Сталин 1 марта 1953 года, часть 8

Серафим Григорьев -3
          



              Б е р е з о в  ы й  с о к  С т а л и н а - 2



*Березосок - древний славянский праздник Существовало поверье, что отдельно стоящее дерево - это душа погибшего человека, и в нем струится живая кровь, а не просто питающий растение сок. Такую березу нельзя было трогать.



   Дачка – так ранее называли дачи при советской сласти, таковой была и дача офицера Личной охраны Сталина, Михаила Борисова. Все как у всех - шесть соток, яблони, груши, сливы, вишня, кустарник, ягоды, однако отличительной чертой были Колхидский кипарис, огромная береза, верба и еще что-то, чему названия я не знаю.
   - Все растения на даче товарища Сталина, в основном, привезены с Кавказа, возможно, только из Грузии. Были подарки, зная пристрастие Хозяина, от глав некоторых государств, - рассказывает Почетный чекист, пока наша съемочная группа настраивает аппаратуру.
   Я предвидел его ответ, однако задаю вопрос:
   - Откуда на вашей даче кипарис, верба и другие растения с явной отличительной чертой – они не с русской равнины?..
  Госохранник членов Политбюро, глядя в окно, отвечает в свой манере – после паузы:
   - После смерти товарища Сталина, Берия многое вывез на свалку,  а новый начальник «Государства в государстве» смотрел на все сквозь пальцы. И пользуясь неразберихой и случаем, офицеры позволяли брать себе безделушки и малоприметные финтифанты, я тоже позволил это, благо это нигде не стояло на учете.   
   - И кипарис, и вербу (willow), и все прочее, что произрастает на вашем участке – с дачи Вождя? – спрашивает гранд-оператор Виктор Зверев, который сумел освоиться в роли второго журналиста.
   - Именно так, благо ночью, незаметно,  можно было откопать росток и спрятать его под формой – голь на выдумки хитра.  Ушлые грузины, как проведали об этом, зачастили ко мне с вином, коньяком и даже с долмой. Кто-то завел бизнес на этом, ведь поклонников товарища Сталина становится все больше и больше.
   - А нам можно? – спрашивает Виктор.
   - Почему бы и нет? Покуда идет березовый сок – самое время пересаживать саженцы, так что откопаю вам, сколько надо, - отвечает выходец из Вятской деревни.
   - Мы и пакеты припасли для этой цели, - смеется наш оператор.
   - Сегодня «сталинского чая» не будет, угощу вас «сталинским березовым соком», - и старый стражник уходит во двор.
   Возвращается он с солдатской фляжкой. Мы угощаемся березовым соком из этой фляжки, не подозревая, что опытный чекист приготовил нам сюрприз. 
   - Камера работает? –спрашивает Борисов, привыкший к нашему лексикону.
   - Работаем! – я даю команду.
   Узнаем:
* Середина апреля 1945 года выдалась теплой и солнечной. На Ближней даче Сталина офицеры личной его охраны провели субботник, и охраняемая ими территория, и так идеальная в будние дни, приобретает вид не просто сияющий, но и благостный.
     - В этот день я стоял на периметре объекта, вдалеке от самого строения, - начал свой очередной рассказ капитан Борисов. – И вдруг, как из-под земли, предо мной вырастает сам товарищ Сталин. И палец свой держит у рта, мол: «Молчи»!.. А я воздух в грудь набрал автоматически. Мгновенно перевожу дыхание, а руку держу под козырек.
     - Товарищ Борисов, – обращается ко мне одетый в маршальскую форму и фуражку наш вождь. – Вы когда-нибудь собирали березовый сок? – спрашивает меня Иосиф Виссарионович.
     - Так точно, товарищ Сталин, - отвечаю я. – В нашей деревне его называли пасокой, цедили бочками.   
     Капитан Борисов недоуменно смотрит на будущего генералиссимуса -  тот протягивает ему солдатскую фляжку. Надо сказать, деревенский парень недоумевал: как это цедить сок в узкое алюминиевое горлышко. На его родине березу надрубали топором и подставляли полкадушки под брызжущую на ветру струю.
    - Надломите эту веточку, - просит охранника Хозяин.  И показывает на березовую ветку.
     Еще ничего не понимая, капитан  ломает березовый, с палец, сучок. И тут до него доходит смысл сталинской задумки: как набирать сок.
     - Товарищ Сталин откручивает резьбовую пробку и подвешивает фляжку за цепочку на подломленную веточку, из которой уже, как слезы, полились капельки прозрачной, как хрусталь, весенней водицы, - при этих словах у старика выступают слезы на  голубых глазах.
     Проходит час, пожилой человек в маршальской форме возвращается к дальней березке со стаканчиком в кармане и с колечком белого пластыря.
     - После взмаха его руки, я отдаю Иосифу Виссарионовичу полную  фляжку…А он наливает мне в стакан соку, – Борисов внимательно и радостно смотрит на наши недоуменные лица.
     - Пейте, товарищ Борисов, – подбадривает Хозяин.
     Капитан с внутренним трепетом выпивает сок.
     - Никогда в жизни я не пил ничего лучшего, чем  этот березовый сок. Неповторимый вкус его и сладость - они и сейчас, как вспомню ту давнюю историю в год Победы,  - у меня в душе, – трогательный рассказ бывалого охранника приближается к концу.
      - Перевяжите раненых, – усмехаясь в усы, восклицает Народный комиссар СССР и протягивает офицеру пластырь.
     - Я бережно выпрямил ветку и сделал ей «перевязку». Так никто из Наших и не узнал, как товарищ Сталин добывал березовый сок весной 1945 года, – с некоторой гордостью в голосе  заключил очередное повествование капитан личной охраны.
     - Вот она – та самая фляжка, – протягивает он фляжку любовытному оператору, который начинает крутить ее в руках.
     - Точно такую же мне отец подарил, с войны привез, - радуется Виктор.
     И персик на торте - звонит сын Михаила Евдокимовича.
     - Приятная новость: сын Владимир с композитором Григорием Гладковым сдали в театр мюзикл «Волшебное кольцо»!..
   - Интервью, интервью когда сподобится нам дать? - я наставиваю в очередной раз.
   - Отказыается, не хочет светиться как сын "кожаного затылка" при Сталине.
   Разминка окончена, мы переходим к теме "Смерть товарища Сталина".

                п р о д о л ж е н и е  с л е д у е т

предыдущая глава:

фото/инфа - Инет