Выпуск 1. Основы русской орфографии

Варвара Кузьмина
ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА

ВЫПУСК 1. ОСНОВЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
В первом выпуске проекта пять разделов

Первый (базисный) уровень
Раздел 1. Основные положения
Раздел 2. Система русского письма
Раздел 3. Фонетические орфограммы
Раздел 4. Орфографические принципы и классификация орфограмм

Второй уровень
Раздел 5. Фонетика и фонология

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА "ОСНОВЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ»

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тема 1. Вступление
Тема 2. Что такое орфография
Тема 2. От «Правил» 1956 года до наших дней

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАРУССКОГО ПИСЬМА
Тема 1. Русский алфавит
Тема 2. Правила письма (графические правила)
Тема 3. Графические орфограммы  как дополнение к правилам

РАЗДЕЛ 3. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОРФОГРАММЫ 
Тема 1. Кто  придумывает  орфографические правила? 
Тема 2. Фонетические изменения звуков
Тема 3. Фонетические изменения не отражаются на письме
Тема 4. Постановка орфографической задачи.
Тема 5. Решение орфографической задачи

РАЗДЕЛ 4. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРФОГРАММ
Тема 1. Орфографические принципы (для буквенных орфограмм)
Тема 2. Форма написания слов и словосочетаний
Тема 3. Классификация орфограмм

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
РАЗДЕЛ 5. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ
Тема 1. Понятие о звуке
Тема 2. Гласные звуки
Тема 3. Согласные звуки
Тема 4. Основы фонологии

ШКОЛА РУССКОГО ПИСЬМА, УРОК 1

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тема 1. Вступление
Тема 2. Что такое орфография
Тема 3. От «Правил» 1956 года до наших дней

ТЕМА 1. ВСТУПЛЕНИЕ
ВАРИАНТ 1
Вы не филолог, у вас другая профессия?  Но грамотное письмо нужно каждому, это как визитная карточка.  Как можно доверять специалисту, который делает  на письме орфографические ошибки и даже самые простые запятые ставить не умеет? Он где-нибудь вообще-то учился!

Освоить правописание по справочнику Розенталя довольно сложно – это же справочник, а не учебное пособие.  Кажется, что нам предлагают  изучить и запомнить совершенно  нереальное количество правил. Но в проекте предлагается их удобная систематизация, каждое правило объясняется, а это включает ассоциативную и эмоциональную память. К тому же материал разделен на два уровня, а этого нет ни у кого.
К тому же вы можете уделить основное внимание практике, а теорию для начала не читать вовсе (потом к ней вернетесь, если будет желание). Попробуйте  изучить главную информацию, даже этого будет достаточно. (На втором уровне обычно даются  дополнительные сведения или разбирается более сложная теория.)

ВАРИАНТ 2
Русский язык – это для вас очень важно?  Вы собираетесь поступать на филологический факультет или стать журналистом, писателем? А может быть, просто любите язык – как его не любить!  Вам хотелось бы общаться на форумах и в социальных сетях с такими же увлеченными людьми?  Тогда этот проект точно для вас. Необязательно рассказывать всё, что вы узнаете, да и  нежелательно в некоторых случаях. Очень трудно убедить общество в том, что русское правописание  отражает внутренний строй языка, то есть его грамматику, фонетику, лексику.
 
Большинство пользователей уверены в том, что правила составлены некой орфографической комиссией, что их можно менять, как кому хочется. Но это не так! Возможно, еще время для другого понимания не пришло, но вы можете это понять, если приложите совсем немного усилий.  Нет ничего сложного  в русской системе правописания, все доступно и просто, а мешает только п с и х о л о г и ч е с к о е неприятие нового, как и в любой области жизни.

Люди привыкли работать только по правилам, но и в данном проекте правила – это Закон! В то же время  правила здесь сведены в систему, где каждое из них – это решение орфографической или пунктуационной задачи. А кто же придумывает эти задачи? Они возникают сами, если есть несколько вариантов письма и нужно сделать выбор.

ТЕМА 2. ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЯ
1. ОРФОГРАФИЯ (1)
Когда мы говорим об орфографии, то должны знать, о какой орфографии идет речь.
Существует орфография (1) – это с и с т е м а  русского правописания. Такая система одна, и она обычно всем нравится. Никто не жалуется на то, что ему неудобно читать грамотно написанную книгу.
Орфография как система правописания прошла длительный исторический период развития, была в своих основных положениях закреплена «Правилами орфографии и пунктуации» 1956 года и существует в практически неизмененном виде до настоящего времени, за исключением небольшого количества частных дополнений.

