Блюститель Закона

Юрий Фукс
               
                БЛЮСТИТЕЛЬ ЗАКОНА

                Сказка


                1.

     Мало кто помнил медведя - Хозяина леса - молодым, когда в возрасте трёх лет  он здесь обосновался.
     Это был зрелый, готовый к самостоятельной жизни и полный сил зверь.
     Хозяином был он строгим: не прощал хищникам нарушений  Главных Законов лесной жизни:
                -  добычу ешь до полной сытости;
                -  сытому - охота запрещена;
                -  мелких детишек - не трожь: пусть растут.

     Наверное, ему мама-медведица хорошо объяснила, что если  эти древние Законы строго исполнять - и все будут сыты, и малые детки  - целы.
     Нарушителей медведь сурово наказывал.

     Но примерно после двадцати  пяти лет царствования,  Хозяин леса стал стремительно стареть, был занят  только собой  и  лапой махнул на свои обязанности: пустил лесную жизнь на самотёк.

     Тут же разная зубастая лесная шпана стала гулять по лесу, как хотела! Так же вольно,  как современный  звёздный артист по буфету собственного  театра.

     И без того сложная жизнь в лесу превратилась в истребление слабых. Что-то делать надо было, чтобы исправить обстановку, а что именно - никто из потенциальных жертв не знал.

      Пока медведь в зимнюю спячку не завалился, волки и лисы всё же безобразничали с оглядкой: вдруг медведь по старой памяти наказывать нарушителей станет!
       А мелкота разная - зайцы, бурундуки, мыши и им подобные - с ужасом ждали зимы,  когда останутся без всякой защиты от лесных бандитов.
       И стали упрашивать медведя назначить кого-нибудь своим заместителем - Блюстителем Закона -  на те зимние месяцы, когда сам спать в берлоге будет.

      Медведь их слушал, да ухом не вёл: его совсем не волновало, что будет без него.  А, может, по старости и глуховат стал: ведь это страшное дело - уши всю жизнь не мыть и не чистить!

      Узнали про эти просьбы волки,  лисы и стали перед глазами медведя всё время вертеться, как бы подсказывать: "Выбери меня!", "Выбери меня!". Нельзя же такую редчайшую в жизни возможность упустить - главным лесным начальником стать, пусть и не навсегда!

      А медведь и на них внимания не обращает! Хотя вот-вот снегопад начнётся и до весны никто Хозяина леса больше не увидит.

     Больше всех возбудился вожак волчьей стаи - Волчара. Его, и только его  должен медведь вместо себя Блюстителем Закона на зимние месяцы назначить!
 
      А медведь на все подсказки - ноль внимания! Сонный бродит-качается, то и дело пасть распахивает и зевает так, что кажется, будто  через глотку пейзаж позади него можно увидеть!

      Как только Волчара почувствовал, что вечером будет сильный снегопад и этот снег ляжет надолго - до весны, так  даже отходить от медведя перестал, всех других от хозяина отгонял, скалился перед ним угодливо.  Другие же волки - только издали за этим могли наблюдать.
               
      В самый последний момент, когда медведь уже в берлогу залезть нацелился, Волчара - тут как тут, громко - чтобы другие слышали  - просьбу всех лесных обитателей озвучивает:
- Назначь, Хозяин, заместителя на зимнее время,  чтобы в лесу Закон и Порядок были! Авторитетного!  Ты же обещал! - приврал он.

      Ну, а медведю-то - всё равно, других зверей рядом нет, вот и ткнул он лапой в сторону Волчары:
- Ты и будешь! - лишь бы от него отвязались, в покое оставили! В берлогу залез, пристрился поудобнее и через минуту уже храпел.

- Все слышали?!! - возликовал Волчара. - Теперь  я - Хозяин этого леса!!! - Поднял морду к тому месту, где Луна должна была находиться, да из-за снегопада невидима была, и завыл от радости!

       И стая волчья в пятнадцать голосов подхватила его песню радости:
- Я, я теперь здесь Хозяин!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

       Ужас охватил обитателей леса! Не только зайцы и прочая мелочь, но даже лисы удрали и попрятались в свои норы!


       Всю ночь падал и падал снег. К утру медвежья берлога была укрыта полуметровым слоем снега. Лес преобразился: из унылого осеннего он как по волшебству превратился в  белоснежного  красавца из сказки.

