Военкоматы. Их праздник

Василиса Фед
           8 апреля -День сотрудников военных комиссариатов в России

                ВОЕНКОМАТЫ. ПОЗДРАВЛЯТЬ ИЛИ НЕ ПОЗДРАВЛЯТЬ
Часть 6
          
   Когда появился этот праздник, не знаю. Был и в 2020 году. Из тихих праздников. Не слышала, чтобы сотрудников военных комиссариатов поздравляли Президент России и Главнокомандующий Вооружённых Сил РФ В. Путин и министр обороны РФ С. Шойгу.
   Вроде бы, не бывает и каких-то праздничных мероприятий в этот День.               

                «МЫ – КОМАНДА МИНИСТРА ОБОРОНЫ!»

   Самые вежливые сотрудники в государственных учреждениях Москвы – работники Многофункциональных центров (МФЦ), которые оказывают разнообразные услуги населению города. Это замечательная идея – компактный многопрофильный центр.
   Сотрудники здесь вежливые, разговаривают, не раздражаясь и не повышая голоса; готовы ответить на все вопросы. У них единая форма. Ни лишнего слова, ни лишнего движения.

   Чем можно объяснить вежливость персонала МФЦ? Выскажу своё мнение.
   Безусловно, идёт предварительный жёсткий отбор кандидатов; потом с ними работают те, кто знает, как наставлять персонал административных учреждений; явно, тренинг ведут психологи, стилисты. В общем, их готовят к этой работе. ГОТОВЯТ!
   Конечно, роль играет и заработная плата. Не думаю, что она на уровне прожиточного минимума.
   К этому можно добавить и комфортные условия в МФЦ. Тепло, сухо, светло, чисто. Словом, не работа в поле. Но это я в шутку.

    Всё-таки, на первое место я поставлю интересное новшество. В вестибюле МФЦ, где находится первый узел связи с населением – справочная, висит большой плакат с фотографией мэра Москвы Сергея Собянина. Там же текст, содержание которого такое: поможем, ответим и всё в таком духе. 
   И главное: на форме сотрудников своеобразный жетон «Мы – команда мэра».
   Я уверена, что именно это – «Мы – команда мэра» - дисциплинирует сотрудников МФЦ. Никто не станет нарушать законы, грубить посетителям, ведь это бросит тень на репутацию мэра, как руководителя столицы.

   А теперь к военкоматам. По тому, что я слышу и читаю о военных комиссариатах, делаю вывод, что в этих государственных (получают деньги из общего бюджета страны, а это и налоги населения) учреждениях нужна перестройка. Юноши (их родители или опекуны) призывного возраста военкоматов боятся. Не без оснований. А такого не должно быть!

   Хотя бы начать с малого, но морально существенного. Надо и для сотрудников военкоматов ввести жетон (бейджик), допустим с таким текстом: «Мы- команда министра обороны» или «Мы – команда главнокомандующего».
   И плакат повесить с портретом, а также дать выдержки из Конституции РФ и разных законов, указов, постановлений, решений (их уйма), которые защищают права допризывников, призывников и всех военнослужащих, которые приходят в военкомат с разными вопросами и проблемами.
   Будет это сдерживать сотрудников военкоматов или нет - мог бы показать эксперимент; как говорят специалисты по разным экспериментам – пилотный проект.
   А пока о том, что есть в настоящем.

                СЕКРЕТЫ В НЕ СЕКРЕТНОМ
   
    Что такое военкомат? Выписываю из «Нового энциклопедического словаря» (РИПОЛ КЛАССИК. Большая Российская энциклопедия. Москва. 2004): «Военный комиссариат (военкомат) – в Российской Федерации орган местного военного управления. Ведает военной мобилизацией и  учётно-призывной работой».
   Из старейших органов. Существовал при Советском Союзе, пережил СССР и живёт более 30 лет в Российской Федерации. Не изучала биографию военкоматов; видела информацию, что капитально их учредили в Советском Союзе за несколько лет до Великой Отечественной войны.
 