2. ОРФОГРАФИЯ (2)
Существует орфография (2) – это наука, о п и с ы в а ю щ а я   систему правописания. Таких описаний много, и они часто не нравятся никому. Есть официальные источники, которые всегда можно найти в Сети – это правила Розенталя и ПАС под ред. Лопатина, но это все-таки именно с п р а в о ч н и к и  по письму, а не учебные пособия. Иногда в интернете раздаются призывы: посоветуйте хороший учебник по орфографии! Чаще всего они остаются без ответа.

ТЕМА 3.  ОТ «ПРАВИЛ» 1956 ГОДА ДО НАШИХ ДНЕЙ
1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ  О  «ПРАВИЛАХ»
«Правила» 1956 года начинаются словами, которые иногда удивляют современных читателей: «После Ж, Ч, Ш, Щ не пишутся Ю, Я, Ы, а пишутся У, А, И: чудо, щука, час, роща, жир, шить». Действительно, а где же начало? Где вступительное напутствие, постановка задачи, где хоть какая-то теория?

«Правила» 1956 года – это  п е р в о е полное описание принятой системы орфографии. «Правила» содержали конкретные примеры для выбора нужного варианта письма, но в них не было ПОЛНОЙ И ДЕТАЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ всех тем, а также ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ. В предисловии отмечалось, что «Правила»  должны служить основным ИСТОЧНИКОМ для составителей учебников, справочников, словарей и энциклопедий.

2. КАК РАЗВИВАЛАСЬ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА
Составители учебников, справочников и энциклопедий времени даром не теряли, и книг по орфографии написано великое множество. Практический материал, требующий руководства, не имеет границ, и количество правил все время увеличивается, но их  все равно не хватало и не хватает.
Обычно эти правила не могут охватить все  написания  по какой-то теме и поэтому  требуют для себя по нескольку и с к л ю ч е н и й. И все это надо выучить и применить в конкретному примеру. Кому  понравится такая орфография!

Т е о р и я также не стоит на месте: к настоящему времени сформулированы как основные, так  и дополнительные п р и н ц и п ы  орфографии. Но об этих принципах, как и  о значении русского языка в целом, красиво  говорится во вступительных статьях, а дальше идут обычные наблюдения за природой русского правописания по одному и тому же принципу:  если верно А, то пишем Б.
О фонематическом  (смысловом) принципе русского письма забыто совершенно: разные фонологические школы ссорятся между собой, а фонема в виде  з в у к о р я д а   никак не помещается в практическую орфографию.

3. НАУКА И ОБЩЕСТВО
Большинству пользователей русская  система правописания  представляется в виде бесконечного  СПИСКА  различных правил и исключений, выдуманных некой гипотетической орфографической комиссией.  Правила эти, по их мнению,  не очень понятны, далеки от совершенства и нуждаются в реформировании.
Во-первых, выучить их практически невозможно, и у большинства населения грамотность имеет  ИНТУИТИВНЫЙ  характер. Во-вторых, язык развивается, и для новых грамматических форм требуются всё новые правила.

4. КАКИМ  ДОЛЖЕН БЫТЬ «ХОРОШИЙ» УЧЕБНИК ПО ОРФОГРАФИИ
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Из всего сказанного следует, что пора бы наконец представить орфографию как настоящую  н а у к у – с основными определениями и аксиомами, с четкой постановкой решаемых задач.  В «Правилах 1956 года»  принципы русского письма изложены не прямым текстом,  а в  виде  практических примеров.  Поэтому нужно понять эти и д е и, сформулировать их, а потом перейти к реализации на практике.

(1) Учебник не должен отменять существующую систему правописания (кто же ее позволит отменить!), все действующие правила должны быть сохранены.

(2) Учебник должен соотноситься также с современными правилами под редакцией Розенталя или Лопатина.

(3) Учебник должен представлять орфографию как отдельную науку, а не как микс из различных дисциплин – графики, фонетики и грамматики, они должны изучаться отдельно. Не секрет, что многие пользователи  считают правила Розенталя не только справочником по письму, но и  грамматическим справочником тоже. Фонетика же изучается на уровне  младшей школы, без «лишних» подробностей.

(4) Желательно иметь четкую ЦЕНТРАЛЬНУЮ структуру в изложении материала, например: основные определения и принципы; далее общий принцип тематического решения; далее конкретное правило по этой теме.
Одно из мнений  пользователя в качестве цитаты:  «Еще в школе я был больше "технарем". Я стараюсь рационально понять,  ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК. Я предпочитаю не запоминать формулы и правила, а понять их и вывести при необходимости ИЗ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ.


РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА РУССКОГО ПИСЬМА
Тема 1. Русский алфавит
Тема 2. Правила письма (графические правила)
Тема 3. Графические орфограммы  как дополнение к правилам

ТЕМА 1. РУССКИЙ АЛФАВИТ

1. СОСТАВ РУССКОГО АЛФАВИТА
Русский алфавит включает 33 буквы: 10 парных  гласных, 21 согласную и буквы Ь и Ъ.
К парным гласным буквам относятся гласные А–Я, О–Ё, У–Ю, Э–Е, Ы–И, которые в парных сочетаниях с согласными  обозначают один и тот же гласный звук – его мягкую и твердую разновидности, например: сад – сядь, вол – вёл.

2. РАБОТА БУКВ ПРИ ОБОЗНАЧЕНИИ ЗВУКОВ
Парные гласные буквы имеют различные функции, которые зависят от их позиции в слове.
Гласные А, О, У, Э, И (Ы) обозначают:
(1) Гласный звук в начале слова или после другого гласного: астра,  омут, улица, иней; лиана, пион, аул, поэт, кроить.
(2)  Гласный звук и твердость  предыдущего согласного: сад, стол, стул, мэр, мышь.   

Гласные Я, Е, Ё, Я обозначают:
(1) Йотированный гласный в начале слова и после другого гласного (яма, ель, ёлка, юла;  бояться, поёт, поехал);
(2) Гласный звук и мягкость предыдущего согласного  (ряд, сеть, лёд, люк, мир).
ПРИМЕЧАНИЕ

Двойная роль йотированных гласных Я, Е, Ё, Я  только кажется различной. Например, буква Я в разных позициях обозначает два похожих  звука:
(1) мягкий вариант звука [ia]  после мягких согласных: мяч.
(2) йотированный гласный [ja] в начале слова и после гласной: яма,  стоял.

Согласные  буквы используются для обозначения как твердых, так и мягких согласных звуков:  кон – конь, выбор определяется другими средствами (гласными буквами или мягким знаком).

Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков
Буква Ь применяется:
(1) для обозначения мягкости согласных (мел – мель);
(2) разделительный Ь обозначает звук Й в определенной фонетической позиции: солю – солью;
(3)  грамматический Ь  обозначает, например, грамматическое значение рода после шипящих (сравнить: плащ – м.р. и вещь – ж.р.).
 Буква Ъ используется только для обозначения звука Й в качестве разделительного знака:  подъезд, адъютант, объём, двухъярусный.

ТЕМА 2. ПРАВИЛА ПИСЬМА  (ГРАФИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА)

1. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
Мягкость согласных на письме обозначается:
(1)  с помощью парных гласных букв А–Я, О–Ё, У–Ю, Э–Е, Ы–И, если за согласным следует гласный звук:  рад – ряд, лук – люк, мыл – мил;
(2)  с помощью  Ь на конце слова или перед другим согласным:  кон – конь, мел – мель, кров – кровь, банка – банька, уголки – угольки.

2. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКА Й
Звук Й на письме обозначается:
(1) с помощью гласных букв Я, Ё, Ю, Е в начале слова или перед гласным: яма, ёлка, юбилей, рояль, поезд;
(2) с помощью буквы Й на конце слова или перед другим согласным: май, майка;
(3) с помощью разделительных Ь и Ъ (мягкого и твердого знаков) и букв Я, Ё, Ю, Е, И: семья, колье, воробьи, предъявить, въехать.

Кроме этого, в виде исключения существуют частные способы обозначения звука Й в таких словах, как майор, фейерверк, батальон.
ПРИМЕЧАНИЕ. Буква  Й – «И краткое» –  раньше называлась «И с краткой», то есть с дужкой над буквой.

3. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАСНЫХ БУКВ Э/Е/Ё
С одной стороны,  парные гласные буквы  составляют симметричную систему: 5 гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами (с учетом мягкой и твердой разновидности гласного).
С другой стороны, симметрия этой системы реализуется не до конца, так как «молодые» гласные буквы Э и Ё употребляются не во всех фонетических позициях. Соответственно, существует группа  п  р а в и л, регулирующих использование этих букв.
 
– Не все знакомы с таким понятием, как правила русского письма, или графически правила.
– Эти правила существуют,  и все о них знают, просто они не изучаются в совокупности,  в качестве единой системы.

ТЕМА 3. ГРАФИЧЕСКИЕ ОРФОГРАММЫ КАК ДОПОЛНЕНИЕ К ПРАВИЛАМ
В идеальном случае правила письма должна задавать однозначное соответствие между звуком и буквой. Русская графика была бы таким идеальным вариантом  при соблюдении следующих условий:
(1) шипящие Ж, Ш, Ч, Щ и звук Ц должны быть парными по твердости/мягкости (что невозможно);
(2) при обозначении звука Й должен использоваться один знак, например разделительный Ь (что возможно);
(3) буквы О/Ё и Э/Е должны писаться по общим правилам, как и другие парные гласные А/Я, У/Ю, Ы/И  (что практически невозможно).

