В нашенской квартире коммунальной

Татьяна Аленчикова
               
                по пьесе " Покровские  ворота"   Леонида Зорина
                в сценической редакции Романа Каюмова
Действующие лица:
1. Хоботов Лев Евгеньевич, бывший муж Маргариты Павловны
2. Людочка, медсестра
3. Маргарита Павловна
4. Ефимов Савва  Игнатьевич, будущий муж Маргариты Павловны
5. Велюров Аркадий  Варламович, артист эстрады
6. Светлана Новицкая, начинающая артистка эстрады
7. Костик, аспирант-историк
8. Алиса Витальевна, тётя Костика
9. Анна Адамовна, знакомая Костика
10. «Люди в белых халатах»
 
                1. Картина. (Велюров — Света)
Авансцена

  (велюров поет частушки)

Велюров
                Я мозаики страшный любитель
                и к тому же приличный поэт,
                посылаю тебе, милый зритель,
                свой сердечный  эстрадный привет.               
Когда выходишь на эстраду,
         стремиться надо к одному:
          всем рассказать немедля надо
          кто ты, зачем и почему.

Позвольте представиться, Аркадий Велюров, артист эстрады,  мой жанр - конферанс и сатирические куплеты.
 
(поёт) Говорят, куплеты вроде
в наши дни - уже не в моде.
Только разве дело - в моде,
если любят их в народе?

Быть здоровыми хотите?               
Упражненья лёгкие.
Ежедневно хохочите -
развивайте лёгкие.
В воскресенье еле-еле
в электричку пробрались.
На меня две тётки сели
и кричат: «Не шевелись!»


Сегодня в нашем концерте дебют. Выступает молодая, но многообещающая артистка Светлана Новицкая! "Экспрессия юности"
 
музыка "Ленинградский рок-н-ролл" Светлана исполняет свой номер. Велюров дарит ей букет

Велюров.
С прекрасным дебютом! ( целует ей руку)

Светлана уходит.( Шум аплодисментов )

Велюров.
 « Ах, эта девушка меня с ума свела,  разбила сердце мне, покой взяла»


               2. Картина. (Велюров-Хоботов-Марго-Савва-Костик-Алиса      Витальевна)
Коммуналка.

Велюров.
(садится на сундук) А вне искусства...я - обитатель вот этой коммунальной квартиры,  где жизнь звенит, рокочет, гудит, как растревоженный улей, ни минуты покоя...

Костик.
(выходит) Покой нам только снится, Аркадий Варламович!
(апарт)   Константин Ромин. Кон-стан-тин.  В переводе с античного –«постоянный».  Увлекаюсь шахматами. Учусь в аспирантуре. Я - историк. Но и современность вызывает у меня живой   интерес. Кому бы сегодня звякнуть Лене, Зине, Ане?
(берёт телефон, звонит - занято, читает книгу по шахматам)
               
Алиса Витальевна (выходит).
  Костик, пожалуйста, не занимай телефон долго. Время разговора, как и время жизни, увы, ограничено.
   (в зал) Алиса Витальевна, родная тётушка Костика.

      ( декламирует)  «Слишком короток век -
                Позади до обидного мало.
                Был мороз не мороз,
                Да и зной был не очень-то зной.
                Только с каждой весной
                Всё острей ощущенье финала
                Этой маленькой пьесы,
                Что придумана явно не мной

Хоботов .
(выходит )«Дан мон кёр ля плюи, ком ля плюи деор де ля фенэтр» "В моём сердце дожди, как дожди за окном". Это - Поль Верлен, французский поэт,  я - Лев Евгеньевич Хоботов,  бывший супруг Маргариты Павловны. Перевожу на русский язык зарубежных поэтов. Преимущественно романской группы, но бывает и англосаксов...   Люблю  картины Марка Шагала,  особенно одну, когда я смотрю на неё…  (закрывает глаза) я слышу музыку…вот, слышите?
 
( звучит Моцарт -)

Костик.
( Хоботову) Лев Евгеньич, ау!
 (музыка стихает)
 
Хоботов
(зрителям) Простите, отвлёкся…да, скоро и у нас польют дожди,                Ля плюи…зонтик сломался...(переключает своё внимание на зонт)

Савва
(выходит, говорит в зал)  У него всё ломается, у меня всё работает… Савва Игнатьевич.   
      (Хоботову) Не обижайся, Лев, скажу откровенно…
        (в зал)  Соседями по даче были. И представляете?   Маргарита  Павловна, его бывшая,    женщина  сказочного ума,   характер такой, что, хоть, фронтом командуй, а выбивалась из сил! 
        Лев Евгеньевич  в городе ещё так-сяк, а кинули его  на природу, тут он и потёк. У него в руках всё ломалось. Ну, я и ходил за ним, как за дитём: он  ломал, я чинил, он ломал, я чинил.
       А как-то поехал  он в город, сказал, что  к обеду вернётся.
        Ни к ужину не приехал, ни к завтраку...  Ну, тут она и завела-а-ась.  Я её только к вечеру утихомирил, хотел было идти в свою комнату, а она   вдруг и говорит мне: "Оставайтесь...-говорит- Савва  Игнатьевич".
            Я, конечно, по стойке «смирно».  (встаёт по стойке «смирно»)

Марго.
(выходит) Вольно-вольно.(переходит на сторону Саввы) Да-да! Савва имеет несомненные достоинства, он великолепно технически развит. Если он берёт в руки  дрель, то она у него совершает  чудеса.
 
( звучит дрель)

Марго.
( Савве ) Спасибо,   Савва, достаточно

Марго.
 Поверьте, устаёшь быть мужиком...
       (переходит на сторону Хоботова) Но и со Львом прожито вместе столько лет.  «Привычка свыше нам дана, замена счастию она» Пушкин. Вот, видите, я уже стала сыпать стихотворными цитатами, как Лев  Евгеньевич. 
(Хоботову, тот возится с зонтом). Лев, угомонись, наконец. (Хоботов прекращает)
А потом он без меня пропадёт, погибнет.    Савва тоже его полюбил.
( Савве) Правда, Савва?               

(Общий гур-гур, как в растревоженном улье)
 
Велюров
( в зал)  Вот так и живём, коммуналка.

Хоботов
(встаёт, кричит)  Я могу, наконец, идти?! Мне никак нельзя пропустить уколы!

(все затихли, расходятся по своим комнатам)

Марго
( умиротворяюще)  Конечно, конечно...уколы очень полезны для тебя. Ты после них такой спокойный,такой задумчивый...Только, пожалуйста, не забудь, сегодня вечером будут Орловичи.

Хоботов
 Да!да!да!( Хоботов «пулей» летит к выходу)

Марго
 Хоботов не перестаёт меня удивлять:  с возрастом у него появилась какая-то нездоровая страсть к уколам.   ( уходит к себе)               

 ( Музыка врачей)  Коммуналка превращаются в  мед кабинет, входит  Людочка, вкатывает медицинский столик на   колесиках

               3. Картина. (Хоботов - Людочка)

процедурный кабинет.
Хоботов застегивает брюки, стоя спиной к зрителям.

Людочка.
Ну вот и всё. Это было в последний раз.

Хоботов .
  Не говорите так, о, не говорите.

Людочка.
 (убирает коробку с шприцем) Курс  уколов закончен. Теперь вы будете молодцом.

Хоботов .
Спасибо за всё. Позвольте поцеловать вашу руку (берет её за руку)

Людочка.
Ой, что вы...зачем это?

Хоботов .
Вы так прекрасно кололи. Я ничего не чувствовал.

Людочка.
(потупив глаза) Жаль...

Хоботов .
Нет-нет, вы меня не так поняли. Я не чувствовал там, куда входил  шприц, таково ваше мастерство, но вообще...я очень почувствовал   (пытается поцеловать руку Людочки)

Людочка.
(высвободив руку)          Не надо...

Хоботов .
(печально вздыхает)        «Наверно, так нужно, так надо...»

Людочка.
(непонимающе)           Что?

Хоботов .
Стихи такие есть. «Наверно, так нужно, так надо,
                что нам на прощанье даны
                осенний огонь листопада
                и льдистый покров тишины»
Людочка.
Это ваши стихи?

Хоботов .
Это написал один поэт в далёкой стране. Умер совсем молодым. От чахотки.
        Вот и у нас уже осень. Польют дожди, завоет ветер...Зонтик сломался.

Людочка.
И что? За вами некому приглядеть?... Жене, например? 
         
Хоботов .
Жене? О, нет-нет, она очень занятой человек, кроме того, мы расстались.

Людочка.
Она уехала?
               
Хоботов .
Не то, чтобы уехала... она ушла.
               
Людочка.
Как это? Я не пойму.

Хоботов .
Она полюбила другого.

Людочка.
(Сочувственно)       А-а.

Хоботов .
(печально вздыхает)     -«Наверно, так нужно, так надо...»

