Барышня-крестьянка Анонс

Татьяна Аленчикова
   

      Повесть «Барышня-крестьянка» написана А. С. Пушкиным в поместье Болдино (Нижегородская область)  в 1830 году. Вошла последней в «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
      По окончании холерного карантина в Москве период «Болдинской осени» для Пушкина закончился и он наконец-то смог поехать в Москву устраивать свою женитьбу на Наталье Гончаровой.

      Действие повести происходит в   отдаленной российской губернии летом-осенью 1828 года.
      В это время в России дворянин мог жениться (с обрядом венчания) на своей крепостной. Такие случаи были, но чрезвычайно редко. Чтобы жениться на чужой крепостной, нужно было её  выкупить.

      Наиболее известен  брак  графа Николая Петровича Шереметьева и его крепостной,  актрисы Прасковьи  Ивановны Яковлевой (Жемчуговой ). Брак был оформлен и освящён в церкви  в 1801 году. В 1803 году, после смерти Прасковьи от чахотки  вскоре после родов, Шереметьев получил от императора разрешение на   присвоение своему новорождённому сыну дворянства.
      Таким образом, в наш современный сценарий по повести считаем необходимым ввести эпизод о браках между крепостными и дворянами во времена А. Пушкина.
Для этого добавляем диалог Лизы и Насти в начало картины №22.Полный сценарий находится на этой странице в разделе "пьесы".

------

Лиза.
выходит с письмом. Звонит в колокольчик,

Настя.
 (входит)  Да, барышня?

Лиза.
Послушай, что Алексей пишет!
                "Милая Акулина!
        Сегодня батюшка, грозил мне проклятием и разорением, коли я не женюсь на барышне вашей, Лизавете Григорьевне.
Я люблю только тебя,  Ангел мой, Акулина! По сему, предлагаю тебе руку и сердце моё. А жить мы будем своими трудами.
Навеки твой, Алексей Берестов."   
       Ну, что скажешь?

Настя.
Барышня, а что, Алексей Берестов будет просить у кузнеца руки его дочери?

Лиза.
Нет, он будет просить руки  крестьянки у её барина.

Настя.
То есть, будет просить для Акулины вольную или купит?

Лиза.
Как я всё запутала, притворяясь крестьянкой. Стыдно то как! А вдруг Алёшенька не простит  обмана?

Настя.
Простит. непременно простит.

Лиза.
Нужно что-то срочно делать. Может, поехать самой сейчас к Берестовым и всё объяснить? Что же мне делать? (уходит в свою комнату)


____


     Анализ современных постановок и экранизаций повести «Барышня-крестьянка» показал невнимание сценаристов к тексту А. Пушкина.  Мы постарались избежать ошибок предшественников.
     Главная ошибка современного подхода к постановке повести - зрителей убеждают, будто  Алексей едет в финале к Муромскому, чтобы отказаться от руки его дочери Елизаветы Григорьевны.
 
Но это не так!

 Алексей Берестов  очень решительно собирается изменить свою жизнь. Он едет,  чтобы   уговорить Муромского отдать ему в жёны крепостную крестьянку Акулину!

 Алексей  готов жить без помощи своего богатого папеньки, готов жить своими трудами!

Мы в  своей постановке постараемся не пропустить ни одного замечания автора повести.
Особенно раздражают костюмы и виды поместий Муромских и Берестовых как в декорациях, так и на натурных съемках, которых много в интернете. Ведь у Пушкина все очень точно описано.
У Муромского —« прилучинский замок», одежда по последней аглицкой моде. У Берестова — поместье по собственным чертежам,  коляска ручной работы, одежда — сюртук из сукна  собственной фабрики или куртка плисовая с сапогами.
 
      В фильме 1995 г. у Берестова и одежда и дом больше напоминают царский дворец.  Лиза-Акулина в лес идёт в зеленом шелковом сарафане с накладными карманами на  груди. А в сцене, где Лиза играет Бетси, она вообще появляется в мини-платье и панталонах, как маленький ребенок!
 
     Итак, мы предлагаем свой спектакль по своему собственному сценарию, и надеемся,  что  бережное отношение к истории и литературе поможет вашему путешествию на «Машине времени».