Так как названные условия не соблюдаются, то правила письма дополняются графическими орфограммами: (1) гласные после шипящих и Ц; (2) Ь после шипящих; (3) разделительные Ь и Ъ; (4) особенности употребления букв Э/Е/Ё.
В итоге мы получаем искомую  о д н о з н а ч н о с т ь  системы письма.

РАЗДЕЛ 3. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОРФОГРАММЫ 
Тема 1. Кто  придумывает  орфографические правила? 
Тема 2. Фонетические изменения звуков
Тема 3. Фонетические изменения не отражаются на письме
Тема 4. Постановка орфографической задачи.
Тема 5. Решение орфографической задачи

ТЕМА 1. КТО  ПРИДУМЫВАЕТ  ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА? 
Орфография переводится как «пиши правильно», но разве можно написать  неправильно?  Рассмотрим, к примеру,  слово «пол». Если мы знаем буквы алфавита и способы обозначения звуков (правила письма), то это слово мы записываем по слуху и никакие дополнительные  правила для этого не нужны.
А если взять слово дуб? И вот здесь уже без  правила не обойтись.  Парный согласный (б)  на конце слова произносится как (п), так какой буквой будем его обозначать? 

Соответственно,  можно сделать вывод: орфография (правильное письмо) связано С  ВАРИАНТАМИ. При наличии вариантов приходится делать выбор, а выбор делается по правилам.  (Кстати, это касается и графических орфограмм, также связанных с вариантами.)

В данном случае правило звучит так: Парные согласные в конце слова произносятся всегда глухо, поэтому такие слова требуют проверки. Для этого побирается форма слова, где после согласной находится гласный (обычно окончание на гласную): дуб – дубы.  Перед гласной согласный звук не меняется и произносится всегда «правильно».

Мы рассмотрели односложные слова,  некоторые из которых  можно написать по слуху без правил. Но если взять двусложные или многосложные слова, то в них ударение падает только на один слог, а остальные гласные являются безударными.
И вот безударные гласные меняются всегда. Безударный звук произносится менее отчетливо, с меньшей длительностью, а иногда и вовсе заменяется другим звуком, то есть меняется КАЧЕСТВЕННО. Так появляются варианты при выборе правильной буквы: А или О, Е, И, или Я?

Чтобы проверить букву, слово надо изменить так, чтобы проверяемый звук находился под ударением: тр(а)ва – травы,  г(а) ра – горы. Поэтому это еще одно правило, основанное на наличии вариантов: звук О в безударной позиции произносится как А. Причина вариантов – ФОНЕТИЧЕСКИЕ изменения звуков в устной речи, соответственно, такие правила (орфограммы) называются фонетическими.

ТЕМА 2.  ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ
1. Большинство буквенных орфограмм в русском языке являются фонетическими. Но возникает вопрос: для чего мы меняем звуки, осложняя понимание смысла слова? Например, слова прут и пруд произносятся одинаково как пру(т), как же их различить?

2. Фонетические изменения звуков связаны с удобством произношения. К примеру, звук О – напряженный звук с более сложной артикуляцией, а звук А произносится естественно, без особых энергетических затрат. Другим вариантом с удобным произношением  является звук И, который произносится в безударных слогах после мягких согласных:  р(и)бина – рябина,  л(и)сной – лес.

3. Выговаривать звонкий парный согласный на конце слова тоже неудобно (приходится включать голосовые связки), а рядом стоящие парные согласные удобно произносить одинаково (звонко или глухо): сказка – ска(с)ка, сделать –  (з)делать. Мы частично жертвуем смыслом, надеясь на косвенные признаки для различения слов (контекст, например), но при этом наша речь плавная и удобная.  Так, московское «аканье»  стало считаться общелитературной нормой произношения.

ТЕМА 3. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕ ОТРАЖАЮТСЯ НА ПИСЬМЕ
Фонетические изменения не отражаются на письме – буквами мы обозначаем звуки, полностью ответственные за смысл слова. Такие звуки называются ФОНЕМАМИ  (условно их можно назвать смысловыми звуками).  Поэтому русское письмо смысловое, а в основе орфографии лежит ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП.

Минимальной значащей (смысловой) единицей слова  являются морфемы – приставки, корни, суффиксы и окончания, при этом основной смысл слова передает корень как главная морфема.

Все  морфемы состоят из смысловых звуков – фонем, однако при образовании слова часть звуков меняется. Гласные изменяются (редуцируются) в безударных слогах, а согласные меняются на стыках морфем – оглушаются, озвончаются, смягчаются, также с ними происходят более значительные изменения. На письме необходимо проконтролировать исходный состав каждой морфемы.