Людочка.
  Вам очень больно?

Хоботов .
(печально) "Воспоминанья горькие, вы вновь врываетесь в мой опустелый дом..."

Людочка.
Это - вы сами?

Хоботов .
Это - Камоэнс. Португальский поэт. На редкость грустная биография:
         сражался, потерял глаз, страдал, умер нищим и одиноким...

 .Людочка.
(сопережевая) Ой! Надо же!...И что? Все поэты - вот так?

Хоботов
Почти... Боже, какая у вас душа...
.
(медленно сближаются  ...громкий стук в дверь - резко отпрянули друг от друга)

Людочка.
( в сторону двери) Подождите! Я занята!  (Хоботову) Какие нетерпеливые люди...

Хоботов .
 Я вас задерживаю, простите...

Людочка.
Ничего...

Хоботов .
Я бы хотел...Я бы хотел...увидеть вас вновь...

Людочка.
  Но... курс уколов закончен...

Хоботов .
Знаете...мне стало так безмерно страшно, что вы вдруг…  исчезнете из моей жизни...

Людочка.
Я не знаю...я не знаю... ...где... мы можем увидеться?

Хоботов .
Где увидеться?!...где?...да, вот у вас на углу!

Людочка.
(с улыбкой) Это - лаборатория. Туда сдают на анализ. 
               
Хоботов .
Да? Простите!..Господи, всё  так по-дурацки!..так нелепо!. но что же  мне делать?!

( Стук в дверь и раздражённые крики:"Безобразие! Сколько можно ждать!")

Людочка.
(в сторону двери):- Минуточку! (Хоботову) Я освобожусь через час.

Хоботов .
(радостный):- Я дождусь!

Людочка.
Хорошо. Ждите меня у входа на скамейке.

(Людочка к отходит к процедурному столику, готовя шприц...Хоботов за ней...)

Людочка.
(обернувшись ) Ну идите, идите. Очередь сердится.

Хоботов .
(радостный, уходит пятясь ) Благодарю вас, о, благодарю!
             
Людочка.
Следующий! (уходит в процедурную)

( звучит "Дюна", перестановка на коммуналку )

             4. Картина. (Алиса Витальевна, Велюр, Костик. )
                КОММУНАЛКА
   
(долго звонит телефон)

Алиса Вит.
(громко в трубку) Алло, я вас внимательно слушаю! Ах, вам Костика? Соблаговолите чуть подождать... (в сторону) Костик, душа моя! Это тебя!
 
 Костя (из-за кулис)
 Тётя, не могу, я в сетях Пасейдона! Пусть скажут, куда перезвонить!

Алиса Вит:
  Вы слушаете меня, дорогая? Костик в данный момент принимает душ! Соблаговолите оставить № ? А?! 45-08?!

Велюров.
(из своей комнаты выбегает) Можно не шуметь, когда я творю?!

Алиса Вит:
Простите, если я помешала...

Велюров.
- Ну, что вы! Это я вам помешал. Пока ваш племянник совершает омовение, вы приняли на себя обязанности  его секретаря...

Алиса Вит:
 Аркадий Варламович, это странно...

Велюров.
( ей в тон) Алиса Витальевна, это грустно! Вы в вашем Костике растворились!...Более того, вы поощряете весь этот дамский ажиотаж!

Алиса Вит:
 Ах, Аркадий Варламович, Аркадий Варламович, всё это так естественно... «Блажен, кто с молоду был молод».  Мальчик приехал покорять столицу, вокруг новые люди, события,              соблазны. Ну, да, находятся девушки, которые рвутся его опекать...

Велюров.
  И вы называете это "опекать"?
               
 Костик.
(появлятся) «Я - мозаики страшный любитель               
                и, к тому же, приличный поэт.
                Посылаю тебе, милый зритель
                свой сердечный эстрадный привет».
 Ах, Аркадий Варламович, мы с тётей чистые люди: чистые телом  и чистые душой.
 
Алиса Вит.
-Спасибо!(целует его в голову) Я записала (отдаёт листок)

Костик.
Что это?

Алиса Вит.
 Телефон незнакомки.

Костик.
Чей же это? Я и не вспомню.

Велюров..
Хорош!

Костик.
Голова не тем занята. Учусь на историческом, в аспирантуре, кроме того даю уроки. Я шахматист, даю сеансы...

Велюров.
(перебив)  Одновременной игры в любовь, да?

Костик.
 Вы свидетель, это - диалог глухих.

Алиса Вит.
 Ты поужинаешь перед уходом?

Костик.
Я бы, родная, не возражал.

Алиса В.(  уходит)

Костик.
         Звякнуть ей, что-ли, на старости лет?...А! Пусть живёт безмятежно.
   
Велюров.
Шут! (уходит в свою комнату)

Костик.
(уходит ) «Да, я- шут, я - циркач, так что же?
                Пусть меня так зовут вельможи».

                5. Картина. (Хоботов-Людочка).
                КОММУНАЛКА.
(входят Хоботов и Людочка)
 
Хоботов.
Этот зонт - большой оригинал ( пытается закрыть зонт, надевает на мизинец ключ)

Людочка.
 Позвольте мне?

Хоботов.
 Нет, ни за что! А-а! (роняет зонт)

Людочка.
Что такое?

Хоботов.
Поранил палец. (дует на палец)

Людочка.
Йод у вас есть?

Хоботов.
Не убеждён.

Людочка.
Давайте руку. Платок у вас чистый?

Хоботов.
Относительно.

Людочка.
Тогда лучше моим. Вот так. (завязала платок нв палец) Не туго?

Хоботов.
Как славно, Людочка. Благодаря вам я понял: не надо бояться жить. И ничего не нужно откладывать. (цитирует)   «Зарыты в ямины и рвы, о, не воротимся, увы.»

Людочка.
(восторженно) Вы сочинили?!

Хоботов.
Нет, это Артюр Рэмбо. Умер в 19-ом веке. Был очень талантлив и очень несчастлив. Ему отрезали ногу.

Людочка.
Ой! Они у вас все - как сговорились.

Хоботов.
 Вы правы, есть какая-то трагическая закономерность. Ну,  вот у вас уже и глазки заблестели. А, хотите, я научу вас «полечке»?

Людочка.
Вы ещё и танцуете?

Хоботов.
Ой, ну, что вы! Это песенка. Старая французская песенка.   Очень наивная и прозрачная. Я вам сейчас напою. ( шаря по карманам, напевает)    "Мон папа, нэ вё па, кё же дансэ, кё же дансэ"

Людочка.
Что вы ищете?

Хоботов.
Ключи от комнаты…   "Мон папа, нэ вё па, кё же дансэ, ля полька" Правда, прелестно? О, боже! (ищет ключ по "закоулкам" одежды, замирает в нелепой позе)
 
Людочка.
Что случилось? Вам плохо?

Хоботов.
Хуже некуда...Потерян ключ

Людочка.
Да вот же он!

Хоботов.
Ой, Людочка - вы ангел-спаситель...Простите, ничего не соображаю.

Людочка.
Как же вы живёте один?

Хоботов.
Не знаю...Сезам, отворись! Прошу!


(Люда уходит. Хоботов  вешает плащи  свой и Люды, поднимает и уносит зонтик)

Марго
(Из-за кулис) Глеб Николаевич! Нина Александровна!   Вы обязательно должны попробовать эти грибочки!  Они собраны мной и Саввой Игнатьевичем этим летом!  Мы нанизывали их на стрелы Амура! ( общий смех)

                6. Картина .  (Костик-Света-Велюров) 
               
(Звонок в дверь, Костик открывает, на пороге- Света )

Света.
 Велюров Аркадий Варламович – есть?

Костик.
 Как не быть?

Света.
   Вы его сын?

Костик.
 Нет, радость моя… я его отчим.

Света.
(скептически) Ага…

Костик.
  Вам сюда…  (зовет)  Аркадий Варламович!

Велюров.
 (появляется в халате и тапочках, возмущённо):- Сколько мо!…ах!  Господи, боже, какой подарок! Светлана! Сию минуту. Сию секунду. Я только приведу себя в порядок.

Света.
  А я пока позвоню. Можно?

Велюров.
 Вы ещё спрашиваете…ах, Света! (закрывает дверь).

Света.
(в трубку) Ир, привет, это я. Ну, как, готова? Я сейчас заеду. Ну, давай. Пока.

Костик.
  Здравствуйте, Света. Так вот вы какая. Пасынок вами просто бредит.

Света.
 Какой он вам пасынок? Нашли  «дурочку с переулочка».

Костик.
 А меня зовут Константин, в переводе с античного – постоянный.

Света.
 Поздравляю вашу жену.

Костик.
 Я одинок, как Робинзон…Скажите, Света, а на каком балу произошла сия  историческая  встреча с Аркадием Варламовичем?  Это, конечно, не моё дело, но любопытно?