       А снег всё валил и валил... Зима!
               
                2.

       То, что Волчара был самый сильный, злобный и умный волк в стае - неудивительно: только таких она признаёт вожаками.

       Но было у него ещё одно качество, которое мешало Волчаре жить. Когда был он ещё крохой, мамаша-волчиха строго-настрого внушала своим деткам, что никогда и ни в чём не должны они перечить Хозяину леса - медведю: никогда, ни в чём!!

       И уже в те времена появилось у волчонка горькое сожаление, что он - не медведь и изменить это теперь невозможно! И что обязан он ни в чём не идти этому зверю наперекор, а при встрече - уступать дорогу и уважение оказывать, забыв о своей волчьей гордости!

        Важна была Волчаре не только сама власть, но и всеобщее - от здоровенных лосей и до  мелких букашек - признание его бесспорного главенства над всеми!

        А когда увидел, как власть над другими у людей выглядит - совсем покой потерял!

        Однажды в конце лета пробрался Волчара  в дачное поместье какого-то очень большого начальника - запах  жареного мяса его туда притянул.

         Увидел: под деревом, на каком-то необычном  стуле из деревянных рамок с тряпкой посредине (шезлонге - Ю.Ф.), провалился спиной почти до земли крикливый пузан, а вокруг него угодливо мечутся разновозрастные самцы и самки, льстиво улыбаются, стремясь услужить:  то мясо с дымком, надетое на длинную палку, подносят, то что-то цветное из красивых бутылок в стекляшку на тонкой высокой ножке наливают и прямо в лапы ему суют, а когда всё он с палки сожрёт и из стекляшки выпьет,  другую палочку - короткую и толстую - поджигают, пузану дают и он то в пасть её сунет, то вытащит и в лапе держит в сторонке, а сам дым струёй выдувает, зачем - непонятно... Может, от комаров это...
 
         А прислужники рядом наготове стоят, чтобы наперегонки броситься новую команду пузана исполнить, каждое слово его ловят.

 - Эх! - позавидовал тогда Волчара, - мне бы так!!  И много раз вспоминал об увиденном и представлял себя на месте пузана, мечтал, что когда-нибудь такое сбудется.


         Как только выпало ему долгожданное счастье стать Хозяином леса, тут же приказал волкам и угодливым лисам обшарить все покинутые на зиму дачные участки и найти, обязательно найти тот самый - или похожий - раскладной стул с большой тряпкой посредине: часто дачники что-нибудь убрать в дом или сарай  забывали, особенно на больших лесных участках, которые плохо просматриваются.

         Шустрые лисы расстарались: нашли!  Хвостами смели со стула снег и толпою приволокли Волчаре в подарок. Он был не просто рад - счастлив!!!

          И тут же объявил, что с этого кресла по указанным им дням станет вершить  Суд  над своими поддаными - пусть узнают, наконец, что такое высшая справедливость! По волчьим понятиям, разумеется!

         Ох, как  верна пословица: "Кот из дома - мыши в пляс!".
         Если медведю-Хозяину дела нет до лесного народа и он дрыхнет  в берлоге под толстым снеговым одеялом в полной отключке - жизнью в лесу заправляют беспредельщики.

         Поначалу наивные зверушки надеялись, что волк своих приструнит и какое-то подобие справедливого суда у них будет, но куда там!
         Завалится Волчара спиной в раскладное кресло, продавит его своей тушей  почти до земли: только голова видна, да кормовая часть с хвостом! Задние лапы выше головы задраны, а чтобы морду они не загораживали, Волчара лапы раздвигает и на того, кто приблизится, смотрит как через большую букву "V", выставив, как на показ, самцовое своё "достоинство", хвостом изредка помахивает, только лишнее внимание к "корме"  привлекает - ну совсем, гад,  без стыда и совести! Оскорбительно это для тех, кто пред судейские очи его предстаёт, а Волчара рад-радёхонек  чужому унижению!


       Однажды состоялся суд между зайцем и приятелем Волчары - волком.

       Лисы услужливые, потеху ожидая, приволокли зайца-обвиняемого,   а волка - "пострадавшего" - ласково  попросили на суд прийти,  изобразить пострадавшего.

