О птичках. Псковские Галки

Валерий Павлович Гаврилов
- Галка, дай списать!
- Не дам!
- Галка – палка!
- Сам дурак!


  Случалось ведь подобное в школьной жизни. Девочку, допустим, звали Галей. А одноклассник Серега, по прозвищу Сельпо, звал ее Галкой.

   Пролетели годы. 

   Встретились случайно Галина Федоровна и Сергей Поликарпыч, обнялись, растрогавшись, и воскликнули:

- Галка!
- Сельпо!

  И не обидно было.

  Однако, речь пойдет о другой галке. Об обыкновенной птице . О галке обыкновенной. Нет смысла описывать внешность и ареал обитания этой птички. Это всем известно. Известны также забавные моменты в поведении галок. И у меня в памяти есть кое что. Ну, думаю, пора написать рассказ. Рассказ о галках.

  Вышел я давеча из подъезда дома, посмотрел по обыкновению в небо. Оно было безоблачным и обещало хорошую погоду. Вдруг, справа от себя, я услышал странный шум. Царапанье, хлопанье и еще что-то. Повернув голову, я, глаза в глаза, столкнулся взглядом с галкой, которая стояла на асфальте тротуара и с характерным выражением “птичьего лица” вопрошала всем своим видом:

- Ну, и чего уставился?
- Гм! – ничего лучшего я не придумал в ответ.

    Галка еще немного посмотрела на меня, затем, поняв, что у меня вообще нет никаких намерений против нее, продолжила заниматься своим делом.

   А занималась она вот чем.

   На кирпичной стене дома, по обыкновению, висели приклеенные объявления, шелестевшие на ветру своими отрывными язычками с указанными телефонами.

   И вот галка, подпрыгнув в воздух, начинала махать крыльями, подлетала к объявлениям, и терпеливо и сосредоточенно пыталась оторвать язычок.

   После нескольких попыток она, наконец, прицелилась довольно точно, ухватила бумажку в клюв и сделала резкое движение головой. Телефонный язычок оказался у нее в клюве!

   Галка приземлилась на тротуар, горделиво взглянула на меня, потопталась, переминаясь с лапки на лапку, и вдруг резко взмыв в воздух, полетела в направлении к высоким деревьям!

   Ага! Все правильно! Все лучшее – в гнездо!  Наберет вот таких мягких бумажек, да и соорудит перинку для себя и галчат! 

   Я подошел ближе к стене. Все язычки, кроме одного, на объявлении были оторваны. Кроме одного последнего. Полагаю, и его не останется вскоре!  В гнездо его! В гнездо!

   Я улыбнулся и представил себе довольное лицо автора объявления, который проходя мимо, с чувством глубокого удовлетворения отметит популярность своего предложения и приготовится отвечать на шквал звонков. И будет недоумевать  по поводу отсутствия шквала.

   Галка ведь не умеет по телефону звонить!

  А годом ранее был другой случай интересный. Шел я с работы усталый и задумчивый. Вот и здание общежития студенческого, в котором я, будучи студентом,  прожил более пяти лет. Клены, которые в мои молодые годы были совсем подростками, уже выросли и стали взрослыми деревьями. Один из этих кленов широко раскинул ветки над тротуаром.

   Вспомнив былое, я сделал еще шаг, как вдруг сверху полилась отборная злобная ругань!

   Я остановился, отступил назад и посмотрел вверх.

   На ветке клена сидела галка!


   Она неистово и беспричинно с силой долбила ветку дерева и при этом многоэтажно ругалась последними, хотя и не слишком понятными словами!  Причем, очень эмоционально! Выражалась с выражением! Обилие и разнообразие фонетики просто поражало!

   Я остановился и, открыв рот, стал смотреть!  Сзади еще люди подошли. Тоже остановились. Галка ругается! 

   Птица заметила, что за нею наблюдают, на мгновение замолкла и оставила в покое ни в чем не повинную ветвь клена.

   Посмотрела недоуменно на нас, праздных зевак, затем выругалась и снова  принялась долбить ветку и сыпать отборную нецензурщину.

   Мне вспомнился из детства один дядечка строитель, который, кода был “выпимши”, начинал лопотать  скороговорку брани впопад, и мимо. При этом, он говорил очень выразительно, иногда подвывая и поскуливая. Хотя ни одного слова невозможно было разобрать, было понятно, что он все-таки бранится. Получалось примерно так:

- А-а-выв-вав-гав-му-ме-ух это все такое-е-е!

  Вот и наша галка была, либо сильно пьяна по случаю, либо, ее кто-то  разозлил не на шутку. Возможно, муженек неверный. Галки ведь парами живут. А возможно, это как раз и был галка-муж. Галка-жена достала! На посиделки-полеталки с друзьями не пускает!  Домомучительница несчастная!

  Подходили новые зрители, прежние расходились, время шло, а птица все никак не могла успокоиться.

   Я пошел дальше. А усталость мою легче стало нести! И настроение прояснилось! Много ли человеку надо для настроения! Хотя, да. Кому – как!

  Был и еще интересный случай. Территориально это было по той же дорожке, только ближе к дому. Садик там детский расположен. А вокруг садика – невысокий забор - рабица. И тротуар прямо к забору примыкает. И снова я шел с работы. И опять не вприпрыжку, а глубоко задумавшись о своем. Шел себе, да по сторонам не смотрел. Поднял голову. Метрах в десяти на заборе сидела галка. Ну, сидела и сидела. Я опустил глаза и пошел дальше. Точнее, ближе. К дому.


  Кья!!!!- вдруг раздалось слева от меня совсем рядом.

   Я вздрогнул от неожиданности, остановился и повернул голову. Ну да!  Это “галкнула” во все птичье горло та самая галка, сидевшая на заборе!

   Птица сидела на уровне моей головы, или, скорее, чуть ниже. Я мог бы дотянуться до нее рукой!

   Галка сидела, наклонив набок голову, и вызывающе смотрела на меня. Весь ее вид кричал:

- Ах, люди и галки добрые! Это что же такое деется в мире то! Идет прохожий мимо,  и не то что “Кыш!” сказать не догадается, даже взглянуть на птичку не желает! Куда идем-то? Что дальше то будет?!

   Я просто прыснул от смеха! Это ж надо додуматься! Пообщаться птичке захотелось! На себя внимание обратить! Обиделась, что не заметили ее, и мимо хотели пройти просто так!

- Ну, ладно, кыш! – осторожно сказал я.

- Кья! – негромко ответила галка и отвернула голову, показав всем своим видом, что я ей более не интересен.

   Как сейчас помню ее склоненную набок голову и хитрющие глаза.


   Вот такие они, эти простые и обыкновенные птички галки. Говорят, что если приручить маленького галчонка, то он потом только людей будет считать сородичами. И повадки наши перенимать. 

                Апрель, 2021. Псков