полицейский стоя, как двоечник у доски, погрузился в раздумья. И вдруг, словно озаренный внезапной догадкой, радостно воскликнул:
- Выше президента Аллах…  Да… да, он - Всевышний!
Удовлетворенно хлопнув ладонью об ладонь, бродяга хрипло рассмеялся.
- Верно… Угадал. Конечно, Аллах выше президента. Тогда ответь ещё на один вопрос – а кто выше него?
Полицейский растерянно хлопал глазами. Отойдя на пару шагов, бродяга повторил свой вопрос:
- Я тебя спрашиваю – кто выше Аллаха?!
- Никто! – что было мочи заорал полицейский.
- Ага!!! Никто! – удовлетворенно подтвердил бродяга, словно именно такого ответа он и добивался, - значит, никто…  Вот ты и ответил на свой вопрос – я и есть тот самый никто!.. Слышишь? Я – Никто! А теперь ступай своей дорогой и больше не беспокой человека, который выше всех…
           Сказав это, бродяга, что-то бурча себе под нос, лег на скамейку и поудобнее устроился на ней, свернувшись калачиком.

ПЕРЕВОД
ЛЕЙЛЫ КАДЫРЗАДЕ