Света.
 На концерте. Он вёл концерт, а я танцевала. Спортивный  рок-н-ролл.

Костик.
 Рок-н-ролл?! А у вас какая любимая композиция? Вот эту слышали?

 ( включает магнитофон, натанцовывает под  «Ленинградский рок-н-ролл»

Света.
 Ага! Классная вещь! ( подхватывает танец )

( открывается дверь, появляется Велюров)
 

Велюров исполняет концертный номер в сомбреро

Костик.
 В общем, я одобряю ваш выбор.  Очень, очень масштабный человек!

Велюров.
 Пройдёмте ко мне, Светлана.

Света.
 Я не могу... Ира ждёт. А вы билеты на концерт достали?

Велюров.
 Ах, да! Билеты… совсем  голову потерял (уходит)

Света.
 (негромко)  Скажите, а он, в самом деле, популярный артист?

Костик.
Вы что – вчера родились? ( указывает на афишу ) Аркадий  Велюров. Сатира. Куплеты. Политический фельетон
.
Велюров.
(входит, отдаёт  билеты) Вот, завтра в восемь. Вам с Ирой. Вы подойдёте после концерта?

Света.
 Если не поздно закончится. Ну, мне пора, до свидания! Спасибо.
 
Велюров.
(глядя в окно, машет рукой) Свет очей моих!

(за спиной Велюрова, Костик машет Свете. Света, помахав рукой обоим, уходит).
 
(звучит «Ах, эта красная рябина». Велюров оборачивается к Костику - музыка стоп)
      
Костик.
 (пожимает руку Верюрову) Аркадий Варламович, одобряю ваш выбор!

Велюров.
  Что вы ей там про меня наплели?

Костик.
  Надо же было чем-то занять девушку, пока вы натягивали брюки!
   
Велюров.
 Обойдусь как-нибудь без вашей помощи.       И всё же что?          
 
       ( звонит телефон )
Костик.
 (снимает трубку) Да?( суёт трубку Велюрову) Вас!

Велюров.
Хм-хм, я слушаю. Кто? Илья? Нет, не ждал. Да, я в курсе.  Ах, вот оно что?…
Прелестно! Я входил в Мосэстраду, как в дом родной,  а теперь я иду туда как Голгофу!
А кто не пьёт?! Назови! Достаточно! Вы плюнули мне в душу! (кладёт трубку) Негодяи!

Костик.
Неправда, они за вас борются!

Велюров.
Ах, оставьте! Я вижу их насквозь.

Костик.
 Вы должны победить в себе эту страсть! (щёлкает себя по горлу, поёживается) Что-то как-то прохладно…
 Аркадий Варламович, а не хлопнуть ли нам сейчас по рюмашке?

Велюров.
 Заметьте, не я это предложил. (увлекает Костика в свою комнату)
      
               
                7. Картина. (Савва-Хоботов)   
               
Савва.
(выходит от себя, подходит к двери Хоботова)  Лев Евгеньич!

Хоботов  выходит.

Савва.
 Слышь, Лев Евгеньевич, пришли Орловичи.

Хоботов
(разводит руками)  Увы.

Савва.
 Вот это уже ты брось.

Хоботов
 Говорю тебе - не могу

Савва.
 Она сказала, чтоб шёл обязательно.

Хоботов
 Ничего не поделаешь, я занят.

Савва.
 Нехорошо. Тебя же ещё утром предупреждали... (Хоботов молчит) Так не придёшь?

Хоботов
 Нет, не приду.

Савва.
 Так и передать?

Хоботов
  Так и передай.

Савва.
 Да, ведь огорчишь Маргариту Павловну!

Хоботов
  Сожалею.

Савва.
 Нехорошо.

( Хоботов  и Савва возвращаются каждый к себе)


                8.  Картина (Хоботов-Марго-Людочка)      
               
Марго
(выходит к двери Хоботова. переворачивает картину со льва на зайца)

Людочка.
( из-за кулис смеётся от стеснения)  Ха-ха-ха! Ой, у меня не получится.

Хоботов.
из-за кулис) Попробуем ещё раз, смелее, смелее. Язык прижмите к губам...
                не так сильно...нежнее, да вот так ...и-и-и "нэ вё па"...
Марго.
 Лев Евгеньич!

Хоботов выходит.

Марго.
        Что вот это значит?...  Орловичи ждут.

Хоботов.
 Пусть их теперь принимает Савва.

Марго.
 Хоботов! это мелко.

Хоботов.
  Пусть мелко. Прости, я не имею возможности полемизировать.  У меня - гости

Марго.
 Да-а-а?! И их много?

Хоботов.
  А это не имеет значения: гости или гость.

Марго.
( на вешалке увидела шарфик Людочки)  А-а так вот оно что! У тебя - ран-де-ву.

Хоботов.
 Марго, довольно. (отнимает шарфик, держит в руках)

Марго.
  Велюров мне что-то говорил. Она какая-то ...воспитательница?  Что же она в тебе нашла? Прости, но при всей своей инфантильности,  для детского сада ты слишком громоздок.   (взгляд упал на тапочек) О! 45-й тирэ 46-й… (демонстрирует тапок)
               
Хоботов.
 Во-первых, она - медицинский работник, а во-вторых, я давно уже взрослый!

(Хоботов отбирает  тапок и швыряет его в свою комнату.  Там раздаётся вскрик)

Марго.
Хоботов, ты взрослый? Ха-ха-ха. Не смеши. Да без меня и без Саввы  ты пропадёшь. Без нас ты узел на шнурке не развяжешь! Без нас ты ложку мимо рта пронесёшь!
 
Хоботов.
( причитает)  Прошу тебя, Марго, прошу…

Марго.
Да, ты без нас!..
.
Людочка.
(выбегает, к Хоботову) Я лучше пойду.

Хоботов.
 Нет-нет-нет!

Марго.
 Хоботов, тихо. (Людочке) Ну, здравствуйте…Если не ошибаюсь,... Раиса...

Людочка.
Людмила. (в руке держит сломанный цветок)

Марго.
 Ну, да. Я так и думала.(садится на стул, преграждая проход к
вешалке) Вот что, милочка, я хотела вам сказать...

Хоботов.
Людочка, а не Милочка!

Марго.
 Тш-шь. Меня зовут Маргарита Павловна. В недавнем прошлом жена Льва Евгеньевича. Мы перестали быть супругами,  но остались родными людьми. Поэтому нет ничего удивительного в том, что я принимаю близко к сердцу его интересы.

Хоботов.
Прошу тебя...

Марго.
Однако, речь сейчас не об этом. Видите ли, у Льва Евгеньевича есть свои небольшие странности. Он патологически не способен сосредоточиться. Вы не замечали? Зная, что сегодня вечером будут долгожданные гости, он  почему-то приглашает вас.

Людочка.
Да-да. Я уже всё поняла. Я ухожу (забирает свой плащ )

Хоботов.
 Людочка...Куда вы?...Людочка!...Это недоразумение!

Людочка..
Вы очень рассеянный! ( отдаёт ему цветок, убегает )



                9. Картина- (Хоботов-Марго-Савва)
               
Хоботов.
  (Люде вдогонку) Подождите! Милочка!-э-э-Людочка!

Марго.
 Ты смешон.

Хоботов.
 Почему - смешон? А если я полюбил!

Марго.
  Ты хочешь сказать, что эта медичка внушила тебе   высокое чувство?

Хоботов.
 Ну, знаешь, это уже слишком!

Марго.
Лев, повторяю, если ты  встретишь женщину, которая внушит мне доверие и которой  я со спокойной совестью смогу тебя поручить, я буду... счастлива...(мягко) Лев, ну, хватит уже ( одевает и завязывает ему галстук) перед Орловичами неудобно...давай, давай, (уходит)

Марго.
( из-за стены) Ха-ха-ха,Лев Евгеньевич, как всегда, в своём репертуаре.   Всё перепутал: кто?, с кем?, когда? В этом он неподражаем… Сав-ва!

Савва выходит.

Хоботов.
 Савва! Я на грани отчаянья!

Савва
Лев Евгеньич, ну, успокойся ты. Иногда приходится терпеть.  Надо идти...надо... И потом, Маргариту Палну тоже  надо понять:  девушек водишь - ей неприятно...

Хоботов.
 Да, не вожу я! Это совсем другое! Об этом не говорят всуе.