   Можно предположить, что на большой процент сохранилась и структура военкоматов; тогда и сейчас в призывной кампании участвуют представители местной власти и общественности.
   Военкоматы – самая не обсуждаемая у нас тема; забытая, заброшенная.  Или не обсуждать – чьё-то решение. Что-то я не припомню, чтобы Президент РФ В. Путин с кем-то (из Госдумы, Совета Федерации, Генпрокуратуры, Министерства обороны, Конституционного суда…) говорил о военных комиссариатах. Не слышно ни о каких законах, обсуждаемых Госдумой.
   Получается, что военкоматы находятся вне общей жизни страны. Как бы варятся в собственном соку. Но, возможно, это лишь внешняя сторона их деятельности.

   Воинская повинность (установленная законом обязанность нести военную службу) – это призыв на военную службу юношей 18-27 лет.
   Что такое призывная кампания сегодня? Списываю с сайта правовой линии «Реальная армия»: «Призыв на военную службу – комплексное мероприятие, в которое вовлечены Министерство обороны, исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
   Отвечает за организацию призыва военный комиссариат – структурное подразделение МО, а принимает решение о призыве или предоставлении отсрочки/освобождения конкретному лицу – призывные комиссии (ПК), создаваемые в каждом муниципальном районе».

   Странный сбор. Что такое «орган местного САМОуправления», кто там работает и можно ли им доверять? «Самоуправление» не вяжется с таким серьёзным делом, как призыв на военную службу.
   Также вызывает большое сомнение состав медицинской комиссии, которая появляется в военных комиссариатах на время призывной кампании. Призывная и медицинская комиссии не имеют юридического статуса и не несут ответственность за принимаемые решения. Или лишь то, что называют административным наказанием.
   Никто не должен забывать, что за каждым безответственным решением этих людей стоят судьбы призывников. А это молодое поколение России; оно же - будущее страны.
 
   Ответственность может появиться лишь при фальсификации медицинских документов и всего остального, что должно быть в «Личном деле» допризывников и призывников. О коррупции в военкоматах, «отмазывании» призывников, фальсификации «Личных дел» - это давно уже не секрет.
   Об этом немало примеров в Интернете, а именно на тех сайтах, где юристы рассказывают о правах призывников, о федеральных законах, которые защищают права, здоровье и жизнь всех граждан России, в том числе и призывников. А ещё обо всём этом есть в Конституции РФ, в Уголовном кодексе РФ.

   Невозможно скрыть насилие над волей молодых людей, которых призывают в армию. Хочешь или не хочешь, а ты обязан, если здоров, идти в армию. Иначе… За голову надо хвататься от испуга и возмущения, когда читаешь законы, в которых описаны карательные меры против тех юношей, которые по каким-то причинам не хотят служить в армии.
   Крепостное право в России отменено в 1861 году в последний день масленицы – Прощённое воскресенье. Однако бесправие тогда не исчезло совсем. Самые бесправные и зависимые сейчас в России люди – юноши от 18 до 27 лет. Ещё физически не окрепшие и едва «оперившиеся».

   Конечно, постепенно вся армия России будет состоять из контрактников и гражданских специалистов, призывать которых на работу в различные подразделения армии советуют политологи, социологи и иные, кто в этом деле компетентен.
   А «срочники» пока нужны. Возможно, как подсобная сила. Они дешевле обходятся государству – 400 тысяч рублей в год. Опять же знающие люди говорят, что за год юношей в армии мало чему научат; даже ходить правильно строем не успеют научить.
   Ходить в строю – это важно для парадов. В остальных военных делах муштра – никчемное дело.
   Владеть оружием юношей можно учить и вне армии; на полигонах.