        Вокруг - лесной народ собрался, волнуется, справедливости ждёт. А зайца лисы-приставы караулят, чтобы удрать не вздумал.


       В первые же дни, когда Волчара Хозяина заменял, волки и лисы слух распустили, что он даже охотиться перестал - и всё потому, что ночи не спит -  до того о лесном народе заботится!

       На вопрос: "А что же он тогда ест???"  - агитатор отводили лживые глазки и морду делали непонимающей: "Не знаю... Вон медведь тоже всю зиму не ест!  Доля такая у Хозяина - голодать, пока он у власти...".

       Правда состояла в том, что Волчаре расхотелось за добычей гоняться: волки и лисы ему тёплую свежатину к шезлонгу приносили - даже поправился!
               
                3.

        На суде Волчара вынул "сигару" из пасти, жестом зайца поманил:
- Ближе! Ещё ближе! - и лапы задние ещё шире раздвинул, чтобы получше зайца разглядеть.

- А ты, заяц, совсем не плох:  пухленький!! - и засмеялся лающим смехом, не сулящим добра.

        Тут же - как лучшей шутке! - понимающе заржали все волки и визгливо подхохатывали  лисы.
        Остальным было не до смеха...

        Когда отсмеялись, Волчара объявил:
- Спрошу сначала у пострадавшего, у Волка:
   Так в чём этот заяц виноват?

 - Я хотел  к нему подойти, чтобы  спросить: "Ну как, ушастый: нравится тебе жизнь при новом Хозяине? Ведь правда, что лучше всем стало ??" - а он ругнулся - и бежать! - пожаловался волк. - И вообще на власть твою косо смотрит!

- Почему не догнал,  не наказал на месте?!! - осерчал Волчара.
- Так пузо туго набитое было! Только что почти целого зайца съел!

- Аааааааааааа... - протянул с пониманием Волчара и повторил вслух, чтобы не забыть:
- Подсудимый ругался в общественном месте - раз! Косо глядит на власть, отказался сказать, что при мне  лучше жить стало - два!!  Законному требованию волка не подчинился - три!!!  И тем самым   причинил ему  тяжёлые страдания - четыре!!!  Глянь-ка, заяц, сам: на волке же  лица нет, одна морда токо осталась! Во как страдает!!

    Увидел Волчара,  что "пострадавший" волк ещё что-то сказать порывается и спрашивает:
- Ну что там у тебя?

- Добавить хочу важное, пока не позабыл!
- Ну давай, до кучи будет!
- Ещё подглядел я, как он листья большие, красные и жёлтые, из-под снега выкопал, в кучку собрал, а потом около своей норы в снег спрятал.  Жрать их нельзя - горькие.  Значит, нужны они зайцу для коварных политических целей!

- Каких??! - спросил волка встревоженный  Волчара.
- Пока не знаю... Но, может, своих на шествие какое-нибудь выведет, раздаст им красные и жёлтые листья вместо плакатов... Хоть тут все неграмотные, писать-читать не умеют, но ведь и без надписей всем ясно, против кого они протестуют! Он же свободному проходу по лесу препятствовать готовится! Враги его научили - не иначе!

- Ууууууууууууу ты какой! - оборотился Волчара к зайцу. - Хоть и не вижу, как при таких убойных доказательствах оправдаться сможешь, но судья я справедливый:  даю тебе слово! Ну??!

      Бедный зайчик, на которого обрушили эту гору обвинений, аж взмок от волнения, хотя было в лесу минус 15°C, да ещё  с ветром. Не раз порывался он прервать клеветника, но только-только рот приоткрывал, как близко стоявший волк кулак ему показывал и зубы скалил - мол, не мешай обиженному говорить!
               
- В-В-Ваше В-Всех-превосходительство! Рядом с моей норой этот волк братика моего поймал, и пока его жрал,  я только горькими слезами  обливался...  Силы против волка у меня нету... 
                Когда он нажрался досыта - почти всего братишку съел! - отошёл волк  от моей норы. Я подождал, чтобы ушёл он подальше, из норы вылез и пошёл корешки раскапывать - очень уж проголодался! Не знал, что волк поблизости прилёг отдохнуть - за деревом-то не видно!