Савва 
 (обнимает его) Лев, да, не убивайся ты так! Всё образуется. Мы с Маргаритой Павловной зимой распишемся,  к весне квартира будет готова. Съедем - гуляй в своё удовольствие. (подталкивает Хоботова)
               
Хоботов.
 (подчиняясь) О, гос-по-ди! О-о-о! гос-по-ди!
( звучит «Травиата» Застольная)


                10. Картина. (Хоботов-Костик- Алиса Витальевна)
               

( звучит радио "Маяк", играет Велюров,  обитатели меняют на вешалках осеннюю одежду на зимнюю. Хоботов прячет коньки,  чистит ботинки, уходит к себе)
 
долго трезвонит телефон-
 
Алиса Вит.
 идёт к телефону, её обгоняет Хоботов)

Хоботов.
  Пардон, Алиса Витальевна, это меня, это меня...(в трубку) Алло!  Людочка! Конечно, конечно!(накидывает на голову полотенце, секретничая)   Встречаемся на том же месте в тот же час, ха-ха-ха... Ну, на каток мы пока не пойдём, я ещё не восстановился полностью,  предлагаю посмотреть выставку картин Марка Шагала, редчайшая экспозиция...Людочка(чмоки) ( Кладёт трубку, отходит,)
 
вновь звонок телефона

Хоботов разворачивается, подбегает, берёт трубку)

Хоботов.
(в трубку радостно)-Лю!...хм-хм (формально, громко)   Костик! Вас к телефону!

(обрывается музыка в комнате Велюрова, к телефону спешит Костик)

Велюров.
 (гневно) Сколько можно просить, чтобы вы не шумели,  когда я ра-бо-таю!

Костик.
( в трубку) Секунду. (Костик  театрально кланяется в пояс Велюрову, замечает брюки Хоботова ) Ба! Лев Евгеньич,  вы неотразимы!  На вас брюки с иголочки! Куда это этаким франтом?

Хоботов.
 Иду на выставку картин Марка Шагала. (уходит к себе)


                11. Картина. (Костик-Велюров)


Костик.
 ( в телефон) Мильён извинений! Ага… Вот неожиданность!

Велюров.
  Начинается!

Костик.
 Ну, а где же военнослужащий человек? Ага. Постигаю вас. Сконтактируемся.

Велюров.
 Мо-ты-лёк! Я давно за вами наблюдаю! Я помню ваш разговор со Светланой. И как вы пялились на неё!

Костик.
 Как вас понять?

Велюров.
  Вы её...вы её...

Костик.
 Ну! ну!

Велюров.
 Вы её... вожделели!

Костик.
  Ну-у! Аркадий Варламович, что за моветон? А! Всё ясно: вы приняли допинг.

Велюров.
 Вздор!

Костик.
  Это опрометчиво с  вашей стороны, вы же - свидетель.

Велюров.
 Я знаю свою меру!...(горестно) Пропала Света... Она же была на моём концерте, она же видела мой успех!

Костик.
 Ну и стоит ли о ней сожалеть, если она вас не оценила?

Велюров.
 (задумался)  Пожалуй, в этом есть резон, в конце концов,  я - Велюров ( показывает  на свою афишу)  -  Велюров!

Костик.
  Вот именно, вы - Велюров.

Велюров.
 (громко, самоутверждаясь) Я — Ве-лю-ров! (идёт к себе, )
 
( играет 1-й концерт Чайковского", переходящий  в "Собачий   вальс")

Костик.
 (успокаивающе) Велюров, Велюров...

Велюров.
(кричит в своей комнате) Я - Велюров!    Я - Велюров! (тоскливо) Светлана!!

Костик.
 (музыка обрывается)  Я - мотылёк? Это вы - старомодный, сентиментальный мотылёк, который дотла сгорает   "в огнедышащей лаве любви".


                12. Картина. (Костик-Анна Адамовна-Велюров.)   
               

(Звонок в дверь -  Костик открывает, на пороге Анна Адамовна, из своей комнаты показывается Велюров, наблюдает)
 
(Костик проводит  Анну Адамовну к вешалке)

Костик.
  Анна Адамовна! Что ж так поздно?

Анна .
 Сама не знаю...

Костик.
 А у меня же свадьба

Анна .
 (в шоке) Как свадьба?

Костик.
 (в том же тоне) Я - свидетель со стороны жениха ( помогает  снять пальто)

Анна .
 (облегчённо)  А-а-а.

Костик.
 Это впервые в моей жизни. Волнуюсь.

Анна .
 Не знаю...я всё думала-думала: зайти - не зайти?  Но я - на минутку...

Костик.
 О чём тут думать? Книги ждут вас!

Анна .
 Я такая вся несуразная, вся угловатая такая...противоречивая! ( вбегает в комнату Костика)
  ,
 звучит рок-н-ролл -Велюров  возмущённый уходит к себе)

               
                13. Картина. (Хоботов-Марго)   
               
Марго.
 ( с наигранной  лёгкостью) Лев Евгеньеви-ич!

Хоботов.
 (выглядывает из комнаты) Это ты?

Марго.
 Как твой… бок?

Хоботов.
 Побаливает. (Марго пытается заглянуть в его комнату, Лев не дает)  Прости… у меня ещё не убрано.

Марго.
 Ты один?

Хоботов.
 Да. Я один. (выносит пиджак, чистит его) Хотя, не понимаю… какое это имеет значение?

Марго.
 Хотя бы то, что будь ты один, ты бы не ходил на каток.

Хоботов.
 (немного «заводится») А при чём тут каток?!

Марго.
  Мы прожили с тобой 15 лет, но мне и в голову не приходило, что ты…  (Марго переворачивает ногой ведро, обнаруживая спрятанные коньки) звезда конькобежного спорта! (посмеиваясь) Ха! Конспиратор…

(Хоботов молча уносит коньки к себе в комнату)

Марго.
 Я уверена, этот ушиб спровоцирует твой аппендикс...

Хоботов.
(Хоботов демонстративно делает приседания и напевает) Чтобы тело и душа были молоды, были молоды, были молоды… ( берёт щётку, садится на стул, чистит ботинки)               

Марго.
 Я слышала,  что ты собираешься на выставку картин Марка  Шагала.

Хоботов.
 Да, собираюсь.

Марго.
 Один?

Хоботов.
 (поплёвывает на щётку):-Неважно.

Марго.
 Пойми, Лев, это не ты говоришь...это кричит твой  вакуум,  который ты по наивности хочешь заполнить насильственным, искусственным образом.

Хоботов.
 Пусть так. (завязывает галстук)

Марго.
 Она тебе не нужна!               

Хоботов.
 Марго, ты не можешь судить, ты же не знаешь, какая она...

Марго.
 ( перебивает ):-Да видела я этот узкий лобик!

Хоботов.
 Прошу говорить о ней с уважением!

Марго.
 Ах! Так это - ответный выпад! Это – месть. Это - твоё  "пар де пи".  Глупое, пошлое "пар де пи", недостойное  мыслящего человека!

Хоботов.
 Прости, но я же не спрашиваю тебя, одна ли ты идёшь сегодня в ЗАГС ?

Марго.
 О, это совсем другое дело. К Савве ты не должен меня ревновать, ты же знаешь его отличные качества?

Хоботов.
 Да-да, у него в руках всё "горит".

Марго.
 Это в твоих руках всё горит, а у него в руках всё работает!

Хоботов.
 Вот и отлично! Много лет я портил и усложнял твою  жизнь.  Теперь мы оба свободны  и я вправе распоряжаться собой, как хочу. (уходит в ванную, напевая)

Марго.
  (кричит ему):-Ах! Как ты счастлив,  что, наконец, можешь не скрывать своих склонностей!

Хоботов.
  Каких склонностей?! (выходит с миской и гигиеническими предметами)

Марго.
 А ты и не догадываешься?! О! Я помню!...Я помню все твои опоздания,  которые ты с полным отсутствием какой бы то ни было изобретательности объяснял рассеянностью,… недоразумениями!

Хоботов.
 (завёлся) Ты же знаешь, что я потерял ключи!

Марго.
 (не слушая его) А кокотка?!.. Из скандинавской редакции   с её чувственным порочным ртом?! 
 
 (выглянул Велюров)

Хоботов.
  Марго! Прости, я не могу вести беседу в подобном тоне. Желаю счастья тебе  и Савве. (собирается уйти)               

Марго.
 (преграждая ему путь)  К трём вернёмся, чтоб был дома!    

Хоботов.
  Не могу дать гарантий. (театрально разводит руки)

Марго.
 ( в гневе, передразнивает, разводит руки )  «Не могу дать  гарантий»!...
( случайно вышибает миску из рук Хоботова) …От тебя один дискомфорт! (уходит)

(Хоботов подбирает разбросанное и уходит к себе, возвращается с коньками


          14. Картина. (Алиса В.-Велюров -Костик-Анна Адамовна)
   
Алиса Вит.
( приходит из магазина) Аркадий Варламович, прошу прощения, Костик у вас?

Велюров
(выходит  пьяно покачиваясь)

Алиса Вит.
 Вы невозможны. Как вы пойдёте в ЗАГС?

Велюров.
 Не унижайте себя абсолютно беспочвенными опасениями...

Алиса Вит.
 Но это же очевидно!

Велюров.
 О, как вы наблюдательны... А вот когда к племянничку приходят девицы, вы тут же слепните!