   Желание защищать Родину находится не в накачанных мышцах, а в душах. А чтобы душа хотела быть патриоткой, необходимо всеми силами и средствами поддерживать тех, кто идёт служить на год, и кто служит в армии постоянно. Надо поощрять призывников, повышать статус военнослужащих; увеличивать для них разные льготы (приём в вузы, на работу).
   Меньше поощрять генералов; больше – военнослужащих рангами ниже, а ещё больше – призывников. И обязательно обустраивать везде, особенно в отдалённых гарнизонах,  комфортный быт; чтобы было хорошее, качественное питание, тёплые казармы, удобная одежда и обувь. И чтобы горячая вода в душе была каждый день, а не только по праздникам. И чтобы никакого казарменного хулиганства и мордобоя!
   Кстати, о деньгах. В одной из статей в Интернете я прочитала, что у России столько денег в «закромах», что экономисты не знают, как их потратить. Правда, мнения о богатстве «закромов» разное. Но всё равно можно сделать вывод, что денег в государственной казне достаточно для того, чтобы иметь только контрактную армию.

                УВАЖЕНИЕ К ПРИЗЫВНИКАМ - ДЕФИЦИТ

     На стенде администрации одного из районов (Южный административный округ Москвы) прочитала интересный текст.
   Называется «Информация для призывников». Дальше о том, что «С 1 апреля 2021 года проводится призыв граждан на военную службу. Призыву на военную службу подлежат граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе».
   Далее перечень категорий годности к службе в армии, и что принимает решение о категории лишь призывная комиссия военкомата, а не какое-то иное учреждение.

   А потом сюрприз. Текст начинается так: «Обращаю Ваше внимание, что…».
   За «Обращаю» должна быть какая-то личность. Я просмотрела весь исписанный лист, но не обнаружила ни фамилии, ни должности. Призывник (его родители или опекун; доверенное лицо) так и не узнает, кто к нему обращается; даёт советы, предупреждает.
   Может, это Президент РФ, министр обороны РФ, военком Московского городского военного комиссариата, военком райвоенкомата?
   
   Хорошо хотя бы то, что к призывникам Некто не обращается на «ты» и «Вас» написано с большой буквы. Ни одного телефона на той писульке. А как назвать бумажку, претендующую на официальный документ, если на ней нет ни штампа, ни печати, ни фамилии.
   Могли бы указать телефон юриста (он есть в штате военкоматов): «Если у Вас есть вопросы, позвоните…». Нет телефона юриста, потому что сотрудники военкоматов терпеть не могут призывников, знающих свои права, «подкованных». С ними такая морока!

   К сведению сотрудников военных комиссариатов: призывник – не военнослужащий до тех пор, пока не надел военную форму. И не следует в военкомате его ставить по стойке «смирно». А кое-где ещё и покрикивают на них.  Никакого подобного права у сотрудников военкоматов нет.  Если хочется кому-то проявить свой плохой характер – дома, в кухне. Если домочадцы разрешат.
   Это ещё не всё. «Дополнительно информирую Вас, что в случае не исполнения требований Федерального закона от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» Вы можете быть привлечены к уголовной ответственности».
   Мистер Икс – по-другому то таинственное лицо не назовёшь – угрожает, пугает. А как же без угроз для призывника! Штрафы, арест… Иначе пропадёт вся сладость от власти над призывниками у тех сотрудников военных комиссариатов, кто принимает участие в призыве.
   Буду выяснять, есть ли подобная «Информация для призывников» в других районах Москвы.

   Для сотрудников военных комиссариатов (как в военной форме, так и гражданских) выполнение плана по призыву – дополнительный положительный штрих в их реноме. План любой ценой! Не знаю, получают ли премии члены медицинской, призывной комиссий и штатные сотрудники военкоматов при выполнении плана по призыву. Но командировочные деньги не штатные получают. А если хорошо себя зарекомендуют (по понятии военкома), то и в следующий призыв пригласят.

