Опять про финскую школу

Милла Синиярви
Невымышленный реальный мир

В классе для детей с особенностями развития в пятницу в самом конце урока есть такой обычай: презентация своей личной жизни, событий прошедшей недели. Ребенок перед всеми – учениками, учителями, помощниками учителей – то есть перед аудиторией рассказывает и показывает с помощью фото и видео о себе.

Самый шумный и беспокойный мальчишка с радостью продемонстрировал свою многочисленную семью. Счастливые братья и сестры с молодым папой кувыркаются на диване. Многодетная семья – разве не есть, чем гордиться?
 
Субтильная девочка, очень педантичная и погруженная в себя оживает, показывая свой день рождения. Вот она старательно задувает свечки на торте. Мальчик-комментатор, сидящий в классе, деловито осведомляется, а всегда ли у нее такая чистая комната? Ведь у него сплошной беспорядок.
 
Другая девочка описала поминутно жизнь своей кошки. Время к концу урока, начинается викэнд, все уже почти одной ногой на улице – пора, впереди целых два выходных! Но вот очередь подошла выступить и последнему ученику, который за весь день не проронил ни слова.

Мальчик стоит перед классом, совсем не волнуясь. Он буквально захлебываясь от переполняющих его чувств рассказывает, как хоронили его дедушку. Вот он, Матти, стоит у катафалка, с которого спускают белый гроб. Комментатор-мальчик опять интересуется: «А почему гроб такой маленький?» Да нет, подходящий. Гроб что надо, отвечает Матти. А вот фото дедушки – он тогда еще живой был – на тракторе…
На меня этот урок произвел впечатление. Как грамотно работают психологи: мальчик должен проговорить и пережить свое горе. Ребенку нельзя уйти в себя. Длительная депрессия и погружение в нее может затянуться на долгие годы. А ведь это время формирования личности.
 
Вообще у меня создалось впечатление, что и я сама побывала в большой семье.