Алиса Вит.
 А что такого? Они аспиранты, вместе готовятся, пишут диссертацию

Велюров.
  Ага...диссертацию...   
 
( звучит менуэт. - входит Костик -  в свадебном наряде со связкой книг и Анна А.)

Костик.
  (галантно помогает Анне одеться) Я очень рад, что был вам полезен.  Когда вы прочтёте эти труды, вам откроется истина: воздержание, воздержание и ещё раз воздержание.  (осуждающе смотрит на Велюрова.)

Анна Ад.
( уходит без книг)

Костик.
(окликает) Анна Адамовна, а труды?

Анна А.
 Ах, я не знаю, я такая нескладная вся...(забирает книги, уходит)

Алиса Вит.
 ( Велюрову) Высокие, высокие отношения!

Велюров.
 Вы!...вы!... (уходит к себе )


         15. Картина.  (Марго-Савва-Алиса Витальевна-Костик-Велюров)


(появляется взвинченная Марго в свадебном платье, с веером)
 
Алиса Вит.
 Ах, как вы взволнованы! Я вас понимаю,  это такое яркое событие в жизни! Вас ждёт праздничный пирог!

Марго.
 Благодарю вас, Алиса Витальевна! Савва!

Савва (появляется)

Костик.
 (восхищён)  Савва! (напевает)  «И шагал я совершенно неженатый,   и жалел о том, что я - не жених»
 
(звучит клаксон авто)

Костик.
 Ну, вот и всё, Савва, последние мгновения твоей холостяцкой жизни. Прибыл свадебный экипаж!

Марго.
А где Аркадий? Аркадий!
 
(показывается полуодетый Велюров)

Велюров.
 Свет-ла-на!...Свет-ла-на!

Марго.
 Вы с ума сошли!

Савва.
А вот это уже безобразие! (забирает у Велюрова ленту свидетеля)

Алиса Вит.
 Вот ваше истинное лицо!  Служитель муз.

Велюров.
 Выключите свет, Светы нету! (уходит к себе)

Марго.
 Ну, вот как теперь его привести в чувство?

Костик.
 Об этом не может быть и речи. Он превратит молитву в фарс... Нужен другой свидетель…(входит тщательно одетый, в хорошем настроении Хоботов)...О!

               
                16. Картина. (Марго-Савва-Костик-Хоботов)   
               
Хоботов
( идет  к зеркалу, напевает себе под нос "Мон папа, нэ зэ па...")

Костик .
( показывая пальцем на Хоботова) О!

Марго.
 (подходит к Хоботову)  Лев, Аркадий вышел из строя.  Свидетелем будешь ты.

Хоботов.
(напевает польку)  Прости, не расслышал, свидетелем чего?

Марго.
 Моего бракосочетания.

Хоботов.
  (довольно  улыбаясь)  Увы, не мо-гу.

Марго.
  Я понимаю, тебе это тяжко. Но выхода нет. (останавливает) Необходим свидетель.

Хоботов.
  (осмотрелся) Алиса Витальевна пускай едет.

Алиса В.
 О, нет, дорогой мой, я - у плиты. На мне лежит торжественный ужин. Я связана по рукам и ногам.

Хоботов.
 Слушайте, я тоже не могу!

Алиса В.
 Нет-нет, обо мне не может быть и речи.  Вы – рыцарь без страха и упрёка. Не дайте мне в вас разочароваться!

Хоботов.
  (отступая,)    Нет… нет…нет…

Марго.
 Савва!

Савва.
(заходя  слева)  Лев, выручай! Без тебя никак.

Костик .
(заходя  справа)  Лев Евгеньич, цейтнот, у нас нет других вариантов.

Савва.
 Надо, Лёва, надо...потерпи…

Костик .
Лев Евгеньич, ничего личного, производственная необходимость.

Хоботов.
 ( упирается) Какие странные люди...Меня же ждёт Людочка!... Мы должны  смотреть картины Шагала!               

Марго( подходит ближе)  Лев, ты должен принести эту жертву!  ( набрасывает на Хоботова ленту свидетеля)     В ЗАГС!

(Савва и Костик ведут сопротивляющегося  Хоботова к выходу. Хоботов вопит.)

Хоботов.
 Это насилие над личностью! Это произвол! А-а!

Савва.
Костик, врубай, музыку!   
 
(Костик включает магнитолу, звучит «Ах, эта свадьба пела и плясала»)

Хоботов.
 ( в отчаянии)  Людочка!..Людочка!..

Марго.
 ( в догонку)  Хоботов, не снижай впечатления!...

(появляется голова)Велюрова: Све-ет-ла-а-на-а! (и тут же прячется обратно)

Марго.
 ( смотрит на свое  отражение в окне) Людочка твоя  подождёт.  Шагал тоже никуда не  денется. (уходит победительницей)

Алиса В.
 (выходит, апарт) Пока там идёт обряд бракосочетания,  здесь ничего не произойдёт, уверяю вас. Антракт.(уходит напевая: «Ах, эта свадьба, свадьба»)
 
 
                17. Картина. (Хоботов-Костик-Марго)
                ВЕСНА (смена атрибутов на весенние)

(звучит радио "Маяк" - играет Велюров, частушечная мелодия, все меняют зимние предметы на весенние. 

Хоботов.
Выходит с коробкой конфет садится на стул посередине, не обращая ни на кого внимания, когда соседи разошлись
 
(трезвонит телефон)

-.он достаёт из коробки конфет  листок со своими стихами и рвет) Хоботов - к телефону не подходит,

Костик.. выходит,  предлагает Хоботову взять трубку, тот отказывается, Костик берёт трубку)

Костик.
 Да! Нет, бриллиантовая моя. Я уезжаю… В центральную чернозёмную  область. Всенепременно.(снимает листок с телефоном со схемы метро, комкает и бросает в ящик для мусора)

Хоботов.
 ( раздражённо)    Придумали бы что-нибудь поумней.

Костик.
Кстати, придумал. Лев Евгеньевич,  я вашу бургундскую полечку перепел на русский язык.

Хоботов.
( в тоске)   Воображаю.

Костик.
  Получилось такое тёплое воспоминание о бесправной юности...

Хоботов.
  Костик, оставьте меня.

Костик.
 Лев Евгеньич, я представил это, как диалог. Сначала вспоминает девушка.   ( напевает ) «Мой отец запрещал, чтоб я польку танцевала». Неплохо? ( Хоботов молчит ) Затем вспоминает юноша. И что же оказывается? Он был   точно в такой же ситуации. (напевает) «Мой отец запрещал, чтоб я польку танцевал» Ну, как?

Хоботов.
  Волшебно...    
 
  ( звонок в дверь- Костик открывает дверь -на пороге Людочка, Костик молча удаляется к себе)


                18. Картина. ( ХОБОТОВ  -   ЛЮДОЧКА)
         
Людочка
(входит с  журналом «Новый мир»)

Хоботов.
( обалдевший) Людочка!... Вы пришли?...

Людочка.
   Лев Евгеньевич, вы заболели? Выглядите неважно.

Хоботов.
  Да вот хандрю и кисну...( резко встаёт на колени)  Я перед вами так виноват, так виноват...но вы, ведь, знаете, что это  произошло против моего желания...Людочка...Людочка...Людочка...

 (уткнулся в её ладонь,  Людочка счастливо  улыбается )

Людочка.
Лев Евгеньевич... а я вашу полечку выучила (напевает)"Мон па па, нэ вё па..."

(Хоботов радостно аплодирует)

Велюров.
(выходит раздражённый)  Гм-гм!

(Хоботов и Людочка, глядя в глаза друг другу, счастливые уходят к Хоботову)

Велюров.
(апарт)  Да-а… «И  улыбаться  перестала, холодный ветер губы студит,  одной надежды меньше стало, одною песней больше будет».

( уходит к себе - звучит «Красная рябина»)

Алиса Вит.
 (проходит, заметила валяющуюся коробку и клочья бумаги, поднимает)
 (вздохнув)  Ах, Лев Евгеньич, Лев Евгеньич... Но нет лекарства от любви                (быстро подбирает кусочки бумаги, складывает в коробку, уходит с ней)


               19. Картина. (Алиса В.-Костик- Велюров) 


(звонит телефон) Выходят Алиса Вит.,   и Велюров

Костик.
(выбегает и хватает трубку)Тётя я сам! (радостно) Да?!...(спокойно)   Нет... я уезжаю в Центральную чернозёмную бласть...Надолго, может, навсегда. Я вас за всё благодарю. За что? Как за что? (декламирует) «За тайные мучения страстей». Ещё за что ?(декламирует)  «За горечь слёз, отраву поцелуя»... Прощайте!

Велюров.
 Разве это не кощунство?
Костик.
(с запалом)   Аркадий Варламович, вы не можете допустить,  что я влюбился без памяти, навек, окончательно и бесповоротно?!