   По-моему мнению, чтобы в рядах медицинской и призывной комиссий не появлялась плесень, должна быть постоянная ротация, то есть смена состава и непременная, предварительная, тщательная их проверка, и подготовка к работе.
   Призыв в армию – важное государственное дело. Армия нужна. Неблаговидные дела иных сотрудников военкоматов, тех, кто входит в медицинскую и призывную комиссии, могут вносить дурную ноту в авторитет армии. А за ним – авторитет и доверие к руководству страны.
   
                УДИВЛЯЮТ ЖЕНЩИНЫ

   Я уже раньше в своей статье «Военкоматы. Фальсификация документов» упоминала Максима  Бурмицкого, правового эксперта международного проекта «Общество и армия».
   В его большом просветительном (для призывников, их родителей, опекунов, доверенных лиц) исследовании «Уголовно наказуемая практика работы военных комиссариатов» речь идёт о фальсификации «Личных дел» призывников, и о разных других нарушениях прав призывников. За фальсификацию сотрудник (сотрудники) военкомата может получить 4 года тюрьмы.

   Фальсификацией юрист называет махинацию с различными документами призывников, в том числе и чаще – с его медицинскими документами. Какие-то его медицинские справки не «пришиваются» в «Личное дело», какие-то якобы теряются; врачи (их семь) медкомиссии могут что-то своё состряпать. Особенно опасны в этой фальсификации художества психиатра.
   И здесь скажу: психиатра не должно быть в составе медицинской комиссии военкомата. Формируют эту бригаду врачей не понятно где; никто не проверяет их профпригодность, их дипломы, их способности работать именно с молодёжью.

   Этих врачей не готовят работать в военкоматах; им не читают лекции на подобные темы. Не уверена, что они подписывают какие-то документы об ответственности за нарушение прав призывников и трудовой дисциплины во время призывной кампании.
   Попав в военкомат, где главное – выполнить план по призыву, иные врачи становятся послушными приказам тех сотрудников, кто при погонах, в том числе и военкома (глава этого учреждения в ответе за всё!), нарушают врачебный кодекс. Его главные тезисы: не навреди человеку; не посрами честь белого халата; береги репутацию врача.

    Юристы постоянно напоминают: военкомат – не медицинское учреждение; врачи медкомиссии НЕ ИМЕЮТ ПРАВА СТАВИТЬ ДИАГНОЗЫ. Ставят, не моргнув глазом!
    Всё это очень странно. Ведь и врачи, и все сотрудники военкоматов (а их в России тысячи) должны быть патриотами Отечества. К призывникам они должны относиться с огромным уважением – как к воинам, которые отправляются в армию и будут защищать границы нашей любимой Родины; все народы страны, их семьи.

    А что слышат, видят и чувствуют призывники в военкоматах, если не во всех, то во многих? Неуважение, покрикивание, остракизм. И, конечно, они знают о несправедливости, суть которой такая: служат далеко не все (речь о здоровых юношах), кто должен идти в армию. Это сыновья (внуки) разных чиновников, депутатов, генералов и иже с ними.
   Удивляют меня женщины. Медицинская комиссия, главный врач во время призывной кампании – это всё женщины. Есть они и в штате военкоматов, и в призывной комиссии. В нашей стране полный матриархат в школах, в медицинских учреждениях. Ничего хорошего в подобной однобокости нет.
   Казалось бы, там, где женщина, должна быть сама сердечность, доброжелательность, участие и учтивость. Особенно там, где дети. Женщины вынашивают детей и знают, как это трудно. Призывники – это тоже дети. Неважно, что родили их другие женщины.
   Не знаю, по какой причине атрофируется жалость у дам, которых заносит на работу в военкоматы.