ТЕМА 4. ПОСТАНОВКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ.
Позиции звука, где возможно его изменение, называются СЛАБЫМИ, в отличие от СИЛЬНЫХ позиций, где изменения невозможны.  В слабых позициях находятся орфограммы – звуки, требующие контроля. Их положение ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНО: для гласных  это все безударные позиции, а для согласных – нежелательные контакты с некоторыми другими  согласными.

Сильная позиция звука, когда  не требуется проверка, – это ударная позиция для гласных и положение согласных перед гласной.
При постановке орфографической задачи  мы определяем слабые позиции звуков в слове.

ТЕМА 5. РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Решение орфографической задачи делается ДЛЯ КАЖДОЙ МОРФЕМЫ в отдельности с учетом ее смысла. Мы восстанавливаем исходный звуковой состав морфем и только тогда обозначаем звуки буквами. Таким образом, в основе решения лежит МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП – условно говоря, мы записываем не слова, а морфемы, определяя значение каждой из них.

Контроль звукового состава  морфем делается ОДНИМ ИЗ ТРЕХ СПОСОБОВ: проверка, контроль по словарю, выбор буквы по правилу.При проверке мы подбираем родственное слово или форму слова, где проверяемый звук находится в сильной позиции – под ударением или перед  гласной: река – реки,  березка – береза, резкий – резать. Если такую проверку сделать невозможно, то слово проверяется по словарю.

РАЗДЕЛ 4. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРФОГРАММ
Тема 1. Орфографические принципы (для буквенных орфограмм)
Тема 2. Форма написания слов и словосочетаний
Тема 3. Классификация орфограмм

ТЕМА 1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ (ДЛЯ БУКВЕННЫХ ОРФОГРАММ)

1. ЕДИНСТВО ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПОВ ПИСЬМА
Русская орфография основана на фонематическом и морфологическом принципах, которые тесно связаны между собой.

Согласно фонематическому принципу, буквами обозначаются только звуки в сильных позициях (смыслоразличительные звуки, или фонемы). Фонетическое чередование звуков не отражается на письме.

Морфологический принцип письма  состоит в том, что морфемы в различных словах  сохраняют  свой буквенный состав.  Например, корень постоянного буквенного состава  ГОР в словах гора, гористый, пригорок передает основное значение всего семейства родственных слов.
Но постоянный буквенный состав морфем соответствует их постоянному фонемному составу. Таким образом, морфологический принцип непосредственно следует из фонематического принципа.

При ПОСТАНОВКЕ орфографической задачи на первый план выдвигается  фонематический принцип, который определяет слабые и сильные позиции звуков. При РЕШЕНИИ орфографической задачи важную роль играет морфологический  принцип, так как мы восстанавливаем исходный звуковой состав каждой морфемы.

2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ БУКВЕННОЙ ОРФОГРАФИИ
Кроме указанных принципов, в виде исключения применяются фонетический,  грамматический,  традиционный и дифференцирующий принципы письма.

В приставках на З/С выбор согласного делается по слуху согласно ФОНЕТИЧЕСКОМУ принципу:  истратил – звук С и буква С;  измерил – звук З и буква З.
На конце некоторых слов пишется ГРАММАТИЧЕСКИЙ  мягкий знак: например, в слове рожь  мягкий знак обозначает женский род существительного.

Употребление буквы Ы после Ц (цыган, птицы) является ТРАДИЦИОННЫМ, так как никак не объясняется в современном языке. К традиционным написаниям относятся и все орфограммы, связанные с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова.

ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЙ принцип действует, например,  при различении глаголов и существительных: ожог на руке – существительное, ожёг руку – глагол, а также в следующих примерах: компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

ТЕМА 2. ФОРМА НАПИСАНИЯ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

1. ОБОБЩЕННОЕ  ЗНАЧЕНИЕ ФОРМЫ НАПИСАНИЯ
Существование различных форм  написания слов является составляющим элементом графической системы языка. Каждая из трех форм написания – это своеобразный знак, который должен  соотноситься с определенным обобщенным значением:
(1) слитная форма используется для написания слов, составляющих лексику языка;
(2)  раздельно пишутся различные словосочетания, входящие затем в состав предложений;
(3) дефисная форма является промежуточной и применяется для написания слов, тесно связанных между собой по смыслу, но сохраняющих некоторую самостоятельность.

Выбор формы написания обычно делается при наличии парных вариантов со сходной структурой. Так как формы написания слов не выбираются по слуху, то они изначально являются орфограммами.   Решаются такие орфограммы с помощью правил, а также дополнительного грамматического и семантического анализа.  Эти орфограммы представляют наибольшую трудность и поэтому изучаются преимущественно в старших классах школы.

