Доброе сердце

Александр Дробноход
 Иван Иванович Красавин сидя на берегу пруда с удочкой, решил этот день провести днем отдыха от домашних забот и проблем. Клева как такового не получилось…  улегся на зеленую траву, предался воспоминаниям. Начал разбирать прожитое время, как говорится, разбирать по косточкам.

   Детские годы проведенные в дет.доме не хотелось даже вспоминать. Ему всегда хотелось иметь маму и папу, но судьба распорядилась иначе. Отец погиб на войне, где тысячи наших отцов и братьев гибли. Война это не драка на танцах, она имеет особый смысл, свой закон и свои правила. Отец погиб в первый  же год войны. Вспомнил мать, получившую  первой в деревне  страшное извести – похоронку. Мама  Мария Васильевна взяла ее своими дрожащими руками  и при первых словах потеряла сознание. После чего из веселой, жизнерадостной и души компании, она превратилась в замкнутую женщину,  говорила очень мало.

   Вскоре в село вошли немцы. Чужая речь ее раздражала. Усадив сына перед собой, долго рассматривала своего Ванюшку.  Прижав к себе, страстно целовала, после чего сообщила сыну, что она его  в ближайшие дни отправит к бабушке Дине. Ванюшке хотелось возразить маме, но она закрыла ладонью его ротик, пояснила «Так надо». Прижав к груди еще долго не отпускала. Сердце ее чувствовало, что видит сына в последний раз. Мария Васильевна решила отомстить оккупантам за гибель ее любимого мужа. Возможностей хоть отбавляй, рассуждала она. Сама она  спала в сарае, а в доме жили немцы- 10 фашистов. Мария Васильевна готовила еду немцам на пятьдесят человек.

   Дело было к вечеру, с соседней улицы приехали немцы, забрали приготовленную еду и уехали. Немцы живущие в доме Марии Васильевны уселись ужинать за столом. После ужина немцы вошли в дом где была слышна музыка, смех. Вскоре все затихло. Воцарилась тишина, только  изредка был слышен лай собак- дворняжек. На утро ни один фашист не остался  в живых. Поднялась паника, крик, беготня. Забрали Марию Васильевну на допрос, она оправдываясь утверждала, что она сама ужинала ту самую еду. Привели ее во двор, на табурете стояла миска с супом, заставили ее съесть. По сливали остатки супа в одну и заставили ее съесть. Мария Васильевна без страха выполнила приказ, зная твердо что они чистые...

  Рано утром зашла в дом, в доме полная тишина. Ополоснула миски чистой водой, принесла  чашку супа, на полочку привязала тряпочку, окунув в суп провела по стенкам чашки и налила по ложке супа. Мария Васильевна успокоилась. Но это спокойствие было недолгим. Немцы, сделав экспертизу, все  - таки нашли частицу яда.

   Вскоре она была арестована и расстреляна. Вспомнил Иван Иванович и выпускной вечер в дет. доме. После пора отдать долг Родине- служба в армии. Отслужив три года Иван вернулся в родное село, в родительский дом. Зашел в дом – такая грусть, такая тоска одолевала его. Ни родных, ни близких у него нет. Война раскидала всех по белому  свету. Была у него из родственников одна бабушка и та умерла после  гибели  дочери.

   Сидел в доме и думал куда пойти, найти себе место работы.   Довелось вести задушевный разговор с одной пожилой женщиной. Выслушав его историю, она посоветовала: « я виду ты грамотный. Умный, правильно видишь жизнь, советую пойти в Районо, вот там  ты найдешь себя». Он постоял, обдумывая ситуацию с разных ракурсов, твердой походкой направился в отдел образования.  Встретили его с душой, с радостью так как учитель мужчина в школе это редкость. Он попросил дать ему возможность заниматься с детьми биологией. Любовь к природе с детства заложена у него в крови. Получил класс, как классный руководитель, собрав всех детей, сделал вывод – очень скудные познания в области биологии. В душе кипело, так ему хотелось донести до детских душ как можно больше данных о животных и растениях. Решил заполнить эту нишу пробелов походами, экскурсиями.

  Он считал, что тесный контакт с природой, дает ребенку расширить  диапазон познания. Начальной фазой его работы, стала работа на пришкольном участке, что послужило сплочению коллектива, ответственности, , обучению азов агрономических  приемов. Познавали дети о сроках посадки, нормах высева, глубине заделки семян, значение боронования( на практике это считается сухим поливом, так как разрушаются трещины в почве. Замедляется испарение влаги.

 Иван Иванович уделял  внимание выращиванию  семян сорняком с большим расходом посадочного материала. На одно посадочное место( лунку). Все это давало возможность детям взрослеть.

    Вспомнил Иван Иванович как провел он первый поход с детьми, как он готовился, переживал. Сколько материала было перечитано. И вот настал день, ребята пришли в назначенное место без опоздания. Иван Иванович провел беседу,не упустив напомнить о  выполнении правил поведения  в походах.

   Весна, все вокруг благоухало. Зеленая травка покрывала побережье бархатным ковром. Листовые пластинки  озимой пшеницы наклонялись от ветра к земле. Иван Иванович объяснил на наглядном примере. Что нормальная  всхожесть  является  появлением от 3х до  12 листовых пластинок. Глубина заделки семян 5-7 см. каждый из них записывал себе в тетрадь.

  Тут все услышали голос кукушки ку-ку, о том какая это птица не было надобности спрашивать. Все хором ответили – кукушка! Иван Иванович напомнил детям, что по кукушке определяют какой будет урожай. Если прилетевшая птица кукует на дереве с распускающейся листвой – жди урожая. Многое узнали ребята о утках, о  их гнездовании, количестве яиц в кладке, сроках вывода птенцов и их поведение.

   Да, многое в тот день дети узнали. Вернулись в село, а расходиться по домам никто и не собирался.

   Иван Иванович вздрогнул – звон колокольчика на единственной заброшенной удочке донной удочке оповестил. Что попалась крупная рыба. Натянутая леска звенела как струна. Опомнившись от задумчивости, произнес: «да слышу, слышу». Подошел, подсек. Долго ему пришлось ждать когда пойманная на крючок рыба устанет. Вытащил на берег, удивился « откуда такая?»

 Собрав удочки Иван Иванович покинул пруд.

 Иван Иванович улыбнувшись  подумал « а сколько его учеников, влюбленных в природу стали учителями, агрономами, садоводами, ветврачами и наконец, зоотехниками.» на сердце праздник, а на душе играла музыка.

 Почему то вспомнился поющий высоко- высоко в небе жаворонок, от которого дети тогда были в восторге.

 Как хорошо жить, когда в жизни есть хорошее которое не стереть годами. Иван Иванович гордился собой, радовался что дети ( его ученики) пишут письма, поздравляют с праздниками. Но самое трогательное для него- это приезд  детей к нему в гости, где теперь он уже получает что то новое для него неизведанное. Прощаясь с гостями, всегда по стареньким щекам сползает слеза.

   Честь и слава таким людям, людям труда, честным, добрым, понимающим чужую боль, как свою. Побольше бы таких людей!




   Дробноход  А.Я.         с. Лопанка