       Он первый меня увидел и хоть явно сыт был,  бросился ко мне, чтобы из озорства загрызть - хоть и одного-то зайца сожрать всего не смог! Второй главный Закон леса нарушил! Но мне удалось удрать, а волк из-за полного пуза отяжелел и догнать меня не смог.

      Разве  я мог этому волку довериться и остановиться??? Ведь только что он братика моего сожрал! И он - не начальник надо мной! Любой бы бросился от него убегать! А что гляжу косо - так это с самого рождения...

- Не начальник?!! - возмутился Волчара. - Да любой мой дружок - всем  другим начальник! Ты и сейчас не понял??
- По-о-о-онял!  - дрожащим голосом произнёс зайчик: и вправду он понял, что "с сильным - не судись...".

- Почему власть не любишь??! - строго спросил Волчара.
- Это я-то??? Люблю! Даже обожаю!! Потому, что только сильный Хозяин не даёт убивать  для забавы! Скоро тут зайцев не останется - всех изведут!

- О как заговорил!! С угрозами!  Вот и раскрылся перед всеми! Листья  яркие зачем собирал??? Чтобы демонстрации на моей земле устраивать, свободный проход по лесу перегораживать, а потом и окопы рыть??!  А дальше баррикады начнёшь строить??! Не позволю!!!!!!! - распалялся Волчара.

- Нет-нет-нет!!! У моей заиньки скоро день рождения, а цветов зимой же нет, так я заранее красивый букет ей собрал из ярких  листьев осенних!  И близко от норы в снегу спрятал, чтобы сюрприз для неё под лапкой у меня был... - смущённо признался заяц.

- Не верю!!! - рявкнул Волчара. (Ну прямо как второй Станиславский!). - Решение моего справедливого суда объявлю завтра утром! А пока - посидишь под арестом - подумаешь, может - и чистосердечное признание сделаешь перед моим завтраком!
 
   И обратился к волкам охраны (заяц  не заметил от волнения, что вместо приставов-лис  волки его караулят):
- Попить ему дайте, чтобы сочнее был! И - не надкусывать! А то знаю я вас!..

       А потом Волчара  приказал всем остальным:
- Судебное заседание Справедливого Суда закрыто!
   У кого нет от меня заданий - те до утра свободны!

                4.

       Жизнь в лесу всегда была непростой, а теперь - с каждым днём - становилась всё более невыносимой.

       Волчара вошёл во вкус безграничной власти: сам бегать за пищей перестал, лежал в шезлонге, почти не вставая,  и толстую палочку покусывал, да посасывал - делал вид, что курит.
       А зачем ему бегать? Проще объявить новый закон волкам, лисам: "Первая добыча каждого волка, каждой лисы - моя!".
 
       Вот они и тащут ему на показ свою ещё тёплую добычу, а Волчара выбирает, что помоложе, пару лучших кусков съест, а остальное бросает: "Жри сам!". И новую вкуснятину ждёт.

      Казалось бы, в лесу тебя никто не видит, можно, вроде, охотнику самому потихоньку сожрать всё, что повкуснее. Но это, увы, не так: птицы-свидетели враз "настучат" правителю, а тот - трёпку задаст такую, что не раз пожалеешь, что новый закон нарушил!

     Не страшась наказания, хищники истребляли лесной народ почём зря!

     Неудивительно, что все, на кого охотились, с нарастающим  нетерпением ждали весны и подбадривали друг друга:
"Вот проснётся настоящий Хозяин - и бандитов сурово накажет, заставит соблюдать древние Законы леса! Дожить бы нам только!".


    Хотя и помнили, что старому медведю только собственная жизнь была в последние годы интересна, а до лесного народа ему и дела никакого нет! Но не лишать же надежды себя и других! Как без неё жить?

    Как только пришла весна и снег начал подтаивать, зайцы и другие страдальцы всё чаще бегали к медвежьей берлоге - не проснулся ли?  Странно! Даже храпа не слышно... Что бы это значило??

    Пришёл, наконец, день, когда вход в берлогу даже от остатков снега очистился. Заглянули туда - а медведя-то нет! Когда вылез - никто не видел, даже птицы: как залезал на спячку  - видели, а как вылез - нет.

    Поспрашивали сов, у них же прекрасное ночное зрение: мышонка ночью не пропустят, а уж целого медведя - тем более!     Ответ один:    "Из берлоги Хозяин не вылезал! Точно!".