Велюров.
Вы не способны!

Алиса Вит.
 Нет, он способен! Я знаю его лучше, чем вы!

Костик.
Благодарю, моя дорогая! (целует Алисе В. Руку)… Я обрываю старые связи и сжигаю мосты!
 (срывает плакат с телефонами, выбрасывает в мусор)
 Прощайте, милые подружки!  (Велюрову)
Аркадий Варламович, грядут перемены! Оставьте мне билеты на ваш концерт. Я приглашу всех своих друзей. И первой же зрительской заявкой будет ваша авторская аранжировка романса "Ах, эта красная рябина"(Велюров смотрит недоверчиво) Клянусь!

Велюров.
 (довольный)  Признаться, вы меня удивили. Что ж, не скрою, приятно,  когда молодое поколение отдаёт должное творцам культурных достижений.
 
(звонит телефон)

Костик.
( Костик берёт трубку) Да! Бегу, любимая!  Лечу!
 
( звучит «Ватсон»  «Королева красоты») Они суетятся, танцуют

Алиса Вит.
Костик, цветы! (провожает, смотрит в окно)

Костик.
( всему миру) Грядут перемены! Грядут перемены! (убегает в зал)

Велюров.
( Алисе Витальевне)    Но как вы спелись! 

(Алиса Витальевна и Велюров расходятся по своим комнатам)


                20. Картина . ( ХОБОТОВ -МАРГО- Людочка )
               
Марго
  (рядом с дверью)  Лев Евгеньевич! Лев Евгеньевич!

( появляется недовольный Хоботов ) Как себя чувствуешь?

Хоботов
   Спасибо, хорошо.

Марго
  Я бы хотела, чтобы и ты поехал взглянуть на нашу квартиру.

Хоботов
   А я сегодня не выхожу.

Марго
   Жаль. Тебя это тоже касается.

Хоботов
   Не понимаю. В какой связи?
Марго
 Я думаю... ты переедешь с нами.

Хоботов
   Зачем это? У меня есть своя комната.

Марго
Комната твоя никуда не денется, но жить тебе, видимо, лучше с нами.

Хоботов
  Позволь...но это какой-то абсурд!

Марго
 Я посоветовалась с Саввой. Савва!

Савва  (появляется)

Марго
         Савва точно такого же мнения.

Хоботов
 Савва! Как это понимать?

Савва
 (пряча глаза )     ...Будешь у нас на глазах. Так спокойнее.

Хоботов
  Людочка! Лю-доч-ка!

Людочка             (появляется)

Хоботов
        Маргарита! Савва! Вот моя будущая жена.(целует ей руку)

Марго
   Хоботов, это несерьёзно...

Хоботов
  (вызывающе)   Маргарита Павловна, прекратите!

Марго
 (вызывающе)   А я ещё ничего не сказала.

Людочка
(Хоботову)   Я лучше пойду.

Хоботов
В таком случае, мы уйдём вместе! Где моя шляпа?! ( уходят)

Марго
(вслед) Это несерьёзно и непорядочно по отношению к этой девушке!

Хоботов
( возвращается )  Я непорядочен?! В чём? Говори! (Людочке) Людочка, минуточку… ( встаёт гордо, к Марго) Говори!  При ней говори!
 
Марго
  Да! Ты ведёшь себя непорядочно. Ты, как законченный эгоист,        жаждешь взвалить на эти плечи совершенно непосильную ношу.
(Людочке) Скажите, вы, действительно, хотите, чтобы ваша жизнь пошла             кувырком?
Чтобы она превратилась в хаос?  В котором неведомо куда будут пропадать квитанции, документы, деньги,  ключи, носки, галстуки?
Где в батареях не будет тепла, в кранах воды, на плите огня, в лампочках света? Где каждый миг решительно  всё будет взрываться, вспыхивать, портиться!
     Где вам навсегда  придётся вернуться в ледниковый период, но только без шкур, потому что шкур он достать не сможет!

Савва
 Всё ж таки, Маргарита Павловна...

Хоботов
 (перебил)   Савва, молчи, она права. Всё – правда. Всё - правда. Я должен жить один.

Савва, махнув рукой, уходит.
 
Марго
 Поверьте мне, я вполне объективна. Как человек, ярко окрашенный,  он по-своему привлекателен.
Но я при этом не говорю о его нездоровом влечении к женщинам.  Как он возгорается от каждой юбки!
Он вам уже читал стихи?  Обволакивал цитатами?...
Хоботов
    Не нужно больше...я ведь уже сказал...
Марго
 Это сокровище вам не сдалось. Это мой крест, и мне его нести.                (вешает обратно на вешалку плащ и шляпу Хоботова)   А вы ещё встретите человека и поскладнее, и посвежее.

Хоботов
 (подходит к Людочке)    Простите, Людочка, и...прощайте.

Людочка
( потрясённо)   Вы...отказываетесь...от меня?

Хоботов
Я вынужден, я не смею вас связывать.

( Людочка, сунув Хоботову картину, убегает)

Хоботов
 (  себе) всё кончено...всё кончено...
 
(звучит грустная мелодия -) 
Марго
 (отставляя картину,  в сторону)   Фантазёр.


                21. Картина. (Хоботов-Марго-Савва)   
               
Марго
 (садится рядом, тихо)   Лев, кажется, первый раз в жизни ты проявил  какую-то зрелость...Я тебя уверяю, ты ещё скажешь  мне спасибо.

Хоботов
  "Вонзил кинжал убийца нечестивый в грудь Деларю,  тот, шляпу сняв, сказал ему учтиво: благодарю...благодарю" (морщится и хватается за бок)

Марго
 (тревожно)  Что? Колет?

Хоботов
 Не имеет значения. Что ты сделала? Что я сделал?

Марго
 Лев, прошу тебя, только не устраивай драм.

Хоботов
 Это был какой-то гипноз! Непостижимо! Своими руками отдать счастье! Отказаться от обновления. И как всегда из-за боязни призраков!

Марго
 Лев Евгеньич, ты ведёшь себя как ребёнок, которому запретили сладкое…

Хоботов
Отпусти меня, отпусти!...Люблю её!

Марго
 Чушь! Самовнушение!

Хоботов
 Люблю её! 

Велюров
( с возмущением выходит и уходит обратно)

Марго
 Хоботов, призови свой юмор.

Хоботов
 ( встаёт на колени, ползёт за Марго)   Люблю её!

Марго
   Сексуальный маньяк! Савва! Савва!
               
Савва
 ( появляется с инструментом )
 Что такое, Маргарита Павловна?

Марго
 Савва, взгляни на этого павиана!
 
Хоботов
 ( встаёт )    Павиан?!... Всю жизнь я жил твоим умом. Теперь я хочу простого права: вершить свою судьбу самому. Я мог бы быть поэтом, мог бы писать книги, а стал каким-то блохоискателем, сундуком! Если бы не ты, я...

Марго
 ... получал бы одни щелчки!
               
Хоботов
 Пусть!

Марго
 И каждый проворный кляузник вешал бы на тебя собак!

Хоботов
 Пусть! Но я бы жил! Жи-и-ил!!

(выходит возмущённый Велюров и уходит, махнув на это рукой)

Савва
 Лёва, уймись.

Хоботов
(Савве)   Всю свою жизнь ограничивать себя, боясь прохвостов и дураков, работать вполсилы, жить впол-ноги, не познать ни ожиданий, ни взлётов! И для этого надо было родиться?!

Марго
  Неблагодарный эпилептик!

Хоботов
 Так вот... я!.. женюсь!

Марго
 Не женишься! Умалишённых не регистрируют!

Хоботов
 А вот увидишь! Ой! (хватается за бок, садится на пол) А-а-а…  Мне что-то нехорошо. Колет. Перед глазами круги… ( хватается за бок)


                22. Картина. (Хоботов-Марго-Савва-Велюров- Алиса Вит.)
      
 Марго
Колет? Савва, стул! Ну, хватит. Савва, принеси  мою записную книжку.
         Всё!... Пора звонить Вере Семёновне.

(Савва уходит и быстро возвращается с блокнотом)

Хоботов
(кричит)  Я протестую! А-а-а!

Алиса Вит.
 ( входит, напевая)   Друг мой, что вы так кричите?

Хоботов
 (корчась от боли)  Алиса Витальевна, дорогая, меня хотят зарезать!

Алиса Вит.
 Кто?

Хоботов
 (показывает )   Они!

Алиса Вит.
 Душа моя, ну, что за глупые шутки в вашем возрасте? ( уходит, напевая)

 Марго
(в трубку)  Веру Семёновну, пожалуйста. Верочка! Какая удача, что ты у себя. Да, Маргарита. Выручай, родная! Я сейчас привезу тебе Хоботова. Его аппендикс что-то шалит. (прикладывает к уху Хоботова трубку телефона)

Хоботов
 (в трубку)    У меня уже всё прошло!