ТЕМА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРФОГРАММ
Прежде всего, орфограммы делятся на  б у к в е н н ы е   орфограммы и орфограммы, связанные с выбором  ф о р м ы  написания,  – слитной, раздельной или дефисной. Буквенные орфограммы,  в свою очередь,  делятся на  т р и  г р у п п ы.

Первая группа – это  г р а ф и ч е с к и е  орфограммы, или орфограммы письма. Во вторую группу входят  ф о н е т и ч е с к и е  орфограммы, которые связаны с фонетическим чередованием звуков. И наконец, третью группу составляют орфограммы, определяющие выбор строчной или  п р о п и с н о й буквы.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

РАЗДЕЛ 5. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ
Тема 1. Понятие о звуке
Тема 2. Гласные звуки
Тема 3. Согласные звуки
Тема 4. Основы филологии

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О ЗВУКЕ
Фонетика – это учение о звуковой стороне языка, где  основное внимание уделяется физическим характеристикам звуков – их видам и  акустическим свойствам, способам образования и применения.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Звук – это упругая волна, которая распространяется в виде  периодического сгущения и разрежения воздуха.
Основной характеристикой  звука является  высота, которая связана с частотой колебания: чем больше частота, тем выше звук.
Сила звука измеряется количеством силовой энергии, проходящей через единицу площади в единицу времени, и зависит от амплитуды колебания.

2. ДВА ВИДА  ЗВУКОВ
Звуки бывают двух видов.
Если звук имеет ясно выраженную частоту колебания, то он называется музыкальным звуком, или тоном. Музыкальные звуки возникают, например, при колебании струны.
 
Если колебание происходит с меняющейся частотой, то такой звук приравнивается к шуму. Источником шума являются, например,  различные движущиеся предметы.

3. ЗВУКИ РЕЧИ
Звуки речи также могут быть тоном (его называют голосом) или  шумом, а также являться сочетанием голоса и шума.
Источником голоса служат голосовые связки, которые приводят в движение воздушные массы в полости гортани и рта.  Частота этих колебаний модулируется с помощью различного положения органов речи.   Шум создается при прохождении воздухом различных препятствий – например, при разрыве  смычки языка и нёба.
По соотношению голоса и шума звуки делятся на гласные и согласные звуки.

ТЕМА 2. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

1. АКУСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Гласные звуки состоят только из голоса: при их произношении работают голосовые связки,  а воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий.
Возникший в гортани  сложный тон видоизменяется в ротовой полости. Вид  (качество) гласных звуков зависит от получаемой в конечном итоге их частотной характеристики.
 Если гласный  звук  записать на спектрографе, то мы получим спектрограмму, на которой дается распределение звуковой энергии по частотам, например:
звук О:   500 гц и 1000 гц, соотношение 1:2; звук А: 800 гц и 1600 гц, соотношение 1:2; звук И: 500 гц и 2500 гц, соотношение 1:5.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, Э, Ы, И. Вид гласного задается двумя основными характеристиками: рядом и подъёмом. Выделяется передний, средний и задний ряд для положения спинки языка, а также верхний, средний и нижний его подъем.
ПРИМЕЧАНИЕ
(1)  Гласный У является лабиализованным (огубленным) – при его произношении губы сближаются, округляются и вытягиваются вперед.
(2)  На схеме, кроме основных гласных А, О, У, Э, Ы/И,  обычно указывают и  редуцированные гласные  звуки  (ИЭ, ЫЭ, Ь, Ъ),  которые произносятся в безударных позициях.

ТЕМА 3. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

1. АКУСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Согласные звуки состоят из шума или из голоса и шума.  При их произношении воздушная струя преодолевает различные препятствия, а голосовые связки могут работать или не работать. Препятствия гасят энергию звука, поэтому  по своим энергетическим характеристикам эти звуки слабее гласных.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ  ПО МЕСТУ И СПОСОБУ ОБРАЗОВАНИЯ
Классификация согласных звуков проводится по трем основным показателям: а) место и способ образования; Б) глухость или звонкость; В) мягкость или твердость.
Классификация согласных звуков по месту и способу образования (упрощенный вариант). ПО месту  образования  различают губные, переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные, а по способу образования они делятся на щелевые и смычные.