    Ну и чудеса! Такой здоровенный зверюга - просто исчез:   ведь точно был - а теперь  нету!!! Колдовство какое-то, не иначе!
   
     Но хорошие кормовые участки без хозяина долго не остаются. Молодые медведи   "княжество" себе или отбирают у другого мишки, или - если счастье привалит - находят никем не занятое.

     Медведи-самцы в начале третьего года жизни  уже вполне "женихи" и  уходят от мамы-медведицы в поисках собственного "княжества" немалых размеров - до 420 кв. км, и более. Границы его они метят запаховыми метками и знаками на заметных деревьях - становятся на задние лапы и когтями передних оставляют на коре деревьев задиры.

     По высоте задиров чужак видит рост медведя-хозяина и соображает, есть ли у него шансы победить такого в драке. Если сомневается - то  границу не переходит.
     Запаховые метки тоже многое говорят  пришлому медведю. В частности - давно ли оставлены. Медведи часто обходят границы своих владений и метки должны быть свежими.

     В поисках  подходящего "княжества", набрёл пришлый молодой медведь участок, где  куражился Волчара.
      Метки на деревьях были прошлогодними, а лесной участок чужаку пришёлся вполне по вкусу.

       Но чем дальше продвигался он, тем  больше злился, потому что то и дело находил возмутительный беспорядок - брошенные недоеденными тела зверушек. Съесть-то он их съел, потому что растительного корма было пока мало, но дальше-то что здесь будет, если не с голода, а из озорства  жизни лишать всё, что движется?

        "Я вас научу порядку!!! - всё больше злился чужак. - Ишь, как бандюги распустились!".

          Множество волчьих и лисьих следов привели его к месту, где Волчара блаженствовал. От обжорства и неподвижной жизни он растолстел до безобразия и тушей своей продавил шезлонг аж до самой земли.

          Встревоженные прихлебатели, кормившиеся объедками после Волчары, предупредили, что сюда чужой медведь идёт, предложили убраться с его пути. Но  разве можно показать своим, что Хозяин-волк  кого-то испугался?? Да ни за что!!

          И хотя Волчара встревожился, но делал вид, что ничуть чужака не боится.
- Вместе мы - сила! Пусть медведь сам нас боится! - попытался он успокоить своих.
- Даааа... Всё так, но... - неуверенно прозвучало в ответ.

          Волчара не отводил от медведя глаз. Чужак по россыпи костей вокруг сразу понял, где здесь корень зла, и брёл, не торопясь, точным курсом к шезлонгу, всем видом своим показывая полное спокойствие.


         Когда медведь уже был близко, волки как-то незаметно, бочком-бочком отдалились от своего командира, а потом попрятались за толстыми деревьями. Чтобы лучше видеть происходящее, они встали за деревьями  на задние лапы, а морды свои - высунули.

- Тебе чего  надо?? Уходи из моего леса! Я здесь  Хозяин!!! - прорычал угрожающе Волчара, зубы нечищенные оскалил, но позы своей вызывающей - на спине, а ноги кверху - не изменил. Он так разжирел и растренировался, что даже встать  сам на лапы не мог!

         Медведь, не отвечая,  поднялся на задние лапы и вперевалочку подошёл к шезлонгу сбоку. На мгновение он остановился, а потом вдруг  молчком  ка-ак  двинет задней лапой  по волчьему боку!  Классный бы вышел из него футболист!

          Взлетел Волчара вместе с шезлонгом выше верхушек соседних деревьев, а потом лёгкий шезлонг отделился и упал, а воющий от боли волк пролетел над ельником и грохнулся где-то вдали.

- Я вас научу Законам леса!!! - заревел медведь, распахнув широкую зубастую морду. - Ишь, распустились как!!!  Бошки поотрываю, лапы,  хвосты повыдёргиваю!!!

          Услышав его угрозы, волки, лисы  в ужасе бросились прочь!

          А собравшиеся в отдалении зайцы встали на задние лапы и аплодировали чужаку стоя: 

                СВЕРШИЛОСЬ!

                НАКОНЕЦ-ТО ЖИТЬ БУДЕМ - КАК НАШИ ПРЕДКИ:

                ПО ЗАКОНУ и СПРАВЕДЛИВОСТИ!


8.4.2021