Под тусклым торшером. Наброски памяти
Сейчас, когда она не стесняется называть себя старой, она занята воспоминаниями.
О чем может вспоминать человек на закате своей жизни? Те, кто еще молод, уверяют, что вспоминать надо только хорошее.
- Да, это так,- соглашается она.
Хорошее награждает в старости состоянием покоя и позволяет ночью уснуть с улыбкой на губах.
А хорошего в ее жизни было достаточно. И в том числе счастливая и безоблачная юность.
Когда сон долго не приходит, она, лежа в постели и закрыв глаза, вспоминает свою юность.
Оказывается, она помнит до мелочей фасоны всех своих платьев, которые шила ей мама, портиха-самоучка. А мама шила отлично из единственно доступных в те времена шерсти, кашемира, ситца, креп-жоржета и парчи. Ткани были натуральные, сминались, конечно, но их исправно гладили чугунным утюжком, который нагревался на газовой конфорке.
Позже она сама шила себе наряды по маминым выкройкам.
В институте, где она училась, всегда обращали внимание на ее тоненькую фигурку в обязательно приталенных платьицах с роскошными юбками-клешами. На танцевальных вечерах эти юбочки так красиво кружились вокруг ее стройных ножек…
Она поворачивалась на другой бок, закрывала глаза и видела даже цвет и очаровательные рисунки тех тканей.
Она слышала музыку, которая лилась из колокола усилителя - простенькие, но до чего же миленькие песенки и мотивы.
… Потом появлялся стройный юноша. Он ни на шаг не отходил от нее на этих вечерах.
Так они познакомились и вскоре поженились.
Знаете, тогда влюблялись как-то нежно и робко в таких, какими все были в действительности, в юных, непосредственных, с лицами, которыми наградила природа, со своими оригинальными губами, носами, бровями. Тогда не стремились соблазнять юношей обнаженными ножками и глубоким декольте. Было неприлично обнажать даже свои хорошенькие коленки.
"Да, нас любили неискушенными в кокетстве, естественными и искренними, такими, какими мы были".
Она улыбнулась пришедшей на ум фразе - "у женщины должна быть какая-то тайна"- и поймала себя на старушечьем ворчании.
Конечно, прошедшая молодость всегда и во все времена считает себя более моральной, чем все последующие.
Но воспоминаниям не прикажешь.
Сейчас третий час ночи. Она сидит в кресле под тусклым торшером.
Сегодня воспоминания вызывают у нее щемящее чувство сожаления - исправить ничего уже не возможно.
Говорят, что каждый учится на своих ошибках. Но бывает, что учиться уже поздно. Остается сожалеть…
Она сожалела, что недостаточно нежна была к людям, с которыми рядом прожила много-много лет.
Ей жаль было теперь свою бабушку, неграмотную крестьянку, битую мужем, девять раз рожавшую и шесть раз хоронившую своих детей, оставшуюся в одиночестве «под немцами», когда похоронила забитого полицаями мужа, оторванную от церквей и икон и жившую потом в городе среди убежденных коммунистов и безбожников, потерявшую свой нательный крестик и вспомнившей о нем на смертном одре.
Только сейчас, в своей собственной старости, изъездив пол мира, она вдруг поняла, какой беспросветной была жизнь этой женщины.
Только теперь она осознала, какой трудной была жизнь ее матери, замкнутая на мужа, детей, а затем и внуков. Будучи старшей дочерью в семье, мать защищала всех от побоев пьяного отца, нянчила младших сестер и братьев, хоронила не выживших, носила воду из криницы за пол версты в двух ведрах на коромысле в малюсенький домишко без водопровода и прочих удобств.
Мать спасала дочерей в эвакуации от болезней и недоедания, потом в товарняках возвращалась с ними домой, проехав пол страны.
Мать обшивала всю семью, стирала, гладила, готовила, варила, пекла, кормила семью и больного мужа, вернувшегося с фронта.
Мать безумно любила своих внуков, нянчила их, с трудом передвигаясь на своих больных ногах.
Сидя по ночам в кресле под тусклым торшером ее старая дочь понимает, что не всегда была справедлива к этой женщине, своей матери.
Только в собственной старости человек понимает, как это больно быть стариком без внимания, нежности и ласки тех, ради кого он жил на этом свете…
Но исправить уже ничего невозможно.
Раскаяние - это и есть наказание в старости за свои ошибки, которые исправить уже поздно и невозможно.
10.04.2021
© Copyright:
Раиса Брайнина, 2021
Свидетельство о публикации №221041001309