 Марго
(в трубку)   Ты совершенно права, с этим отростком надо кончать. Резать, не дожидаясь перитонитов. Едем! Спасибо, дружочек! (вешает трубку)

Марго
 (Хоботову)    Так, собираемся!
 
Хоботов
У меня уже всё прошло.

Марго
 Савва, помоги ему! Возьми туалетные принадлежности  и пару свежего белья.
               
 Савва уходит,
 
Марго  стучит Велюрову, )

Велюров
(в халате, с затычками в ушах)   Что такое?!
 
Марго
 (вынимает затычки) Аркадий, срочно найдите такси. Хоботову нужно в больницу

Велюров

А что случилось?
Марго
Аркадий без рассусоливаний! Дело идёт о жизни и смерти. Или вы снова не в состоянии?

Велюров
Сколько можно припоминать? Я уже принёс свои извинения! ( убегает)

Савва
(вбегает с вещами для Хоботова)  Маргарита Павловна, готово. Всё в аккурате.

Хоботов
 У меня нет никакого приступа.

Марго
 Будет.

Хоботов
 ( приложился рукой ко лбу)  У меня нормальная температура. Это какой-то бред!

Марго
 Отлежишься, придёшь, наконец, в себя.

Хоботов
Я никуда не пойду!

Марго
  Доктор наук ждёт нас в приёмном покое. Хоботов, не заставляй меня краснеть!

Велюров
 Вот повезло! Остановил скорую у соседнего подъезда.
 
Хоботов
 Это чудовищно! Нет!... Нет!

Марго
  Савва, Аркадий, везите  его!

( Велюров и Савва набрасывают на Хоботова пальто и уводят его).
(звучит «Ангелы в белых халатах»)

Хоботов  (вопит, его уводят)

Марго
 (в зал) Со всех точек зрения тебя полезно госпитализировать.   (уходит вслед)
 
Звучит музыка на время установки декорации больничного дворика
               

                23. Картина. (Хоботов и Людочка) 
                Больница. Дворик

(Хоботов сидит на скамеечке, входит Людочка)

Людочка
(издалека, машет рукой)  Лев Евгеньевич!

Хоботов
(вскочил)  Людочка! О, как я вас ждал! Я верил! Верил!

Людочка
 (передаёт пакет с бананами)  Это вам. Ой, вы отощали, халат на вас, прямо, висит.

Хоботов
 Да, нет, просто он мне не по размеру.

(Садятся на скамеечку. Неловкая пауза.)

Людочка
  Лев Евгеньевич, только, пожалуйста, не обижайтесь, я почти уверена, что у вас нет платка. Ведь так?

Хоботов
 (вздыхает, кивает)  Увы.

Людочка
 (передаёт платок)   Теперь будет. Сама вышивала.

Хоботов
 (берёт, читает вышивку)   Спасибо... "Л" + "Л" = "Л" Как трогательно... а я догадался...я же переводчик…  Людочка плюс Лев равно Любовь.

(Людочка кивает. Их головы сближаются, Хоботов берёт ее руки, неловкая пауза.)

Хоботов
 Людочка, сколько я пережил, вы не представляете!  Я лежал на столе обнажённый и беззащитный…Со мной могли сделать всё, что угодно.

Людочка
 Ну что вы! Чего не надо не сделают.

Хоботов
 А когда меня везли с операции, меня уронили

Людочка
 А вот это уже непорядок со стороны медицинского персонала!

Хоботов
  А потом я лежал день, другой, неделю, а вы всё не приходили...
               
Людочка
  Но я же не знала!..Если бы Костик меня не нашёл...

Хоботов
 То мы бы не встретились...
               
Людочка
 Но я же не знала!

Хоботов
   Боже, сколько в вас трепетности.               

(Они целуются. Пауза. Оба испытывают неловкость.)

Людочка
Почему вы не едите?

Хоботов
 ( улыбается )  Не знаю. Не хочется…  «О, господи, по жизненной дороге  с усилием передвигаю ноги».

Людочка
  Вы говорили об этом врачу?

Хоботов
 Нет. Это стихи. Одной французской поэтессы. В это самое время она носила под сердцем дитя   и, видимо, этот период давался ей нелегко.  (цитирует)«Ничто не мило. Взор мутится мой. Не ем, не пью, тревожусь в час ночной».

Людочка
 Такое бывает. Проявления самые неожиданные. К нам в процедурный кабинет ходила дама в таком положении. Можете себе представить, при виде мужа её... тошнило!

Хоботов
 (радостно)  Тошнило? (смеётся )Людочка!
 

    (смеются, кружатся, взявшись за руки)

Марго
(голос из-за кулис)  Савва, его здесь нет! Нет!
               
Хоботов 
О, боже! Она!

Людочка
 Ой! Лев Евгеньевич, я, наверное, ...

Хоботов
 Людочка! Прошу вас, не уходите совсем. Я понимаю,  вам это мучительно слушать, но потерпите, мне без вас не сладить. Умоляю, побудьте некоторое время там. (показывает) Я должен...Я должен поставить все точки над  "и".

(Людочка прячется)


                24. Картина. (Хоботов-Марго-Савва)   

Марго
 (издалека, бодро)  А вот ты где. Сегодня совсем молодцом!
 
Хоботов
(ходит за ней)   Маргарита...Маргарита...Марго...

Марго
 Глаза по-другому смотрят. А ты ещё не хотел госпитализироваться. Лев, потом, потом. Я быстро - к Вере Семёновне, а вы пока пообщайтесь(уходит)

Хоботов
 Господи! Ну почему у меня всё так по-дурацки, так нелепо!

Савва
(обнимает)  Лев Евгеньич, рад тебя видеть в полном здравии! (даёт ему
зонтик Хоботова)  Вот, держи, будет работать, как часы. 

 ( мимо Хоботова и Саввы пробегает Людочка)

Так ты был не один, извини, брат,  не знал... Лев, новая квартира - это, брат, хоромы! Хожу и жмурюсь. Такой,  понимаешь, простор, такая воля! Гуляй -не хочу. Ну, есть, конечно, чего и подделать. Я утром, как встал – сразу за дрэль, ну, полы там и мелочь всякая...налажу в короткий срок. Тебе там тоже очень понравится.

Хоботов
   Ну, мне-то не так уж и важно...

Савва
  Да, не скромничай ты, Лев, тебе ж там жить. (одевает на шею Хоботова цепочку с ключом) Вот. Чтоб не потерял. (Хоботов пытается освободиться от цепочки, Савва крепко обнимает его, радостно) Да не суетись, ты так, Лев!  Всё ж хорошо! Пойми, наконец, какой ты везучий!
Хоботов
 ( отстраняется от него)  Господи, вы опять за своё.   

(вернулась Марго)

Марго
  (идёт навстречу Хоботову)   Хоботов, я говорила с Верой Семёновной,  она подтвердила - тебя можно брать.

Хоботов
 (возмущённо)  Что значит –«брать»?!

Марго
  «Брать» - это получать, пробретать, забирать.(поправляет ему панаму) Вот так будет лучше. Я пойду оформлять бумаги, Лев, собирай свои вещи и  спускайся в приёмный покой, Савва, а ты возьми такси на стоянке и подгони машину сюда. Шевелитесь, шевелитесь! (уходит)


                25. Картина. (Хоботов-Савва-Велюров)
       
Хоботов
 Савва, это когда-нибудь кончится?! А?!  (снимает цепочку с ключом и отдаёт Савве)

Савва
 Нехорошо, Лев Евгеньич, нехорошо.

Хоботов
 Что нехорошего?!

Савва
 Не обижайся, Лев, скажу  откровенно...

Хоботов
 Позволь, но...

Савва
 Нет уж, позволь и мне! Откровенно сказать - наболело! Такая у тебя голова! И вот этой головой не смыслишь самых простых вещей. Жалеет тебя такой человек! Можешь жить у неё, как «за пазухой». Чё ж тебе надо? Живи да радуйся.  И делай, чё тебе говорят.(Хоботов отвёл взгляд, не соглашаясь)        Сам-то ты отдохнул под наркозом, а Маргарита… ночи не спит. (махнул сокрушённо рукой) Эх! Думал, в больнице ты стал сознательней,  а ты - за старое. Нехорошо.
Хоботов
 Савва, объясни, зачем тебе нужно, чтобы я у вас жил? Тебе-то что за радость?

Савва
 Вот, ведь, на всех языках говоришь, а по-русски не понимаешь. Живут не для радости, а для совести. Что ж делать, коль ты без нас пропадёшь?

Хоботов
 А почему ты вбил себе в голову, что я пропаду?

Велюров   входит.               
  ( на расстоянии )  Здравствуй, Лев! Уже гуляешь? Ну, значит, недолго здесь тебе осталось куковать.