    М. Бурмицкий высказывает своё мнение о том, зачем, зная о возможном административном и уголовном наказании, «доблестные сотрудники военкоматов» нарушают законы во время призывной кампании, делают служебные подлоги.
   Он пишет, что речь не всегда идёт о материальной выгоде: «Очевидно, что вышеперечисленные деяния, как правило, совершаются умышленно, с целью незаконного призыва граждан.
  Причем у преступника не обязательно должна присутствовать корыстная заинтересованность; как показывает судебная практика, вполне достаточно таких личных мотивов, как стремление извлечь выгоду нематериального характера.
   Такое стремление может быть обусловлено карьеризмом, желанием приукрасить действительное положение, в том числе, и улучшить показатели своей работы.  Выполнение плана по призыву однозначно является таким мотивом».
    Вот так: оказывается, среди сотрудников в иных военных комиссариатах заводятся парвенютки(выскочки).

                УСАТЫЙ НЯНЬ

   Почему молодые люди (не все, но значительная часть) не хотят идти в армию? Есть пацифисты. Прочитала, что пацифист – человек, выступающий против всяких войн, не желающий служить в армии. И о том, что в настоящее время в России это понятие и его приверженцы не подвергаются анафеме; со скрипом, но оно принято.
   Наверное, тоже со скрипом, но появилось в нашей стране и понятие «альтернативная служба». В составе призывной комиссии есть представитель такой службы. Об этом также мало что известно.
   Вроде бы, юноши, не желающие служить в армии, могут работать санитарами в больницах, помогать персоналу по уходу за тяжело больными в пансионатах для пожилых граждан. Что-то мне подсказывает, что на альтернативной службе у нас единицы призывников. Не пущают!

   На телеканале «Первый» по воскресеньям идёт передача «Жизнь других». Ведущая Жанна Бероева (надеюсь, что правильно написала имя и фамилию) 4 октября 2020 года рассказала о призывной кампании в Дании. Призыв там организован не так, как в России.
   Приходит время служить. Разработана лотерея. Молодые люди тянут билеты. Вытянул билет со словами «Тебе служить», надо идти служить. Всё по-честному.
   Молодой датчанин сказал, что девяносто процентов юношей не хотят служить в армии. Для таких есть альтернативная служба: ухаживать за тяжело больными пожилыми пациентами в больнице, работать няней в детском саду.

   Няня в детском саду! Экзотика. Однако был хороший пример в советском художественном фильме «Усатый нянь». Замечательный фильм тем, что юноша – няня в детском саду у нас – редкость; возможно, только один был на весь Советский Союз в том фильме.
   Дети своего усатого няню обожали, с ним не было скучно. Однако он вынужден был проститься с ребятишками, так как пришло время… идти в армию.
   И вот Дания. По улице идёт высокий парень, держит за руки двух крошечных (по сравнению с ним) детей. За ними ещё группа малышей, за которыми присматривает женщина. Это детсад на прогулке.

   Юноша – призывник; для него работа в детском саду – альтернативная служба. Нет, он не пацифист. Его не взяли в армию из-за… больших передних зубов. Наверное, услышав о такой причине, сотрудники наших военкоматов хохотали бы до колик.
   Когда он разговаривал с Жанной, никаких особых зубов-клыков не было видно. Молодой человек сказал, что работа в детском саду ему так понравилась, что, когда закончится эта его альтернативная служба, он бы хотел остаться там няней.

   Что мне еще понравилось в рассказе о призывах в армию в Дании? В стране популярно слово «шанс». Если молодой человек по какой-то причине отказывается идти в армию, а идти он должен, то ему дают шанс найти выход; исправиться, если он совершил какой-то поступок.
  Дать шанс – это одно. И совсем другое: «Дополнительно информирую Вас, что в случае не исполнения требований Федерального закона от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» Вы можете быть привлечены к уголовной ответственности».
   -------------------------
   Поздравлять или не поздравлять сотрудников военных комиссариатов? Вопрос, как у принца Гамлета. Может, День – это не для торжеств, а для того, чтобы, собравшись, подумать, как поднять авторитет военкоматов. Только сотрудники военкоматов с этим делом не справятся. Нужна команда специалистов. И воля Верховных!