ПРИМЕЧАНИЕ
(1)  Щелевые (фрикативные) согласные  (В, Ф, З, С, Ж, Ш, Щ, Й, Х) образуются при трении воздушной струи о края сближенных органов речи. При произношении боковых щелевых согласных (Л) воздух проходит между боковой частью языка и зубами.  Смычные (взрывные)  согласные включают момент полного сближения органов речи, при этом:
(2) Носовые согласные  (М, Н) произносятся при полном замыкании ротовой полости и выходе воздуха через нос, а небная занавеска, соединяющая ротовую и носовую полость, опускается.
(3) Дрожащие согласные  (Р) произносятся путем вибрации кончика языка и его смыкания и размыкания с альвеолами.
(4) Для взрывных согласных  (Б, П, Д, Т) после смыкания органов речи происходит их резкое размыкание;
(5) Для аффрикат (Ц, Ч) предварительно сомкнутые органы затем только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха. Аффриката – это смычной звук, переходящий во фрикативный звук.

– И зачем в орфографии нужна эта подробная классификация?
– С первого взгляда кажется, что не нужна, но  при изучении различных тем  нам не раз придется рассуждать  о том, как  в е д у т  с е б я  при встрече различные согласные.  Например,  сочетания ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах произносится как ЦА и поэтому не различаются на слух. Дело в том, что аффриката Ц складывается из двух звуков – смычного Т и фрикативного С.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПО ЗВОНКОСТИ/ГЛУХОСТИ
(1) Согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голосовых связок при их произношении. Звонкие согласные состоят из голоса и шума,  а глухие согласные – только из шума.

(2) Часть согласных образуют пары звонких и глухих согласных: Б–П, В–Ф, Г–К, Д–Т, З–-С, Ж–Ш. Эти согласные одинаковы по месту и способу образования и отличаются только наличием или отсутствием голоса.

(3)  К непарным глухим согласным относятся Х, Ц, Ч, Щ, а к непарным звонким  согласным – Л, М, Н, Р, Й.

(4) Непарные звонкие согласные Л, М, Н, Р, Й называются  с о н о р н ы м и  – по своим характеристикам они похожи на гласные, так как  в них много голоса и мало шума. Все остальные звуки относятся  к  ш у м н ы м   согласным (только шум или много шума и немного голоса).

4. КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПО ТВЕРДОСТИ/МЯГКОСТИ
(1) Твердые и мягкие согласные различаются артикуляцией:  произношение мягкого  варианта сопровождается дополнительным  п о д н я т и е м   передней часть языка к твердому небу и смещением его в переднюю часть ротовой полости.

(2) Согласные звуки образуют 15 пар твердых и мягких звуков. Таким образом, из 36 согласных непарными остаются 6 звуков: только твердые Ж, Ш, Ц и только мягкие Ч, Щ, Й.

5. ОСОБЫЕ ГРУППЫ СОГЛАСНЫХ
При изучении орфографии следует обратить особое внимание на следующие группы согласных:

Группа 1. С о н о р н ы е  согласные  Л, М, Н, Р, Й, которые противопоставлены другим (шумным) согласным.

Группа 2. П а р н ы е  звонкие-глухие  согласные Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш.

Группа 3. Ш и п я щ и е   Ж, Ш, Ч, Щ и  Ц  как непарные по твердости-мягкости согласные. Кроме того, шипящие звуки взаимодействуют с зубными звуками, что приводит к их взаимному изменению (например: сжать произносится как (ж)жать.

Группа 4. З у б н ы е   согласные Д, Т, З, С, Л, Н, Ц – эти  согласные имеют одинаковое место образования (кончик языка упирается в основание передних зубов) и значительно влияют друг на друга при встрече, что приводит к фонетическим изменениям различного рода.
Например: зонт – зонтик – смягчение зубного Н перед Т в сочетании НТ; солнце – зубный звук Л в сочетании ЛНЦ не произносится; одеваться и одевается  – сочетания ТЬСЯ и ТСЯ произносятся как ЦА и не различаются на слух.
 
– Знание особых согласных тоже нужно для орфографии?
–  Да, иметь представление об этих согласных необходимо, так как с их особыми свойствами  связан целый ряд орфограмм.

ТЕМА 4. ОСНОВЫ ФОНОЛОГИИ

1. ВСТУПЛЕНИЕ
Русское письмо имеет фонематическую природу, однако фонема не изучается в школе. Дело в том, что фонологическая теория настолько сложна, что  применить ее на практике не представляется возможным. С другой стороны, нельзя составить полноценное описание русской орфографии без этого понятия.

В данном учебном проекте используется не официальная теория, а ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ, которая максимально проста по содержанию (доступный возраст 7+), но при этом позволяет решать практические задачи буквенной орфографии на качественно новом уровне.

2. ФОНЕМА КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Фонема определяется как СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК, который также можно назвать ЗВУКОМ-ЗНАКОМ или СМЫСЛОВЫМ ЗВУКОМ.