(Савва и Велюров коротко здороваются)

Савва
 (махнул на Хоботова рукой)   А! Спроси вот у Аркадия!... Пора тебя брать! (убегает)

Хоботов
 Аркадий! Маргарита и Савва хотят увезти меня в их квартиру,  что делать, а? Что делать?!

Велюров
 Да...извечный вопрос русской интеллигенции: « Что делать?»... А если они правы?...Люди эмоционального склада нуждаются в некотором руководстве...

(Хоботов смотрит на него с укоризной)

Велюров
 Ну, не знаю я, не знаю, Лев! Надо думать!

(отходит, садится на скамью в позе мыслителя)

Хоботов
 Я погиб, я погиб...


                26. Картина.(Хоботов-Костик-Велюров-Людочка)
   
Костик
(входит, за ним Людочка, на ходу) Лев Евгеньевич!  Хвала научно-техническому прогрессу! Людочка посредством телефонии погрузила меня в гущу последних новостей …

Хоботов
  Людочка…я подумал что вы…а вы…

Костик
 (продолжает речь): - …а друг Савранский на своём железном коне доставил меня прямо в эпицентр событий…(увидел Велюрова)  Аркадий Варламович, моё почтенье!

Хоботов
  Костик, стоит мне к ним попасть и мне уже не будет исхода,  Костик, я погиб…

Людочка
Костик, мы, мы погибли!

 ( Людочка и Хоботов обнялись)

Костик.
  Людочка, я категорически против того,  чтобы Лев Евгеньич пополнил список несчастных поэтов.

          Пришла пора решительных действий. В жизни, как в шахматах:   в сложной партии всё решает эндшпиль...    Вам надо исчезнуть. Прямо сейчас. Немедленно…

          Так! Друг Савранский на своём мотоцикле отвезёт вас к себе на дачу,   а утром вы вернётесь и моя Рита, используя своё  служебное положение в ЗАГСе, немедленно регистрирует вас  с Людочкой. И - партия! Ну, решайтесь, Лев Евгеньевич! Сейчас или никогда! Либертад о муэрто!

Хоботов
 (Костику)  Но пасаран! (Людочке) Людочка, вы согласны?

Людочка
 Да!Да!Да!

Хоботов
 (пошёл, вдруг встал)   Да! Но в халате же не выпустят?!      

Костик.
 Не выпустят...Логично… В халате не выпустят, не выпустят... (щелчок пальцами) О! Переодевание! Лев Евгеньич, вы пройдёте с Аркадием Варламовичем  в кусты, он нацепит ваши обноски, а вы облачитесь в его костюм...   ( меняет бумажную шляпу  Хоботова на фетровую Велюрова)               

 Велюров
  Что такое?!

Хоботов
  Я готов!

Велюров
 Постойте! Я не готов! Это немыслимо! Это какой-то нелепый фарс!

Костик
 О-о, это чёрт знает что! В конце концов, Велюров,  вы - артист, лицедей или вы - банщик?!  Может, вы просто морочите публике голову?  Где тяга актёра к переодеванию?! Я смертельно в вас разочарован!

Велюров
  Погодите, я не сказал "нет".

Костик
  Аркадий Варламович! Раздумывать некогда!

Людочка
умоляюще) Аркадий Варламович, пожалуйста!

Велюров
 Единственно - из симпатии к Хоботову и его девушке,  а не под влиянием ваших речей...(Хоботову) Идёмте!  (уходят, на ходу обмениваясь одеждой)

Костик
 (Людочке)  Людочка, мотоцикл Савранского - красный, «Ява», с коляской   ждёт вас вон там: за углом, направо…вон, видите, тополь?…

Людочка
( видит Хоботова, смеётся)  Ой, смотрите! Ха-ха-ха…

 (входит Хоботов в костюме Велюрова, а Велюров - в пижаме )   

Хоботов
Слушайте,  я похож на какого-то прощелыгу...

Велюров
 Знаете что, если мой новый плащ вас не устраивает...

Костик

Лев Евгеньич, сейчас не до фасонов. (Людочке) Людочка, срочно отведите пациента Хоботова к доктору Савранскому! 
 
(Хоботов и Людочка убегают.Звучит  Моцарт.  - 

Костик
«Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа!»



                27. Картина. (Велюров-Костик-Савва-Марго)
    
Савва
(из-за кулис) Маргарита Павловна!

Костик.
 Аркадий Варламович, Савва идёт. Третий звонок!  Полное перевоплощение. Ваш выход, артист!

(Велюров садится на скамью, закрывает лицо газетой)

Савва
(запыхавшись)  Уф! Карета подана. Маргарита пришла? (оглядывается, увидел Костика) И ты, брат, здесь, здравствуй.

Костик.
 Вот пришёл навестить бедолагу.

Савва
  Вовремя успел. Мы ж его забираем в нашу новую квартиру.

Костик.
 Да, ему позавидуешь.

Савва
И не говори. Обустроимся, тоже приходи поглядеть.

Марго
(появляется Марго)    А, Костик.(кивок головы) (Велюрову)  Хоботов ! Хоботов! Ты с ума сошёл! Я жду тебя в приёмном покое, а ты до сих пор ещё здесь! 

 (выдёргивает газету из рук Велюрова в образе Хоботова )

Марго
Велюров?!...Что за фокусы?!

Велюров
 (встаёт, пафосно декламирует) История, леденящая людскую кровь. Под маской трепетной овцы таился лев!
               
Марго
 Что вы несёте?

Велюров
   Я по-соседски пришёл его проведать,  а он увлёк меня под сей навес, сорвал с меня одежды силой,  надел костюмчик мой и был таков...

Марго
  Вы опять пьяны?

Велюров
Я вынужден в его халате  находиться, чтобы прикрыть срамную наготу!
 
Костик
(аплодируя)  Браво, Велюров! Бра-во, бра-во, бра-во!               

(Велюров театрально раскланивается)

Марго
 (ищет Хоботова)   Веселитесь? Балаган устроили...

 
 (раздаётся треск мотоцикла – )

Костик
 Невероятно!

Велюров
  Савранский?

Костик
(Костик  кивает) Хоботов порвал постромки!!

Марго
 (ушла, резко вернулась) Вот что, Костик, я вам скажу,  не Велюрову, он - орудие…

Велюров
(возмущённо)  Я - орудие?!

Марго
(Костику)   Вы ещё так молоды, что очень многого в жизни вам не дано не понять.

Костик 
 Молод, не спорю. И всё же поверьте человеческой истории: осчастливить против желания нельзя.

Марго
 (машет на него рукой)  А! Хватит  болтать. (на ходу, Савве) А ты где был?

Савва
 Я делал, что было велено, я такси ловил.

Марго
 Растяпа! Где машина?

Савва
 (на ходу)  Вон там за углом стоит.

Марго
 Его надо… догнать! (быстро уходят)

Костик и Велюров выходят на авансцену

Костик и Велюров
(вместе)  Догнать Савранского - это утопия!

Люди  в белых халатах.
 Время посещения окончено, просьба      освободить территорию больницы. (убирают железные стулья)

Костик 
  Аркадий Варламович, а не хлопнуть ли нам по рюмашке?

Велюров
 Заметьте, не я это предложил.  (уходят в обнимку)               
   
  (Мелодия  «Дюна». Больничный дворик трансформируется в коммуналку),    


                28. Картина. (Все)
                Коммуналка   
         
Алиса Вит.
 ( Алиса Витальевна ходит по пустым комнатам,   на дверях Хоботова картина  обратной стороной,  она снимает её и переворачивает)

Алиса Вит.
 (смотрит  на картину Шагала)  Над каким районам сейчас пролетаете, Лев Евгеньевич?... Да. Вот ради этого надо было родиться ...и жить!

(  сентиментальная музыка)

Алиса Вит.
( снимая картинки с дверей комнат и ставя их на сундук) 

             Их всё меньше и меньше, человеческих ульев,  коммунальных квартир... С тусклой лампочкой в длинном, как жизнь, коридоре...   С телефоном, трезвонящим так громко,  что мог разбудить спящего в соседней квартире… С сундуком неизвестного назначения...   пожалуй, в нём должны были храниться мечты,  по крайней мере, 3-х поколений...(уходит)       
 
 (-звонки)
 
( звучит  финальная песня "Московских окон негасимый свет".         

              Встреча бывших соседей по коммуналке. Выходят поочередно:

  Алиса Витальевна.               

 навстречу паре Хоботовых

пара Ефимовых

Велюров,

Костик и две девушки (Анна Адамовна и Светочка).

   Все приветствуют друг друга и поют  вместе «Московских окон негасимый свет»
когда песня закончилась, говорят хором:
 
Нашенской... квартиры...коммунальной!

                ( застыли в разных позах, как в стоп-кадре)
 
( -Поклоны артистов- под музыку «Когда родным и нежным взором»)