Фонологический состав русского языка практически совпадает с фонетическим составом, то есть любой звук может вступить в роли фонемы. Исключением является звук Ы, который входит в состав фонемы И, то есть твердая и мягкая звуковые формы И и Ы составляют один звук-знак И, а также некоторые другие частные моменты.

3.  МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО СЛОВА
Слово образуется следующим образом. Сначала из смыслоразличительных звуков, или фонем, складываются морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания), состоящие только из фонем, затем из морфем складывается слово.
 
Мы получаем модель идеального слова, которое также состоит только из фонем. Звуковой состав такого слова будет соответствовать его буквенному составу – это так называемое «орфографическое чтение», например: гор-а, при-гор-ок, гор-ист-ый.  Но в реальной речи такое чтение не применяется.

4. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ В РЕАЛЬНОМ СЛОВЕ
С точки зрения фонетики в реальном слове, составленном из исходных морфем,  гласные и согласные звуки претерпевают значительные изменения.
Прежде всего, в слове появляется  у д а р е н и е,  а следовательно, можно выделить безударные гласные.   

Попадая в безударную позицию, гласный звук меняется количественно (он становится менее длительным), а также качественно. Например, после твердых согласных произносятся звуки, напоминающие А или Ы или нечто среднее между ними;  после мягких согласных  произносится звук, похожий на И. Фактически идет  у п р о щ е н и е  артикуляции гласного звука,  с н и ж е н и е  его энергоемкости.
 
Согласные звуки, стоящие на стыке морфем, также меняются: они оглушаются, озвончаются, смягчаются или претерпевают более значительные изменения, и все эти изменения связаны с удобством произношения.

5. ЗВУКИ С НЕПОЛНОЙ РАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ
С точки зрения фонологии  в реальном слове происходит не только фонетические, но ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ изменения звуков. Это объясняется тем, что измененный звук не относится к одной определенной фонеме, а может замещать несколько разных  фонем.

Например, редуцированный звук  (похожий на звук А)  в безударной позиции может представлять  фонемы О и А: гОры – г(а)ра, трАвы – тр(а)ва. Согласный звук Т на конце слова представляет фонему Т или Д: пруды – пру(т), прутья – пру(т). Таким образом, измененный звук имеет  н е п о л н у ю   различительную способность . Именно эти звуки проверяются на письме.

6. ФОНЕМА В ЯЗЫКЕ И В УСТНОЙ РЕЧИ
(1) Фонемный состав определяется в каждом языке, к примеру,  в английском языке  20  гласных фонем, в то время как в русском языке их только пять. Но там 8 дифтонгов (двойных звуков), также гласные фонемы различаются по длительности звука – короткий и долгий звук в английском языке разные фонемы, в то время как в русском протяженность звука не является признаком для различения фонем.

(2) Но особое значение фонемы в русском языке связано с устной речью, так как наше УДАРЕНИЕ ПОДВИЖНОЕ и может меняться в разных формах одного слова или в родственных словах.

Именно с этим фактом связано ПОЗИЦИОННОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ, когда гласный звук попадает то в слабую, то в сильную позицию и при этом меняется качественно и количественно. Соответственно, полной смыслоразличительной функцией обладает только ударный звук, а  ПРОВЕРКА звука делается приведением его в сильную позицию. Ничего этого не наблюдается в языках, где ударение неподвижно.

Проверка согласных фонем также основана на постоянно действующих законах фонетических изменений – звук не меняется в положении перед гласным, слабые позиции измененных звуков заранее известны. Все эти факты лежат в основе  фонемной теории русского языка.

7. МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОГО СЛОВА И ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ОРФОГРАММ
С моделью реального слова  мы имеем дело, когда делаем фонетический разбор. Буквенные орфограммы решаются путем восстановления исходного звукового состава морфем. В качестве примера рассмотрим написание слова  р а з в е д к а.

ПОСТАНОВКА  ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Шаг 1. Выполняем  звуко-буквенную запись слова: обозначим буквами звуки в сильных позициях (фонемы) и заключим в скобки звуки в слабых позициях, которые требуется проверить:  Р(А)ЗВЕ(Т)К(Ъ) – в слове три звука в слабых позициях.
Примечание. Парные согласные не меняются перед гласными и звуком В (это сильная позиция).
Шаг 2. Делим слово на морфемы: разведка:  Р(А)З – ВЕ(Т) – К – (Ъ).
 
РЕШЕНИЕ   ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Это восстановление звукового состава  каждой морфемы:
(1) Приставка РАЗ пишется по слуху (фонетический принцип письма применяется как исключение).
(2) Корень ВЕД  (проверка звука Д: разведка –  разведать), 
(3) Окончание А  (существительное 1-ого склонения, начальная форма), Ъ;А.